Проект "Школа через время и пространство"
проект (5 класс)

Теплова Галина Валерьевна

Исследовательский краеведческий проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_cherez_vremya_i_prostranstvo.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ШКОЛА ЧЕРЕЗ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО»

Григорьева Александра Владимировна,

 Наянова Олеся Денисовна

МБОУ «ООШ им. Н.С.Маркелова

с.Максимовка Базарно-Карабулакского

района Саратовской области»

E-mail: teplova_galina@bk.ru

                  Даная исследовательская работа посвящена взаимосвязи истории школы села Максимовка с историей России. Проект основан на изучении воспоминаний выпускников школы разных лет. Он создаёт возможность проследить взаимосвязь времени с изменениями в школе.

          Ключевые слова: история школы, воспоминания выпускников, время, пространство.

RESEARCH WORK

«SCHOOL THROUGH TIME AND SPACE»  

Grigorieva A.V., Nayanova O.D.

MBOU « OOSH named after N.S.Markelov

  Maksimovka Bazarno-Karabulakskogo

district of the Saratov region

E-mail: teplova_galina@bk.ru

        Danish research is devoted to the relationship between the history of the school of the village Maximovka with the history of Russia. The project is based on the study of memoirs of school graduates of different years. It creates the ability to trace the relationship between time with changes in school.

          Keywords: school history, graduation memories, time, space.

Оглавление

1.Введение.

2.Школа села Максимовка во времени и пространстве.

2.1.Церковно-приходская школа.

2.2.Изба-читальня.

2.3.Первая советская школа.

2.4.Новая школа 1975 года.

2.5.Школа сегодня.

3.Итоги.

4.Заключение.

5.Список источников.

1.Введение.

  В нашей работе исследована история  школы села Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области  от 1776 до 2020 года. С помощью изучения документов и воспоминаний учеников разных лет работа выявила влияние исторической эпох на развитие пространства и концепции школы. Цель  исследовательской работы - проследить влияние времени на изменение пространства и его концепции.

Задачи:
- провести исследование документальных источников и специальной литературы;

 - провести анализ воспоминаний старожилов села;
-  изучить  основные этапы развития школы, особенности  воздействия исторических эпох на жизнь школы;

 «Человек – это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и пространстве»
Альберт Энштейн.

2.Школа села Максимовка во времени и пространстве.

2.1. Церковно-приходская школа.


 Селом Максимовка стала в 1900 году, когда возвели церковь христианскую.   Именно 1900 год и считается годом образования в селе церковно-приходских школ: мужской и женской.

2.2.Изба-читальня

   В первые годы советской власти в Максимовке появилась изба-читальня – первая начальная школа. Она размещалась в поповском доме в центре села. Там сельчане учили азы грамоты, буквы, цифры. Ходили туда как дети, так и взрослые, у которых была тяга к знаниям. Из воспоминаний Антоничевой М.Я.

   «Так направили к нам молоденькую учительницу Карцеву Людмилу Петровну. Она очень красиво одевалась – по городскому, сельские бабы таких одежд и не видели, а на ногах – ботиночки, на шее – косыночка. Была она из образованной семьи: отец – судья, мама – интеллигентка, хорошо музицировала, знала поэзию.»

2.3.Первая советская школа.

  Точной даты постройки первой советской школы в селе не выяснено. Известно, что примерно в зо-е годы двадцатого века. Это была семилетка.  Школа построена была деревянная, большая – на 9 классов, так как детей было много, учились в две смены, были параллельные классы. Окружал школу большой сад с множеством деревьев, тропинки вели в разные его стороны. В военное и послевоенное время сельские дети не всегда ходили в школу. Воспоминания  Водяхиной К.Я.

   «Мне во время войны было 15 лет, в семье нас было пятеро детей. Отца на фронт забрали в 1942 году, брат попал в штрафной батальон и пропал под Сталинградом. Школу я бросила - нужно было хлеб сеять, картошку сажать на дальних полях. В 1942 году в день рождения отпустили меня на  речку купаться. Там на берегу я увидела голодного волка. Глаза голодные, тощий. Я бежать хотела, а ноги не слушались. Волк постоял и в лес побежал. Жалко его было и страшно»

   Теплова Г.И. и Теплов В.И. вспоминали: «Родились мы перед войной. Работать ещё не могли. Но голод хорошо запомнился. У Вячеслава Ивановича отца забрали на фронт, когда год ему исполнился. Больше он отца не видел.    В школу ходили в послевоенные годы, нечего было обуть-одеть, мы по очереди валенки носили, а сумку-торбу мама сшила из мешковины. Всего четыре года я проучилась, надо было помогать родителям, работать. Трудное было время, но обиды на страну не было. Верили, что всё наладится»

А в 50-е годы жизнь наладилась. Приехали новые учителя. Школа зажила полной жизнью.

Из воспоминаний Брызгалиной Н.А. – выпускницы 1970 года.

    «С теплотой вспоминаю свою первую учительницу Коробкову Клавдию Павловну. Наш класс был большой – 30 человек. И чтобы не отставать от программы из-за большого количества учеников, из-за бесконечных перерывов на то, чтобы погреться, она оставляла нас после уроков. Ходи мы в походы, пели песни, танцы разучивали. Удивляюсь, сколько сил было у этой хрупкой женщины! Она одна вырастила двух дочерей, сердце было больное. Мы бегали по утрам её встречать, несли её сумку до школы. А если заболеет, навещали её, боялись, что нас могут передать другой учительнице.

    Помню всех учителей с их особенностями. Высокую и элегантную Людмилу Петровну и маленькую добродушную Антонину Петровну объединяло одно: когда они рассказывали, снимали очки, переводили взгляд в окно, как будто сами уносились в другое время, в другие страны, на другие континенты, и нас с собой уносили.

    Однажды мы пошли в лес в поход и нашли там лосёнка. Может, лосиха нас испугалась, а может, отбился он как. Но так или иначе, мы его в Максимовку привели. Валя - моя двоюродная сестра -  его у себя поселила. Назвали лосёнка Машкой. Сначала кормили молоком из бутылочки, а потом весь класс приносил кто что мог, потому что росла Машка не по дням, а по часам. Вале дома попадало, когда она убавляла рацион у домашней скотины в пользу лосёнка. Решили: пусть по селу ходит, сама себе корм добывает. Очень скоро Машка поняла, что больше и слаще угощают у магазина. Так она там как часовой стояла. Приезжал даже фотограф из районной газеты её снимать. Росла лосиха, её многие побаиваться стали. Да и огороды она обчищала частенько. Тогда и увезли у нас Машку в питомник. Мы поплакали, потом успокоились».

  1. Новая школа 1975 года.

   Новое здание школы было построено в 1975 году. Школа оставалась восьмилеткой. Первый выпуск 1985 года – 22 выпускника. В 1983 году школа приобрела статус общеобразовательной школы.

    В 90-е годы руководила школой Лопухова Любовь Александровна. Она смогла подобрать и сплотить дружный коллектив педагогов.

   Одним из направлений работы школы стало изучение фольклора. В школе были организованы кружки по изучению фольклорного наследия села. Семёнова Светлана Викторовна – учитель музыки -  организовала ансамбль «Заплатки», который исполнял народные песни, обряды, танцы.

Школа сегодня.

   С 2006 года школой руководила молодой и энергичный директор Симонова Е.Н. За 15 лет выпускники показали высокие результаты на ЕГЭ и ГИА. Школа оснащена компьютерной техникой и интерактивными досками, является участником конкурсов и проектов муниципального и регионального уровней. В 2015 году школе присвоено имя Героя Советского Союза Н.С.Маркелова – уроженца села.

   В школе трудится слаженный коллектив учителей, их труд помогает выпускникам выбрать свою дорогу в жизни. Многие выпускники школы избрали для себя делом жизни воспитание детей.

   Одним из опытнейших учителей школы является Горохова Нина Григорьевна, чей педагогический стаж работы в родной школе превышает сорок четыре  года. Как учитель физкультуры она не знает усталости и скуки: её воспитанники участвуют в соревнованиях, активно тренируются, ведут здоровый образ жизни. Нина Григорьевна – умелец на все руки. Она делает изумительные фигуры зверей и птиц из дерева и монтажной пены, её поделки покоряют районные и областные выставки. Она замечательно рисует сама и увлекла этим не одно поколение ребят. Нина Григорьевна водит мотоциклы, легковые автомобили, сельхозтехнику грузовую технику и комбайны, вместе с супругом ведёт фермерское хозяйство. Ей не дашь её годков, ведь молода она душой и телом!  Об успехах этого учителя много раз писала районная пресса.

   В 2016 году школа переформирована в основную общеобразовательную. В 2017-18 учебном году в школе обучалось 50 обучающихся села Максимовка и посёлка Комсомольский. На сегодняшний день учеников только 40. Но школа живёт насыщенной жизнью и является культурным, образовательным и воспитательным центром всего села. 

3.Итоги.

     Исследовав историю возникновения и путь становления школы села Максимовка, приходим к выводу, что пространство школы во все времена было средоточием культуры, местом воспитания нравственных устоев и традиций села. Школа влияла на развитие социокультурного окружения. Вместе с тем история государства, то есть время, нашло своё отражение в истории школы на всех этапах её развития.

4.Заключение.

  Огромный путь прошла школа с момента зарождения до наших дней, многое неузнаваемо изменилось.  Но главное неизменно: стремление педагогов дать детям знания и навыки, которые помогут им стать настоящими людьми, любящими свою землю, свой край. А эти ценности вечны, их проносят поколения через время и пространство, передавая свои наследникам.

5. Список источников.

              1.  Газета «Вестник района» 1969, 2015, 2016 г.г.

2. Гераклитов А. А. История Саратовского края в XVI-XVIII вв. Саратов: Изд-во "Друкарь", 1923, 381 с.

               3. Большая Саратовская Энциклопедия, 2010–2021.   

                            saratovregion@bk.ru                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса через создание информационного пространства

В материале раскрыты особенности построения информационного простарнства вечерней школы....

СТАТЬЯ "Время и пространство в русских народных волшебных сказках"

Статья "Время и пространство в русских народных сказках" - о категориях времени и простарнстве в русских волшебных сказках....

Литературная гостиная "Искусство-это время и пространство"

Сценарий литературной гостиной для старшеклассников "Искусство-это время и пространство"...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...

Организация проектной деятельности через освоение социокультурного пространства Калининского района

Организация проектной деятельности через освоениесоциокультурного пространства Калининского района. Медведева Ирина Анатольевна,педагог доп.образованияГБОУ СОШ № 96Калининского района Санкт-Петер...