Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
консультация

Лаптева Инна Алексеевна

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровой самомассаж32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий 

в работе с детьми старшего дошкольного возраста

«Игровой самомассаж»

    Данные статистики убедительно свидетельствуют о неуклонном росте числа речевых нарушений у детей. В связи с этим возрастает необходимость повышения эффективности взаимодействия различных специалистов: учителя-логопеда,воспитателей, педагога-психолога, музыкального работника т. д. и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей. Процесс коррекции речи - длительный путь, который требует огромного терпения его родителей и близких, педагогов,  дисциплины со стороны самого ребёнка. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений зна-чительно повышает ее эффективность.

        Также овладение основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.  

      Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни.      

      Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы во время НОД. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

       Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.

       Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж является прекрасным средством профилактики различных заболеваний, также способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы. Приемы самомассажа развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию. Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом.

      В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании.

Приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить  педагог.

Цель:  сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам ЗОЖ через игровой самомассаж.

Задачи:

  • - подбор и создание картотеки упражнений для игрового самомассажа;
  • - снятие эмоционального  и мышечного напряжения у детей;
  • - общеукрепляющее воздействие  на функциональные системы ребенка;
  • - нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;
  • - улучшение функционального состояния центральной нервной системы;
  • - мобилизация защитных и приспособительных сил организма;
  • - укрепление здоровья дошкольников.
  • - приобщение  дошкольников к ЗОЖ;
  • - привитие  навыков элементарного  самомассажа.

Предполагаемые результаты:

  • - снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;
  • - cнижение уровня переутомления у детей;
  • - cнижение уровня тревожности и гиперактивности у детей;
  • - формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья;
  • - овладение  детьми  приемами  самомассажа в игровой форме.

Основные методы работы с  дошкольниками:

  • словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру упражнения;
  • наглядный: создает зрительное, слуховое мышечное представление об упражнении;
  • практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию мышечных представлений об упражнении;
  • игровой: способствует быстрому запоминанию этапов упражнения, поднимает эмоциональный настрой ребенка.

Виды развивающего массажа:

  • -  самомассаж лица;
  • - самомассаж кистей и пальцев рук;
  • - аурикулярный самомассаж (массаж ушных раковин);
  • -  самомассаж ног.

Использование игрового  самомассажа  в режимные моменты:

  • утренняя гимнастика;
  • динамические паузы;
  • индивидуальная работа;
  • корригирующая гимнастика после сна;
  • свободная деятельность;
  • физкультурные занятия.

Картотека «Игровой самомассаж»

«Божья коровка»

Божья коровушка,

полети на  облышко,

Принеси нам с неба, чтобы были летом

в огороде бобы,

в лесу ягоды, грибы,                                

в роднике водица, во поле пшеница.

«Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу, затем по правой руке.

Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу. Также поглаживают правую руку.

             «Утка и кот»

Утка крякает, зовет всех утят с собою,

А за ними кот идет, словно к водопою.

У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!

Не смотри ты на утят - не умеешь плавать!

Дети поглаживают шею ладонями сверху вниз

Указательными пальцами растирают крылья носа

Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам

Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.

           «Белый мельник»

Белый-белый мельник сел на облака.

 Из мешка посыпалась  белая мука. Радуются дети, лепят колобки.

Заплясали сани, лыжи и коньки.

Провести пальцами по лбу от середины к вискам

Легко постучать пальцами по щекам

Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа

Раздвинув указательный и средний пальцы, массировать

«Ушки на макушке»

Взяли ушки мы за мочки,

вниз потянем их,

А теперь потрем немножко

раз, два, три.

Взяли ушки за макушки,

вверх потянем их.

Вниз по ушкам побежали,

хорошенько все размяли.

Выполняем движения по тексту

«Озорные мишки» 

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки,

оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10.

    "Весёлая зарядка для глаз"

Понедельник

 Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся, вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

 Вторник 

Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

Среда

В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать. Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.

Четверг

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль. Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). Пятница

В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали. Остановка, и опять в другую сторону бежать.

Суббота

 Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

Воскресенье

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись,

Нужно воздухом дышать.

 

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

«Блины»

Мы блинов напекли:

первый дали зайке, зайке - попрыгайке.

А второй лисенке, рыженькой сестричке.

Третий дали мишке, бурому братишке.

Блин четвертый – котику, котику с усами. 

Пятый блин поджарили и съедим мы сами.

Хлопают: то одна рука сверху, то другая рука.

Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.

 

«Молоток»

Туки-токи, туки-токи,

 

застучали молоточки.

 

Туки-туки-туки-точки,

 

застучали молоточки.

 

Туки-ток, туки-ток,

 

так стучит молоток.

 

Похлопывают ноги ладонями снизу вверх.

Покалачивают кулачками

Растирают ребрами ладоней.

Растирают кулачками.

 

«Акула»

Нам акула- каракула нипочём, нипочём.

Мы акулу -каракулу ,

Кирпичом, кирпичом                                                    

Мы акулу- каракулу кулаком, кулаком. 

Мы акулу- каракулу каблуком, каблуком. 

Испугалася акула и со страху утонула.

 

 

Покалачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бедрам.

Постукивают ребрами ладоней.

Растирают кулачками.

Постукивают пальчиками.

Растирают ладонями.

Поглаживают. 

«Ай тари, тари, тари….»

Ай тари, тари, тари ,куплю Маше янтари.

Останутся деньги, куплю Маше серьги.

Останутся пятаки, куплю Маше башмаки.

Останутся грошки, куплю Маше ложки.                                  

Останутся полушки, куплю Маше подушки.

«Мыло»

Каждый день я мыло мою,  

под горячею водою

И в ладонях

поутру,                                            сильно, сильно мыло тру.      

Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись!

Растирают ладоши от медленного темпа до быстрого , проговаривая весь текст.

 

Разогретыми руками греют горло.

Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.

 

Неплотно сжимают в кулак пальцы одной руки и ударяют тыльной стороной ладони о середину другой ладошки

«Цветы»

 Как у нас на грядке,

сколько цветиков цветут:

розы, маки, ноготки,

астры пестрые цветки,

георгины и левкой.

Выбираешь ты какой?

Сжимают и разжимают кулачки.

Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.

Протягивают ладошки вперед.

«Водичка»

Знаем, знаем да-да-да,

где ты прячешься вода!

Выходи водица , мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку,

посмелей, будем умываться веселей.

Поочередно массажируют каждый палец.

 

Энергично растирают ладони и кисти рук.

 

«Улитка»

Домик едет по травинке,      

объезжает все росинки.

Это улитка ползет,

домик на себе везет.    

Вот подул ветерок, закачался листок

и опять по тропинке

медленно ползет улитка.

 

Делают растирающие круговые движения кулачками от кисти к плечу.

«Пробегаются» пальчиками от кисти к плечу.

Покалачивают кулачками.

Поглаживают руки ладонями.Затем массажируют другую руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО КЛУБА «МАЛЫШОК»

Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и инт...

Использование технологии мультипликации в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Государственные образовательные стандарты требуют от педагога:-создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;-развитие способностей и тв...

Создание видеороликов - инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Использование видеороликов в коррекционной работе учителя-логопеда...