Сенсорная лаборатория в домашних условиях
консультация

Патмар Лариса Васильевна

Мастер-класс по сенсорному развитию для родителей

детей раннего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley_1.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по сенсорному развитию для родителей

детей раннего дошкольного возраста

«Сенсорная лаборатория в домашних условиях»

Тема: «Сенсорная лаборатория в домашних условиях».

 Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей по  вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.

 

Задачи:

  • создать благоприятную атмосферу, организовать коммуникацию между участниками мастер-класса;
  • познакомить родителей с понятием «сенсорное развитие», «сенсорные эталоны»;
  • познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов, которые можно организовать в домашних условиях;
  • создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

         Материалы и оборудование: красный и желтый картон, сенсорные коробки, сухие бассейны, разделочная доска, ватные палочки, коробка от торта, крупы, пластиковые бутылочки, крышечки, упаковка от яиц, прищепки, крупы в банках, цветные макароны, макароны разной формы, стаканчики от йогурта, фольга, соломки для коктейлей, баночки от пюре и т.д.), 9 столов, стулья по количеству участников, черный ящик, мультимедийное оборудование. 

 

Ход мастер – класса:

 1. Разминка. Игровое упражнение по составлению синквейна на заданную тему

Поприветствовав участников мастер-класса, предложить присутствующим ответить на вопрос одним словом: «Что для каждого родителя дороже всего на свете?» (дети, ребенок), и обсудить, ответив на вопросы одним словом:  какой он? что делает? Придумать одну фразу, связанную с темой разговора, подвести одним словом итог-вывод по теме разговора. (примерный вариант) ребёнок здоровый, любимый, подвижный, озорной играет, шалит, познает, изучает, развивается самое дорогое в жизни счастье

Вывод: только что вы, сами того не подозревая, отметили очень важные вещи: здоровый ребенок двигается, играет, развивается - и это самое настоящее счастье для каждого родителя!

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и тем самым создать благоприятную почву для его дальнейшего развития психического, речевого и конечно - же интеллектуального.  Не будем терять время зря, я приглашаю Вас в «Сенсорную лабораторию».  

Основная часть:

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «ящик ощущений». 

Проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».

Ведущий предлагает родителям определить на ощупь содержимое ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Высказывают свои предположения.

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами.  

Ведущий предлагает продолжить изучение предмета в ящике ощущений с помощью органов чувств, выясняя вместе с родителями, что зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру, кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения.

Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.  

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.

Но и этого недостаточно для полноценного развития восприятия.  Ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны. 

 «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов.

Сенсорные эталоны:

  • Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
  • Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
  • Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
  • Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый

Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

 И начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте.

Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:  

  • цвет – красный, синий, желтый, зеленый
  • форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;  
  • величина – большой, маленький, поменьше, одинаковый (такой же) по величине;  
  • звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;  
  • элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же;  

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача нас взрослых, и педагогов, и родителей.  

Практическая часть

Практическое задание 1:  

Предлагаю Вам игры на сенсорное развитие:

  1.  «Чудесный мешочек» -  (форма, величина)
  2.  «Цветные баночки» (цвет)(баночки с водой, крышки внутри окрашены акварелью, при взбалтывании вода окрашивается)
  3.  «Золушка» (форма) (крупы, сортировка)

Задание: определить сенсорный эталон (цвет, форма, величина)

Итог: обсудить полученные результаты

Практическое задание 2: «Пока мама на кухне»

Обсудить с родителями, какие материалы из практической жизни можно использовать в играх с малышом. Обратить внимание на безопасность!

Предложить родителям свои варианты (презентация):

использовать дуршлаг и спагетти различной величины (еще один вариант

палочки для коктейлей, ватные палочки) (сделаем Ежика); лабиринт:  разделочная доска с желобками по краю и цветная крупная бусина контрастного цвета. Необходимо *управлять* доской, чтобы бусина пробежала по всем запутанным дорожкам. Так же можно на начальном этапе воспользоваться нижней пластиковой упаковкой от торта и той же бусиной; сенсорные коробки с различными наполнителями,  

сухие бассейны из бросового материала;  игры с водой: собирать воду губкой, переливать используя воронку,

наполнять формы для льда с помощью спринцовки.

Практическое задание 3: предложить родителям объединиться в пары и выбрать каждой паре один из дидактических столов

Стол №1 – игры с крупами (контейнер, телефон-фонарик, манка)

Стол №2 – игры с пробками (шаблоны для мозаики, крышки от бутылок)

Стол № 3 – игры с прищепками (прищепки, цветные заготовки из губок или картон)

Задание: рассмотреть и поиграть в предложенные варианты игр, рассказать, что понравилось или не понравилось, предложить по желанию свой вариант.

Итог: обсудить полученные результаты

Практическое задание 4: изготовление сенсорных шариков

О том, что развитие мелкой моторики ручек напрямую связано с развитием речевого аппарата ребенка, в наше время знает, наверное, каждый родитель. Для развития ручек существует масса приспособлений и игр. Сегодня же мы сами создадим простую сенсорную игрушку для своего ребенка. Сделать сенсорные шарики просто, быстро и недорого.

Для этого нам понадобятся:

*разноцветные шарики

  • разные крупы для наполнения: гречка, пшено, рис, горох, фасоль, соль, мука, крахмал.

Чем больше Вы возьмете наполнителей – тем больше Вы разнообразите мир тактильных ощущений ребенка.

  • Мы берем шарик, немного надуваем его,
  • потом вставляем в него воронку и насыпаем один из наполнителей,
  • крепко завязываем шарик…
  • и сенсорная игрушка готова.

Если сделать несколько шариков одного цвета – их можно будет сортировать по цвету. А еще шарики можно сортировать по тому, что находится в шарике (например: все шарики с фасолькой в одно ведерко, а с пшеном – в другое). А если привязать к шарикам веревочки, тогда их можно будет развешивать по крючочкам, сортируя по цвету. Таким образом Мы развиваем и мелкую моторику ручек, и изучаем цвета, и развиваем координацию движения рук, и погружаем ребенка в разнообразный мир тактильных ощущений.

Подведение итогов. Рефлексия

Ведущий Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии?  (Высказывания родителей).

Благодарим вас за активное участие и творческую работу!  

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей с ДЦП в домашних условиях

В статье даются рекомендации родителям по организации развивающих занятий в домашних условиях, направленных на развитие сенсомоторной сферы детей с ДЦП...

Семинар-практикум (консультация) для родителей «Сенсорное развитие в домашних условиях»

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Исследовательская работа "ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СЛИВОЧНОГО МАСЛА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ИЛИ ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ"

Организм человека нуждается в самых разнообразных продуктах питания, так как в основном именно из них он получает необходимые для жизнедеятельности питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамин...