Татар теле укытучысының һөнәри стандарты
статья

Татар теле укытучысының һөнәри стандарты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatar_tele_ukytuchysynyn_honri_standarty.docx65.19 КБ

Предварительный просмотр:

Татар теле укытучысының һөнәри стандарты

Профессиональный стандарт учителя татарского языка

Апрель 22, 2014 

Введение профессионального стандарта для педагога связано с тем, что изменились условия в школе и сами дети. Эти изменения коснулись как законодательного, так и содержательного пространства образовательного учреждения, связанные с реализаций ФГОС ОО и Федерального закона об образовании в РФ. Развивается инклюзивное образование: это значит, что в одном классе могут сидеть дети здоровые и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями и способностями, а также, так называемые, «трудные дети», дети группы риска. Растет количество детей, для которых русский не является родным, а учителя, мягко говоря, не готовы к работе с ними. В то же время учитель сейчас выполняет несвойственные ему функции, связанные с огромным количеством бумаг различной значимости.

В нашей стране имеют место и региональные различия, о которых следует сказать особо. Где-то все дети говорят на одном языке, где-то существует ситуация сосуществования различных культур. Одни школы находятся в крупных городах, другие – в малых городах, рабочих поселках, районных центрах, третьи – на селе. Кроме того, образовательные учреждения тоже разные. Есть математический лицей для одаренных детей. Там, например, университетский доцент будет чрезвычайно востребованным преподавателем. Дети будут с восторгом следить за полетом его мысли. А есть школы, где ничему подобному места нет. Все эти различия должны были найти место в стандарте. Вот уже более года профстандарт педагога обсуждается, высказываются различные суждения по поводу тех или иных моментов этого документа.

Особо хочется отметить благодарные отклики разработчиков на замечания и предложения ученых, практикующих педагогов, руководителей от образования, родителей. Однако важно обратить внимание и на региональные особенности стандарта, которые были подчеркнуты выше. Я бы хотела добавить важный региональный компонент к профессиональному стандарту педагога – профессиональный стандарт учителя татарского языка.

Если обратиться к понятию «региональное дополнение к профессиональному стандарту», то он предполагает дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

Особенности социокультурной ситуации в Республике Татарстан определяются, прежде всего, системой двуязычного образования: русский и татарский являются государственными, 99,7% всех учащихся республики изучают татарский язык. Однако по новому Закону русский язык стал общефедеральным, тогда как татарский язык является лишь одним из языков народов РФ. Поэтому особенно актуальной в рамках взаимодействия культур является проблема двуязычия, билингвизма. При этом важным механизмом решения билингвизма в Республике Татарстан является не только учитель русского языка, а, прежде всего, учитель татарского языка и литературы. Вот почему в рамках регионального дополнения профессионального стандарта важно прописать профессиональный стандарт учителя татарского языка, наделив его полномочиями по реализации билингвизма.

Открывая дискуссию по поводу профессионального стандарта педагога, обращаюсь к практикам, родителям учащихся и ко всем тем лицам, которым не безразлична судьба учителей нашей Республики. Замечания и дополнения можно присылать на электронный адреса: zaglik@ya.ru или magarif@bk.ru

 Проект.

Часть Р (региональный компонент профессионального стандарта учителя).

Профессиональный стандарт учителя татарского языка.

Введение. Учитель татарского языка должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Татарский язык в Республике Татарстан является государственным языком. Татарский язык, как и русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение национальной, российской гражданской идентичности.

Главным образовательным результатом освоения татарского языка учащимся является развитие:

· коммуникативной способности,

· установки на использование этой способности.

В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса), так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.

Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике (науке о языке). За счет лингвистики татарского языка, в частности, умения, применять лингвистические знания в практике коммуникации расширяется языковая лингвистика.

Указанные результаты уточняются ФГОС ОО на всех уровнях общего образования.

Коммуникативная компетентность применяется и формируется в татарской литературе (для татарских школ).

Предметная компетентность учителя татарского языка

Учитель татарского языка должен:

· Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.

· Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым словарям и орфоэпическим источникам Интернета.

· Знать и использовать стандартные нормы татарского литературного языка произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.

· Знать и проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития местности и региона.

· Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

· Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.

· Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

· Учителю рекомендуется осуществлять квалифицированный (по скорости, безошибочности и используемым приемам) текстовый ввод, в частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).

· Учителю рекомендуется использовать информационные источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.

· Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (татарской литературной периодики, новинок татарской литературы, телевидения (ТНВ и других каналов), кино и театра).

Профессиональные компетенции учителя татарского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуру

Учитель должен:

· Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.

· Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.

· Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.

· Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.

· Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.

· Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам.

· Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.

· Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка».

· Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).

· Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).

· Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.

Общепедагогическая компетентность учителя татарского языка

Учителю татарского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

· Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.

· Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

· Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.

· Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.

· Организация деятельности ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.

· Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.

· Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.

· Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.

Гульнара ТАХТАМЫШЕВА, доцент Института развития образования Республики Татарстан.

Чыганак: http://magarif-uku.ru/professionalnyjj-standart-uchitelya-t/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татар теле һәм татар әдәбияты укытучысына ярдәмлек материал

Үз эшемдә куллана торган кайбер материаллар...

Татар теле һәм татар әдәбияты укытучысына ярдәмлек материал

Үз эшемдә куллана торган кайбер материаллар...

Татар теле укытучысына кирәкле сылтамалар

Татар теле укытучысына кирәкле сылтамалар тупланмасы....

Татар теле укытучысына ярдәмгә. Файдалы сайтлар

Татар теле укытучысына ярдәмгә. Файдалы сайтлар...