Технологии работы с лицами с девиантным поведением.
проект

Чекрыжова Светлана Вячеславовна

Материал содержит методические рекомендации по работе с детьми "группы риска"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии  работы с лицами

с девиантным поведением

1.1.Актуальность  проекта.

Наличие большого количества девиантных подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания,  «криминализация» поведения - все это представляет угрозу для современного общества.

1.2. Проблема проекта.

 На сегодняшний день возникают предпосылки для зарождения у подростков девиантного поведения, причинами которого являются различные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления девиантного поведения, также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.

1.3. Цель проекта

Создать доверительный психологический климат между педагогами, учениками и родителями для формирования творческой, стремящейся к сохранению физического и нравственного здоровья личности .

1.4. Задачи проекта

- Разработать и применить систему профилактики девиантного  поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения.

Девиантное поведение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего происходит нарушение этих норм.

Проблема девиантного поведения и его коррекции всегда была важной в социологии, педагогике, психологии, криминологии, но в последнее время она приобретает массовый характер.

В период резких переломов в обществе часто нарушается единство бытия и сознания. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои.

Существуют ОБЩИЕ причины девиантного поведения:

  1. Подростки больше остальных страдают от  нестабильности социальной , экономической и моральной обстановки;
  2. Развитие чувства протеста, часто неосознанного
  3. Растет индивидуализация, ЭГОИЗМ
  4. Потеряна необходимая ориентация в ценностях и идеалах

Ученые выделяют следующие причины девиантного поведения:

биологические:

- Последствия наследственности;

- Влияние среды;

- Врожденные психопатии;

- Минимальные мозговые дисфункции вследствие органического поражения головного мозга.

психологические:

особенности эмоционально-волевой сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении (акцентуация характера,инфантилизм. эгоизм

- Разнообразные реакции (эмансипации, группирования с друзьями, отказа, компенсации, увлечения (хобби)

- Удовлетворение чувства любопытства;

- Влечение к самоутверждению;

- Потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации (экстремальные ситуации. Искусственно созданные для этого)

СОЦИАЛЬНЫЕ:

Неблагоприятное семейное воспитание, неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества)

Социально-экономические:

- Снижение жизненного уровня населения;

- Имущественное расслоение общества;

- Доступность алкоголя и табака, а в последнее время и снюсов

Социально-педагогические:

- Рост количества семей с конфликтными и асоциальными стилями воспитания.

Социально-культурные:

- Снижение морально-этического уровня населения;

- Распространение неформальной субкультуры («Оффники»; «РИМ»)

- Разрушение духовных ценностей;

- Нарастание неформальных объединений, в которых доминирует культ силы;

- Пропаганда в средствах массовой информации насильственных и безответственных стереотипов поведения.

Основным направлением социальной работы, направленной на решение проблемы девиации, должна стать профилактическая работа.

Основой профилактических мероприятий является деятельность, направленная на:

- Создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

- Осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;

- Обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка.

Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельности учреждений здравоохранения с своевременной диагностикой патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянство) является важнейшим видом  мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и других мероприятий, направленных на работу с несовершеннолетними,  которые уже имеют девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики является недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; предоставление своевременной социально-психологической поддержки ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Третичная профилактика- комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного преступления подростком.

Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.

Общая профилактика предусматривает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) или на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начале обучения).

Специальной профилактикой называется система мероприятий, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида, профилактика употребление ПАВ и т.п.

По предотвращению и смягчению девиантного поведения различных групп , необходима более эффективная реализация таких технологий, как:

1) адресность профилактической и другой работы: необходимость работы с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т.д .;( Проведение тренингов!)

2) развитие научного, технического и других видов творчества как альтернативы антиобщественного поведения;

Из опыта:1. формирование команд КВН (в МБОУ ЦО 44- 4 команды. В них задействованы  31 учащийся, из них  7 участников с ярко выраженным девиантным поведением: Алуханян Элина – в депрессивном состоянии, психопатична, конфликты с учителями; братья-близнецы Постниковы Богдан и Даниил, Домникова Дарья – участники неформального объединения «Рим»;Леонова Элина – ребенок, проявляющий суицидальные наклонности;Гндян Нона – девочка  с суицидными проявлениями, Алексей Иванов – администратор нескольких мясновских интеренет-объединений «Мясновский движ», «Мясново рулит», «Мясновские мэмы»,  Мартынов Максим ( пришел в ЦО 44 в 3 класс в 2016 г.. до этого год находился …………, не смог ужиться в 3г классе и по заявлению родителей учеников 3г класса был переведен в 3Б, дважды понес наказание за воровство и ложный вызов МЧС  по решению суда и отбыл по 30 суток в ,,,,,,,,,,,,) не является членом ни одной из команд, но постоянно приходит помогать.

2. Актив школы состоит на 20% из детей , проявивших девиантное поведение. В качестве активистов организуют досуг , благотворительные акции ( в декабре собрали помощь приюту для животных «Континент», сами организовали акцию, сами обеспечили транспорт и доставили помощь по месту адреса)

Опираясь на  мировоззрение и уже какой-то жизненный опыт детей группы риска проводятся «Круглые столы» под названием «Легко ли быть молодым?!», для участия в которых приглашаются дети  с проблемами, обсуждаемыми на мероприятии.

3. Наставничество ( вожатство) над учениками  младших классов.

3) организация в целом здорового досуга детей и молодежи, в том числе по месту учебы и  жительства.

4)  Просветительская работа с преподавательским составом, классными руководителями И РОДИТЕЛЯМИ ( Очень часто учителя не могут правильно работать с детьми «группы риска», а родителей иногда приходится тоже воспитывать)

5) Взаимодействие с ПДН, наркологическим диспансером, общественными организациями.

Хочется привести еще и МЕТОДЫ коррекции девиантного поведения:

Стимулирование позитивной мотивации

Коррекция эмоционального состояния

Наказание

Контроль за потоком информации

Контроль за пребыванием несовершеннолетних  в вечернее и ночное время без сопровождения родителей

Формирование поведения

Уважаемые коллеги! Говорить о данной проблеме и способах ее решения можно очень долго.  Единого алгоритма действия с детьми  девиантного нет и быть не может. Любую ситуацию необходимо рассматривать  через индивидуальный подход, так как условия, приведшие ребенка к точке девиантного поведения у всех разные.

Немного из опыта работы

Спасибо за внимание!

 



Предварительный просмотр:

Технологии  работы с лицами

с девиантным поведением

1.1.Актуальность  проекта.

Наличие большого количества девиантных подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания,  «криминализация» поведения - все это представляет угрозу для современного общества.

1.2. Проблема проекта.

 На сегодняшний день возникают предпосылки для зарождения у подростков девиантного поведения, причинами которого являются различные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления девиантного поведения, также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний.

1.3. Цель проекта

Создать доверительный психологический климат между педагогами, учениками и родителями для формирования творческой, стремящейся к сохранению физического и нравственного здоровья личности .

1.4. Задачи проекта

- Разработать и применить систему профилактики девиантного  поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения.

Девиантное поведение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего происходит нарушение этих норм.

Проблема девиантного поведения и его коррекции всегда была важной в социологии, педагогике, психологии, криминологии, но в последнее время она приобретает массовый характер.

В период резких переломов в обществе часто нарушается единство бытия и сознания. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои.

Существуют ОБЩИЕ причины девиантного поведения:

  1. Подростки больше остальных страдают от  нестабильности социальной , экономической и моральной обстановки;
  2. Развитие чувства протеста, часто неосознанного
  3. Растет индивидуализация, ЭГОИЗМ
  4. Потеряна необходимая ориентация в ценностях и идеалах

Ученые выделяют следующие причины девиантного поведения:

биологические:

- Последствия наследственности;

- Влияние среды;

- Врожденные психопатии;

- Минимальные мозговые дисфункции вследствие органического поражения головного мозга.

психологические:

особенности эмоционально-волевой сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении (акцентуация характера,инфантилизм. эгоизм

- Разнообразные реакции (эмансипации, группирования с друзьями, отказа, компенсации, увлечения (хобби)

- Удовлетворение чувства любопытства;

- Влечение к самоутверждению;

- Потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации (экстремальные ситуации. Искусственно созданные для этого)

СОЦИАЛЬНЫЕ:

Неблагоприятное семейное воспитание, неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества)

Социально-экономические:

- Снижение жизненного уровня населения;

- Имущественное расслоение общества;

- Доступность алкоголя и табака, а в последнее время и снюсов

Социально-педагогические:

- Рост количества семей с конфликтными и асоциальными стилями воспитания.

Социально-культурные:

- Снижение морально-этического уровня населения;

- Распространение неформальной субкультуры («Оффники»; «РИМ»)

- Разрушение духовных ценностей;

- Нарастание неформальных объединений, в которых доминирует культ силы;

- Пропаганда в средствах массовой информации насильственных и безответственных стереотипов поведения.

Основным направлением социальной работы, направленной на решение проблемы девиации, должна стать профилактическая работа.

Основой профилактических мероприятий является деятельность, направленная на:

- Создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

- Осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;

- Обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка.

Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельности учреждений здравоохранения с своевременной диагностикой патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянство) является важнейшим видом  мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и других мероприятий, направленных на работу с несовершеннолетними,  которые уже имеют девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики является недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; предоставление своевременной социально-психологической поддержки ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Третичная профилактика- комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного преступления подростком.

Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.

Общая профилактика предусматривает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) или на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начале обучения).

Специальной профилактикой называется система мероприятий, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида, профилактика употребление ПАВ и т.п.

По предотвращению и смягчению девиантного поведения различных групп , необходима более эффективная реализация таких технологий, как:

1) адресность профилактической и другой работы: необходимость работы с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т.д .;( Проведение тренингов!)

2) развитие научного, технического и других видов творчества как альтернативы антиобщественного поведения;

Из опыта:1. формирование команд КВН (в МБОУ ЦО 44- 4 команды. В них задействованы  31 учащийся, из них  7 участников с ярко выраженным девиантным поведением: Алуханян Элина – в депрессивном состоянии, психопатична, конфликты с учителями; братья-близнецы Постниковы Богдан и Даниил, Домникова Дарья – участники неформального объединения «Рим»;Леонова Элина – ребенок, проявляющий суицидальные наклонности;Гндян Нона – девочка  с суицидными проявлениями, Алексей Иванов – администратор нескольких мясновских интеренет-объединений «Мясновский движ», «Мясново рулит», «Мясновские мэмы»,  Мартынов Максим ( пришел в ЦО 44 в 3 класс в 2016 г.. до этого год находился …………, не смог ужиться в 3г классе и по заявлению родителей учеников 3г класса был переведен в 3Б, дважды понес наказание за воровство и ложный вызов МЧС  по решению суда и отбыл по 30 суток в ,,,,,,,,,,,,) не является членом ни одной из команд, но постоянно приходит помогать.

2. Актив школы состоит на 20% из детей , проявивших девиантное поведение. В качестве активистов организуют досуг , благотворительные акции ( в декабре собрали помощь приюту для животных «Континент», сами организовали акцию, сами обеспечили транспорт и доставили помощь по месту адреса)

Опираясь на  мировоззрение и уже какой-то жизненный опыт детей группы риска проводятся «Круглые столы» под названием «Легко ли быть молодым?!», для участия в которых приглашаются дети  с проблемами, обсуждаемыми на мероприятии.

3. Наставничество ( вожатство) над учениками  младших классов.

3) организация в целом здорового досуга детей и молодежи, в том числе по месту учебы и  жительства.

4)  Просветительская работа с преподавательским составом, классными руководителями И РОДИТЕЛЯМИ ( Очень часто учителя не могут правильно работать с детьми «группы риска», а родителей иногда приходится тоже воспитывать)

5) Взаимодействие с ПДН, наркологическим диспансером, общественными организациями.

Хочется привести еще и МЕТОДЫ коррекции девиантного поведения:

Стимулирование позитивной мотивации

Коррекция эмоционального состояния

Наказание

Контроль за потоком информации

Контроль за пребыванием несовершеннолетних  в вечернее и ночное время без сопровождения родителей

Формирование поведения

Уважаемые коллеги! Говорить о данной проблеме и способах ее решения можно очень долго.  Единого алгоритма действия с детьми  девиантного нет и быть не может. Любую ситуацию необходимо рассматривать  через индивидуальный подход, так как условия, приведшие ребенка к точке девиантного поведения у всех разные.

Немного из опыта работы

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения

Работа с учащимися девиантного поведения....

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Технологии работы с лицами с девиантным поведением.

Презентация содержит материал из опыта работы с детьми с девиантным поведением....

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...