Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская грамматика» ( ФГОС СОО) для 10 класса
рабочая программа (10 класс)

elena-vasilevna-parshikova

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_russkaya_grammatika.docx46.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 146»

Рассмотрено

на методическом объединении

МБОУ СОШ № 146

Протокол №____ от__________г.

Принято

Педагогическим советом

МБОУ СОШ № 146

Протокол №____ от__________г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 146

______________ В.А. Завьялов

Приказ от ____________№______од

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Русская грамматика»  

( ФГОС СОО)

для  10 А  класса

Количество часов: ___2__ в неделю,  __68___  в год.

Срок реализации рабочей программы __2021-2022 уч.г.___

Составитель программы:

Паршикова Елена Васильевна,

 учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории

Новосибирск, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413с изменениями от 29.12.2014 № 1645, 31.21.2015 № 1578, 29.06.2017); основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 146 (с изменениями и дополнениями).

             Цели курса :

- гуманитарное развитие учащихся;

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной письменной речью.

      Задачи курса:

- совершенствование практической грамотности;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё индивидуальное восприятие, своё  понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

                      Общая характеристика курса

            В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению,  основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей  деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки  готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ  также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть  культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Программа внеурочной деятельности  по русскому языку «Русская грамматика» будет полезна любому выпускнику школы.

           Место учебного курса в учебном плане

          Настоящий курс внеурочной деятельности «Русская грамматика»  является дополнением к основному курсу русского языка  и предназначен  для учащихся 10 класса.

Курс рассчитан на один год- 68 часов, 2 часа в неделю.

                  Личностные, метапредметные и предметные результаты

           Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;3) достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

         Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: I) владение всеми видами речевой деятельности:  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;  владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников. 2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.  

           Предметными результатами освоения являются :

 К концу изучения курса учащиеся должны знать:

- основные функции языка.

- основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.

- основные нормы русского литературного языка.

       К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

-применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

-высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

                           Содержание курса

Часть 1.                

1.Введение в курс        (4 часа)

2.Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров  (6 часов)

3. Морфологические , синтаксические , орфографические нормы  (14 часов)  

4.Знаки препинания в предложениях  (11 часов)

5.Текст как речевое целое (12 часов)

Часть 2.

1.Сочинение- рассуждение (13 часов)

2.Повторение изученного по курсу ( 8 часов)

                  Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

                         Темы занятий

Кол-во часов

   Дата проведения

По плану

Фактически

1

Введение в курс.

1 час

2

Знакомство с демоверсией по русскому языку.

Содержание ЕГЭ по русскому языку.

1 час

3

Критерии оценки экзаменационной работы.

1 час

4

1.Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1 час

5

2.Средства связи предложений в тексте.

1 час

6

3.Лексическое значение слова

1 час

7

 4.Орфоэпические нормы

1 час

8

4.Орфоэпические нормы. Практикум.

1 час

9

5. Лексические нормы (употребление слова в

соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

1 час

10

5. Лексические нормы (употребление слова в

соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Практикум.

1 час

11

6. Морфологические нормы

(образование форм слова). Формы имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений.

1 час

12

6. Морфологические нормы

(образование форм слова). Формы глаголов. Практикум.

1 час

13

7. Синтаксические нормы.

Нормы согласования. Нормы управления.

1 час

14

7. Синтаксические нормы.

Нормы согласования. Нормы управления. Практикум.

1 час

15

8.Правописание корней.

1 час

16

8.Правописание корней. Практикум.

1 час

17

9. Правописание приставок.

1 час

18

10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

1 час

19

11.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

1 часа

20

11.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Практикум.

1 час

21

12.Правописание НЕ и НИ.

1 час

22

13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

1 час

23

13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Практикум.

1 час

24

14.Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи.

1час

25

15.Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

Пунктуация в сложносочинённом

предложении и простом предложении с однородными членами.

1 час

26

15.Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

Пунктуация в сложносочинённом

предложении и простом предложении с однородными членами. Практикум.

1 час

27

16.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).

1час

28

16.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). Практикум.

1 час

29

17.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1 час

30

17.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Практикум.

1 час

31

18.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1 час

32

18.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум.

1 час

33

19.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

1час

34

19.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практикум.

1 час

35

20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

1 часа

36

20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практикум

1 час

37

21.Функционально-смысловые типы речи.

1 час

38

21.Функционально-смысловые типы речи. Практикум.

1 час

39

22.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические

обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1 час

40

22.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Практикум.

1 час

41

23.Средства связи предложений в тексте.

1 час

42

23.Средства связи предложений в тексте. Практикум.

1 час

43

24. Речь. Языковые средства выразительности.

1 час

44

24. Речь. Языковые средства выразительности. Практикум.

1 час

45-46

Итоговый контроль. Тестирование.

2 час

47

Часть 2. Сочинение- рассуждение. Критерии оценки сочинения.

1 час

48

Вступление. Проблема.

1 час

49

Вступление. Проблема. Практикум.

1 час

50

Работа над текстом. Комментарий одной из проблем текста.

1 час

51

Работа над текстом. Комментарий одной из проблем текста. Практикум.

1 час

52

Работа над текстом. Выявление авторской позиции в тексте .

1 час

53

Работа над текстом. Выявление авторской позиции в тексте . Практикум.

1 час

54

Работа над текстом. Выражения согласия и не согласия с точкой зрения автора. Комментарий авторской позиции.

1 час

55

Аргументация.

1 час

56

Аргументация. Практикум.

1 час

57

Заключение в сочинении.

1 час

58

Заключение в сочинении. Практикум.

1 час

59-60

Работа над текстом. Написание сочинения по тексту.

2 час

61-62

Повторение изученного по курсу.

2 час

63-65

Пробный экзамен по русскому языку

4 часа

66

Анализ пробного экзамена. Трудные моменты экзамена.

1 час

67

Обобщение и систематизация знаний по курсу.

1 час

68

Консультация к экзамену.

1 час

 

 Итого:

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)

Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...

рабочая программа внеурочной деятельности "русская лапта"

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабочен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские традиции"

Изучение программы курса "Русские традиции"дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, сл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русская лапта"

Приводится  программа  внеурочной  деятельности для 5-11  классов  "Русская  лапта"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО

Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский на отлично" 9 класс

Основной целью программы является способствование саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению ег...