Презентации к урокам
презентация к уроку

Цымлова Милена Юрьевна

Презентации к урокам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать третье ноября. Классная работа. Космонавт рассказывает о полёте и улыбается. Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь.

Слайд 2

Все о деепричастии Значение, грамматические признаки, образование, обособление Цымлова Милена Юрьевна,учитель русского языка

Слайд 3

Самостоятельная часть речи, называющая добавочное действие при основном, выполняемом глаголом. Долгое время было особой неизменяемой формой глагола. С конца XX века это самостоятельная часть речи. Не изменяется. В предложении всегда выполняет роль обстоятельства. В большинстве случает требует обособления на письме. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕЕПРИЧАСТИИ Деепричастие сохранило признаки глагола и приобрело признаки наречия

Слайд 4

Признаки глагола у деепричастия: Категория вида: несовершенный вид - ЧТО ДЕЛАЯ? - длительное действие совершенный вид - ЧТО СДЕЛАВ? - однократное действие Переходность – способность ставить зависимое слово в В.п . или Р.п . без предлога ( читая книгу ) Возвратность – наличие постфикса ( улыбнувшись, прислонившись )

Слайд 5

Признаки наречия у деепричастия: Не изменяется Отвечает на вопрос КАК? Синтаксическая роль – обстоятельство. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Слайд 6

что делая? добавочное действие незаконченное, длительное глядеть глядя гляд ят + Я улыбаться улыба ют ся + Я улыбаясь быть буд ут + УЧИ будучи = = = ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО ВИДА

Слайд 7

ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО ВИДА что сделав? добавочное действие законченное, однократное выскочить + В ВШИ = выскочив выскочивши испечь + ШИ = испекши прищуриться + А/Я = прищурясь

Слайд 8

Работа с учебником. Стр.99 Упр.185,185

Слайд 9

Деепричастный оборот Деепричастие Зависимое слово Испугавшись неведомого шума , стая птиц тяжело поднялась над землей. Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз . Мальчик, убирая в своей комнате , нашёл огромное количество вещей. д. д. д.

Слайд 10

Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов

Слайд 11

Два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных обстоятельств: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит, сверкая И журча . Ворча И оглядываясь , Каштанка вошла в комнату. Одиночное деепричастие, если оно сохраняет значение глагольности , выражая добавочное действие и указывая на время действия, его причину, условие и т.д. (но обычно не образ действия); чаще такое деепричастие стоит впереди глагола-сказуемого, реже - после него: Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя , влез в арбу. Отдохнув , он собрался уходить... Довольные пассажиры, примолкнув , любовались солнечным днем. Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь . (т.е. посматривали и расступались). Он, улыбаясь , жмурился от света, еще пропахший дымом, весь в пыли. Обособляются:

Слайд 12

Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому: Идя рядом с ним , она молча, с любопытством и удивлением смотрела на него. Радость, вступая в один дом , вводила в другой неизбывное горе. ...Весь день носились тяжелые облака, то открывая солнце , то опять закрывая и угрожая ... Обособляются:

Слайд 13

1. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и/или переставить в другое место предложения). 1. О революции он никогда не говорил, НО , как-то грозно улыбаясь , молчал о ней. Становилось слышно, КАК , отсчитывая секунды с точностью метронома , капает из крана вода. 2. Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, А войдя в кухню , с ужасом увидел, что он весь посинел и трясется. Необходимо принять срочное решение, А приняв его , неукоснительно проводить в жизнь. 2. Исключение составляют те случаи, когда деепричастный оборот стоит после противительного союза А (деепричастный оборот невозможно оторвать от союза и переставить в другое место предложения без нарушения структуры последнего). 3. Однако при противопоставлении соответствующих однородных членов предложения запятая ставится и после союза А (в этом случае деепричастный оборот можно оторвать от союза и/или переставить в другое место предложения). 3. Элемент старого качества не исчезает , А , трансформируясь в других условиях , продолжает существовать как элемент нового качественного состояния.

Слайд 14

2. Лошади стояли , понуря голову , И изредка вздрагивали . Прокричал пароход И , шлепая колесами , протащил мимо грузные баржи. Александр Владимирович молча протиснулся вперед, отстранив жену , И , спустившись на две ступени , оглядел свысока поле боя. 1. Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом И , запятой не разделяются, как и другие однородные члены предложения в подобных случаях. 1. Раз, идя по шумному, веселому проспекту И чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным , он испытал счастливое удовольствие. 1. 2. Но если союз И соединяет не два деепричастных оборота, а другие конструкции (два сказуемых, два простых предложения в составе сложносочиненного), то запятая может стоять и перед союзом И , и после него.

Слайд 15

Не обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты

Слайд 16

1) если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания: Она сидела чуть откинув голову , задумчивая и грустная. (указывается не просто, что «она сидела», а «сидела с откинутой головой»). Мальчик шел прихрамывая на левую ногу . Это упражнение делают стоя на вытянутых носках . Студенты приобретают знания не только слушая лекции, но и выполняя практические работы . Писал он обычно наклонив голову и прищурив глаз . 2) деепричастный оборот не отделяется запятой от причастия, к которому тесно примыкает: Кучер, СПАВШИЙ опершись на локоть , начал пятить лошадей. Даже и Ласка, СПАВШИЙ свернувшись кольцом в краю сена , неохотно встала. Не обособляются:

Слайд 17

3) если оборот представляет собой идиоматическое выражение (часто фразеологический оборот): И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя . Он работал не покладая рук . 4) если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово КОТОРЫЙ в составе придаточного определительного предложения (такое деепричастие от придаточного предложения запятой не отделяется): Перед реформаторами всегда возникают десятки повседневных проблем, не решив КОТОРЫЕ невозможно двигаться вперед. Не обособляются:

Слайд 18

5) если деепричастие утратило глагольное значение; так, простые отглагольные предлоги благодаря, включая, исключая, кончая, начиная, считая, спустя и составные отглагольные предлоги смотря по, судя по, невзирая на, несмотря на, не доходя до, исходя из, начиная с вместе с относящимися к ним словами не образуют деепричастных оборотов и не обособляются: К работе можно приступить начиная с будущей недели (слово начиная можно опустить без ущерба для смысла и структуры предложения). Статистические показатели выводятся исходя из многих данных (слово исходя можно опустить). Будем действовать смотря по обстоятельствам (слово смотря можно опустить). Не обособляются:

Слайд 19

6) если оборот или одиночное деепричастие выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством (часто в художественной речи): Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина. ...Вдруг завопила она раздирающим воплем и залившись слезами . Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова. Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно . 7) Не обособляются одиночные деепричастия, обычно непосредственно примыкающие к глаголу-сказуемому и близкие по функции к наречиям образа действия (такие деепричастия отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении? ): Неретьев сидел наклонившись и похлопывал веткой по траве. До двух часов занятия должны были идти не прерываясь . Он спал не раздеваясь . Она воротилась оттуда похуде в (ср.: воротилась похудевшая ). Она вошла в зал не постучавшись (ср.: вошла без стука ). Не обособляются:

Слайд 20

Переход деепричастий в наречия

Слайд 21

Наблюдение Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными. а) Поезд шел не останавливаясь б) Она говорила об этом улыбаясь. в) Он говорил запинаясь. г) Они шли не торопясь. д) Он вбежал во двор крича. е) Шли вперед не оглядываясь. Лингвистический эксперимент 1. Возможна ли замена выделенных слов наречиями или сочетаниями существительного с предлогом, употребленными в обстоятельственном значении? без остановки. с запинкой. без оглядки. с улыбкой. неторопливо. с криком.

Слайд 22

2. В функции какого члена предложения они выступают? В функции обстоятельства образа действия. 3. Какую позицию по отношению к глаголу-сказуемому занимают указанные слова? Чаще всего они занимают постпозицию. 4. Сделайте вывод о частеречной принадлежности выделенных слов. Это наречия, восходящие к деепричастиям. Вывод Утрата глагольных значений, способности управлять существительными, постпозиция деепричастия приводят к тому, что деепричастие переходит в наречие.

Слайд 23

Сравнительный анализ 1. Сравните попарно приведенные примеры. Он говорил запинаясь . – Он добавил, запинаясь , несколько слов от себя. Они шли не торопясь . – По дороге, не торопясь , они собирали грибы и ягоды. Она будила сына улыбаясь . – Улыбаясь , она разбудила сына. Вывод В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия. Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.

Слайд 24

Слушал не перебивая. Не дозвонившись Сергей зашел ко мне на дом. Стала всматриваться не узнавая. Утомившись туристы делали остановки на пути. Лектор делал перерывы уставая. Отказавшись юноша упустит эту последнюю возможность. Обомлев стояла она неподвижно в дверях. Возмутившись ученик отказался отвечать. Сравнительный анализ Деепричастия какого вида, как правило, переходят в наречия: совершенного или несовершенного? Проанализируйте следующие примеры. Расставьте знаки препинания. Вывод Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида , так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

Слайд 25

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Своя игра по средствам художественной выразительности

Слайд 2

Правила 1. Выберите вопрос, опираясь на тематику и уровень сложности 2. Время на размышления - до 1 минуты. Далее назовите ответ. 4 . Если команда дает правильный ответ досрочно, баллы удваиваются. В случае неполного ответа количество баллов обсуждается коллективно. 5 . Побеждает тот, у кого большее количество баллов 5 . Вернитесь к игровому полю через значок домика. 3 . Нажмите на выбранный ответ, чтобы узнать правильный ли он (если есть выбор ответов). 4. Если выбора ответов нет, то нажмите на вопросительный знак.

Слайд 3

Игровое поле Термины Интуиция Шифр Экзамен 10 баллов 20 баллов 30 баллов 40 баллов

Слайд 4

Термины. 10 баллов Сопоставь термин и его определение : 1) Антитеза 2 ) Антонимы 3 ) Гипербола 4) Риторический вопрос А) противопоставление Б ) художественное преувеличение В ) с лова , имеющие противоположенные значения Г ) риторическая фигура , вопрос, который не требует ответа

Слайд 5

Термины. 20 баллов Сопоставь термин и его определение: 1) Эпитет 2 ) Синонимы 3 ) Олицетворение 4) Аллегория А) замена отвлеченного понятия конкретным образом Б ) н аделение неживых предметов свойствами живых В ) с лова , различные по написанию, но близкие по значению Г ) о бразное определение

Слайд 6

Термины. 30 баллов Сопоставь термин и его определение: 1) Метафора 2 ) Инверсия 3 ) Парцелляция 4) Синтаксический параллелизм А) сходное построение фраз, строк Б ) обратный порядок слов В ) переносное значение слова, основанное на сходстве Г ) разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Слайд 7

Термины. 40 баллов Сопоставь термин и его определение: 1) Градация 2 ) Эллипсис 3 ) Метонимия 4) Синекдоха А) перенос значения по количественному признаку Б ) пропуск какого-нибудь члена предложения В ) расположение слов по возрастающей или убывающей значимости Г ) замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Слайд 8

Термин. 10 баллов 1) Антитеза 2 ) Антонимы 3 ) Гипербола 4) Риторический вопрос А) противопоставление Б ) художественное преувеличение В ) с лова , имеющие противоположенные значения Г ) риторическая фигура , вопрос, который не требует ответа

Слайд 9

Термин. 20 баллов 1) Эпитет 2 ) Синонимы 3 ) Олицетворение 4) Аллегория А) замена отвлеченного понятия конкретным образом. Б ) н аделение неживых предметов свойствами живых В ) с лова , различные по написанию, но близкие по значению Г ) о бразное определение

Слайд 10

Термин. 30 баллов 1) Метафора 2 ) Инверсия 3 ) Парцелляция 4) Синтаксический параллелизм А) сходное построение фраз, строк Б ) обратный порядок слов В) переносное значение слова, основанное на сходстве Г ) разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Слайд 11

Термин. 40 баллов 1) Градация 2 ) Эллипсис 3 ) Метонимия 4) Синекдоха А) перенос значения по количественному признаку Б ) пропуск какого-нибудь члена предложения В ) расположение слов по возрастающей или убывающей значимости Г ) замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Слайд 12

Интуиция. 1 0 баллов Внимательно прочитай отрывок и подставь слова, которые будут являться антитезой: Что ищет он в стране ____________? Что кинул он в краю ____________? (М.Ю. Лермонтов) Какое еще средство выразительности используется в данном отрывке?

Слайд 13

Интуиция. 2 0 баллов Внимательно прочитай отрывок и подставь слова, которые будут являться эпитетами: Сквозь _____________ туманы пробирается луна. На ______________ поляны льет печально свет она. (А.С. Пушкин) Какое еще средство выразительности используется в данном отрывке?

Слайд 14

Интуиция. 30 баллов Внимательно прочитай отрывок и подставь слова, которые будут являться метонимией: Уходят поезда, и тянутся вагоны, Шумят толпой усталые ___________, И грустные __________ завидуют веселым… (М. Борзыкин ) Какое еще средство выразительности используется в данном отрывке?

Слайд 15

Интуиция. 40 баллов Внимательно прочитай отрывок и подставь слова, которые будут являться градацией: Легче навести порядок в одной комнате, нежели во всем доме, в одном доме, нежели на всей _________, на одной __________, нежели во всём ____________, в одном ____________, нежели во всей ___________. ( Б . Акунин) Какое еще средство выразительности используется в данном отрывке?

Слайд 16

Интуиция. 10 баллов Что ищет от в стране ____________? Что кинул он в краю ____________? (М.Ю. Лермонтов) Какое еще средство выразительности используется в данном отрывке? д алекой родном Синтаксический параллелизм Анафора

Слайд 17

Интуиция. 2 0 баллов волнистые Сквозь _____________ туманы пробирается луна. На ______________ поляны льет печально свет она. (А.С. Пушкин) Какое еще средство выразительности используется в данном отрывке? печальные Лексический повтор, инверсия

Слайд 18

Интуиция. 3 0 баллов Уходят поезда, и тянутся вагоны, Шумят толпой усталые ___________, И грустные __________ завидуют веселым… (М. Борзыкин ) Какое еще средство выразительности используется в данном отрывке? перроны глаза Антитеза Эпитет

Слайд 19

Интуиция. 4 0 баллов Легче навести порядок в одной комнате, нежели во всем доме, в одном доме, нежели на всей _________, на одной __________, нежели во всём ____________, в одном ____________, нежели во всей ___________. ( Б . Акунин) Какое еще средство выразительности используется в данном отрывке? улице улице городе городе стране Лексический повтор

Слайд 20

Шифр. 1 0 баллов Расшифруйте строчку из стихотворения и назовите средства выразительности, использованные в ней:

Слайд 21

Шифр. 2 0 баллов Расшифруйте строчку из стихотворения и назовите средства выразительности, использованные в ней:

Слайд 22

Шифр. 3 0 баллов Расшифруйте строчку из стихотворения и назовите средства выразительности, использованные в ней:

Слайд 23

Шифр. 4 0 баллов Расшифруйте строчку из стихотворения и назовите средства выразительности, использованные в ней:

Слайд 24

Шифр. 1 0 баллов Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (А.А. Блок) Парцелляция

Слайд 25

Шифр. 2 0 баллов Они сошлись. Волна и камень, С тихи и проза, лед и пламень. (А.С. Пушкин) Антитеза

Слайд 26

Шифр. 3 0 баллов Зима недаром злится – Прошла ее пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф.И. Тютчев) Олицетворение

Слайд 27

Шифр. 4 0 баллов Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А. Фет) Метафора

Слайд 28

Экзамен. 10 баллов Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение: 1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю . 2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными окнами. 3) Его охватила холодная, как вода, тьма . 4) Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза . 5) Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь , смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду. 1 2 3 4 5

Слайд 29

Экзамен. 20 баллов Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм: 1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. 2) До войны дворец был детским царством, теперь он снова готовился встречать детей . 3) Слезы текли по щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо. 4) Взяв кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». 5) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» 1 2 3 4 5

Слайд 30

Экзамен. 30 баллов Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет: 1) «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…» 2) И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого . 3) Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в городе. 4) Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, — шептал Кашкин . 5) Назывались такие супы из трав по-особенному — супами-пюре. Вот и сегодня ребятам — такой же суп. 5 2 1 4 3

Слайд 31

Экзамен. 40 баллов Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора: 1) Прежде чем увидеть девушку, я услышал её голос. 2) Эти нежные струны голоса то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. 3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала. 4) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое. 5) Этот голос полностью захватил власть надо мной! 1 3 2 4 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определите, какие пчёлы из этого улья Деепричастия присмотревшись прибирая стуча прикасаясь возвратившийся издалека изредка отрежь объедини прибежав сияющий ?

Слайд 2

Определите, какие пчёлы из этого улья Деепричастия собирая разложив вырастив растирая стремящийся внимательно аккуратен летящий лёгкий расстилая видеть ?

Слайд 3

Двадцать пятое ноября. Классная работа. 1.Проверка домашнего задания. Что такое деепричастие? Признаки глагола у деепричастия? Что общего у деепричастия с наречием? Какова синтаксическая роль деепричастий? Что такое деепричастный оборот

Слайд 4

Деепричастный оборот Деепричастие Зависимое слово Испугавшись неведомого шума , стая птиц тяжело поднялась над землей. Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз . Мальчик, убирая в своей комнате , нашёл огромное количество вещей. д. д. д.

Слайд 5

Наблюдение. 1. Подчеркните главные члены предложения. 2.Определите границы деепричастных оборотов . 1.Осветив край леса и согревая утренний воздух медленно поднимается запоздалое солнце. ?

Слайд 6

Объясните постановку знаков препинания. | Осветив край леса | и | согревая утренний воздух, | медленно поднимается запоздалое солнце.

Слайд 7

Вывод: Два деепричастных оборота , соединенные одиночным союзом и , запятой не разделяются , если относятся к одному члену предложения . Это однородные обстоятельства.

Слайд 8

3. Лошади стояли понуря голову и изредка вздрагивали . 4. Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи. 5.Александр Владимирович молча протиснулся вперед отстранив жену и спустившись на две ступени оглядел свысока поле боя.

Слайд 9

Лошади стояли , / понуря голову ,/ И изредка вздрагивали . Прокричал пароход И , / шлепая колесами ,/ протащил мимо грузные баржи. Александр Владимирович молча протиснулся вперед, / отстранив жену , / И ,/ спустившись на две ступени ,/ оглядел свысока поле боя.

Слайд 10

Если союз И соединяет не два деепричастных оборота, а другие конструкции (два сказуемых, два простых предложения в составе сложносочиненного), то запятая может стоять и перед союзом И , и после него. Вывод:

Слайд 11

О революции он никогда не говорил, НО , как-то грозно улыбаясь , молчал о ней. Становилось слышно, КАК , отсчитывая секунды с точностью метронома , капает из крана вода. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и/или переставить в другое место предложения).

Слайд 12

Цель урока: - Закрепить понятие «деепричастный оборот»; - научиться самостоятельно находить в предложении деепричастный оборот и правильно выделять его запятыми.

Слайд 13

Работа с учебником Стр.102 Упр.190,191

Слайд 14

1. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и/или переставить в другое место предложения). 1. О революции он никогда не говорил, НО , как-то грозно улыбаясь , молчал о ней. Становилось слышно, КАК , отсчитывая секунды с точностью метронома , капает из крана вода. 2. Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, А войдя в кухню , с ужасом увидел, что он весь посинел и трясется. Необходимо принять срочное решение, А приняв его , неукоснительно проводить в жизнь. 2. Исключение составляют те случаи, когда деепричастный оборот стоит после противительного союза А (деепричастный оборот невозможно оторвать от союза и переставить в другое место предложения без нарушения структуры последнего). 3. Однако при противопоставлении соответствующих однородных членов предложения запятая ставится и после союза А (в этом случае деепричастный оборот можно оторвать от союза и/или переставить в другое место предложения). 3. Элемент старого качества не исчезает , А , трансформируясь в других условиях , продолжает существовать как элемент нового качественного состояния.

Слайд 15

Засучив рукава Не Не Не Совместите фразеологизмы с их значениями сомкнув глаз шевельнув пальцем подав виду Не дав заметить, понять что-либо Усердно, прилежно работать Не уснув Не сделав ни малейшего усилия

Слайд 16

Дополните предложения фразеологизмами, подчеркните их как члены предложения. 1 группа Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу... 2 группа Каждый день трудилась Крошечка-Хаврошечка ...

Слайд 17

Сравните предложения Отец работал весь день засучив рукава . Отец , засучив рукава , тщательно вымыл руки.

Слайд 18

Эстафета До первой ошибки!

Слайд 19

1 4 10 9 5 13 ? Деепричастный оборот 2 14 6 3 12 8 7 11

Слайд 20

Найдите предложения с деепричастными оборотами. Выпишите номера предложений. В 9-14 предложениях запятые не расставлены. 1. Мы шли тихо по полевой непроторенной дороге. 2. Льды, растаяв весною, становятся синью в реке. Русла горных ручьёв рассекают кручи. 4. Ветерок колышет травы, ещё не успевшие увянуть. 5. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья. Третий день, не переставая ни на минуту, моросил дождь. Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, сковали нас. 8. Бледно розовеют кроны старых сосен за селом. 9. Ветер пробежал по степи неся глухой шум поезда. 10. Созерцая водную гладь он сел на край плота. 11. Лебеди плавали не замечая меня. 12. Белочка распушив хвост прыгала по веткам. 13. Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце снег лежит. 14. Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя…

Слайд 21

Найди пару. Снявши голову, … … , не умоешься. Не замочив рук, … … , по волосам не плачут. Что имеем, не храним, … … , не всегда брани дорогу. Спотыкаясь,… … , потерявши, плачем. Пирога ждать,… … , не суйся в воду. Не зная броду, … … , не евши, спать

Слайд 22

Продолжите предложения На этом уроке я понял … На этом уроке я вспомнил … На этом уроке я запомнил … Вызывает трудности …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ КЛАСТЕР «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» постоянные непостоянные собственные Часть … Ед.ч. одушевленные М.р. 3 скл разноскл .

Слайд 2

Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека.

Слайд 3

Прочитайте пословицы: Не друг поддакивает, друг спорит. Дружба верна не лестью , а правдой и честью. Друг в беде не бросит . Обратите внимание на правописание слов с не . Проверьте себя. Что вы уже знаете о правописании не ? А что нового вам предстоит узнать?

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.

Слайд 5

ЦЕЛЬ ?

Слайд 6

противопоставление отрицание Сделайте вывод, когда не с существительными пишется раздельно.

Слайд 7

не настье не взгоды не вежда Прочитайте слова без не . Понаблюдайте за особенностями группы слов. … настье … взгоды … вежда Сделайте вывод, когда не с существительными пишется слитно . Чем является не в приведённых словах? ? Продолжим наблюдения - необразованный малосведущий человек

Слайд 8

правда – не правда счастье – не счастье друг – не друг Понаблюдай за особенностями другой группы. правда – не правда ( ложь ) счастье – не счастье ( горе ) друг – не друг ( враг ) Сравни пары слов. Какой смысл слову придаёт не ? Чем можно заменить существительные с не ? Сделайте 2-й вывод о слитном написании существительных с не . синонимом Продолжим наблюдения Чем является не в данных словах?

Слайд 9

не настье не взгоды не вежда не правда не счастье не друг не _печь, а руки не _галка, не _сорока, не _ворона Сделайте общий вывод о слитном и раздельном написании существительных с не . Сравните свои выводы с правилом в учебнике (СТР. 150)

Слайд 10

Попробуйте представить правило в словаре в виде схемы. Проверьте себя по эталону. Оцените свою деятельность. 1. Не употребляется без не. 2. Можно заменить синонимом (близким по значению выражением). 1. Есть противопоставление. 2. Имеет отрицательное значение.

Слайд 11

Работа с учебником.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие как часть речи. Правописание причастий Цымлова Милена Юрьевна

Слайд 2

КАКАЯ? Синяя Новая Красивая

Слайд 3

Что делает? Какая? Падающая

Слайд 4

Что сделали? Какая? Сломанная

Слайд 5

Что сделали? Какая? Разобранная

Слайд 6

Причастие — самостоятельная часть речи либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как и глагола , так и имени прилагательного . Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий? что делавший? что сделавший?

Слайд 7

род прилагательного число падеж Грамматические признаки

Слайд 8

глагола вид время Грамматические признаки возврат-ность переход-ность

Слайд 9

Как отличить причастие от прилагательного? (какой?) образуются от существительных и обозначают признак предмета: деревянный дом, белые ромашки, морская волна… (какой?) образуются от глаго- лов и обозначают признак предмета по действию: построенный дом, цветущие ромашки, набежавшая волна… Прилагательные Причастия

Слайд 10

Прилагательные: Причастия: Распределите слова по частям речи. Желавший, длинный, красный, простой, обучавшийся, летящий, круглый, скучающий, каменный, засыпанный, волчий, развитый, разрушенный, добрый, скучный, гуляющий, постаревший, радостный, пылающий, яблочный. желавший длинный красный простой обучавшийся летящий круглый скучающий каменный засыпанный волчий развитый разрушенный добрый скучный гуляющий постаревший радостный пылающий яблочный

Слайд 11

Исправим предложение: Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

Слайд 12

Исправим предложение: Книга, которая лежит на столе, уже прочитана. Лежащая на столе книга уже прочитана.

Слайд 13

Исправим предложение: За столом сидят ученики, которые читают книгу. За столом сидят ученики, читающие книгу.

Слайд 14

Причастия могут переходить в прилагательные (если утратили значение глагольности): блестящий (прич.) огонь (т. е. огонь блестит) — блестящее (прил.) выступление (т. е. яркое выступление) . Найдите причастия! изысканные средства, изысканные манеры взволнованная речь, взволнованное море, рассеянные семена, рассеянные люди, сосредоточенная на поле техника, сосредоточенное внимание, выдающиеся способности, выдающиеся над водой камни, вызывающий к доске учитель, вызывающий вид, ограниченный человек, ограниченная горами местность, избитый человек, избитая тема __________ __________ _________ ______________ _________ _______ _________ ___________

Слайд 15

Образование причастий Причастие легко узнаётся благодаря яркому морфемному признаку - суффиксам: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-. причастие глагол + -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-. сид-ящ-ий сидеть + -ящ- выполнивший выполнить + -вш-

Слайд 16

шумный поток на темном небосводе желтую кувшинку колкий шиповник белым туманом спелая малина

Слайд 17

III . Подберите к словосочетаниям «прич. + сущ.» однокоренные словосочетания «прил.+ сущ.». Шумящий поток - На потемневшем небосводе - Желтеющую кувшинку - Колющийся шиповник - Белеющим туманом - Спеющая малина -

Слайд 18

. 1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб. 2. Догоравший костёр ещё дымился. 3. Прочитанная книга лежала на полке. 4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

Слайд 19

Стр.41 упр.79

Слайд 20

Задачи причастия Иметь при себе зависимые слова Выступать главным словом в словосочетании Подчиняет себе другие слова

Слайд 21

Дровосек, весь сделанный из железа Дровосек (какой?) сделанный Сделанный (из чего?) из железа

Слайд 22

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом причастный оборот Дровосек, весь сделанный из железа

Слайд 23

Найдите словосочетания : Х причастие+существительное и Х причастие+существительное Железный Дровосек мечтал получить любящее сердце 2. Шли по дороге, вымощенной желтым кирпичом.

Слайд 24

В словосочетании, где причастие выступает в роли главного слова, может быть несколько зависимых слов. Эти слова могут быть различных частей речи.

Слайд 25

Первые два солдата полетели с площадки, сброшенные вниз могучими руками Железного Дровосека. сброшенные вниз руками Куда? Чем?

Слайд 26

От определяемого слова можно задать только один вопрос

Слайд 27

Среди жевунов немало ходило рассказов о страшных происшествиях, случившихся в тигровом лесу. происшествиях случившихся в тигровом лесу Каких?

Слайд 28

К причастным оборотам подберите определяемые слова

Слайд 29

Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми

Слайд 30

Подсказка Наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастным оборотом подскажет интонация (повышение тона, паузы)

Слайд 31

определяемое слово За речкой тропинка круто спускалась на полянку , причастный оборот обрамленную деревьями Урфин Джюс приказал жестянщику сделать несколько фляг с причастный оборот определяемое слово плотно завинчивающимися крышками

Слайд 32

Все слова, составляющие причастный оборот, - один член предложения – определение

Слайд 33

Вторая шеренга дуболомов двинулась вслед за первой и Урфин с перекошенным от ужаса лицом закричал. Повелительницей Голубой страны жевунов была Гингема, злая волшебница , обитавшая в глубокой темной пещере.

Слайд 34

Причастный оборот ( причастие + зависимые слова). Листья, опавшие с дерева , шуршат под ногами. + __ __ ~~~~~~~~~~~~~~~~ какие? откуда? Листья – определяемое слово опавшие с дерева – причастный оборот + Помните: причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

Слайд 35

Причастия: действительные страдательные обозначают признак предмета, который действует сам (читающий мальчик - мальчик, который (сам) читает) обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета(лица) (прочитанная (кем-то) книга - книга, которую прочитали)

Слайд 36

Образование причастий. настоящее время: прошедшее время: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -вш-,-ш- действительные страдательные настоящее время: прошедшее время: -ем-(-ом-), -им-, -енн-, -нн-, -т- ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ если образ.от глагола I спр. если образ.от глагола II спр. если образ.от глагола I спр. если образ.от глагола II спр. перед -вш-, - ш – пишется глаг. суф. из инфинитива: видеть – видевший, слышать - слышавший ^ ^ ^ ^

Слайд 37

Распределите причастия. Действительные: Страдательные: снег, засыпавший деревню, деревня, засыпанная снегом, рассказ, сочинённый писателем, писатель, сочинивший рассказ, кошка, съевшая сметану, сметана, съеденная кошкой, уснувший малыш, убаюканный малыш, расколотая чашка, зажжённые свечи, потухший костёр, деревня, засыпанная снегом, снег, засыпавший деревню, рассказ, сочинённый писателем, писатель, сочинивший рассказ, кошка, съевшая сметану, сметана, съеденная кошкой, уснувший малыш, убаюканный малыш, расколотая чашка, зажжённые свечи, рассказавший сказку. потухший костёр, рассказавший сказку.

Слайд 38

Образуйте действ. прич. наст. вр. от глаголов: болеть, скучать, видеть, слышать, тосковать, повторять, строить, подметать, дышать, думать болеющий, скучающий, слышащий, тоскующий, повторяющий, строящий, подметающий, дышащий, думающий Образуйте страдат. прич. наст. вр. от глаголов: читать, ненавидеть, совершать, видеть, слышать, гнать, желать, вырывать, разрушать, освещать читаемый, ненавидимый, совершаемый, видимый, слышимый, гонимый, желаемый, вырываемый, разрушаемый, освещаемый

Слайд 39

Расставьте знаки препинания. Туча нависшая над городом сыпала дождиком. Старик проживший всю жизнь в лесу дичился людей. Плывущие над головой облака были похожи на диковинных животных. На грядках торчали перепутанные горохом бурые листья. Лошади вытянувшие длинные морды и всадники согнувшиеся над ними показывались на время на белом фоне неба. Обвивавший беседку хмель весело зазеленел после дождя. Пламя раздуваемое ветром перекинулось на соседние дома. За столом сидел приехавший недавно из города счетовод. Путешественника впервые отправляющегося на Кавказ не перестаёт удивлять природа этого удивительного края. , , , , , , , , , , , ,

Слайд 40

Образуйте действ. прич. прош. вр. от глаголов: увидать, подниматься, нести, тянуть, ловить, дремать, щуриться, шагать, смущаться, укротить увидавший, поднимавшийся, нёсший, тянувший, ловивший, дремавший, щурившийся, шагавший, смущавшийся, укротивший

Слайд 41

Правописание страдательных причастий. № нн № н 1) Прич. Если есть приставка, кроме не : раскрашенный. Искл.: смышлёный, названый (брат), посажёный (отец), приданое. 1) Глаг. прил. Если есть приставка не (только несов. вид.): некрашеный. 2) Глаг. прил. Если оканчивается на – ованный, ёванный: организованный. Искл.: кованый, жёваный, клеваный. 2) Прич. Если причастие краткое (что сделан?): задача решена. 3) Прич. Если есть зависимое слово (т.е. прич.оборот): сеянная весной рожь. 3) Глаг. прил. Если образовано от бесприставочного глагола несов. вида (что делать?): мочёные яблоки (мочить). Искл.: священный, желанный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, жеманный, деланный, данный, чванный, чеканный, обещанный, недрёманный… 4) Прич. Если образовано от бесприставочного глагола сов. вида (что сделать?): решённая задача (решить). Искл.: раненый. Приставка « не» не влияет на «нн» в этих 4 пунктах. 1. Нн и н в причастиях и глагольных прилагательных.

Слайд 42

Вставьте н или нн. Маринова… ый, сушё…ый, подсушё… ый, полирова… ый, тушё…ый, оглушё… ый, точё…ый, подточе… ый, тушё… ый в кастрюле, травмирова… ый, глаже…ый, бельё выглаже…о, фарширова… ый, посеребрё… ый, калё…ый, раскроше… ый, реза…ый, ране…ый, гружё…ый, разгруже… ый, гружё… ый песком, дрессирова… ый, перемаза… ый, краше…ый, раскраше… ый, нераскраше… ый, мочё… ый в кадке, оккупирова… ый, обеща… ый, ране… ый в плечо, купле… ый, заминирова… ый, несушё…ый, смышлё…ый, бочка наполне…а . нн н нн нн н нн н нн нн нн н н нн нн н нн н н н нн нн нн нн н нн нн нн нн нн нн нн нн н н н

Слайд 43

2. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Инфинитив на -ать, - ять Инфинитив на -еть, - ить -а, -я только -е расстрелять – расстрелянный, обещать - обещанный застрелить – застреленный, просмотреть - просмотренный ^ ^ ^ ^ ^ ^ __ __ __ __

Слайд 44

Вставьте нужную гласную перед н. Занавеш…нное, засе…нное, подвеш…нная, намыл…нный, разрез…н, разреж…нные (всходы), вспах…нное, выков…н, выточ…н, обяз…нный, проглоч…нный, увид…нный, потуш…нный, постро…на, вытащ…нный, затопл…н, сколоч…нный, спрят…нный,подар…нный, замеш…ное (тесто), замеш…нный (в плохом деле), обвеш…нный в магазине покупатель, обвеш…нная игрушками ёлка, пристрел…нный зверь, пристрел…нное ружьё, навеш…ное бельё, навеш…нная на петли дверь. е я е е а е а а е а е е е е е е е а е е а е а е я а е

Слайд 45

полная форма краткая ф.(страд. прич.) какой? какая? какое? какие? изменяются по родам, числам, падежам: вымытый пол – по вымытому полу каков? какова? каково? каковы? имеют в м. р. нулевое окончание: пол вымыт ,а в остальных формах- окончания из одной буквы: кухня вымыта , по падежам не изменяются = ~~~~~~

Слайд 46

Краткое причастие Краткое глагольное прилагательное Наречие (что сделан?) (каков?) (где? как? когда? куда? откуда? действие признак признак Н столько «н», сколько в полной форме столько «н», сколько в прил. или прич., от которого образовано Всё сосредоточено на левом фланге. (Что сделано?) Его лицо было сосредоточенно. (Каково?) Он смотрел сосредоточенно. (Как?) 3. Нн в кратких причастиях, глагольных прилагательных и наречиях. - . - - . ════ ════

Слайд 47

Вставьте н или нн в краткие причастия и краткие глагольные прилагательные. Море взволнова…о ветром. Лицо юноши взволнова… о. Девушка умна и воспита… а. Она воспита…а в хорошей семье. Манеры героя повести были изыска… ы. Средства для экспедиции были изыска…ы. Запросы нашей молодёжи возвыше… ы. Многие простые люди были возвыше…ы Петром I . Клятва сдержа…а. Девочка весьма сдержа… а и замкнута. Чашки весов были уравновеше…ы. Действия молодого человека неуравновеше… ы. Ответы ученицы неувере… ы. Преподаватели не увере…ы в её знаниях. Тучи рассея…ы. Многие люди очень рассея… ы. н нн нн н нн н нн н н нн н нн нн н н нн

Слайд 48

№ Слитно № Раздельно 1. Если не употребляется без «не»: недоумевающий взгляд 1. Если есть противопоставление с союзом «а»: не прочитанный, а просмотренный журнал 2. Если отсутствуют пункты раздельного написания: непрочитанный журнал 2. Если есть зависимое слово (прич. оборот): не прочитанный вчера журнал 3. Если к причастию относятся слова, усиливающие степень качества (совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно, абсолютно, полностью, почти…: совсем непродуманное решение 3. Если причастие краткое: книга не прочитана 4. Если отрицание усиливается отриц. мест. или отриц. наречиями (или словами далеко не, вовсе не, отнюдь не): ничем не оправданный поступок 4. Частица « не » с причастиями.

Слайд 49

Раскройте скобки. Вопросы, (не) решённые учёными, (не) решённые вопросы, вопросы (не) решены, (не) решённые, а поставленные вопросы, никем (не) решённые вопросы, совершенно (не) решённые вопросы,(не) навидящий суету, (не) изрытая земля, (не) вернувшиеся с войны солдаты, сочинение (не) продумано, абсолютно (не) исследованная тайга, (не) скошенные луга, (не) прочитанный журнал, а только полученный. Вопросы, не решённые учёными, нерешённые вопросы, вопросы не решены, не решённые, а поставленные вопросы, никем не решённые вопросы, совершенно нерешённые вопросы, нена - видящий суету, неизрытая земля, не вернувшиеся с войны солдаты, сочинение не продумано, абсолютно неисследованная тайга, не- скошенные луга, не прочитанный журнал, а только полученный.

Слайд 50

5. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Вставьте пропущенные буквы: на выкраш…нной в зелёный цвет веранде, увлеч…нный делом, скруч …нной проволокой, очищ…нным воздухом, испеч…нную булочку, остриж…нный наголо, сожж…нную бумажку, подслащ…нную воду. е ё е е ё е ё ё В суффиксах причастий - енн и -ен после шипящих под ударением пишется- ё, без ударения– е. Завершённый (прич.). Скошена (прич.).

Слайд 51

6. Правописание окончаний прилагательных и причастий ( зависит от вопроса ). Падеж Вопрос М. р. Ж. р. Ср. р. И. п. Какой? Красный, летящий - ая, - яя - ое, - ее Р. п. Какого? Красного, летящего - ой, - ей - ого, - его Д. п. Какому? Красному, летящему - ой, - ей - ому, - ему В. п. Какой? Красный, летящий - ую, - юю - ое, - ее Т. п. Каким? Красным, летящий - ой, - ей - ым, - им П. п. О каком? Красном, летящем - ой, - ей - ом, - ем Главное : если в вопросе «о», то в окончании «о» или «е» (каком? – ом, ем), если в вопросе «и», то в окончании «и» или «ы» (каким? – им, ым). Не совпадает в И.п. и В.п. м.р. (какой? – ый, ий).

Слайд 52

Вставьте пропущенные буквы. Любоваться заходящ…м в облака солнцем и бушующ…м морем, беседовать о строящ…мся стадионе, пробираться сквозь неистовствующ…ю пургу, думать о разыгравш…йся метели, рассказывать о промчавш…мся урагане, разговаривать с возвративш…мся братом, наблюдать за взбирающ…мися альпинистами, обрадоваться вернувш…муся брату, подстрелить забежавш…го в деревню волка. и и е у е е и и е е

Слайд 53

Морфологический разбор причастия. Часть речи – особая форма глагола – причастие. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.). 2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время (прошедшее или настоящее) в) вид (совершенный или несовершенный) 3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (указываем, только если причастие страдательное, потому что действительное причастие кратким не бывает); б) падеж (только у причастий в полной форме, краткие причастия по падежам не изменяются); в) число; г) род (определяется только у причастий в ед.ч.). III . Синтаксическая роль (роль в предложении) – чаще всего определение, в краткой форме – сказуемое.

Слайд 54

Расставьте недостающие знаки препинания, сделайте разборы. I вариант. Негреющее зимнее солнце тускло светило над белыми холмами. II вариант. Озеро замкнутое поясом густых зарослей поблёскивало внизу. 3 4 3 4 ~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~ , , _ _ __ ════ ════ __ -.-.-.-. -.- - . -.-.-. -.-.-.-. (Повест., невоскл, прост., двусост., распр., полное). (Повест., невоскл, прост., двусост., распр., осложнено прич. оборотом, полное). [ ] . __ ═══ [ ] . + __ + __ __ ~~~~~ ════ , , прич. об.

Слайд 55

Негреющее (солнце) – причастие. I . Солнце (какое?) негреющее. Н. ф. - негреющий. II . Пост.: действ., наст. вр., несов. в., невозвр.; непост.: и. п., ед. ч. ср. р. III . Солнце (какое?) негреющее. Замкнутое (озеро) – причастие. I .Озеро( какое?) замкнутое. Н. ф. - замкнутый. II .Пост.: страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; непост.: и. п., ед. ч., ср. р. III . Озеро (какое?) замкнутое. ~~~~~~ ~~~~~~

Слайд 56

Контрольные вопросы. Дайте определение причастия. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия? Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах – ущ - (- ющ ), - ащ - (- ящ )? В суффиксах – ем - , - им -? В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я) , в каких – е ? Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий? Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов? Расскажите о правописании не с причастиями. Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

Слайд 57

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении. За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. Все сошлись на том,(1) что это был веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, (2) обтачивая в тисках медные валики,(3) он,(4) наверное,(5) насвистывал песенку о почтальоне,(6) чей рог поет в туманных долинах,(7) и девушке,(8) собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера,(9) он разговаривал с теми вещами,(10) которые делал,(11) и предсказывал им их будущую жизнь. Ответ: 8

Слайд 58

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В ненастье (1)сосны стонут (2)и их ветки (3) сгибаемые порывами разъярённого ветра(4) трещат(5) и иногда царапают иглами кору дерева. 1) 1, 3, 4 2) 2, 4, 5 3) 2, 3,4 4) 1, 2, 3, 4, 5 Ответ: 3

Слайд 59

Среди предложений (1 - 8 ) найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений. (1)Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. (2)И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился.(3) Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.(4) И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. (5) А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. (6) Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (7) Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. (8)И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как! Ответ: 4, 6

Слайд 60

Желаю удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...