Деловая игра «Налоговый инспектор»
методическая разработка (7 класс)

Васькова Инна Юрьевна

Цель занятия: обобщить и закрепить полученные теоретические знания по пройденному материалу («Роль налогов в экономике»; «Налоговая система в РФ»; «Акцизы»); в игровой форме выявить практические умения и навыки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx249.71 КБ

Предварительный просмотр:

Васькова И.Ю.

 Разработка внеклассного мероприятия

Деловая игра «Налоговый инспектор».

Цель занятия: обобщить и закрепить полученные теоретические знания по пройденному материалу («Роль налогов в экономике»; «Налоговая система в РФ»; «Акцизы»); в игровой форме выявить практические умения и навыки учащихся.

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Технологии урока: презентация в слайдах; карточки-задания, калькуляторы.

Межпредметная связь: экономика.

Методы обучения:

 1.  Обучающий – сформировывать знания, умения и навыки;

 2. Развивающий – способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;

 3. Воспитательный – формировать устойчивый интерес к профессии; воспитывать профессионально важные качества: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.

Структурные элементы занятия:

 I.      Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих, ознакомление учащихся с формой занятия. Сообщение цели занятия  – 1 мин.

 II.      Вступительное слово учителя о роли налогов и налоговой службы в жизни страны. Правила проведения игры - 5 мин.        

 III.   Игра – 33 мин.

 IV.     Подведение итогов игры. Члены жюри объявляют игровые результаты. Капитаны команды  дают самооценку действий команды в целом, в плане исполнения игровой роли. Проигравших в игре нет – 5 мин.

I.       Организационный момент (1 мин.): Здравствуйте! Рада видеть вас! Сегодня наше занятие будет проходить в формате деловой игры, в ходе которого мы обобщим и закрепим знания по пройденным темам («Роль налогов в экономике»; «Налоговая система в РФ»; «Акцизы»), а также выявим практические умения и навыки.

II.         Вступительное слово учителя о роли налогов и налоговой службы в жизни страны. Правила проведения игры. (5 мин.)

 - Налоги играют важную роль в жизни страны. Они являются формирующим звеном доходной части государственного бюджета, ведь именно из государственного бюджета денежные средства уходят на удовлетворение интереса общества и государства. Для обеспечения эффективного функционирования налоговой системы РФ, важную роль отводят налоговым органам. Именно они контролируют правильность исчисления налогов, своевременное поступление их в бюджет государства; следят за производством и оборотом спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; информируют налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.

Правила игры. Учащимся объясняют ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому в наш город прислали комиссию по налогам и сбором с целью - проверить правильность исчисления акцизов и одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемым должностям. В роли налоговых работников сегодня будете вы (учащиеся), а представителем комиссии по налогам и сборам – Маслова Ирина Владимировна.

 Игра состоит из 5 раундов-заданий. 

Каждый раунд выдержан во времени.

1 раунд: Мини – викторина (6 мин.) Цель: проверка знаний по всем пройденным темам. Каждому члену команды задаётся вопрос, а он должен дать правильный ответ. Сколько правильных ответов, столько и команде присуждается баллов.

2 раунд: Соотнести акцизу свои элементы налогообложения (3 мин.) Цель: проверка знаний по теме “Акцизы”. Задание в виде теста.

3 раунд: Расчёт акцизов (8 мин.) Цель: проверка умений производить расчеты по данному налогу.

 Задание состоит из двух задач. Каждая команда решает задачи.

 Одновременно проводится конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по акцизу.

4 раунд:Игра “Слова” (6 мин.) Цель: проверка знаний по терминологии пройденных тем.

 Каждая команда должна как можно больше назвать профессиональных терминов. За каждый термин 1 балл.

5 раунд: Мини - проект “Свой налог” (10 мин.) Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях.

 В этом раунде учащимся было дано задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания по пройденным темам и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

III.                Игра. (33 мин.)

1 РАУНД

ВОПРОСЫ для 1 команды:

 1.      Если вы нарушаете правила, вас штрафуют, если вы соблюдаете правила, вас облагают ……. (налогом);

 2.      Что такое налог? (обязательный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в казну государства);

 3.      Какие налоги называются федеральными? (…взимаются на территории всей РФ и зачисляются в федеральный бюджет - Москва);

 4.      Этот налог устанавливается в целях изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции?...(акцизы)

 5.      Кто является плательщиком акцизов?... (организации, индивидуальные предприниматели; лица, осуществляющие перевозку подакцизных товаров через таможенную границу РФ);

 6.      К какому виду налогов относятся  акцизы?... (к косвенным налогам);

 7.      Каков налоговый период для плательщиков акцизов?... (один календарный месяц);

 8.      Как исчисляется сумма акцизов по каждому виду подакцизных товаров?... (как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки);

ВОПРОСЫ для 2 команды:

 1.      Дополните старинную поговорку: «Убывает то, что облагается…… (налогом);

 2.      Кто является налогоплательщиками?... (физические лица-граждане, индивидуальные предприниматели; юридические лица-коммерческие и некоммерческие организации, обычные организации);

 3.      Назовите объекты взимания налогов?... (доходы, юридически значимые действия, имущество, ввоз и вывоз товаров за границу);

 4.      Какие налоги называются местными?...  (устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в местный бюджет);

 5.      Каково определение акциза как косвенного налога?... (акцизы-это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями);

 6.      Какие существуют виды подакцизных товаров?... (дизельное топливо, прямогонный бензин, автомобильный бензин, спирт этиловый для всех видов сырья, моторные масла, спиртосодержащая продукция, пиво, алкогольная продукция, табачная продукция, автомобили легковые и мотоциклы).

 7.      Назовите виды налоговых ставок акцизов?... (твердые, процентные, комбинированные);

 8.      Перечислите обязанности налогоплательщиков?... (своевременная и полная уплата налогов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обязанность представлять налоговым органам необходимые документы и сведения о исчислении и уплате налогов).

2 РАУНД

Задание:Соотнести акцизу свои элементы налогообложения.

 1.      Высокорентабельные и “социально опасные” товары, “предметы роскоши”;

 2.      Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования;

 3.      18,10,0 %;

 4.      Резидент, нерезидент;

 5.      Мясо и мясопродукты, кромеделикатес, молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, товары для детей, медицинские товары;

 6.      35,30,13,6 %;

 7.      Твердые, адвалорные, комбинированные ставки;

 8.      Спиртосодержащая продукция, ГСМ, алкогольная продукция, пиво, ювелирные изделия, табачные изделия, автомобили;

 9.      Зарплата, премии, дивиденды, призы, выигрыши;

 10.  Организации, индивидуальные предприниматели и лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу РФ;

 11.  Государственные пособия, материальная помощь, страховые платежи, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

 12.  Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара;

 13.  Работы (услуги), выполненные в космическом пространстве;

 14.  Лица, производящие выплаты физ.лицам и индивидуальные предприниматели, адвокаты;

 15.  Исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

Ответ: 1, 7, 8, 10, 12, 15.

3 РАУНД

Задача №1: Организация приобрела 3000 л этилового спирта и произвела из него 15 000 л вина крепостью 18%. Какова сумма налогового вычета? Ставка акциза по этиловому спирту – 33 руб. за 1 л безводного этилового спирта.

Решение:      

 33 руб. * 3000 л = 99 000 руб. (сумма акциза, уплаченная за 3000 л спирта);

 33 руб. * 15 000 л * 18% : 100% = 89 100 руб. (максимальная сумма вычета, на которую организация имеет право).

Ответ:сумма налогового вычета составила 89 100 руб.

Задача №2: В феврале 2007 г. винзавод реализовал на территории РФ 1400 л водки (крепость 40%) и 3000 л виноградного вина (крепость 19%). Необходимо исчислить величину акциза. Если ставка акциза алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % - 320 руб. за 1 л безводного этилового спирта.

Решение:

 1400 л * 320 руб. * 40% = 179 200 руб.

 3000 л * 320 руб. * 19% = 182 400 руб.

Ответ:сумма акциза составляет 361 600 руб.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

 Задача: Организация приобрела 2000 л этилового спирта и произвела из него 10 000 л вина крепостью 17%. Какова сумма налогового вычета? Ставка акциза по этиловому спирту – 27,7 руб. за 1 л безводного этилового спирта.

 Формула:  1). С = О * А;  2). С = А * К * О : 100%,

 где – С – предельная сумма акциза, уплаченная по этиловому спирту, использованному для производства вина;

            А – ставка акциза на 1 л этилового спирта;

            К – крепость вина, %;

            О – количество реализованного вина.

 Решение:  1). 27,7 руб. * 2000 л = 55400 руб. (сумма акциза, уплаченная за 2000 л спирта);

                     2).  27,7 руб. * 10 000 л * 17% : 100% = 47090 руб. (максимальная сумма вычета, на которую организация имеет право).

4 РАУНД - Игра “Слова”

 Задание: Записать слова (терминология), связанные с содержанием пройденного материала.

Ответы:

5 РАУНД “Свой налог”

 1.      название налога;

 2.      объект налогообложения;

 3.      сроки уплаты;

 4.      налогоплательщики;

 5.      налоговая ставка – определенная сумма или %;

 6.      налоговые поступления - на что пойдут;

 7.      история налога.

Пример: “Налог с посетителей ночных клубов (заведений)”

 - налогоплательщики – посетители ночных клубов старше 18 лет;

 - объект налогообложения – посещение ночного клуба;

 - налоговая ставка – 10% от стоимости входного билета (например: стоимость входного билета - 200 руб., сумма налога – 20 руб.; итого стоимость билета – 220 руб.);

 - сроки уплаты – не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем в налоговые органы;

 - расход налоговых поступлений – часть налоговых поступлений пойдёт на благотворительность: клиники для больных СПИДом (наркоманов), раковыми заболеваниями; в детские дома, приюты.

 - история налога - налог стали взимать (применять) в нашем городе, когда стали открываться (работать) ночные клубы (заведения).

IV. Подведение итогов игры. (5 мин.) Члены жюри объявляют игровые результаты. Капитаны дают самооценку действий команды в целом и обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, в плане исполнения игровой роли. Проигравших в игре нет.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Налоговый инспектор"

Проведение деловой игры «Налоговый инспектор»  способствует формированию у студентов  общих и профессиональных компетенций по МДК 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фонда...

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »

Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"

Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...