Методическая деятельность
методическая разработка

Светлана Борцова

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

в условиях реализации ФГОС ООО» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pd_v_usl_fgos_ooo.ppsx997.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «СОШ № 26 г. Воскресенск « Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО» Докладчик: Борцова Светлана Геннадьевна

Слайд 2

Проектная и исследовательская деятельность в современной школе. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС Цели и задачи, основные понятия и классификация проектной и исследовательской деятельности. Технологии проектирования и исследовательской работы. Основные принципы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Слайд 3

Методические основы организации проектной и исследовательской деятельности в школе. Роль учителя в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Условия для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся Особенности проектной и исследовательской деятельности в начальной, основной и старшей школе. Основные этапы и элементы проектной и исследовательской деятельности. Формирование УУД на различных этапах работы над проектом. Условия и оценка успешности проектной и исследовательской деятельности учащихся Проектная и исследовательская деятельность учащихся как вид самостоятельной творческой работы Представление проектов и исследований.

Слайд 4

Понятийный аппарат проектно-исследовательской деятельности Ме́тод (от греч. μέθοδος — «путь сквозь» ) — систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины Методика - это способ организации деятельности чего-либо, (в исследовании) это сам алгоритм, порядок расчётов наших исследований Методоло́гия - система принципов и способов построения организации теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе (методология в исследовании) - это принципы, на которые мы опираемся проводя наши исследования

Слайд 5

программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приёмов и практических действий для решения личностно и социально - значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов

Слайд 6

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ характеризуют кадровые, финансовые, материально - технические и иные условия реализации требований к результатам освоения образовательной программы и предполагают создание комфортной развивающей образовательной среды , обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся

Слайд 7

Требования к современному уроку по ФГОС Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя. Осуществляется практический, деятельностный подход . (Деятельность обучающихся. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. ) Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных . Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

Слайд 8

№1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели: Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Слайд 9

№2. Урок рефлексии Цели: Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Слайд 10

№3. Урок систематизации знаний Цели: Деятельностная : научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Слайд 11

№ 4. Урок развивающего контроля Цели: Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль . Содержательная : проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Слайд 12

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС № Тип урока по ФГОС Виды уроков 1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. 2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. 3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. 4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Слайд 13

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация" . То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения. Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия .

Слайд 14

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

Слайд 15

ФГОСы ориентируют на инновационные технологии в частности, проектную и исследовательскую технологии формиру е т самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций, добывая самостоятельно логическим путем новые знания. Педагогу для успешного сопровождения проектной и исследовательской деятельности школьников необходимо знать основы методики, принципы и сущность проектного и исследовательского обучения, быть носителем культуры научного исследования.

Слайд 16

ФГОС как новая парадигма образования предполагает переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной. Какие педагогические подходы могут обеспечить такую образовательную деятельность? (А.И. Савенков). Обучение должно быть проблемным и содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Проектно-исследовательская деятельность школьников как одно их ключевых направлений реализации ФГОС предусматривает высокопрофессиональное педагогическое участие, где учитель – не столько предметник, сколько – педагог, мастер, консультант. Исследовательская деятельность учащихся, выстроенная как самостоятельный творческий поиск, исключает пассивную роль ученика, не вписывается в репродуктивные рамки, а является собственно творческой деятельностью. (Академик А.М. Матюшкин). Мысль в голове исследователя рождается голенькой и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других. Проектные идеи, исследовательские замыслы могут быть реализованы только деятельностным путем.

Слайд 17

Системно-деятельностный подход. Метод реализации данного подхода – проектно исследовательская деятельность Факторы проектной и исследовательской деятельности: повышение мотивации учащихся при решении задач (наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора); развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому (необходимость осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата); формирование чувства ответственности (стремление самоутвердиться – главный фактор эффективности проектной деятельности); создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Слайд 18

Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС

Слайд 19

Проектная и исследовательская деятельность в современной школе. «Я бы хотела понять… Понять – значит сделать внятным, прозрачным, объяснимым. Но мы, изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не приближаемся к его пониманию. Точнее, у нас возникают иллюзии понимания, но скоро эти иллюзии опровергаются собственным жизненным опытом. И тогда видишь, что понимание не может прийти извне, а может быть только собственным, его нельзя выучить или усвоить – его можно выстрадать. И начинается путь понимания со своих нестыковок с миром и с собой»

Слайд 20

Проектная и исследовательская деятельность в современной школе. Необходимо уметь создать ситуацию связанную с жизненной, дать возможность решения этой ситуации и возможности прожить ее через свой проект, через знания, необходимые для решения этой проблемы.

Слайд 21

пути повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной деятельности - практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.

Слайд 22

Субъект-субъектные отношения при развитии проектной и исследовательской деятельности В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик» . Первый транслирует знания, второй их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной классно-урочной системы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации . Это инициирует начало эволюции о т объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, её носителя.

Слайд 23

Разведем понятия - « проект» - «исследовательская работа», «проектно-исследовательская работа», «учебное (научное) исследование» Иногда проектную и исследовательскую деятельность рассматривают как синонимы. Так ли это на самом деле?

Слайд 24

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов , характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения.

Слайд 25

Учебное исследование Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний , то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося ).

Слайд 26

Проектная деятельность учащихся Проект форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Слайд 27

Учебный проект отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта

Слайд 28

Проектно-исследовательская деятельность Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.

Слайд 29

Принципиальное отличие Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний . Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа . Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Слайд 30

Умения, формируемые у учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности. 1 . Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 31

Умения, формируемые у учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве : умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Слайд 32

Умения, формируемые у учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности . 5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы

Слайд 33

История проектной и исследовательской технологии обучения . Джон Дьюи не является принципиально новым в мировой педагогике. Они были предложены и разработаны в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи , который предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат

Слайд 34

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег (А.Г. Автухов, П.П. Блонский , Б.В. Всесвятский, Ш.И. Ганелин, В.Ф. Натали, Б.Е. Райков, И.Ф. Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания . После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено

Слайд 35

Задачи проектной и исследовательской деятельности Образовательная : активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний . Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы. Развивающая : развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

Слайд 36

Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов; Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.

Слайд 37

Уровни реализации «исследовательского обучения» простой средний высокий

Слайд 38

Роли участников проектной и исследовательской деятельности Простой уровень Ставит проблему Намечает стратегию и тактику ее решения Находит решение взрослый ребенок

Слайд 39

Роли участников проектной и исследовательской деятельности средний Ставит проблему взрослый ребенок Намечает стратегию и тактику ее решения. Находит решение

Слайд 40

Роли участников проектной и исследовательской деятельности высокий взрослый ребенок Ставит проблему Намечает стратегию и тактику ее решения. Находит решение Партнер ученика

Слайд 41

Структура исследования Выбор темы (постановка проблемы) Обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и задач, (выделение предмета исследования и объекта исследования), выдвижение гипотезы, выделение теоретической и практической значимости, определение средств и методов (инструментария) - введение Сбор материала, анализ, структурирование, анкетирование и др. (теоретическое и практическое исследование) – основная часть Обобщение материала, выводы Презентация (защита,) работы – доклад, ответы на вопрос, сопроводительный материал.

Слайд 42

Этап – отдельный момент процесса Выявление проблемы, формулирование темы, обоснование актуальности Определение цели, задач Выдвигаем гипотезу Планирование работы(сроки, источники, оценка информации, помощь, консультирование Реализация плана Оформление письменной части Выводы Подготовка презентации и выступления Результат (обсуждение)

Слайд 43

1. Выбор темы

Слайд 44

Тема должна быть… …интересна ребенку …выполнима, приносить пользу …оригинальна …работа должна быть выполнена максимально быстро

Слайд 45

Выбирая темы для проектов, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации. можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект или исследование тем и хороши, что можно интегрировать проблемы и менять акценты.

Слайд 46

Актуальность выбранной темы Главное требование, предъявляемое к любому научному исследованию, – это обоснование актуальности темы, по которой проводится данное исследование. Актуальность исследовательской темы характеризует ее востребованность и важность для решения определенной проблемы (задачи, вопроса), возникшей перед автором работы.

Слайд 47

Актуальность выбранной темы Объем обоснования актуальности темы доложен быть и не очень кратким, и не слишком развернутым. Актуальность темы может занимать примерно от половины страницы- до одной-двух. Актуальность исследования представляет собой основной вопрос, который исследователь должен поставить себе еще до начала работы. Если тема исследования не актуальна, то выполнение работы не будет иметь никакого смысла и практического применения. Актуальность темы – это степень важности исследования в данной ситуации и данный отрезок времени для решения данных задач, вопросов и проблем.

Слайд 48

Цель – это модель желаемого конечного результата исследования ребенка. Требования к цели : Реалистичность Гибкость Ранжируемость Диагностируемость

Слайд 49

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта) 1 . Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете: Изучить (изучение), исследовать( исследование), выяснить, выявить, определить, проанализировать (анализ), установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать ( обосгноание ), обобщить, описать, узнать и др . 2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете ). Полученная формулировка цели в исследовательской работе записывается так : Цель исследовательской работы: исследовать (исследование) влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды . Можно так : Цель моей исследовательской работы: изучить (изучение) пищевой рацион школьников начальных классов.

Слайд 50

Задача – желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование.

Слайд 51

Объект и предмет исследования Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Слайд 52

Объект исследования: Предмет исследования: магнит свойства магнитов гора Чатырдаг легенды и мифы о горе Чатырдаг тригонометрические уравнения и их системы способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах учащиеся и преподаватели школы зависимость от СМС английские предложения способы и причины расположения слов в английских предложениях семейно-родовые обычаи родинный ритуал социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей глаз свойства и структура глаза как оптического инструмента микроклимат учебных помещений условия микроклимата в учебных помещениях магнитное поле магнитное поле в школьных учебных кабинетах

Слайд 53

Пример 1 Объект исследования: чипсы. Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей. Пример 2 Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке. Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках. Пример 3 Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря. Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка. Пример 4 Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов. Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах школы.

Слайд 54

Выдвижение гипотезы

Слайд 55

Гипотеза - основа процесса творческого мышления Как рождается гипотеза?

Слайд 56

Гипотеза – это предположение, которое формулируется с целью последующей проверки. При формулировании гипотезы речь идет о постановке вопроса и формулировке предположений, которые должны быть решены и объяснены данным исследованием. В процессе построения гипотезы создаются представления о возможных связях между исследуемыми явлениями.

Слайд 57

Упражнения на развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы «Изменение точки зрения на объект» «Берега реки Елшанка, протекающей через весь город Орск, завалены мусором…» Что сказали бы по этому поводу мэр города, депутат, врач – эпидемиолог, житель города, ребенок, который каждый день проходит по мосту через эту речку, директор нашей школы, пожил ой человек и др.

Слайд 58

Для гипотез типичны формулировки: «если..., то…»; «так…, как…» «А почему?» Предложите несколько вариантов ответа. - Как птицы узнают дорогу на юг? - Почему весной появляются почки? - Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? - Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? - Почему цветы имеют яркую окраску? - Почему многие дети любят компьютерные игры?

Слайд 59

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

Слайд 60

Методы эмпирического уровня наблюдение; интервью; анкетирование; опрос; собеседование; тестирование; фотографирование; счет; измерение; сравнение. С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Слайд 61

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент ; лабораторный опыт; анализ; моделирование; исторический; логический; синтез; индукция; дедукция; гипотетический. Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Слайд 62

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение; абстрагирование; идеализация; формализация; анализ и синтез; индукция и дедукция; аксиоматика. Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Слайд 63

Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования - дальнейшее полезное теоретическое применение. Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты в жизни человека и обществе. Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась? Соответственно грамотный исследовательский проект должен иметь высокую теоретическую значимость. Обычно описание теоретической значимости исследования можно начать так: "Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для...". Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа школе.

Слайд 64

Описание практической значимости (ценности) результатов исследования = полезное практическое применение. Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась? Обычно описание практической значимости исследования можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...". Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая при несет ваша работа школе.

Слайд 65

Описание практической значимости (ценности) результатов исследования = полезное практическое применение. Пример 5. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня, учителем биологии и физики для объяснения тем и проведения занимательного урока охраны здоровья. Пример 6. Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, для подготовки к экзаменам. Пример 7. Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по употреблению определённых продуктов питания, содержащих пищевые добавки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методическая деятельность

Урок внеклассного чтения в 6 классе...

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Научно – методическая деятельность

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даныили сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должендостигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,собственным ...

портфолио:методическая деятельность

Научно-методическая деятельность2.1. Программа самообразованияТема школы: «Профессиональный рост педагога – основа результативности УВП»Цели развития образовательного учреждения: обеспечение потребнос...

Методическая деятельность

Презентация "Компетентность личности - основа самореализации учащихся"...

Разработка семинарского занятия "Методическая продукция - форма выражения результативности методической деятельности педагога"

В разработке семинарского занятия, который был адресован педагогам художественной напрваленности ЦТ, обосновывается актуальность создания методической продукции, раскрываются  понятие, основные с...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...