"Финансовая грамотность". Внеурочная деятельность
материал

Балатанова Дарья Вячеславовна

"Финансовая грамотность". Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_fg.docx61.02 КБ

Предварительный просмотр:

муницпальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Губернаторский лицей № 101 имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева»

при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»

«Рассмотрено»                                         «Согласовано»                            «Утверждено»

на заседании                                              Заместитель                                  решением педагогического совета

творческих                                                 директора по ВР                           «МБОУ Губернаторский лицей № 101

лабораторий                                               ________  ____________              имени Ю.И. Латышева»

«24» августа 2021 года протокол №__    подпись                  расшифровка                                            Председатель ____ Е.В.Малюгина

руководитель ТЛ                                        «25 августа» 2021 года                 от «27» августа 2021 года протокол № 1

______  ____________________

подпись          расшифровка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Классы: 5-9

Составитель: Балатанова Дарья Вячеславовна, учитель истории и обществознания молодой специалист

Срок реализации программы: 5 лет

Количество часов по учебному плану: в год 34 часа, в неделю 1 час

                                                                  в год, в неделю

Ульяновск,2021

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

5 класс

Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.  М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • Деньги, их история, виды денег.
  • Семейный бюджет.
  • Кредиты. Виды кредитов.
  • Социальные пособия. Пенсия. Налог.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:

  • умение грамотно распоряжаться деньгами.
  • овладение начальными навыками  адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.

Требования  к предметным результатам освоения курса:

- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными:   результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

У6 класс

Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.  М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся  6 класса в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • Деньги, современные деньги России и других стран;
  • Семейный бюджет, хозяйственная деятельность семьи.
  • Кредиты. Виды кредитов.
  • Социальные пособия.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:

  • умение грамотно распоряжаться деньгами.
  • овладение начальными навыками  адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.

Требования  к предметным результатам освоения курса:

- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными:   результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Ч7 класс

Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» -  2017.

 «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 класса в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • Деньги, роль денег в нашей жизни;
  • Семейный бюджет, структура семейных доходов и расходов;
  • Кредиты. Виды кредитов.
  • Социальные службы;
  • Пенсионная система РФ;
  • Налоговая система РФ.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:

  • умение грамотно распоряжаться деньгами.
  • овладение начальными навыками  адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.

Требования  к предметным результатам освоения курса:

- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными:   результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

НА

Я Содержание курса

5 класс (34 часа)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

6 класс (34 часа)

Раздел 1. Основная проблема экономики

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок

Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса

Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Раздел 5. Ты – потребитель

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения

Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие

Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг

Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Раздел 11. Проектная деятельность

Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

7 класс (34 часа)

Раздел 1. Личное финансовое планирование 

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

Раздел 2. Финансы и кредит

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

Раздел 3. Расчетно-кассовые операции

Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Раздел 4. Инвестиции

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».

Раздел 5. Страхование 

Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

Раздел 6. Пенсии

Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».

Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность»

8 класс (34 часа)

Раздел 1. Потребительская культура

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

Раздел 2. Потребитель и закон

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Раздел 3. Потребитель – король на рынке

Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

Раздел 4. Куда уходят деньги?

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Раздел 5. Информация для потребителя

Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

Раздел 6. Искусство покупать

Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Раздел 8. Кто защищает права потребителей

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Раздел 10. Защита проектов

9 класс (34 часа)

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

Тема 1. Происхождение денег.

Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

Раздел 3. Риски в мире денег

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы. 

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес.

Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы. 

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Тематическое планирование 5 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы организации деятельности обучающихся

Виды организации деятельности обучающихся

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран.

2

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

3-4

Семья как потребитель.

2

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

5-6

Хозяйственная деятельность семьи.

2

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

7-8

Потребности человека и семьи.

2

Парная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

9-10

Элементы семейного хозяйства.

2

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

11-12

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

13-14

Что такое бюджет семьи.

2

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

15-16

Что кладут в потребительскую корзину.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

17-18

Доходы и расходы семьи.

2

Индивидуальная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

19-20

Бюджет семьи.

2

Парная

Работа с графическими данными, работа с источником

21-22

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

23-24

Банковская карта Виды банковских карт.

2

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

25-26

Как умно управлять своими деньгами.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

27-28

Как сделать сбережения.

2

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

29-30

Кредиты. Виды кредитов.

2

Индивидуальная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

31-32

Налоги.

2

Парная

Работа с графическими данными, работа с источником

33-34

Социальные пособия.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

Тематическое планирование 6 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы организации деятельности обучающихся

Виды организации деятельности обучающихся

1-2

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

2

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

3-4

Ресурсосбережение  основа финансового благополучия.

2

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

5-6

Финансовое благополучие семьи.

2

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

7-8

Бюджет семьи.

2

Парная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

9-10

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

2

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

11-12

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

13-14

Купля – продажа. Товары и услуги.

2

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

15-16

Виды торговли. Типы магазинов.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

17-18

Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?

2

Индивидуальная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

19-20

Виды торговли.

2

Парная

Работа с графическими данными, работа с источником

21-22

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

23-24

Пластиковые карты. Правила пользования.

2

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

25-26

Банковский вклад. Виды банковских вкладов.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

27-28

Что такое пенсия.

2

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

29-30

Услуги службы занятости населению.

2

Индивидуальная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

31-32

Налоговая система РФ

2

Парная

Работа с графическими данными, работа с источником

33-34

Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

Тематическое планирование 7 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы организации деятельности обучающихся

Виды организации деятельности обучающихся

1-2

Роль денег в нашей жизни.

2

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

3-4

Структура доходов семьи.

2

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

5-6

Зарплата как источник дохода.

2

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

7-8

Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.

2

Парная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

9-10

Составление, анализ семейного бюджета.

2

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

11-12

Что такое финансовое мошеничество.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

13-15

Фальшивые деньги.  Тест.

3

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

16-17

Кредиты. Виды кредитов.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

18-19

Микрофинансированнные кооперативы.

2

Индивидуальная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

20-21

Банковска карта.

2

Парная

Работа с графическими данными, работа с источником

22-23

Кредитная карта.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

24-25

Возможности банковской карты.

2

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

26-27

Социальные службы.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

28-29

Пенсионная система РФ.

2

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

30-32

Налоговая система РФ.

3

Индивидуальная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

33-34

Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность. Тест.

2

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

Тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы организации деятельности обучающихся

Виды организации деятельности обучающихся

1-3

Потребительская культура

3

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

4-6

Потребитель и закон

3

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

7-9

Потребитель – король на рынке

3

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

10-12

Куда уходят деньги?

3

Парная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

13-15

Информация для потребителя

3

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

16-18

Искусство покупать

3

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

19-22

Потребительская культура в сфере услуг

4

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

23-26

Кто защищает права потребителей

4

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

27-31

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

5

Индивидуальная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

32-34

Защита проектов

3

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

Тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы организации деятельности обучающихся

Виды организации деятельности обучающихся

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

1-3

Происхождение денег.

3

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

4-6

Источники денежных средств семьи.

3

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

7-8

Контроль семейных расходов.

2

Парная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

9-10

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

2

Парная

Фронтальная

Групповая

Работа с графическими данными, работа с источником

11-13

 Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

3

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

Раздел 3. Риски в мире денег

14-16

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

3

Индивидуальная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

17-19

Риски в мире денег

3

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

20-22

 Банки и их роль в жизни семьи.

3

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

23-25

Собственный бизнес

3

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

26-28

Валюта в современном мире.

3

Групповая

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

29-31

Налоги и их роль в жизни семьи.

3

Парная

Фронтальная

Работа с графическими данными, работа с источником

32-34

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

3

Индивидуальная

Работа с графическими данными, работа с источником

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование для 5 класса

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран.

3-4

Семья как потребитель.

5-6

Хозяйственная деятельность семьи.

7-8

Потребности человека и семьи.

9-10

Элементы семейного хозяйства.

11-12

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.

13-14

Что такое бюджет семьи.

15-16

Что кладут в потребительскую корзину.

17-18

Доходы и расходы семьи.

19-20

Бюджет семьи.

21-22

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

23-24

Банковская карта Виды банковских карт.

25-26

Как умно управлять своими деньгами.

27-28

Как сделать сбережения.

29-30

Кредиты. Виды кредитов.

31-32

Налоги.

33-34

Социальные пособия.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование для 6 класса

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

1-2

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

3-4

Ресурсосбережение  основа финансового благополучия.

5-6

Финансовое благополучие семьи.

7-8

Бюджет семьи.

9-10

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

11-12

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

13-14

Купля – продажа. Товары и услуги.

15-16

Виды торговли. Типы магазинов.

17-18

Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?

19-20

Виды торговли.

21-22

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги.

23-24

Пластиковые карты. Правила пользования.

25-26

Банковский вклад. Виды банковских вкладов.

27-28

Что такое пенсия.

29-30

Услуги службы занятости населению.

31-32

Налоговая система РФ

33-34

Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование для 7 класса

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

1-2

Роль денег в нашей жизни.

3-4

Структура доходов семьи.

5-6

Зарплата как источник дохода.

7-8

Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.

9-10

Составление, анализ семейного бюджета.

11-12

Что такое финансовое мошеничество.

13-15

Фальшивые деньги.  Тест.

16-17

Кредиты. Виды кредитов.

18-19

Микрофинансированнные кооперативы.

20-21

Банковска карта.

22-23

Кредитная карта.

24-25

Возможности банковской карты.

26-27

Социальные службы.

28-29

Пенсионная система РФ.

30-32

Налоговая система РФ.

33-34

Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность. Тест.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование для 8 класса

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

1-3

Потребительская культура

4-6

Потребитель и закон

7-9

Потребитель – король на рынке

10-12

Куда уходят деньги?

13-15

Информация для потребителя

16-18

Искусство покупать

19-22

Потребительская культура в сфере услуг

23-26

Кто защищает права потребителей

27-31

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

32-34

Защита проектов

Приложение 1

Календарно-тематическоепланирование для 9 класса

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

1-3

Происхождение денег.

4-6

Источники денежных средств семьи.

7-8

Контроль семейных расходов.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

9-10

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

11-13

 Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Раздел 3. Риски в мире денег

14-16

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

17-19

Риски в мире денег

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

20-22

 Банки и их роль в жизни семьи.

23-25

Собственный бизнес

26-28

Валюта в современном мире.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

29-31

Налоги и их роль в жизни семьи.

32-34

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Учебный предмет_________

Класс___________

Учитель_________

№ урока

Дата в КТП

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

по факту

по плану

по факту

«__» _____________20__

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Учебный предмет_________

Класс___________

Учитель_________

№ урока

Дата в КТП

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

по факту

по плану

по факту

«__» _____________20__

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Учебный предмет_________

Класс___________

Учитель_________

№ урока

Дата в КТП

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

по факту

по плану

по факту

«__» _____________20__

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Учебный предмет_________

Класс___________

Учитель_________

№ урока

Дата в КТП

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

по факту

по плану

по факту

«__» _____________20__

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Учебный предмет_________

Класс___________

Учитель_________

№ урока

Дата в КТП

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

по факту

по плану

по факту

«__» _____________20__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Программа дополнительного образования...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....