Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей по средствам приобщения их к русской народной кукле»
методическая разработка

Зубарева Татьяна Валентиновна

Методическая разработка

«Развитие познавательной активности детей по средствам  приобщения их к русской народной кукле»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Развитие познавательной активности детей по средствам  приобщения их к русской народной кукле»

Автор:

Зубарева Татьяна Валентиновна

педагог дополнительного образования

т\о «Сказка»

г.Ярцево

2019 год

Сегодня, в век высоких технологий и всемирной компьютеризации, очень важно вернуться к народным промыслам наших дедов и прадедов, возродить ремёсла родного края.  Возрождение  русских народных традиций начинается с детства. А детство, как известно, начинается  с кукол. Именно кукла, является для ребенка предметом познания окружающего мира.

             Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории  практически невозможно отделить куклу  от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем.

 Кукла дает детям разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет  действовать понарошку, как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в школьном возрасте. Кроме того, кукла позволяет встать на позицию другого: «оживляя» игрушку, дети наделяют ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми.   Функции  куклы  разнообразны. Например, с ней дети могут проигрывать различные конфликты, возникающие в их жизни. Это важный этап в понимании ситуаций и выстраивании отношений со взрослыми.

Но особенную ценность приобретает кукла, сделанная собственными руками. В нее ребенок вкладывает, не только свои знания, умения и навыки, но и душу, и сердце. . Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками куклы!

            Занимаясь творением куклы в рамках народной традиции, каждый раз ощущаешь волнение и воодушевление от магии творчества и, конечно же,  от результата, который получается.  Хоть и переделано уже большинство видов народной куклы не один раз, а желание сделать еще одну только растет. Простота  и осознанность творимого – это важнейшие из принципов создания традиционной куклы, верного спутника человеческой жизни.

Практично, в гармонии с природой жили наши предки. Из старой и  счастливой одежины и добром отслужившей ткани скручивали кукол для  игр своих детей, для  обрядов  и защиты от лиха. У каждой куклы была своя роль и назначение.

 С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным куклам, воспитывать вкус и глаз ребенка! Необходимо приучать детей к настоящей красоте и гармонии, которой обладают подлинные народные куклы. Играйте вместе с детьми! Вместе придумывайте игры! Умейте увлечь их необычными игрушками! Будьте сами увлеченным и заинтересованным человеком! Рассказывайте детям об куклах, «открывайте» им тайны и секреты незнакомых им кукол!

Народные куклы — это «куклы с биографией», о них есть что рассказать, каждая из них таит в себе в какую-нибудь тайну или секрет, то есть что-то такое, что сразу не разглядишь в ней, но узнав, удивишься. Это может касаться материала, из которого сделана кукла, или приемов ее создания, или того образа, который она в себе заключает. А, главное, за каждой куклой стоит человек — мастер, сделавший эту куклу! Умелые, талантливые руки мастера сумели создать именно эту куклу, она неповторима, потому что руки мастера не бездушный штамповочный механизм, который раскроил миллионы кукол по одному лекалу. И дети должны это знать. Им интересно это узнавать! Я убедилась в этом сама, рассказывая детям о «секретах» народной куклы. Но и взрослые тоже должны этим интересоваться, чтобы было,  что рассказать детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

  Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеа...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста по средствам физкультурных упражнений

Познавательная активность ребенка 2—3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной де­ятельности....

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Методическая разработка "Развитие познавательной активности на уроках русского языка посредством ИКТ"

Методическая разработка содержит следующие вопросы по данной теме:Теоретические аспекты развития познавательного интереса у учеников основной школы на уроках русского языка с использованием ИКТ.1.1. И...