Диагностический инструментарий оценивания сформированности УУД
учебно-методический материал
Диагностический инструментарий оценивания сформированности УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_listy.docx | 381.89 КБ |
diagnosticheskie_listy_1.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
В диагностической деятельности используются модифицированные методики:
Диагностика гражданской идентичности (Власова М,, Ермаков П,)
Диагностика нравственного развития – методика С.В. Молчановой «Справедливость-забота» модифицированная и упрощенная в соответствии с периодизацией и уровнем развития морального сознания учащихся 5-х классов Л. Кольберга.
Диагностика определения уровня сформированности ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию методика И.С. Домбровской «Мотивация учебной деятельности. Адаптированный вариант для 4-6-х классов».
Методика «Профессиональные интересы и склонности: адаптированный вариант для 4-6-х классов»
Вербальная ассоциативная диагностика Экологических – методика «ЭЗОП» С. Дерябо, В. Ясвин
Диагностика определения уровня отношения к здоровью и осведомленности о здоровом образе жизни – методика «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо, В. Ясевича.
Необходимость измерения метапредметных и личностных УУД обучающихся 5-х классов требует подбора диагностического инструментария, обеспечивающего выявление степени сформированности УУД в среднем звене.
Личностные УУД
1. «Я-концепция»
УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности, действия, устанавливающие смысл учения.
2. Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности.»
УУД: личностные действия самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший учений»; регулятивные действия оценивания своей учебной деятельности.
3. Методика «Определение уровня школьной мотивации (по Лускановой)»
УУД: действия, направленные на определение своего отношения к обучению в среднем звене и школьной действительности; действия, устанавливающие характер мотивации учения.
4. Методика «Моральные дилеммы. «Оцени поступок»»
УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений., взаимопомощи в конфликте с личными интересами
5. Методика Опросник учебной мотивации
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Регулятивные УУД
Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности, действия по построению жизненных планов; регуляции учебной деятельности; саморегуляции состояний.
- Методика «Дисциплинированность».
УУД: умение осуществлять действие по словесной инструкции с целью изучения степени выраженности волевой черты характера – дисциплинированности .
- Методика «Числовые таблицы»
УУД: действие, направленное на запоминание и удержание инструкции во времени, умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент, выявление степени утомляемости, устойчивости внимания, работоспособности в динамике, (продуктивность, врабатываемость, психическая устойчивость).
3. Методика «Кодировка»
УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение);
регулятивные действия контроля
4. Методика «Флаг моего класса»
УУД: коммукативно-речевые действия (коммуникативные УУД), действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера действие, направленное нав формирование произвольной регуляции поведения, (регулятивные УУД)
5. Методика «Планируем свой день»
УУД: действие, направленное на целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, составление плана и последовательности действий
Познавательные УУД
Познавательные УУД включают исследовательские действия - умение работать с информацией (в тексте); действия по формулированию вариантов решения задач (проявление элементов комбинаторского мышления; действия по раскрытию сущности понятий, осуществлению доказательств (проявление умений логического мышления).
- Методика «Учимся задавать вопросы»
УУД - умение работать с информацией (в тексте); действия по раскрытию сущности понятий, проявление умений применения логического мышления
- Методика «Составь слово из элементов по правилу»
УУД: общеучебные действия: знаково-символические, логические, моделирования, универсальные логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез – как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих элементов.
- Методика «Работа с метафорами»
УУД: действия, направленные на переработку и структурирование информации, работу с текстом (смысловое чтение), определение основной и второстепенной информации (понимание смысла пословицы)
- Методика «ГИТ» (установление аналогий)
УУД: умение мыслить по аналогии
- Методика «ГИТ» (определение сходства и различия понятий)
УУД: умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков
- Методика «ГИТ» (исполнение инструкций)
УУД: действия, направленные на понимание простых указаний и их осуществление
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В этой группе УУД следует выделить три вила действий: 1) учет позиций собеседника; 2) установление рабочих отношений в группе; 3) действия по использованию языковых средств, адекватных задачам коммуникации (с попытками описания личного пути).
- Методика «Флаг моего класса»
УУД: коммукативно-речевые действия (коммуникативные УУД), действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения, (регулятивные УУД)
- Методика «Моральные дилеммы. «Оцени поступок»»
УУД: действия нравственно-этического оценивания, учета мотивов и намерений, взаимопомощи в конфликте с личными интересами
- Методика «Яблоки»
УУД – действия, направленные на сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с учетом позиции других членов группы.
Для проведения групповой диагностической работы нами были подготовлены опросные бланки для психолога содержащие инструкции к методикам, непосредственно методики и критерии оценивания результатов. Кроме этого были разработаны индивидуальные бланки для обучающихся.
Диагностический инструментарий для измерения уровней УУД.
Личностные УУД
- «Я-концепция»
УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности, действия, устанавливающие смысл учения.
Я | Кто Я? | Какой Я? |
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я |
Я думаю, что я _______________________________________________________
Другие считают, что я___________________________________________________
Мне хочется быть________________________________________________________
(Примерный список для выбора вариантов ответов: симпатичный, дружелюбный, слабый, сообразительный, приятный, лживый, грубый, задиристый, справедливый, сильный, хвастливый, нежный, трудолюбивый, резкий, скучный, красивый, остроумный, одинокий, смелый, глупый, жадный, честный, хитрый, робкий, смешной, вежливый)
Ключ | Критерий: дифференцированность | Отметки |
Уровень 1 | 2-3 определения | |
Уровень 2 | 3-6 определения | |
Уровень 3 | От 6 и более определений | |
Критерий: обобщенность | Отметки | |
Уровень 1 | Конкретные действия и интересы | |
Уровень 2 | Совмещение интересов, социальной роли и личностных качеств | |
Уровень 3 | Социальная роль и личностные качества | |
Критерий: самоотношение | Отметки | |
Уровень 1 | Преобладание отрицательных суждений о себе или отрицательных и положительных поровну | |
Уровень 2 | Нехзначительное преобладание положительных или нейтральных суждений | |
Уровень 3 | Преоладание положительных суждений ( положительное самопринятия) |
- Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» («Хороший ученик»).
УУД: личностные действия самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший учений»; регулятивные действия оценивания своей учебной деятельности.
Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником?
Назови качества хорошего ученика.
Можно ли тебя назвать хорошим учеником?
Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик».
Критерий: рефлексивная самооценка | Отметка | |
Уровень 1 | Называет только одну сферу школьной жизни | |
Уровень 2 | Две сферы | |
Уровень 3 | Называет более двух сфер, дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика» | |
Критерий: регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности | ||
Уровень 1 | Не дает ответа или называет успеваемость | |
Уровень 2 | Называет успеваемость и поведение | |
Уровень 3 | Дает характеристику по нескольким сферам; дает адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик» |
- Определение уровня школьной мотивации (по Лускановой)
УУД: действия, направленные на определение своего отношения к обучению в среднем звене и школьной действительности; действия, устанавливающие характер мотивации учения.
Уровни | Критерии | Оценка |
Уровень 1 | 25-30 баллов – сформировано отношение к себе, как к школьнику, высокая учебная активность (выше нормы | |
Уровень 2 | 20-24 – отношение к себе, как к школьнику практически сформировано (норма) | |
Уровень 3 | 15-19 – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (перемены, друзья, возможность общения) (игровой мотив) | |
Уровень 4 | 10-14 – отношение к себе, как к школьнику не сформировано (дезадаптация) |
- Моральные дилеммы. «Оцени поступок»
УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений.
Мама всю ночь готовила доклад, печатая его на компьютере. Часть теста она решила допечатать рано утром, так, как сильно устала. Сережа, видя как маме тяжело, решил ей помочь. Печатая, он случайно нажал кнопку «удалить текст», который к отчаянию мамы не был сохранен.
Другой мальчик Рома, когда мама после долгой работы на компьютере ненадолго уснула, решил вместо того, чтобы быстро и самостоятельно собраться в школу, поиграть в компьютерную игру, которую не закончил накануне. Он закрыл мамину работу, половина которой которая не была сохранена и удалилась.
Вопросы.
- Кто из детей больше виноват?
- Кто заслуживает наказание? Почему?
Уровни | Критерий к вопросу 1: выявление степени вины | Оценки |
1 | Отсутствие ориентации наобстоятельства-ответа нет, оба виноваты | |
2 | Ориентация на объективные последствия поступка – виноват больше первый, потому, что удалил всю работу | |
3 | Ориентация на мотивы поступка: один хотел помочь маме, а другой поиграть. | |
Критерий к вопросу 2: выявление критериев тяжести наказания | ||
1 | Отсутствует ориентация на обстоятельства – оба поступили плохо, следует наказать обоих | |
2 | Ориентация на объективные последствия поступка – виноват больше первый, потому, что удалил всю работу | |
3 | Ориентация на мотивы поступка: один хотел помочь маме, а другой удовлетворить свои желания. |
- Моральная дилемма. Норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами
УУД: действия нравственно-этического оценивания.
Ира и Маша учились в одном классе. После уроков Ира обнаружила, что она потеряла ключи от квартиры и попросила Машу помочь их найти. Но Маша очень хотела пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если она задержится в школе, то не успеет поиграть, потому, что скоро придет мама, которая будет работать за компьютером.
Уровни | Критерий: выбор стратегии поступка | Оценки |
1 | Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера – пойти домой играть. | |
2 | Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других – найти кого-то кто поможет или взять Иру к себе в гости поиграть в компьютер. | |
3 | Отказ от собственных интересов, в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. | |
Критерий 2: обоснование причины поступка | ||
1 | Стадия власти и авторитета: страх силового воздействия. | |
2 | Стадия инструментального обмена: ты мне-я тебе. | |
3 | Стадия межличностнойконформности и сохранения хороших отношений. Стадия закона и порядка – люди должны помогать друг другу. | |
- Опросник мотивации
УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
- Я учусь, чтобы быть отличником.
- Я учусь, чтобы родители не ругали.
- Я учусь, потому что учиться интересно.
- Я учусь, чтобы получить знания.
- Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
- Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
- Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
- Я учусь, чтобы одноклассники меня уважали.
- Я не хочу учиться.
- Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
- Я учусь, потому что этого требуют учителя.
- Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.
- Я учусь, чтобы развивать ум и способности.
- Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом.
- Я учусь, чтобы получить интересную профессию.
- Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.
- Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.
- Я не люблю учиться.
- Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.
- Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.
- Я учусь, потому что в школе получаю ответы на интересующие меня вопросы.
- Я учусь, чтобы стать образованным человеком.
- Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни.
- Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.
- Я учусь, чтобы меня хвалили.
- Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.
- Мне не нравится учиться.
Уровни | Критерий: интегративные шкалы, оценивается мотивационный профиль. |
1 | 0 – пик на шкале «негативное отношение к школе», 1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение) |
2 | 2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы. |
3 | 3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе. |
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося. Интегративные шкалы:
Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).
Социальная – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).
Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).
Социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)
Негативное отношение к школе – 9.
Регулятивные УУД
- Методика «Дисциплинированность».
УУД: действия, направленные на выработку волевой черты характера - дисциплинированности, умений осуществлять действие по словесной инструкции.
Инструкция: каждое задание будет прочитано медленно, четко и только один раз. Слушайте внимательно, т. к. это – исследование вашей дисциплинированности и исполнительности. Переспрашивать нельзя, но исправлять свои ошибки можно. Все задания выполняются легко и точно, если проявить старание.
- Напишите вверху слева на бланке вашу фамилию, имя, отчество.
- Справа вверху бланка укажите сегодняшнее число, месяц, год.
- Обратите внимание на первый ряд кружков. Проведите линию от третьего кружка к шестому так, чтобы она прошла под четвертым кружком и над пятым.
- Обратите внимание на второй ряд кружков. Поставьте крестик во втором кружке слева и в четвертом - единицу.
- Обратите внимание на ряд прямоугольников. Теперь поставьте цифру 2 или 3 в двух самых крупных прямоугольниках и любую цифру не меньше, чем 4 и не больше 7 в том прямоугольнике, который рядом с самым маленьким.
- Обратите внимание на 4 ряд, где изображены частично пересекающиеся геометрические фигуры. Напишите цифру 1 в том месте окружности, которая не находится ни в квадрате, ни в треугольнике и цифру 5 в том месте квадрата, которое находится и в окружности и в треугольнике.
- Обратите внимание на последний ряд кружков. Проведите линию от первого кружка к шестому так, чтобы она прошла ниже второго, выше третьего и четвертого и между четвертым и пятым.
Обработка результатов: количественный показатель – процент правильно выполненных заданий от их общего числа.
Ошибки могут быть вызваны непроизвольным снижением внимания, непониманием задания, медлительностью, небрежным отношением, отсутствием стойкости воли (наличие ошибок в последних заданиях) и навыков дисциплины.
Уровни | Критерии | Оценки |
1 | Выполнено 6-7 заданий | |
2 | Выполнено 4-5 заданий | |
3 | Выполнено 1-3 заданий |
2. Методика «Числовые таблицы»
УУД: действие, направленное на запоминание и удержание инструкции во времени, на умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент выявление степени утомляемости, устойчивости внимания, работоспособности в динамике, продуктивности, врабатываемости, психической устойчивости.
Учащимся предлагаются различные таблицы и инструкции к ним. В инструкции указываются условия и временные рамки выполнения. (В данном случае учащимся было предложено за определенный отрезок времени последовательно вычеркивать цифры начиная с максимальной в сторону убывания. Цифру, на которой учащийся остановился по истечении времени необходимо обвести.
Уровни | Критерии | Оценки |
1 | Выполнено меньше половины заданий | |
2 | Выполнено больше половины заданий | |
3 | Задание выполнено полностью в указанный срок |
- Методика «Кодировка»
УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроля
Уровни | Критерий: сформированность действий замещения | Оценки |
1 | Ребенок не понимает или плохо понимает инструкцию, выполняет задание правильно только а тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано | |
2 | Ребенок адекватно выполняет задания кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно | |
3 | Сформированность действий кодирования (замещения), ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно, количество ошибок незначительно |
- «Планируем свой день»
УУД: действия, направленные на целеполагания и построение жизненных планов во временной перспективе, составление плана и последовательности действий
Инструкция: обучающимся предлагается составить план одного из учебных дней, указать временные рамки его событий.
№ | Событие дня | Время | № | Событие дня | Время |
1 | 6 | ||||
2 | 7 | ||||
3 | 8 | ||||
4 | 9 | ||||
5 | 10 |
Уровни | Критерий: развернутость планирования, адекватная расстановка временных рамок |
1 | Ребенок затрудняется в составлении плана, распределении времени |
2 | Ребенок составляет план, но затрудняется с распределением времени |
3 | Ребенок составляет план и адекватно распределяет время |
- Методика «Найди ошибки»
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля
УУД: регулятивные действия контроля
Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст, проверить его, исправить в нем ошибки (для того, чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знание правил, но необходимо внимание и самоконтроль). Текст содержит 10 (или более ошибок).
Уровни | Критерий оценивания: подсчитывается количество пропущенныхощибок. С учетом качества пропущенных ошибок (пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки). В случае увеличения в тексте количества ошибок – критерии пересматриваются. |
Высокий | 0-2 пропущенные ошибки |
Средний | 3-4 пропущенные ошибки |
Низкий | более 5 пропущенных ошибок |
Ребята пошли в лес по грибы да заплудились. Солнце закатилось на востоке и стало быстро темнеть Мльчики испугались и стали кричать. Потом один из них забрался на дерева и огляделся посторонам. вдали мелькали огни деревни. Ребята в эту сторону. Вскоре они вышли наопушку леса и увидели людей, которые их искать. Дети рассказали, как они заблудились и нашли обратную дорогу в лес.
Коммуникативные УУД.
- Методика «Флаг моего класса»
УУД: коммукативно - речевые действия (коммуникативные УУД), действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения
Инструкция: учащимся, сидящим парами, предлагается, обсуждая друг с другом свои предложения, придумать и раскрасить флаг класса таким образом, чтобы изображения получились максимально схожими.
Уровни | Критерий: продуктивность совместной деятельности, способность строить понятные для партнера высказывания, умение задавать вопросы, способы взаимного контроля и взаимопомощи, эмоциональные отношения к совместной деятельности. |
1 | Преобладают различия или нет сходства, дети не пытаются договориться, не могут придти к согласию |
2 | Частичные сходства, совпадают отдельные признаки |
3 | Рисунки сходны между собой, дети активно обсуждают варианты, приходят к согласию, сравнивают, координируют, строят совместные действия, следят за реализацией принятого замысла. |
- Методика «Под другим углом зрения (Яблоки)»
«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми
Метод оценивания: анализ детских рисунков
Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.
Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.
Инструкция (текст задания на бланке):
На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).
Настя
Люба Денис
Егор
Рис. 1.
Рис. 2.
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Низкий уровень | учащийся не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника. |
Средний уровень | частично правильный ответ: учащийся понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника. |
Высокий уровень | учащийся четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников. |
3. Методика «Кто прав?»
УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиций собеседника и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению (коммуникативная рефлексия).
Школьникам предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общие ответы на вопросы.
Воскресенье три подруги решили провести вместе.
«Давайте пойдем в кино» - предложила Наташа.
«Нет, лучше погулять в парке» - возразила Катя
«А вот и нет! Давайте останемся дома и поиграем в компьютерные игры» - сказала Ира.
Вопросы: Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Почему у них возник спор? Как могла бы объяснить свой выбор каждая из девочек? Как им нужно поступить?
Уровни | Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции, интересы и потребности других людей (отличные от собственной позиции) | |
Высокий | Обучающийся понимает и принимает возможность разных мнений (толерантность). Учтены все три позиции или приходит к компромиссу | |
Средний | Предпринимает попытку учета позиций всех собеседников, но к определенному решению не приходит | |
Низкий | Решение принимает с учетом собственной позиции или полностью уступает другим. | |
Критерий оценивания: умение обосновать собственное мнение | ||
Высокий | Развернутость и логичность ответа | |
Средний | Отвечает односложно | |
Низкий | Не дает ответа |
Познавательные УУД
- Методика «Учимся задавать вопросы»
УУД: действия, направленные на формирование задавать вопросы к художественным текстам.
Учащимся предлагается текст из учебника литературы 5-го класса. К тексту прилагается на карточке общая схема вопросов.
№ | Тип вопроса | Примеры вопросов |
1 | прямые | Кто?, что делал? Где это происходило? При каких обстоятельствах? |
2 | уточняющие | Если я правильно понял, то |
3 | о причинах и следствиях | Почему? Зачем? Что из этого получилось? |
4 | предположения | Что бы изменилось, если бы? |
5 | на определение эмоций | Какие чувства вы испытали, когда |
6 | оценочные | Правильно ли поступил |
7 | эмоционального отношения | Понравился ли вам? |
8 | Требующие постановки себя на место героя | Как бы вы поступили на месте? |
Уровни | Критерии оценивания: умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст, умение выделять субъект и предикат текста |
Высокий | Составляет вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст, умеет выделять субъект и предикат текста |
Средний | Составляет вопросы, не выделяет субъект и предикат текста. |
Низкий | Затрудняется с составлением вопросов. |
- Методика «Составь слово из элементов по правилу»
УУД: общеучебные действия: знаково-символические, логические, моделирования, универсальные логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез – как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих элементов.
К заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, ломка, клемма.
Уровни | Критерий: умение строить слова из элементов |
1 | Задание не выполнено или составлены простые слова с использованием одной буквы |
2 | Задание выполнено, составлено несколько слов с использованием двух букв |
3 | Задание выполнено, составлено несколько слов с использованием трех и более букв |
С К Р Т | Ч Л В К | М Т М Т К | Л Г ШК | Д СК Т К |
- Методика «Работа с метафорами»
УУД: действия, направленные на переработку и структурирование информации, работу с текстом (смысловое чтение), определение основной и второстепенной информации (понимание смысла пословицы), на способность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов.
Немецкие пословицы. | Русские пословицы |
Ошибки других-хорошие учителя. | Кончил дело-гуляй смело. |
С красноречивым языком не пропадешь. | На воре шапка горит. |
Лицо выдает негодяя. | Язык до Киева доведет. |
Один все равно, что никто. | На ошибках учатся. |
Сначала ноша – потом отдых. | Один в поле не воин. |
Уровни |
|
1 | Не справился с заданием или соотнес одну пару пословиц. |
2 | Соотнес 2-3 пары пословиц. |
3 | Соотнес 4-5 пословиц. |
4 Методика «ГИТ» (установление аналогий)
УУД: умение мыслить по аналогии
Прочтите внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два слова связаны между собой.
Найди к третьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и подчеркни его.
Примеры:
ботинок: нога = шляпа:пальто нос видеть голова
птица: петь = собака: кусать лаять сторожить бегать
небо; синее = трава: растет лето зеленая высокая
платье: ткань = ботинки: бумага гуталин гулять кожа
лампа | светить | печь | стоять комната греть стена | 1 | |
ехать | машина | лететь | вокзал самолет город аэродром | 2 | |
оса | насекомое | гадюка | насекомое змея млекопитающее яд | 3 | |
соленый | соль | сладкий | кислый горький хлеб сахар | 4 | |
Россия | Москва | Венгрия | Прага Будапешт Урал Ярославль | 5 | |
рот | лицо | пятка | человек нога ходить тело | 6 | |
февраль | март | вторник | воскресенье месяц среда неделя | 7 | |
морковь | овощи | фиалка | одуванчик цветы долина пахучая | 8 | |
склад | товар. | гардероб | клуб гардеробщица пальто театр | 9 | |
рыба | вода | птица | хвост насекомое червяк воздух | 10 | |
3 | 30 | 40 | 100 1000 400 4000 | 11 | |
дуб | листья | елка | пихта хвоя ствол дерево | 12 | |
фрукты | собирать | рыба | карп жарить ловить грузди | 13 | |
слушаться | похвала | шалить | наказание учитель ученик парта | 14 | |
часы | время | барометр | погода гроза давление шкала | 15 | |
картина | стена | люстра | потолок лампа хрустальный желтый | 16 | |
жара | пыль | дождь | облако лето солнце слякоть | 17 | |
коньки | лед | яхта | река воскресенье вода лето | 18 | |
художник | кисть | кузнец | черный огонь молот лето | 19 | |
есть | еда | пить | жажда чай завтракать напиток | 20 | |
фермер | хлеб | шахтер | шахта мельник уголь скот | 21 | |
север | юг | А | Я В Н Д | 22 | |
минута | час | час | секунда сутки время стрелка | 23 | |
слюна | еда | пот | лоб капля лимон усилие | 24 | |
6 | 30 | 5 | 15 55 25 50 | 25 | |
тренировка | сильный | лень | слабый спорт медленный безделье | 26 | |
город | дома | поле | деревня колосья мыши жара | 27 | |
добрый | злой | помогать | честный работать приятный вредить | 28 | |
уважение | презрение | друг | ненависть враг любовь болезнь | 29 | |
рота | командир | завод | рабочий депутат директор мастер | 30 | |
ложка | суп | нож | вилка прибор хлеб тарелка | 31 | |
красивый | уродливый | высокий | длинный короткий низкий гора | 32 | |
доска | мел | бумага | тетрадь писать карандаш книга | 33 | |
волк | овца | кошка | кролик мышь собака крыша | 34 | |
слабость | сила. | покой | болезнь лень полнота движение | 35 | |
покупка | продажа | приобрести | деньги заработок потерять торговать | 36 | |
внизу | вверху | пол | комната потолок линолеум подметать | 37 | |
растение | травоядное | травоядное | корова детеныш хищник пресмыкающееся | 38 | |
рождение | смерть | начало | жизнь ребенок конец распад | 39 | |
сомнительный | вероятный | вероятный | знакомый достоверный чужой возможный | 40 |
5. Методика «ГИТ» (определение сходства и различия понятий)
УУД: умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков
Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.
Примеры:
Большой Р маленький, мощный С сильный, сухо Р мокро.
Богатый | бедный | 1 | |||
Милый | приятный | 2 | |||
Быстрый | медленный | 3 | |||
Все | ничего | 4 | |||
Галоши | боты | 5 | |||
Прямая | извилистая | 6 | |||
Вопрос | ответ | 7 | |||
Твердый | жидкий | 8 | |||
Плоский | ровный | 9 | |||
Лечь | встать | 10 | |||
Любовь | ненависть | 11 | |||
Ученый | необразованный | 12 | |||
Далекий | близкий | 13 | |||
Доброжелательный | завистливый | 14 | |||
Часть | доля | 15 | |||
Внутренний | внешний | 16 | |||
Подлый | честный | 17 | |||
Имущество | достояние | 18 | |||
Позволить | "запретить | 19 | |||
Сходный | различный | 20 | |||
Сердитый | вспыльчивый | 21 | |||
Живой | подвижный | 22 | |||
Красота | великолепие | 23 | |||
Беспомощный | растерянный | 24 | |||
Спор | ссора | 25 | |||
Закономерность | регулярность | 26 | |||
Простить | наказать | 27 | |||
Ловкий | умелый | 28 | |||
Взгляд | мнение | 29 | |||
Снизить | уменьшить | 30 | |||
Легкомысленный | беззаботный | 31 | |||
Согласиться | одобрить | 32 | |||
Преходящий | постоянный | 33 | |||
Непрерывный | постоянный | 34 | |||
Раздражитель | стимул | 35 | |||
Прославленный | популярный | 36 | |||
Причина | результат | 37 | |||
Ограничить | подавить | 38 | |||
Существенный | побочный | 39 | |||
Сверстник | современник | 40 |
- Методика «ГИТ» (исполнение инструкций) (4 мин)
УУД: действия, направленные на понимание простых указаний и их осуществление
Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.
Зачеркни самое большое из следующих чисел: 2 4 6 8 и нари¬суй два кружка между следующими двумя именами: Щура __________Кира.
Подчеркни среднюю из следующих букв: О П Р С Т и после самого длинного из слов: юноша девочка сестра поставь запятую.
Если Международный женский день отмечается иногда в августе, поставь крестик здесь____, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце________________на западе.
Если ты убежден, что Колумб был самым знаменитым французским полководцем, то зачеркни слово «Солнце» в предыдущем предложении. Если это был кто-то другой, то дополни соответствующим числом следующее предложение: У собаки ___ глаза.
Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву в четвертом слове и вторую букву в предпоследнем слове.
Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, обведи кружком слово «нет» и напиши здесь____ любое число, которое является неправильным ответом на вопрос, сколько часов в сутках.
Теперь напиши здесь ____ любую букву, кроме В, и здесь ______ напиши «да», если результат 7 х 8 = 56 является правильным.
Посмотри на следующие два числа: 5 и 4. Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше здесь ______, а если вода тяжелее железа, то напиши число, которое меньше, здесь ______ .
Если в слове копейка больше букв, чем в слове станция, то зачеркни первую букву в слове лев, если в нем меньше букв, то зачеркни вторую букву в ЭТОМ слове, но в любом случае зачеркни последнюю букву.
Если можно попасть во Львов на теплоходе, то реши задачу: 7x5 =___, если это невозможно, то напиши вместо результата букву X.
Если не противоречит опыту утверждение, что в грозу опасно стоять под высоким деревом, то поставь крестик в первом из следующих квадратов, □□ если наоборот, то напиши третью букву алфавита во втором квадрате.
Зачеркни в следующем утверждении неправильный ответ. 5x8 больше меньше, чем 12x4.
Только три слова из следующих: весна остров конец завтра содержат одну и ту же букву; подчеркни слово, в котором эта буква отсутствует.
Напиши первую букву названия месяца, который следует после июня, в последнем из трех кружков и последнюю букву названия месяца, который предшествует маю, напиши в первом из этих трех кружков ○○○
Примерный бланк обследования обучающегося.
Ф.И.О. ______________________________________________________________________
Возраст____________________, дата рождения___________________________________
ФИО классного руководителя___________________________________________________
Школа________________, класс_________________, дата обследования_______________
Личностные УУД
- Методика «Я-концепция»
Я | Кто Я? | Какой Я? |
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я | ||
Я |
Я думаю, что я
Другие считают, что я
Мне хочется быть
(Примерный список для выбора вариантов ответов: симпатичный, дружелюбный, слабый, сообразительный, приятный, лживый, грубый, задиристый, справедливый, сильный, хвастливый, нежный, трудолюбивый, резкий, скучный, красивый, остроумный, одинокий, смелый, глупый, жадный, честный, хитрый, робкий, смешной, вежливый)
- Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности».
Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.
Можно ли тебя назвать хорошим учеником?
Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик».
- Методика «Моральные дилеммы. «Оцени поступок»»
Мама всю ночь готовила доклад, печатая его на компьютере. Часть теста она решила допечатать рано утром, так, как сильно устала. Сережа, видя как маме тяжело, решил ей помочь. Печатая, он случайно нажал кнопку «удалить текст», который к отчаянию мамы не был сохранен.
Другой мальчик Рома, когда мама после долгой работы на компьютере ненадолго уснула, решил вместо того, чтобы быстро и самостоятельно собраться в школу, поиграть в компьютерную игру, которую не закончил накануне. Он закрыл мамину работу, половина которой которая не была сохранена и удалилась.
Кто из детей больше виноват?
Кто заслуживает наказание? Почему?
- Методика «Моральная дилемма.
Ира и Маша учились в одном классе. После уроков Ира обнаружила, что она потеряла ключи от квартиры и попросила Машу помочь их найти. Но Маша очень хотела пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если она задержится в школе, то не успеет поиграть, потому, что скоро придет мама, которая будет работать за компьютером.
Что делать Маше?
Почему?
Как бы поступил(а) ты?
- Тест «Мое отношение к учению»
Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.
Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.
№ | Вопросы | Баллы |
1. | Я учусь, чтобы быть отличником | |
2. | Я учусь, чтобы родители не ругали | |
3. | Я учусь, потому что учиться интересно | |
4. | Я учусь, чтобы получить знания | |
5. | Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу | |
6. | Я учусь, чтобы потом продолжить образование | |
7. | Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать | |
8. | Я учусь, чтобы одноклассники уважали | |
9. | Я не хочу учиться | |
10. | Я учусь, чтобы хорошо закончить школу | |
11. | Я учусь, потому что этого требуют учителя | |
12. | Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового | |
13. | Я учусь, чтобы развивать ум и способности | |
14. | Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом | |
15. | Я учусь, чтобы получить интересную профессию | |
16. | Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу | |
17. | Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали | |
18. | Я не люблю учиться | |
19. | Я учусь, чтобы получать хорошие отметки | |
20. | Я учусь, чтобы сделать родителям приятное | |
21. | Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы | |
22. | Я учусь, чтобы стать образованным человеком | |
23. | Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни | |
24. | Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу | |
25. | Я учусь, чтобы меня хвалили | |
26. | Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним | |
27. | Мне не нравится учиться. |
Сводная таблица итоговых результатов.
1. | Отметка (сумма баллов за ответы на вопросы №№ 1, 10, 19) чтобы быть отличником, чтобы хорошо закончить школу, чтобы получать хорошие отметки | |
2. | Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц(сумма баллов за ответы на вопросы № 2, 11, 20) чтобы родители не ругали, потому что этого требуют учителя, чтобы сделать родителям приятное | |
3. | Познавательная мотивация сумма баллов за ответы на вопросы (№ 3, 12, 21) потому что учиться интересно, потому что на уроках я узнаю много нового, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы | |
4. | Учебная мотивация (сумма баллов за ответы на вопросы № 4, 13, 22) чтобы получить знания, чтобы развивать ум и способности, чтобы стать образованным человеком | |
5. | Социальная – широкие социальные мотивы (сумма баллов за ответы на вопросы №5, 14, 23) чтобы в будущем приносить людям пользу, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни | |
6. | Мотивация самоопределения в социальном аспекте(сумма баллов за ответы на вопросы № 6, 15, 24) чтобы продолжить образование, чтобы получить интересную профессию, чтобы в будущем найти хорошую работу | |
7. | Прагматическая внешняя утилитарная мотивация (сумма баллов за ответы на вопросы № 7, 16, 25) чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать, чтобы получить подарок за хорошую учебу, чтобы меня хвалили | |
8. | Социальная – позиционный мотив(сумма баллов за ответы на вопросы № 8, 17, 26) чтобы одноклассники уважали, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали, потому что не хочу быть в классе последним | |
9. | Негативное отношение к учению и школе(сумма баллов за ответы на вопросы № 9, 18, 27) мне не хочется учиться, я не люблю учиться, мне не нравится учиться | |
10. | Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная + 4 учебная) | |
11. | Социальная – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы + 6 перспектива самоопределения социального и профессионального) | |
12. | Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический) | |
13. | Социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам
|
- Методика «Анкета для определения школьной мотивации»
(Обведите в кружок свой вариант ответа и количество баллов)
№ | Вопрос | Варианты ответов | Баллы | |
1. | Тебе нравится в школе? | да | 3 | |
не очень | 1 | |||
нет | 0 | |||
2. | Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | Иду с радостью | 3 | |
Бывает по-разному | 1 | |||
Чаще хочется остаться дома | 0 | |||
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? | Пошел бы в школу | 3 | |
Не знаю | 1 | |||
Остался бы дома | 0 | |||
4. | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | Не нравится | 3 | |
Бывает по-разному | 1 | |||
нравится | 0 | |||
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | Не хотел бы | 3 | |
Не знаю | 1 | |||
Хотел бы | 0 | |||
6. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | Нет | 3 | |
Не знаю | 1 | |||
Хотел бы | 0 | |||
7. | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? | Часто | 3 | |
Редко | 1 | |||
Не рассказываю | 0 | |||
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? | Мне нравится наш учитель | 3 | |
Точно не знаю | 1 | |||
Хотел бы | 0 | |||
9. | У тебя в классе много друзей? | Много | 3 | |
Мало | 1 | |||
Нет друзей | 0 | |||
10. | Тебе нравятся твои одноклассники? | Нравятся | 3 | |
Не очень | 1 | |||
Не нравятся | 0 | |||
Итоговое количество баллов | ||||
Обработка и интерпретация результатов. (обведите в кружок количество Вами набранных баллов) | ||||
25-30 баллов – сформировано отношение к себе, как к школьнику, высокая учебная активность | ||||
20-24 – отношение к себе, как к школьнику практически сформировано | ||||
15-19 – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (перемены, друзья, возможность общения) | ||||
10-14 – отношение к себе, как к школьнику не сформировано |
Регулятивные УУД
- Методика «Дисциплинированность».
- Методика «Числовые таблицы» (Время выполнения одна минута, цифры зачеркиваем последовательно в сторону убывания, по истечении времени цифру, на которой остановились, обводим)
Методика «Кодировка» (время выполнения – две минуты)
- «Планируем свой день» (таблицу можно изменить, внеся интересующие данные – время, особые условия и т.д.)
1 | 6 |
2 | 7 |
3 | 8 |
4 | 9 |
5 | 10 |
- Методика «Найди ошибки»
Инструкция: Вам необходимо прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки
Ребята пошли в лес по грибы да заплудились. Солнце закатилось на востоке и стало быстро темнеть Мльчики испугались и стали кричать. Потом один из них забрался на дерева и огляделся посторонам. вдали мелькали огни деревни. Ребята в эту сторону. Вскоре они вышли наопушку леса и увидели людей, которые их искать. Дети рассказали, как они заблудились и нашли обратную дорогу в лес.
Познавательные УУД
1. Методика «Учимся задавать вопросы»
Учащимся предлагается текст из учебника литературы 5-го класса. К тексту прилагается на карточке общая схема вопросов.
№ | Тип вопроса | Примеры вопросов |
1 | прямые | Кто?, что делал? Где это происходило? При каких обстоятельствах? |
2 | уточняющие | Если я правильно понял, то |
3 | о причинах и следствиях | Почему? Зачем? Что из этого получилось? |
4 | предположения | Что бы изменилось, если бы? |
5 | на определение эмоций | Какие чувства вы испытали, когда |
6 | оценочные | Правильно ли поступил |
7 | эмоционального отношения | Понравился ли вам? |
8 | Требующие постановки себя на место героя | Как бы вы поступили на месте? |
- Методика «Составь слово из элементов по правилу»
К заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе, именительном падеже).
Например, с согласными М, К, Л можно составить молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, ломка, клемма.
С К Р Т | Ч Л В К | М Т М Т К | Л Г ШК | Д СК Т К |
- Методика «Работа с метафорами»
Сопоставьте русские и немецкие пословицы. Соедините схожие по смыслу пословицы стрелками.
Немецкие пословицы. | Русские пословицы |
Ошибки других-хорошие учителя. | Кончил дело-гуляй смело. |
С красноречивым языком не пропадешь. | На воре шапка горит. |
Лицо выдает негодяя. | Язык до Киева доведет. |
Один все равно, что никто. | На ошибках учатся. |
Сначала ноша – потом отдых. | Один в поле не воин. |
4 Методика «ГИТ»
Прочтите внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два слова связаны между собой.
Найди к третьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и подчеркни его.
Примеры:
ботинок: нога = шляпа:пальто нос видеть голова
птица: петь = собака: кусать лаять сторожить бегать
небо; синее = трава: растет лето зеленая высокая
платье: ткань = ботинки: бумага гуталин гулять кожа
лампа | светить | печь | стоять комната греть стена | 1 | |
ехать | машина | лететь | вокзал самолет город аэродром | 2 | |
оса | насекомое | гадюка | насекомое змея млекопитающее яд | 3 | |
соленый | соль | сладкий | кислый горький хлеб сахар | 4 | |
Россия | Москва | Венгрия | Прага Будапешт Урал Ярославль | 5 | |
рот | лицо | пятка | человек нога ходить тело | 6 | |
февраль | март | вторник | воскресенье месяц среда неделя | 7 | |
морковь | овощи | фиалка | одуванчик цветы долина пахучая | 8 | |
склад | товар. | гардероб | клуб гардеробщица пальто театр | 9 | |
рыба | вода | птица | хвост насекомое червяк воздух | 10 | |
3 | 30 | 40 | 100 1000 400 4000 | 11 | |
дуб | листья | елка | пихта хвоя ствол дерево | 12 | |
фрукты | собирать | рыба | карп жарить ловить грузди | 13 | |
слушаться | похвала | шалить | наказание учитель ученик парта | 14 | |
часы | время | барометр | погода гроза давление шкала | 15 | |
картина | стена | люстра | потолок лампа хрустальный желтый | 16 | |
жара | пыль | дождь | облако лето солнце слякоть | 17 | |
коньки | лед | яхта | река воскресенье вода лето | 18 | |
художник | кисть | кузнец | черный огонь молот лето | 19 | |
есть | еда | пить | жажда чай завтракать напиток | 20 | |
фермер | хлеб | шахтер | шахта мельник уголь скот | 21 | |
север | юг | А | Я В Н Д | 22 | |
минута | час | час | секунда сутки время стрелка | 23 | |
слюна | еда | пот | лоб капля лимон усилие | 24 | |
6 | 30 | 5 | 15 55 25 50 | 25 | |
тренировка | сильный | лень | слабый спорт медленный безделье | 26 | |
город | дома | поле | деревня колосья мыши жара | 27 | |
добрый | злой | помогать | честный работать приятный вредить | 28 | |
уважение | презрение | друг | ненависть враг любовь болезнь | 29 | |
рота | командир | завод | рабочий депутат директор мастер | 30 | |
ложка | суп | нож | вилка прибор хлеб тарелка | 31 | |
красивый | уродливый | высокий | длинный короткий низкий гора | 32 | |
доска | мел | бумага | тетрадь писать карандаш книга | 33 | |
волк | овца | кошка | кролик мышь собака крыша | 34 | |
слабость | сила. | покой | болезнь лень полнота движение | 35 | |
покупка | продажа | приобрести | деньги заработок потерять торговать | 36 | |
внизу | вверху | пол | комната потолок линолеум подметать | 37 | |
растение | травоядное | травоядное | корова детеныш хищник пресмыкающееся | 38 | |
рождение | смерть | начало | жизнь ребенок конец распад | 39 | |
сомнительный | вероятный | вероятный | знакомый достоверный чужой возможный | 40 |
5. Методика «ГИТ»
Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.
Примеры:
Большой Р маленький, мощный С сильный, сухо Р мокро.
Богатый | бедный | 1 | |||
Милый | приятный | 2 | |||
Быстрый | медленный | 3 | |||
Все | ничего | 4 | |||
Галоши | боты | 5 | |||
Прямая | извилистая | 6 | |||
Вопрос | ответ | 7 | |||
Твердый | жидкий | 8 | |||
Плоский | ровный | 9 | |||
Лечь | встать | 10 | |||
Любовь | ненависть | 11 | |||
Ученый | необразованный | 12 | |||
Далекий | близкий | 13 | |||
Доброжелательный | завистливый | 14 | |||
Часть | доля | 15 | |||
Внутренний | внешний | 16 | |||
Подлый | честный | 17 | |||
Имущество | достояние | 18 | |||
Позволить | "запретить | 19 | |||
Сходный | различный | 20 | |||
Сердитый | вспыльчивый | 21 | |||
Живой | подвижный | 22 | |||
Красота | великолепие | 23 | |||
Беспомощный | растерянный | 24 | |||
Спор | ссора | 25 | |||
Закономерность | регулярность | 26 | |||
Простить | наказать | 27 | |||
Ловкий | умелый | 28 | |||
Взгляд | мнение | 29 | |||
Снизить | уменьшить | 30 | |||
Легкомысленный | беззаботный | 31 | |||
Согласиться | одобрить | 32 | |||
Преходящий | постоянный | 33 | |||
Непрерывный | постоянный | 34 | |||
Раздражитель | стимул | 35 | |||
Прославленный | популярный | 36 | |||
Причина | результат | 37 | |||
Ограничить | подавить | 38 | |||
Существенный | побочный | 39 | |||
Сверстник | современник | 40 |
- Методика «ГИТ»
Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.
Зачеркни самое большое из следующих чисел: 2 4 6 8 и нарисуй два кружка между следующими двумя именами: Щура __________Кира.
Подчеркни среднюю из следующих букв: О П Р С Т и после самого длинного из слов: юноша девочка сестра поставь запятую.
Если Международный женский день отмечается иногда в августе, поставь крестик здесь____, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце________________на западе.
Если ты убежден, что Колумб был самым знаменитым французским полководцем, то зачеркни слово «Солнце» в предыдущем предложении. Если это был кто-то другой, то дополни соответствующим числом следующее предложение: У собаки ___ глаза.
Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву в четвертом слове и вторую букву в предпоследнем слове.
Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, обведи кружком слово «нет» и напиши здесь____ любое число, которое является неправильным ответом на вопрос, сколько часов в сутках.
Теперь напиши здесь ____ любую букву, кроме В, и здесь ______ напиши «да», если результат 7 х 8 = 56 является правильным.
Посмотри на следующие два числа: 5 и 4. Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше здесь ______, а если вода тяжелее железа, то напиши число, которое меньше, здесь ______ .
Если в слове копейка больше букв, чем в слове станция, то зачеркни первую букву в слове лев, если в нем меньше букв, то зачеркни вторую букву в ЭТОМ слове, но в любом случае зачеркни последнюю букву.
Если можно попасть во Львов на теплоходе, то реши задачу: 7x5 =___, если это невозможно, то напиши вместо результата букву X.
Если не противоречит опыту утверждение, что в грозу опасно стоять под высоким деревом, то поставь крестик в первом из следующих квадратов, □□ если наоборот, то напиши третью букву алфавита во втором квадрате.
Зачеркни в следующем утверждении неправильный ответ. 5x8 больше меньше, чем 12x4.
Только три слова из следующих: весна остров конец завтра содержат одну и ту же букву; подчеркни слово, в котором эта буква отсутствует.
Напиши первую букву названия месяца, который следует после июня, в последнем из трех кружков и последнюю букву названия месяца, который предшествует маю, напиши в первом из этих трех кружков ○○○
Коммуникативные УУД
- Методика «Флаг моего класса»
- Методика «Под другим углом зрения (Яблоки)»
На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).
Настя
Люба Денис
Егор
3. Методика «Кто прав?»
УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиций собеседника и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению (коммуникативная рефлексия).
Школьникам предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общие ответы на вопросы.
Воскресенье три подруги решили провести вместе.
«Давайте пойдем в кино» - предложила Наташа.
«Нет, лучше погулять в парке» - возразила Катя
«А вот и нет! Давайте останемся дома и поиграем в компьютерные игры» - сказала Ира.
Вопросы: Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Почему у них возник спор? Как могла бы объяснить свой выбор каждая из девочек? Как им нужно поступить?
Результаты диагностического исследования были представлены на педагогическом совете школы в виде таблиц и диаграмм, позволяющих выявить уровни сформированности УУД как отдельных учеников, так и всего класса в целом.
Ф. И. уч-ся | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||||||||||||||||
я-концепция | хороший уч. | мот. Лусканова | дил. "поступок" | дил. "в конф-те | уч. Мотив-я | Дисциплин-ть | числ. Табл. | кодировка | мой день | ошибки | вопросы | ГИТсинонимы-антонимы | ГИТ установить отошение | ГИТ интел. лабильность | составл. Слов | метафоры | кто прав | флаг | яблоки | |
В | С | С | В | В | В | С | В | В | Н | С | В | ВС | С | ВС | В | В | НН | В | Н | |
С | - | В | - | - | В | - | - | - | В | С | С | НС | С | НС | Н | - | - | В | В | |
Н | Н | НС | - | - | В | С | Н | Н | Н | Н | С | НС | НС | Н | В | НН | В | В | ||
В | С | В | С | С | В | С | В | С | В | Н | С | ВС | В | ВС | В | В | НН | В | - | |
В | Н | С | В | В | В | В | В | В | Н | Н | С | С | ВС | С | В | НН | В | С | ||
В | В | В | В | - | ВС | В | В | В | С | С | С | ВС | ВС | ВС | С | В | ВВ | С | В | |
В | С | В | - | - | ВС | В | В | В | С | В | В | ВС | ВС | ВС | С | В | - | В | В | |
В | С | - | С | В | - | Н | В | С | С | Н | В | В | ВС | ВС | С | В | ВС | С | В | |
В | Н | В | С | В | В | С | В | В | С | С | В | ВС | В | С | - | ВС | С | В | ||
В | С | С | В | В | В | В | В | В | В | С | С | С | В | ВС | В | В | НН | В | В | |
В | Н | С | В | В | В | С | В | С | С | Н | С | ВС | С | С | В | В | НН | В | - | |
В | В | В | С | В | В | С | В | В | С | В | В | ВС | С | В | В | В | НН | В | Н | |
В | С | С | - | - | В | Н | В | В | С | Н | С | В | ВС | ВС | С | В | НН | В | В | |
В | С | В | В | В | В | С | В | С | В | - | Н | ВС | В | ВС | В | В | НН | В | В | |
В | В | В | С | С | В | С | В | С | В | С | В | В | ВС | В | В | В | - | С | - | |
С | В | В | В | С | В | С | В | С | С | С | В | В | ВС | С | В | В | С | В | - | |
С | С | С | С | С | В | Н | В | С | С | Н | В | ВС | В | В | С | В | НС | С | ||
В | С | Н | В | С | ВС | С | В | С | С | Н | В | В | С | ВС | Н | С | ВС | В | С | |
В | С | В | С | С | В | В | В | В | - | - | В | С | Вс | ВС | С | - | - | - | Н | |
В | В | Н | Н | В | В | С | В | С | В | В | ВС | С | С | С | В | НС | С | В | ||
В | Н | С | В | С | ВС | С | В | С | Н | Н | С | В | ВС | В | С | НС | В | - | ||
В | В | С | В | В | В | В | В | В | В | С | С | НС | С | ВС | В | В | С | С | В | |
В | Н | С | В | С | ВС | С | В | В | Н | В | В | В | В | В | С | В | С | С | - | |
В | В | В | В | В | С | В | В | С | В | Н | В | НС | С | ВС | В | В | НС | В | С | |
В | В | В | В | В | В | В | В | В | Н | В | С | С | ВС | ВС | С | В | НН | С | Н | |
В | В | В | В | С | ВС | В | В | В | В | С | С | ВС | С | В | - | ВВ | С | В | ||
В | С | - | С | В | - | В | В | В | С | В | В | ВС | В | С | В | В | С | В | Н | |
С | С | В | В | В | В | С | В | С | С | С | В | В | ВС | В | С | - | ВС | С | - | |
В | Н | В | В | С | В | С | В | С | С | В | В | Вс | В | С | В | В | НН | С | С |
Предварительный просмотр:
Диагностика сформированностиУУД по русскому языку (1 четверть)
(5 класс, программа «Школа 2100»)
№ п/п | Задания |
Дано предложение, слова в котором затранскрибированы. «Узнайте» его и запишите орфографически. [ч’ир’исканафкушолус’кийдаш’атыйп’ир’ихот] Составьте сложное предложение, используя предыдущее как предикативную часть. Постройте схему предложения. Система оценивания: 2 балла – задание выполнено по предложенным критериям, построена схема; 1 балл - задание выполнено по предложенным критериям, нет схемы или допущена незначительная ошибка при построении предложения; 0 баллов – ученик не справился с заданием. | |
Запишите слова группами в зависимости от орфограммы: Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо. Верный ответ: Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ьпосле букв шипящих в конце имён существительных» и «БуквыИ, У, А после букв шипящих») Система оценивания: 2 балла – задание выполнено по предложенным критериям, названы орфограммы; 1 балл - ученик записал слова по одной из предложенных орфограмм, назвал ее; 0 баллов – ученик не справился с заданием. | |
Какие значения у слова воображать? Подберите однокоренные слова (в разных его значениях). Какие орфограммы есть в этих словах? Верный ответ:1. Быть преувеличенно высокого мнения о самом себе; мысленно представлять. 2. Воображение, воображаемый. 3. Неизменяемая приставка во-; проверяемый гласный в корне слова – проверочное слово образ. Система оценивания: 3 балла - ученик дал не менее двух толкований слова, подобрал однокоренные слова, выделил корни, объяснил орфограммы; 2 балла - ученик дал не менее двух толкований слова, подобрал одно однокоренное слово, объяснил орфограммы; 1 балл - ученик дал одно толкование слова, подобрал одно однокоренное слово, объяснил орфограммы; 0 баллов – ученик не справился с заданием. | |
По лексическому значению определите слово и запишите:
Приведите примеры. Верный ответ: 1)активный, 2) пассивный. Система оценивания: 1 балл – определено слово, приведены примеры. 0 баллов – ученик не справился с заданием. | |
Соотнесите слова по их лексическому значению, соедините стрелочками. водитель машины жёлудь плод дуба шёпот откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды шофёр глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чегонибудь с чемлибожокей место соединения сшитых кусков ткани капюшон тонкая верёвка шоссе дорога с твёрдым покрытием шов профессиональный наездник на скачках, бегах бечёвка Верный ответ: 1) водитель машины (шофёр); 2) плод дуба (жёлудь); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон); Система оценивания: 2 балла – все выполнено точно; 1 балл - допущено не более 2 ошибок; 0 баллов - допущено более 2 ошибок. | |
Подумайте, в какой из предложенных книг вы можете узнать о лексическом значении слова рассказ:
Верный ответ: 4 Система оценивания: 1 балл – ученик выбрал правильный ответ; 0 баллов – ученик не справился с заданием. | |
Сравните слова: зори заря зарево зарница зорька озарение сравните, чем отличаются слова в 1м и 2м столбике. Можно ли слова 1го столбика считать проверочными? Установите закономерность, сформулируйте правило. Какие похожие правила вы знаете? Верный ответ: Слова являются однокоренными, но проверочными – нет. Необходимо правильно поставить ударение в слове. В безударном положении пишем а. Корни с чередованием: -гор-, -гар-; -клан- -клон-, -твар-, -твор- Система оценивания: 2 балла - установлена закономерность, сформулировано правило, приведены аналогичные правила; 1 балл - установлена закономерность, сформулировано правило, но не приведены аналогичные правила; 0 баллов – ученик не справился с заданием. | |
Ира и Кира – неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово – собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек. Система оценивания: 2 балла – дан полный аргументированный ответ. 1 балл – ответ дан, но ответ не полный. 0 баллов – ученик не справился с заданием. |
Максимально 17 баллов
Литература:
- Русский язык. 5 кл. учеб, для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. Кн. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева. - Изд. 4-е, перераб. - М. :Баласс, 2012. - 256 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100».Серия «Свободный ум»).
- Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 5-й классМ. :Баласс, 2011. - Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий сформированности УУД
Диагностический инструментарий сформированности УУД...
Диагностический инструментарий сформированности УУД
Рекомендации для педагогов.Способы формирования УУД в учебном процессе....
Диагностический инструментарий определения сформированности УУД
Диагностический инструментарий определения сформированности УУД...
Диагностический инструментарий определения сформированности УУД
Критерии оценки проектных и исследовательских работ...
Диагностический инструментарий (мониторинг сформированности УУД у учащихся)
Аналитический отчет уровня сформированности УУД на конец года (заполняется на основе данных, полученных при диагностике по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот...
Диагностический инструментарий по результатам социально-психологической адаптации учащихся и уровня сформированности УУД по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л..
Аналитический отчет по результатам социально-психологической адаптации учащихся и уровня сформированности УУД (заполняется на основе данных, полученных при диагностике по методике Александровской Э.М...
Диагностический инструментарий для оценивания уровня сформированности метапредметных УУД (читательской грамотности) в 6-7-х классах. Предмет- «история»
Задания разработаны с учетом совершенствования системы уровневой критериальной оценки. Содержание задания соответствует возрасту и интересам обучающихся 6-7-х классов, позволяет проверить такие группы...