Эссе "Я учитель"
статья

Епихина Галина Анатольевна

 Мои размышления на тему: "Почему я стала учителем" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_esse.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Много лет тому назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача - обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и развиваться. Мое счастье в успехе ученика. Ведь каждый ученик – это личность, неповторимая индивидуальность, и в то же время хрупкий росточек в нашем непростом взрослом мире. И моя задача - взрастить его, не повредив ни единого листочка, наполнить жизненными силами, вдохнуть в него энергию творчества и созидания.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Кардинальная идея современной школы – поступательное движение, диалектика развития. Развиваться должен не только ученик, но и учитель. Сегодня, когда перед современным образованием стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, расширяются сфера действия и назначение педагога.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но  компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире», осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром, правильно выстраивать эти отношения, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты.

Я должна суметь сформировать личность ученика, способную к самоопределению, мотивированную к обучению и познавательной деятельности.

Моя миссия как учителя-словесника – воспитать любовь к языку, русской литературе, создать условия для ежедневного развития компетентной личности, формировать УУД и научить применять полученные знания на практике.  И как итог – воспитание личности, способной творчески мыслить, духовно-нравственной, любящей свою Родину.

Что для этого требуется? Идти в ногу со временем, находиться в постоянном творческом поиске содержания, приемов, методик и технологий обучения.

Словесник всегда должен быть современным.  Ведь ученик сегодня может получать информацию из тех же источников, что и учитель, а потому в обучении уже не возможен субъект-объектный подход, одностороннее влияние. Учащиеся стали полноправными субъектами образовательного процесса, и это необходимо учитывать при формировании учебного процесса. Современность требует от учителя постоянного самообразования, освоения новых технологий, способов коммуникации.

В своей педагогической деятельности я использую информационно-коммуникационные технологии, технологии развивающего обучения, проблемной, проектно-исследовательской деятельности на основе личностно-ориентированного подхода, что способствует развитию личности и дальнейшей успешной реализации этой личности в жизни, является  главной целью образования и моей целью на каждом уроке.

Но воспитать личность можно лишь тогда, когда воспитание и образование идут рука об руку. Поэтому, чтобы развить в детях нравственные чувства, любовь к своему Отечеству, культуре, языку, применяю культуроведческий подход, основанный на знании традиций, культуры, истории своих предков.

Кроме того, урок должен давать пищу не только для ума, но и наполнять душу. Особенно это относится к урокам литературы. Нужно пробудить у детей любовь к чтению, в наш век современно гаджетизации это очень сложно, но возможно. Ведь если умрет книга - оскудеет язык. Умрет язык – оскудеет нация. И одна из функций литературы – беречь язык.

Уроки литературы также являются неисчерпаемым источником нравственных истин.

При изучении языка и литературы большое место отвожу работе с текстом. Знакомясь с образцами русской классической литературы, мы чувствуем связь эпох и времен, определяем с детьми, что проблемы, нашедшие отражение в произведениях, находят место и в нашей жизни, в нашем веке с его техническим прогрессом.

Анализируя действия и поступки героев, дети постепенно вырабатывают свой иммунитет ко всему пошлому и безнравственному.

С целью раскрытия творческих способностей, формирования УУД учащихся использую технологию развития критического мышления через письмо – наиболее действенный, на мой взгляд, и и результативный в условиях современного образования.

Развивать УУД помогает и технология проектной деятельности. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. На мой взгляд, самый эффективный вид проекта — мини — проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка.

Но любая технология, даже самая эффективная, мертва, если в нее не вдохнуть живую душу учителя и его личный творческий потенциал.

Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников. Но все дети очень разные, и способности у всех разные. Зачастую они лежат на поверхности.

Считаю, что каждый ребенок талантлив. И поэтому для учителя необычайно важно увидеть задатки  и способности своего ученика, дать возможность каждому ребенку раскрыться, дать ему почувствовать, пусть маленький, но успех.

А успешный ребенок – счастливый ребенок. И успех ребенка будет тем выше, чем больших высот достигнет сам учитель.

Как часто, общаясь разными людьми, слышу в последнее время фразу: «Это ваши проблемы». Исчезнувшее было слово дефицит возвращается к нам вновь. Только речь идет не о продуктах питания и вещах. Сегодня мы ощущаем дефицит внимания, доверия, любви, душевной теплоты. Дети это чувствуют острее. И порой учитель – единственный человек, кому есть дело до ребенка.  И поэтому настоящий учитель должен быть и тьютором, и наставником, который всегда рядом, который всегда поддержит, примет участие в жизни ребенка.

Настоящего учителя, кроме любви к детям и педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры, безупречная нравственность, широкая эрудиция, как в профессиональной сфере, так и общая., общительность, толерантность, личное обаяние, знание психологии ребенка.

Переосмысливая свой педагогический опыт, могу сказать, что быть учителем сегодня нелегко.

Не секрет, что сегодня мы чаще озабочены внешними показателями качества образования (количество баллов на ЕГЭ), от чего страдает внутренняя суть воспитания и образования – становление личности ребенка. Поэтому очень многое зависит от позиции учителя: будет он лишь информатором, транслятором ЗУНов, или же будет отводить большое внимание развитию личности учащегося.

Профессия учителя, как никакая другая,  дает возможность развиваться творчески, духовно. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Что будет завтра? А завтра будет новый школьный день и новый урок. И я буду стараться реализовать все свои планы и замыслы, буду постоянно  повышать свой образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, воспитывать Личность.

Ведь это мой путь к счастью. Главное, не останавливаться на достигнутом, а идти вперед, несмотря ни на что, идти в ногу со временем, творя просто добрую атмосферу вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...