Медиаобразование как ответ на вызовы времени
статья

Волосатова Наталья Владимировна

Современная молодежь, как одна из самых слабозащищенных и уязвимых категорий населения в силу отсутствия у нее соответствующих знаний, опыта  часто выступает объектом для различного рода манипуляций со стороны СМИ. В этой связи необходимо научить школьника разбираться в источниках информации. По окончанию обучения в образовательном учреждении он должен уметь оперировать различными данными, извлекать из них необходимые, достоверные факты и делать на их основе закономерные выводы. С решением этой задачи помогает справиться медиаобразование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediaobrazovanie_kak_otvet_na_vyzovy_vremeni.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Характерной особенностью XX-XXI вв. является информатизация всех сфер жизни обществ, а, следовательно, возросшая роль средств массовой информации, как источника получения знаний об окружающей нас действительности. СМИ помогают сообщать миру о том, что правильно или неправильно, и с помощью опосредованных технических средств так или иначе воздействуют на мысли и чувства человека. Телевидение, радио, пресса и интернет  на сегодняшний день – одни из самых мощных инструментов коммуникации во многих странах мира. Растущий спрос на разнообразную информацию стимулировал массовый выпуск газет и журналов, а технический прогресс способствовал появлению в XX веке теле- и радиовещания. Однако развитие средств массовой информации, увеличение числа каналов передачи сведений произошло и благодаря развитию самого общества: усложнение его социальных структур, возросшая социально-политическая активность граждан различных стран, а также создание общемирового информационного пространства. Переход от индустриального типа общества к информационному стал закономерным итогом всех этих процессов. В противовес термину «информационное общество» испанский социолог Кастельс предлагает использовать термин «информациональное общество» [6, с. 81]. Этим он подчёркивает, что информация заменяет собой целую индустрию. Если раньше, по мнению учёного, информация пропускала вперёд индустрию промышленную, то в современном обществе информация становится структурообразующей, и именно она определяет вектор его развития. Однако, как мы знаем, этот инструмент может играть не только позитивную роль, но и негативную, связанную с дестабилизацией общества в интересах определенных социальных акторов.  Возможно искажение информации в угоду правящему  режиму или заинтересованным политическим группам, обладающим финансовыми и иными ресурсами.

Современная молодежь, как одна из самых слабозащищенных и уязвимых категорий населения в силу отсутствия у нее соответствующих знаний, опыта  часто выступает объектом для различного рода манипуляций. В этой связи необходимо научить школьника разбираться в источниках информации. По окончанию обучения в образовательном учреждении он должен уметь оперировать различными данными, извлекать из них необходимые, достоверные факты и делать на их основе закономерные выводы. С решением этой задачи помогает справиться медиаобразование.

В 1984 г. этому понятию впервые было дано объяснение в документах ЮНЕСКО: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике» [4, с. 84].

В отечественную педагогику термин «медиаобразование» был введен в 1986 г. Начиная с 90-х гг. XX века этой темой занимались такие исследователи как А.В. Шариков, О.А. Баранов, Л.С. Зазнобин, Ю.Н. Усов и др.  

Так, например,  О.А. Баранов считает, что медиаобразование - это «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [2, с. 74].

Сегодня население черпает информацию об окружающей действительности из разных источников, однако к основным, классическим, видам СМИ  относятся:

  • Печатные СМИ
  • Радиовещание
  • Телевидение

        Последнее время, как замечают исследователи, популярность обретает Интернет, как источник информации. Благодаря присутствию в динамично развивающейся информационно-коммуникационной среде онлайновые СМИ получили мощный импульс к количественному развитию и с течением времени стали играть все более заметную роль в информационных процессах, протекающих в обществе. Однако они по-прежнему не могут похвастаться надёжностью  всех информационных источников, что существенно влияет на доверие к Интернету, как источнику достоверных знаний.

        В этой связи стоит задаться вопросом: «Все ли события, освещаемые даже классическими видами СМИ, доходят до получателей в объективном, неискаженным виде?».  Дать однозначный ответ на этот вопрос едва ли возможно, ведь часто имеют место курьёзы, связанные с фальсификацией фактов, подменой понятий и вырванными из контекста фразами. Поэтому особенно важно в этой связи у подрастающего поколения формировать умение критического подхода к анализу получаемой информации, отсюда и видна необходимость развития медиаобразования в учебных заведениях.

Исследователь Мастерман так объяснял причины актуальности  медиобразования [8, с. 22]:

  1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенность современных обществ средствами массовой информации;
  2. Идеологическая важность медиа, и их влияния, как отрасли промышленности, на сознание аудитории;
  3. Быстрый рост количества медиаинформации, усиление механизмов управления ею и ее распространения;
  4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы;
  5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях;
  6. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации.

        Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других формах обучения, которые развивают индивидуальность учащегося, а также самостоятельность его мышления.

        Медиаобразование можно использовать как автономную форму занятия в учебном заведении, так и интегрировать её в традиционные учебные предметы.

        Чем полезно использование медиаобразовательных  технологий на уроках? Вопрос об эффективности использования материалов СМИ на уроках обществознания является крайне актуальным в современной системе организации процесса обучения. Это объясняется тем, что данный способ освоения нового материала позволяет учителю объяснять теоретические положения темы без отрыва от современной действительности. Предмет «Обществознание» не может находиться в стороне от информационного пространства, в котором существует учащийся. Благодаря использованию такого рода материалов на уроке преподаватель также реализует деятельностный подход в образовании, прописанный в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Возросшая информатизация всех сфер жизни общества изменила требования к выпускнику. Сейчас, когда нет необходимости запоминать огромный пласт фактической информации, персоналий, понятий, которые возможно найти за короткий срок в интернет-источниках, документах и материалах СМИ, появляется необходимость научить учащегося работать с информацией различного вида, отбирать нужный материал и грамотно пользоваться имеющимися ресурсами.

        Ещё одной причиной необходимости использовать материалы СМИ на уроках обществознания  является подготовка обучающихся к сдаче Единого государственного экзамена в 11 классе. Ряд заданий контрольно-измерительных материалов направлен на применение знаний общественной жизни в качестве аргументации к тому или иному ответу. Так, например, задание 29, в котором  выпускнику предлагается написать мини-сочинение, в качестве одного из критериев (29.4)   его оценивания, называет качество приводимых примеров и фактов.  Под качеством понимается не просто корректно сформулированные факты, но и их источники – не менее двух, одним из которых могут быть сообщения СМИ. Это позволит получить два балла вместо одного, когда ученик опирается исключительно  на факты общественной жизни из личного социального опыта, собственного наблюдения, что нередко, по оценкам экспертов имеет место.        Использование материалов СМИ находит отражение в воспитании активной гражданской позиции, социальной ответственности, а также при формировании различных знаний, умений, навыков в решении типичных задач в области социальных, политических и экономических отношений.

        Стоит подчеркнуть, что работу с использованием СМИ необходимо включать в урок обществознания обдуманно, предварительно подготовив детей к получению информации из нового источника. Чем младше школьники, тем больше комментариев должен сделать учитель, возможно, ему и самому понадобится продемонстрировать пример, который бы послужил образцом для дальнейшей самостоятельной работы ребят с материалами.

Проанализировав различные средства массовой информации, мы выделили из них наиболее доступные и полезные источники, которые могут стать «помощниками» учителя на уроках обществознания и повысить степень восприятия теоретической информации учащимися. Охарактеризуем каждый блок более подробно.

Социальная сфера. Для расширения кругозора учащихся, а также приведения конкретных примеров в рамках уроков по темам, возможно использование таких журналов, как «Русский репортёр» и «Огонёк». В данных изданиях уделяется большое внимание личности человека и его социальным проблемам, проводятся опросы и социологические исследования.

Правоведение. Безусловно, самую полезную и актуальную информацию по этому блоку можно найти в специализированных изданиях и программах. Среди телевизионных передач можно выделить «Парламентский час», где журналисты показывают процесс обсуждения различных законодательных инициатив в Государственной Думе, а также рассказывают обо всех нормативно-правовых актах, принятых нижней палатой Федерального Собрания. Из печатных изданий особо стоит отметить «Российскую газету» и «Парламентскую газету» - именно они являются официальными публикаторами федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания.

Политическая сфера. Данный блок, на наш взгляд, богат на печатные издания и телевизионные программы, уделяющие огромное внимание этой области. Обратить внимание можно на такой журнал, как «Профиль». Зачастую, не вторя властям, журналисты и редакторы приводят качественные аргументы в пользу оппозиционной точки зрения, давая  возможность читателю, тем самым, самому определиться со своей позицией и сформировать личную точку зрения. Из телевизионных передач выделяется программа «Международное обозрение», которую показывают на телеканале «Россия-24». Её ведущий – Евгений Примаков-младший даёт лаконичную характеристику ключевым событиям, произошедшим на мировой политической арене. Также возможно использование таких программ как «Время» и «Вести в субботу с Сергеем Брилёвым».

Экономика. Сегодня почти в каждом журнале есть колонки, посвящённые экономической теме, но не каждый из этих журналов можно использовать в процессе обучения. На наш взгляд, стоит отдать предпочтение таким печатным изданиям, как «РБК», «Эксперт». Анализируя финансовую политику центральной власти, журналисты приводят мнения экспертов, бизнесменов, чиновников, что позволяет получить более полную характеристику различных экономических событий, происходящих в стране и в мире. Из телевизионных передач на уроках обществознания возможно использование таких программ, как «Экономика», «Факты», транслирующихся по каналу «Россия-24», и «#PROФинансы» - продукт бизнес-канала «РБК».  

На наш взгляд, начинать вводить материалы СМИ на уроках обществознания наиболее целесообразно с 9 класса, когда необходимый минимальный уровень знания для понимания информации уже получен и у учащегося сформирован навык поиска сведений по заданной теме. Исходя из этого, мы предлагаем рассмотреть несколько способов включения моментов с использованием СМИ в процессе обучения:

  • Устраивать «пятиминутки» в начале каждого урока обществознания, когда дети  сообщали бы информацию  о главных событиях, например, прошедшей недели или подбирали материал из источников в контексте изучаемой темы.
  • Обсуждение главных информационных поводов в рамках изучения темы урока. Например, в рамках изучения темы «Выборы в демократическом обществе» возможно учащимися сделать мини-сообщения о выборах президента Российской Федерации 2018г., показать, как освещалась данная тема разными новостными программами.
  • Осуществлять проектную деятельность, результатом которой могли бы стать информационные стенды о событиях, произошедших в городе, крае, стране и мире, которые затем бы постоянно обновлялись. Реализовать это возможно через стенгазету, в которой были бы обозначены ключевые события г. Новокузнецка за прошедшую неделю.
  • Демонстрировать материалы СМИ в качестве наглядных примеров для объяснения теоретических положений, данных в учебнике обществознания по той или иной теме. Так, например, в рамках изучения темы  «Лидеры и элита в политической жизни» можно обратиться к статье «22 кадра» («Эксперт», №36, 4-10.09.2017) и изучить по ней, кем представлена сегодняшняя политическая элита России, какие тенденции наблюдаются в ней в течение последних лет.
  • Предоставить учащимся возможные темы сочинений, которые бы они раскрывали на примерах различных событий, происходящих в стране и мире. Для подготовки к единому государственному экзамену возможно, например, обратиться к высказыванию Ф. Кони: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его преступление. Он ко всем равно строг и милостив». Если ученики имеют сложности в поисках необходимой информации или и вовсе не имеют подобного опыта, то учитель может им посоветовать источники, подсказать инфоповод.

        Таким образом, используя материалы средств массовой информации на уроках обществознания, учитель и ученики получат всестороннюю, достаточно полную характеристику изучаемого явления. В ходе урока учащиеся не только смогут освоить теоретические положения, данные в учебнике, но и применят их на практике – в ходе работы с источниками информации, которые послужат наглядной иллюстрацией темы занятия. Такие занятия разнообразят процесс обучения, а также покажут ребятам значимость изучаемой теории.

        Уроки обществознания с применением материалов средств массовой информации помогут сформировать у школьников и ряд   умений и навыков: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных и общекультурных, что будет способствовать реализации  требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в основу федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Список литературы:

  1. Бакшин, В. В. Основы журналистики [Текст]: учебное пособие /  В.В. Бакшин – М.: Флинта – 2009. – 90 с.
  2. Баранов, О.А. Медиаобразование в школе и в вузе [Текст] / О.А, Баранов. – Тверь:  Издательство ТГУ, 2002. – 87 с.
  3. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания [Текст]:  учебник для вузов / Л.С. Бахмутова – М.: ВЛАДОС, 2001. – 351 с.
  4. Бочарская И.А. Роль медиаобразования в системе формирования культуры личности старшеклассника / И.А. Бочарская // Журналистика и медиаобразование. – Белгород, 2006. – С. 240.
  5. ВЦИОМ Пресс-выпуск №3098 от 04.05.2016г. ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679 (Дата обращения: 02.11.2017г.).
  6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
  7. Корлыханова, И.А. Использование материалов СМИ в подготовке уроков обществознания и права в школе [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-obschestvoznaniya-ispolzovanie-materialov-smi-v-podgotovke-urokov-obschestvoznaniya-i-prava-v-sh-1151365.html (Дата обращения: 16.12.2017)
  8. Федоров, А.В. Медиаобразование будущих педагогов [Текст] / А.В. Фёдоров. – Таганрог: Кучма, 2005. – 314 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

,,Современныйурок физкультуры: ответ на вызовы времени".

Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остается урок физической культуры. За последнее время урок претерпел значительные изменения – как и все образование в целом. Увелич...

Использование интегративного подхода в образовании учащихся как ответ новым вызовам времени

Фёдорова Т. Г. "Использование интегративного подхода в образовании учащихся как ответ новым вызовам времени"...

Демократии Запада в 1918-1939гг. Ответы на вызовы времени.

Презентация по курсу Всеобщей истории 11 класс по УМК Л.Н.Алексашкиной для профильного уровня. Использован учебник Л.Н.Алексашкиной Всеобщая история, ХХ- начало ХХI века. 11 класс : учеб. для общеобра...

Доклад "Современный учитель: ответ на вызовы XXI века"

В начале нынешнего века стало совершенно очевидно: поток информации, в первую очередь колоссальные возможности Интернета, оказывают огромное влияние и на образоват...

Актуальные проблемы современного образования детей. Вызовы времени

Современный мир – это мир постоянных стремительных изменений. Изменения в будущем будут происходить гораздо быстрее. Каким будет мир завтра? Как подготовить ребенка к жизни в этом новом мире? Ка...

Сертификат участника вебинара "Современная рабочая тетрадь как ответ на вызовы 21 века. Формируем и развиваем иноязычную коммуникативную компетенцию "Вместе!" Просвещение

Участие в вебинаре "Современная рабочая тетрадь как ответ на вызовы 21 века. Формируем и развиваем иноязычную коммуникативную компетенцию "Вместе!" Просвещение...

«Воспитание: вызовы времени, нестандартные решения, ситуация успеха».

Воспитание нового поколения – формирование личности одна из главных задача современного мира....