Внеурочная деятельность в системе школьного образования.
статья

Богданович Людмила Петровна

В данном материале рассматриваются принципы, направления, формы и виды внеурочной деятельности. Представлен интересный методический конструктор  внеурочной деятельности, который  разработали Д.В. Григорьев и П.В.Степанов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в системе школьного образования.

Основными принципами интеграции основного образования и внеурочной деятельности являются:

  1. Принцип развития личности (преемственность между внеурочной деятельностью и базовыми компонентами учебного плана).
  2. Принцип преемственности в расширении знаний.
  3. Принцип взаимосвязи системы дополнительного образования и базового компонента.

Данная работа имеет два направления – спецкурсы (углубление знаний, полученных на уроке) и научные общества обучающихся.

Определим задачи внеурочной деятельности:

- обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;

- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

- снижение учебной нагрузки обучающихся;

- улучшение условий для развития обучающегося;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Предлагается использовать следующие методы:

- креативный;

- эвристический;

- проблемно-поисковый;

- репродуктивный;

- иллюстративный.

Диагностика может выполняться в форме анкетирования в организационный период и в конце, наблюдения.

Каковы же результаты интеграции? В первую очередь наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний, уменьшается количество «трудных детей», количество победителей различных конкурсов увеличивается, улучшается здоровье, налаживается взаимосвязь не только со сверстниками, но и с педагогами.

Разнообразны формы работы обучающихся:

- коллективная, групповая, индивидуальная;

- игра-моделирование;

- взаимодействие замыслов;

- занятия кружка.

Для получения результата используются следующие виды деятельности обучающихся:

- репродуктивный;

- поисковый;

- исследовательский;

- творческий.

Существует множество форм проведения внеклассной работы – викторины, конкурсы, экскурсии, предметные турниры, олимпиады и т.д.

Интересный методический конструктор  внеурочной деятельности разработали Д.В. Григорьев и П.В.Степанов. Данный конструктор представлен в таблице.

Вид внеучебной деятельности

Образовательные формы

Уровень результатов внеучебной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

1. Игровая

Ролевая, деловая, социально-моделирующая игра

1. Приобретение социальных знаний

Ролевая игра

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Деловая игра

3. Получение опыта самостоятельного социального опыта

Социально-моделирующая игра

2. Познавательная

Викторины, познавательные игры, проекты, олимпиады, интеллектуальные марафоны

1. Приобретение социальных знаний

Викторины, познавательные игры и беседы

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проекты, внешкольные акции познавательной направленности

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, тематический диспут, дискуссия

1. Приобретение социальных знаний

Этическая беседа

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность

Культпоходы, концерты, выставки

1. Приобретение социальных знаний

Культпоходы

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Праздники на уровне класса и школы

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные

концерты, выставки

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества,проекты, фестивали

1. Приобретение социальных знаний

Кружки художественного творчества

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки,фестивали искусств, спектакли в классе, школе

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (волонтерство)

КТД, социальная акция, организованная взрослым

1. Приобретение социальных знаний

Социальная проба

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальный проект

7. Трудовая деятельность

Лего-конструирование, кружки

1. Приобретение социальных знаний

Кружки технического творчества, ремесел

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, сюжетно-ролевые игры

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник,детская производственная бригада

8. Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия спортивных секций, школьные турниры

1. Приобретение социальных знаний

Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально-значимые спортивные акции и проекты

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, поход, экспедиция

1. Приобретение социальных знаний

Образовательная экскурсия

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Туристический поход

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Краеведческая экспедиция

Предметный кружок  один из наиболее эффективных форм внеурочной деятельности. Основа кружковой работы – принцип добровольности. Занятия в кружке создают условия для раскрытия потенциала, способностей обучающихся, удовлетворения познавательных потребностей, повышают успеваемость и интерес к обучению.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное направления: музыкальные и спортивные кружки, секции, театральная, танцевальная студия). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая статья "«Беседа о музыке как форма внеурочной деятельности в системе школьного образования»

Данная статья описывает актуальность бесед о музыке, их значимости во внеурочной деятельности педагога....

Проектирование внеурочной деятельности в процессе школьного филологического образования

Актуальность  данной работы  определяется необходимостью  просвещения коллег и родителей  по вопросам организации внеурочной деятельности обучающихся, формирования  их мотивац...

«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»

Внеурочная деятельность в системе ФГОС:  как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....

Место внеурочной деятельности в системе школьного образования

Заинтересованность современной школы в решении проблемы организации внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым   взглядом на образовательные резул...

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...