ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья

Паничева Татьяна Сергеевна

В данной работе представлено описание опыта педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

В работе представлены методы и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, практика их применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_metody_i_tehnologii_v_rabote_sdetmi_s_ovz.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Паничева Татьяна Сергеевна

Педагог- психолог

МБОУСОШ п. Зеленоборск

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СДЕТЬМИ С ОВЗ.

Аннотация

В данной работе представлено описание опыта педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

В работе представлены методы и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, практика их применение.

Индекс УДК

Эпиграфом к своей работе я взяла замечательные слова  учёного, педагога, дефектолога Л.С. Выготского:

Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ.

Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе,

расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем

ребенка дальше к смежным областям знаний…

На протяжении последнего десятилетия в образовательной политике России складываются значительные изменения: формируется культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Связано это с тем, что одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья [35].

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), нуждающихся в создании системы специальных условий обучения и воспитания растет. Проблема обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы является особенно актуальной в современном школьном образовании [4, 12, 21].

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности [17, 18, 33].

Таким образом, возникает проблема: необходимость применения психолого-педагогических технологий, направленных на сопровождение ребенка с ОВЗ в решении возникающих у него особых образовательных потребностей.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В результате чего назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество [20].

В нашей школе на сегодняшний день обучается 15 детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Моя работа состоит из направлений коррекционно-психологической помощи детям с ОВЗ

1.Диагностического направление

2.Коррекционное направление

3.Аналитическое направление

4.Консультативно-просветительское и профилактическое направление

5.Организационно-методическое направление

Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете педагога-психолога. Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения и включает в себя несколько зон, имеющих специфическое назначение.

Так как у большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, недостатки в развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и др.), мной применяются специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:

- игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов, позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;

- песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;

- методы сказкотерапии – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка;

- динамические упражнения и пальчиковые игры - способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения;

Современные психокоррекционные технологии направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, способствуют усвоению ими знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использованию их в своей жизни и деятельности.

Особенно привлекают меня такие психокоррекционные технологии, как арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия. Особенностям применения этих и других технологий будет посвящен сегодня мой доклад.

    Одной из наиболее эффективных психокоррекционных технологий, которую я использую на практике, является АРТ-ТЕРАПИЯ. Она включает в себя ряд направлений коррекционной работы, связанных с творчеством.   

В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы.

В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно
с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно,
арт-терапия – это направление психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя
и диагностику, и коррекцию, и непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс, придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, «Таинственный сад», «Рождественские чудеса», «Зачарованный лес»). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, ребенок снимает напряжение и погружается в мир фантазий. Такие раскраски в моей практике стали очень популярны среди детей.

Арт-терапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования социально приемлемым способом.

Работа с ребенком ОВЗ должна быть интересной, динамичной,  эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием  интересных камешков, которые называются МАРБЛС.    

Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

Самая главная цель при использовании этих камешков — это развитие общей и мелкой моторики рук.

В своей работе я определила следующие коррекционные цели:

1. Формирование правильного захвата шарика кистью руки;

2. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук;

3. Развитие мышления;

4. Развитие ориентировки на плоскости;

5. Работа над запоминанием цвета;

 6. Обогащение словарного запаса;

7. Развитие внимания и памяти

Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления. Работа с разноцветными камнями Марблс по силе воздействия на ребенка схожа с праздником – она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого нетрадиционного материала можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией цветов.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на практике я сталкнулась с ситуациями, влияющими на непрерывность в обучении, развитии и на мотивацию ребенка.

На сегодняшний день, разрешить эти ситуации помогают информационно коммуникационные технологии и их использование в образовательном процессе.

Мультимедийные и интерактивные платформы позволяют детям преодолевать свои проблемы и способствуют образовательному процессу. Основные факторы, удерживающие концентрацию внимания ученика – это цветопередача, звук, движение, положительно влияют на обучение, делают процесс занятий увлекательным,  доступным.

Использование информационных коммуникационных технологий помогает наполнить образовательную среду новым содержанием, сделать процесс обучения непрерывным и практически направленным. В такой среде ученику открываются новые знания, формы общения, игры.

Учитывая психологические рекомендации о восприятии информации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, интерактивное задание соответствует рекомендациям, так как восприятие  информации связано с функционированием различных сенсорных систем. Максимальное воздействие оказано на визуальную, аудиальную и кинестетическую систему. Кинестетическая система связана с моторной памятью, что способствует формированию навыков у ребенка на подсознательном уровне.

Совсем не давно в своей практике я стала использовать образовательную платформу Liarnis. Сервис Learnis.ru позволяет создавать квесты подвида жанра "выход из комнаты". В таких квестах перед игроками ставится задача выбраться из комнаты, используя различные предметы, находя подсказки и решая логические задачи. Для создания образовательного квеста, подсказками могут быть ответы на задачи, которые необходимо решить для продвижения по сюжету квеста. Таким образом, добавляя содержание, квест  увлекательным.[30]

Таким образом, применение специальных методов и приемов коррекционного воздействия повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого.

Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
  3. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000.
  4. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
  5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  6. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе - СПб. ООО «Издательство «детство - пресс», 2013.
  7. Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 - №25 – 26 - С. 15 – 33.
  8. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д.Марципановской. М.,2001.
  9. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999.
  10. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
  11. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005.
  12. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
  13. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры. Упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. – Дидактические игры в обучении детей с отклонениями в развитии. – М. – 2001.
  15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 1996.
  16. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
  17. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
  18. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе / Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
  19. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
  1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» Диагностическая и коррекционная работа» Речь, С-П, 2007.
  2. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru (дата обращения 12.11.2016).
  3. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
  4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»//http://www.lawmix.ru/pprf/71491 (дата обращения 20.10.2016).
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html (дата обращения 15.10.2016).
  6. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
  7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
  8. Развитие логической памяти у детей. — М., 1976.
  9. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012.
  10. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
  11. Сайт Learnis.ru
  12. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. / Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
  13. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.
  14. Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
  15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
  16. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.
  18. Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012.
  19. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационные технологии в работе с детьми

Моя авторская разработка. Кого интересует подробнее - ознакомьтесь...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Арт-терапия как инновационная технология при работе с детьми с нарушением слуха в дополнительном образовании»

С целью улучшения развития эмоциональной и личностной сферы учащихся разработана методика, включающая  в себя  элементы коррекции эмоциональной сферы; игры, упражнения, направленные на разви...

Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В данной статье рассказывается об использовании инновационных технологий при работе с дет...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от...

Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...

ТЕМА: "Использование инновационных речевых технологий в работе с детьми имеющими речевые нарушения,,

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ РЕЧЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...