"Дифференциация звуков [Л], [Ль]".
план-конспект

В конспекте занятия подобраны упражнения и задания для более четкого различения звуков  [Л], [Ль].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_l_l.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Конспект подгруппового занятия

                                    «Дифференциация звуков Л, ЛЬ».

Цель: научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Задачи:

обучающие: формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ; формировать навыки согласования прилагательных с существительными.

 коррекционные: закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ;закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух и в произношении.

развивающие: развивать фонематическое восприятие; развивать внимание, память, мышление.

воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью;

Материалы и оборудование: предметные картинки, картинки со слогами.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие!

      2.   Артикуляционная гимнастика.

- Сейчас мы с вами выполним  следующие упражнения для язычка:
-
«Чашечка»- 5 сек.

«Вкусных мы блинов поели,  выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем!»

- «Грибок»- 5 сек.

«Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!».
-
«Маляр»- 5 раз.

«Мы покрасим потолок, маляром стал язычок,

Будет чистым – вот дела! Всё до дальнего угла!»

- «Вкусное варенье»- 5 раз.

«Мы вареньем, сладким чаем, всех знакомых угощаем!

С губ сотрем следы варенья, угощенья – объеденья!».

- «Лошадка»- 5 раз.

«Причешу лошадке хвостик и на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок, чтоб никто догнать не смог!».

-«Чистим зубки» - 3раза.

«Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый!».

-«Качели» - 5 раз.

«Вот весёлые качели – выше крыши подлетели!

На качелях вверх и вниз, ты качаться не ленись!».

      3.Сообщение темы:

Сегодня вспомним звуки Л и Ль.
Напомнить артикуляцию звука Л:

губы в легкой улыбке;

зубки видны, сближены;

узкий кончик языка поднят за верхние зубки, прижат;

горлышко «работает».

(Произносим).

Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки)
Характеристика звука. (согласный, твердый, звонкий). (дает ребенок)
Символ звук. Обозначение.
Артикуляция звука Ль:

губы в легкой улыбке;

зубки видны, сближены;

кончик языка поднят за верхние зубки, прижат к бугоркам;

горлышко «работает».

(Произносим).

Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки)
Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий).
Символ звук. Обозначение.

4. Игра «Поймай звук».

(Если слышат Л, то хлопают; если слышат Ль, то топают).

Ла, ля, ло, ле, ели, слу, шла, шли, лом, лед, калина, калитка, колос, полено, холод, полоса….

5. Повторение серии слогов. Игра «Повтори за мной».

-Послушайте и повторите слоги.

ла – ла – ля                лю – лу – лю           ли-ли-лы

ля – ля – ла                лу – лу – лю            ли-лы-ли

ла – ля – ля                ля – лю – лу             лы-лы-ли

6. Упражнение по преобразованию слов « Замени звук».

 -Послушайте и замените звук Л на звук ЛЬ. Какое слово получилось?

лук  –  люк          угол    -   уголь

дал  –  даль          пыл    -   пыль

ел    –  ель            галка –   галька

был – быль          юла    -   Юля

цел  - цель            мел    -   мель.

7. Физкультминутка.

(вспомнить, где право, где лево)
Дотронуться правой рукой до левого уха.
Дотронуться левой рукой до левого колена.
Подпрыгнуть на правой ножке три раза.
Подпрыгнуть на левой ножке два раза.

8.Игра «Про что можно сказать»

 Белый …, белая …, белое …, зеленый …, зеленая …, зеленое ….

9. Выделение звуков (Л, Ль) из рассказа.

(При произношении слова со звуком Л или Ль, дети хлопат и по очереди проговаривают слово).

«Лиса и гусята»
Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусенка. Лиса унесла гусенка своим голодным лисятам.

Сосчитать сколько предложений в рассказе.(8)

11. Итог занятия.

Какие звуки мы сравнивали? (ответы детей).
Дать характеристику звука
Л, Ль (ответы детей).
Что понравилось на занятии? (ответы детей).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...