Доклад "Современный учитель: ответ на вызовы XXI века"
статья на тему

       В начале нынешнего века стало совершенно очевидно: поток информации, в первую очередь колоссальные возможности Интернета, оказывают огромное влияние и на образовательный процесс, и на становление, самоопределение, самоидентификацию наших учеников. В интернет – сообществе наши учащиеся открыли для себя новую виртуальную реальность, и часто их самооценка зависит от количества друзей или подписчиков собственной страницы в социальной сети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Шиткинская СОШ

Выступление учителя изобразительного искусства

Котоман Виктории Александровны

 на теоретическом семинаре

МО технологии, физкультуры, ОБЖ, ИЗО

на тему: «Современный учитель: ответ на вызовы XXI века»

 

ноябрь – 2013 год

Современный учитель:

ответ на вызовы XXI века

       В начале нынешнего века стало совершенно очевидно: поток информации, в первую очередь колоссальные возможности Интернета, оказывают огромное влияние и на образовательный процесс, и на становление, самоопределение, самоидентификацию наших учеников. В интернет – сообществе наши учащиеся открыли для себя новую виртуальную реальность, и часто их самооценка зависит от количества друзей или подписчиков собственной страницы в социальной сети.

       Использование поисковых систем Google, Yandex и др. прочно вошло не только в практику учителей при подготовке к занятиям, но и в нашу повседневную, обыденную жизнь. Интернет пришел едва ли не на каждый наш урок, а при отсутствии стационарного компьютера наши ученики (а иногда и мы сами) пытаются немедленно выйти в Интернет с мобильного телефона, ноутбука, планшета и пр. С его помощью пишутся почти все доклады и проекты, выполняются домашние задания. Нередко даже во время перемен наши ученики, особенно подростки, погружаются в социальной сети. Достаточно просто зайти, к примеру, на сайт «ВКонтакте», «Одноклассники» и посмотреть, кто зарегистрирован. В сети наши школьники ищут единомышленников, смотрят все подряд, выкладывают не всегда качественные или даже приличные собственные видеосюжеты, слушают музыку, смотрят фильмы, общаются по скайпу. Поэтому некоторые взрослые полагают, что Интернет – это «сплошное зло».

      Если учитель понимает и принимает все это как существующую реальность, если он рассматривает Интернет в качестве одной из современных технологий, поставленных на службу человеку, - это современный учитель. Грань в нашем сознании, разделяющая информационные и материальные технологии, истончается. И учителя, и ученики уже не мыслят создание материальных объектов без предварительной информационной подготовки, которая позволяет заранее найти:

  • аналоги – сопоставить и сравнить их;
  • характеристику материалов для работы;
  • технологию изготовления изделий или даже видеодемонстрацию приемов работы;
  • интернет – магазины, где можно приобрести материалы;
  • конкурсы, где можно будет представить свое изделие.

      Мы используем компьютерные программы для систематизации информации и представления ее ученикам, расчета себестоимости изделий, для создания слайд – шоу или учебных фильмов. Современный учитель широко применяет информационные технологии обучения потому, что именно так интересно учиться его ученикам! Они становятся любознательными, формируется мотивация, а значит, возможны и высокие результаты обучения. Конечно, раньше мы, обходились и без этого. Мы прекрасно объясняли учебный материал, имея учебник, доску и мел, но сама жизнь нас подталкивает к новому качеству преподавания. Таким образом, первая черта портрета современного учителя – высокий уровень информационной компетентности.

      Сегодня особенно важный вопрос – а что должен делать учитель в первую очередь: учить или воспитывать? На что сделать основной акцент: на знаниях или на воспитательном характере обучения?

      Снова и снова поднимается вопрос: как воспитывать наших учеников, чтобы они пополнили ряды достойных, порядочных членов общества. На первый взгляд базовые ценности человеческого общества всё те же – не укради, не убей, проявляй уважение к старшим, люби, будь справедливым и пр. но изменились условия жизни. Наши ученики погрузились в информационный поток и буквально потерялись в нем. Безграмотная русская речь в социальных сетях и личных дневниках, много откровенно лживой информации, выкладывание в сеть непроверенных данных, непристойная, пошлая реклама, сплетни и пр. Всё это говорит о безответственном отношении и к самой информации, и к людям, о которых пишут. Понимают ли это наши ученики? Насколько критично они относятся к тому, что читают и смотрят в Интернете? К сожалению, они практически не способны анализировать это и критически осмысливать.

      Следовательно, современный учитель должен стать образцом культурного человека для своих учеников. Речь идет и о культуре труда, и о критичном, нравственном отношении к информации, которую педагог выкладывает в процессе обучения в Интернете (созданные сайты, ролики, презентации и пр.), и о его имидже как учителя, умении четко, грамотно выражать свои мысли, хорошим знанием русского языка, а по возможности и иностранного. Процесс воспитания современный учитель начинает с себя, потому что дети копируют поведение взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

,,Современныйурок физкультуры: ответ на вызовы времени".

Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остается урок физической культуры. За последнее время урок претерпел значительные изменения – как и все образование в целом. Увелич...

Использование интегративного подхода в образовании учащихся как ответ новым вызовам времени

Фёдорова Т. Г. "Использование интегративного подхода в образовании учащихся как ответ новым вызовам времени"...

Учитель и вызовы общества

В статье обозначены противоречия и проблемы учителя в современной школе. Показаны неудовлетворительные коммуникации, и неконгруэнтные ожидания  между участниками образовательного процесса. Возмож...

Демократии Запада в 1918-1939гг. Ответы на вызовы времени.

Презентация по курсу Всеобщей истории 11 класс по УМК Л.Н.Алексашкиной для профильного уровня. Использован учебник Л.Н.Алексашкиной Всеобщая история, ХХ- начало ХХI века. 11 класс : учеб. для общеобра...

Сертификат участника вебинара "Современная рабочая тетрадь как ответ на вызовы 21 века. Формируем и развиваем иноязычную коммуникативную компетенцию "Вместе!" Просвещение

Участие в вебинаре "Современная рабочая тетрадь как ответ на вызовы 21 века. Формируем и развиваем иноязычную коммуникативную компетенцию "Вместе!" Просвещение...

Медиаобразование как ответ на вызовы времени

Современная молодежь, как одна из самых слабозащищенных и уязвимых категорий населения в силу отсутствия у нее соответствующих знаний, опыта  часто выступает объектом для различного рода манипуля...

Soft skills современного учителя в условиях глобальных вызовов XXI века

Soft skills современного учителя в условиях глобальных вызовов XXI века...