Эссе "Я - учитель!"
материал

Глейм Елизавета Андреевна

Эссе на конкурс "Учитель года 2021-2022"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel_gleym_e.a.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Я – учитель!

Глейм Елизаветы Андреевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Ханты-Мансийска

Реалии XXI века таковы, что всё, стремительно развиваясь, меняется, меняет нас и наш привычный образ жизни. Год идет за два, а нам остается лишь приспосабливаться, каждый новый год думая, какие сюрпризы готовит следующий. Многие профессии, считавшиеся престижными 10 лет назад, сегодня просто исчезли с лица земли, либо стали невостребованными. Кажется, что неизменным остается лишь одно. Врачи и учителя – по-прежнему беспроигрышный вариант, ведь эти профессии жизненно необходимы, так было и будет всегда. Но всё не так, как кажется на первый взгляд. Изменения в мире и в сознании каждого нового поколения не могут не повлиять на такую важную сферу нашей жизни, как образование.

Мне 22, и я оказалась по другую сторону сферы образования полтора года назад. Я хочу поделиться своей историей, и, наверное, стоит начать с объяснения мотива выбора моей профессии. Сразу скажу, что этот осознанный выбор случился не из благородных побуждений и невероятной любви к детям. Напротив, дети меня пугали до момента, пока я не начала с ними работать. Основных причин две.

Во-первых, у меня был замечательный учитель, наставник, который вдохновил меня. Моя учительница русского языка и литературы сильно отличалась от других, в этом была ее сила. Она имела невероятно притягательное чувство юмора, обаяние и способность в свои 40 лет мыслить гибко, понимать своих учеников и быть для них товарищем. Она привила мне невероятную любовь к русскому языку, к литературной классике и, сама о том не догадываясь, воспитала во мне интерес к педагогике. И, конечно же, способность относиться ко всему с юмором. На ее уроках никто не боялся ошибиться или показаться глупым, мастерски она умела обыграть ситуацию доброй шуткой. Это умение очень помогло мне, когда я сама стала учителем.

Вторая причина, по которой я стала учителем, а не ушла в другую сферу филологии, — это острая необходимость перемен, которую ощущают дети в школе и их родители. Не может меняться весь мир, а учитель оставаться таким же, как 50 лет назад. С огромным уважением и восхищением я отношусь к учителям «старой школы», но искренне и наивно считаю, что в тандеме с «молодёжью» образование выйдет на новый уровень. Только представьте себе, сколько знаний может передать опытный учитель молодому. А какие свежие и новые взгляды и идеи может привнести педагог, который совсем недавно был на месте ученика, и в памяти еще свежо воспоминание о скучных лекциях, строгих и всегда уставших учителях, о том самом любимом учителе и предмете.

Надеюсь, моя мотивация ясна, потому что я планирую перейти к своим сформировавшимся за недолгое время принципам в образовании и к своему видению современных образовательных проблем. Сегодняшний век с огромным информационным полем и доступной каждому средой образования «на любой вкус» открывает невероятные возможности. Но как бы парадоксально это не звучало, появляется нездоровая тенденция к деградации. Большинству детей стали неинтересны уроки в школе, учитель перестал быть авторитетным лицом. Эти ребята очень самоуверенны, свободны и не загоняют себя в рамки. Они свободно прогуливаются в сети Интернет в поисках информации и уверены, что этого более чем достаточно. Это не хорошо и не плохо, это есть, и к этому нужно приспосабливаться. Я считаю, что проводником к глубинному, а не поверхностному знанию должен стать учитель нового времени. Он должен выстроить диалог с учащимися «на равных», а не давить авторитетом, потому что дети впадают в отрицание и гнев, чувствуя, что их свободу ущемляют.

Следующий принцип – получать готовые знания скучно, гораздо интереснее и эффективнее самим дойти до истины путем рассуждений, заданий и даже игр. Дети обожают мыслить дедуктивно, высказывать свои идеи, а еще больше любят, когда их внимательно слушают и направляют. Чувствуете разницу? Не принуждать, а направлять. Ученик надолго запомнит тот результат, до которого, как ему кажется, он дошел своим трудом и благодаря своим идеям.

Следующую проблему современного учителя я бы назвала «Учитель всегда прав». Нет, конечно же, не всегда, и это вовсе не плохо. Видя, что учитель – живой человек, а не ходячая энциклопедия, дети расположены к диалогу, берут пример, вдохновляются. Я очень люблю приводить примеры из личного опыта, рассказывать детям о своих ошибках и трудностях, иногда даже спрашивать у них совета. В этот момент у них возрастает чувство собственной важности и интерес к разговору.  

Я уверена, что список принципов, которые я буду использовать в своей работе, будет активно пополняться или меняться, но не будем забывать, что мой опыт еще совсем мал.

Последнее и не менее важное, о чем я бы хотела порассуждать, – это самоанализ и самообразование. Знали ли вы, что у учителей такой гибкий ум, потому что условия работы с детьми заставляют их ежедневно быть в тонусе и самообразовываться? Вот и я ощутила это на себе в полной мере. Учитель, само собой, должен быть эрудированным и готовым принять различные субъективные мнения. Мы своего рода исследователи и экспериментаторы. «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы» – эту проблему я обозначила темой самообразования на ближайший год, так как считаю большой проблемой современных детей их скудный словарный запас и неумение выразить мысль. На уроках мы много говорим, работаем устно, готовим пересказы от первого и третьего лица, пишем сочинения и изложения. Всё это дается ребятам с большим трудом, а я, в свою очередь, выясняю, как сделать этот процесс более доступным для них. Получается, учусь вместе с ними. Как же важно не забывать об этом. Не забывать, что нужно давать обратную связь в виде критики не только детям, но и самому себе. Я учусь всему, что вижу и слышу вокруг, люблю смотреть, как ведут уроки опытные учителя и перенимаю подходящие для себя приёмы. Ты никогда не можешь быть уверен, что дал отличный урок, потому что всегда каждый следующий будет немного лучше предыдущего. Главное – не останавливаться, найти в себе силы и терпение для того, чтобы учиться самому и учить других.

Хотелось бы завершить это рассуждение тем, с чего я начинала. XXI век – моё любимое время, потому что ты никогда не знаешь, что ждет тебя завтра, а от этого работать интереснее в тысячу раз. Я люблю современных детей, этих маленьких свободных личностей, которые верят, что им все под силу в нашем большом мире. И пусть они окажутся правы, а я буду рада помочь им в этом. Потому что я – учитель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...