Классный час.
классный час (6 класс)

Зайцева Наталья Васильевна

Воспитательное мероприятие с элементами тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Жизненные уроки» (6 класс)

Цели занятия:

  • профилактика подросткового суицида;
  • формирование жизнеустойчивых позиций у подростков.

Задачи:

  • активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу;
  • развивать коммуникативные умения учащихся.

Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга.

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная доска, мел, бумага А4.

Ход классного часа

  1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь!

  1. Определение темы и целей:

Учитель: Ребята, я приглашаю вас на сегодняшний классный час. А для того, чтобы вы поняли, о чём пойдёт речь,  послушайте притчу.

        

Притча про жизненный урок

 

   Отец с сыном шли через горы. Мальчик споткнулся о камень, упал, больно ударился и закричал:

– А-а-а-й!!!

И тут же услышал откуда-то из-за горы голос, который повторил за ним:

– А-а-а-й!!!

Любопытство одержало верх над страхом, и мальчик прокричал:

– Кто тут?

И получил ответ:

– Кто тут?

Рассерженный, он закричал:

– Трус!

И услышал:

– Трус!

Мальчик посмотрел на отца и спросил:

– Папа, что это?

Мужчина, улыбаясь, крикнул:

– Сын, я тебя люблю!

И голос ответил:

– Сын, я тебя люблю!

Мужчина крикнул:

– Ты – лучший!

И голос ответил:

– Ты – лучший!

Ребенок был удивлен и ничего не понимал. Тогда отец объяснил ему:

– Люди называют это эхом, но в действительности это есть жизнь. Возвращает тебе все, что ты говоришь и делаешь.

Мораль:

Наша жизнь – это просто отражение наших действий. Если хочешь больше любви от мира – отдавай больше любви окружающим. Желаешь счастья – дай счастье тем, кто вокруг тебя. Хочешь улыбки от души – улыбнись от души тем, кого знаешь. Это касается всех аспектов жизни: она нам возвращает все, что мы ей дали. Наша жизнь – не совпадения, а отражение нас самих.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, какие уроки она нам даёт).

Учитель: Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА! Она даёт нам уроки, которые мы должны помнить всегда!

  1. Просмотр фрагмента мультфильма “Крошка Енот”.
  2. Тренинг “Подари улыбку”.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам так же, как и персонажи этого детского, но очень мудрого мультфильма, поделиться своей улыбкой. Произносите фразу: «Я дарю свою улыбку…» и называете того, с кем бы хотелось поделиться улыбкой. Я думаю, что после этого, настроение у всех станет лучше.

Учитель: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! 

 А теперь давайте представим разные случаи, когда у вас  было на душе  обидно, горько. Я сейчас раздам вам листочки, на которых перечислены разные жизненные ситуации. Вы должны поставить плюс напротив того предложения, которое описывает случаи из вашей жизни. Подписывать листочки не нужно.

Ситуации:

Алкоголизм родителей.

Финансовые трудности.

Необоснованные обвинения.

Неразделенная любовь.

Насилие со стороны взрослых.

Отношения  со сверстниками.

Пути решения:

Звонок по  «телефону доверия»

Помощь профессиональных психологов.

Поддержка друга (подруги).

Помощь со стороны близких родственников.

Помощь со стороны классного руководителя.

Учитель: Так легко совершить ошибку. Особенно если у тебя так мало жизненного опыта, а к советам старших прислушиваться не хочется. Никто не застрахован от ошибок. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами. Но почти любая ошибка – поправима.  Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают  много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни.

  1. Какого цвета жизнь.

Учитель: Перед вами цветные карандаши и слово «ЖИЗНЬ». Выберите каждый для себя те цвета или один цвет, в который вы хотели бы раскрасить вашу жизнь. Но помните:

МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА!

              ЖИЗНЬ

  1. Смысл жизни

Учитель: Иногда мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная,  и человек хочет получить от неё максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?

У Роберта Рождественского есть замечательное стихотворение. Послушайте его.

 Человеку надо мало: чтоб искал и находил…

Человеку надо мало:

чтоб искал

и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг — один

и враг — один…

Человеку надо мало:

чтоб тропинка вдаль вела.

Чтоб жила на свете

мама.

Сколько нужно ей — жила..

Человеку надо мало:

после грома — тишину.

Голубой клочок тумана.

Жизнь — одну.

И смерть — одну.

Утром свежую газету —

с Человечеством родство.

И всего одну планету:

Землю!

Только и всего.

И — межзвездную дорогу

да мечту о скоростях.

Это, в сущности,- немного.

Это, в общем-то,- пустяк.

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то

ждал.

 Человеческая природа такова, что он не должен жить один. Вместе легче преодолевать любые преграды. Вместе легче строить будущее.

НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.

Послушайте песню «Всё пройдёт» в исполнении Михаила Боярского.

Учитель:

Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится и перестанет нас тяготить. Надо просто  терпеливо ждать. Впереди  еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе не сладко!

  1. Обсуждение выражения

Учитель: Ребята, а как вы понимаете это выражение «Смерть не имеет к нам отношения: пока мы живы, ее нет, когда есть она, то нет нас» (Эпикур) (обсуждение)

  1. Упражнения для релаксации.

Учитель: Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз.

        Я вам предлагаю выполнить  интересные упражнения  для снятия нервно - психического напряжения?  Упражнение «Муха».

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

 Упражнение «Вредные советы».

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция: Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

Примеры «советов»

1.Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением.

2. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.

Пять советов для снятия напряжения Бредли Фредерика (адаптированы для нашей страны.)

1. Сделайте несколько глубоких вдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.

2. Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».

3. Выпятите грудь колесом. Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4—5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.

4. Полностью расслабьтесь. Для этого существует самый простой способ так называемой прогрессивной релаксации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите это напряжение несколько секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.

5. Примите (если есть такая возможность) горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны (или душа), то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока

вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

Перечислю некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните,  они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись

на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение {если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

6. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

7. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

Учитель: Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.

  1. Рефлексия

Учитель: Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!

Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!

Уважайте свои достоинства! Радуйтесь своим успехам!

Любите свою ЖИЗНЬ!

  1. Итог классного часа.
    Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…

Н. Островский. Роман «Как закалялась сталь»

Учитель: Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни!

        Будьте счастливы!  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. https://poemata.ru/poets/rozhdestvenskiy-robert/cheloveku-nado-malo-chtob-iskal-i-naxodil/

2.https://zen.yandex.ru/media/id/5de160c30be00a00ae4e970e/pritcha-pro-jiznennyi-urok-5f62efaf1ccbe428a6c578f2

3.Кочубей И. Как повысить стрессоустойчивость / И.Кочубей// Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2010. - N 1. - С.8

4.Бурмистрова Е. Косолапова Л. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения/ Е. Бурмистрова Л. Косолапова Л.// Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 37 – С.12-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...