Использование песенно-игрового фольклора и игровых методов в учебно-воспитательной работе с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях музыкальной деятельности. Методическая разработка.
методическая разработка по музыке

Наталья Александровна Намятова
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование песенно-игрового фольклора и игровых методов в учебно-воспитательной работе с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях музыкальной деятельности.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

                                                                     музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Сухомлинский В. А.

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра, как феномен культуры, обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает. Именно поэтому она взята на вооружение в системе образования и воспитания детей.

 В.А.Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить… В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Замечательной особенностью народной игры является ее педагогическая многофункциональность: нельзя сказать, что одна игра развивает физически, другая – эмоционально, третья развивает память, четвертая – внимание, а пятая формирует навыки общения и т.д. – любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка и способствует всестороннему и гармоничному его развитию. Педагогическая многофункциональность народной игры делает ее уникальным психокорректирующим средством.

Психологи, педагоги, воспитатели дошкольных заведений все больше выражают озабоченность состоянием детских игр. Дети не умеют играть, в лучшем случае воссоздают отдельные игровые действия. Даже на эмпирическом бытовом уровне констатируется безотрадный факт – исчезают многие традиционные игры детей, последние все больше теряют "вкус" к игре. Ситуация действительно опасная, игра уходит из мира детства, нанося невосполнимый ущерб развитию полноценной и целостной личности. У детских психологов существует даже такое понятие как «недоигранность».

И мы, взрослые, используя педагогические возможности игры, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие юного поколения.

Неоценимую роль в формировании личности ребенка играет игровой фольклор. Замечательный русский ученый – мыслитель М.Ломоносов, будучи большим знатоком и любителем народного творчества, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности игрового фольклора. Е.А. Покровский рассматривал игровой фольклор как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. А. Одоевский в своих педагогических трудах высоко ценил игровой фольклор в процессе обучения детей. Простота и доступность игрового фольклора делают его идеальным воспитательным средством.

Игровой фольклор – это синтез жанров, отражение поэтического и музыкального творчества детей, их своеобразное видение окружающего мира, образное мышление, выдумка и фантазия. Игровой фольклор соединяет в себе сразу несколько видов искусств. Нередко соседствуют декламация и пение, хореографическое движение и пляска, драматическое лицедейство, костюмированное переодевание и ряженье, спортивное состязание.

Необходимо отметить, что игровой фольклор имеет четко выраженную воспитательную направленность. Пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских играх (примером является хороводная игра «А мы просто сеяли»).

По мнению Е.А.Покровского, игровой фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они - участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игровой фольклор соответствует природе ребенка; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Коллективность в игровом фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».

Игровой фольклор, без сомнения, развивает ребенка физически, укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игровой фольклор подключает ребенка к миру театра – в процессе создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться, поет, танцует.

Игровой фольклор превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров – плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки.

Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребенка.

Игровой фольклор значительно расширяет владение русским языком (вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка.

Игровой фольклор оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства - слова, музыки, танца - в едином синтезе.

Эмоциональное восприятие игрового фольклора формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

Игровой фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. А.М. Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».  

Импровизационная основа устного народного творчества дает педагогу исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности. Развитию творческих навыков на базе игрового фольклора посвящен ряд работ М.Т. Картавцевой. Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую лошадку», «Летящего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое.

        Следует еще раз отметить, что использование игровых методов в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

В данной статье на различных примерах я хочу показать, как можно использовать игровой фольклор и игровые методы обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ряде случаев иллюстративным материалом будет служить собственный опыт работы.

Как показывает практика, включение с первых же занятий с детьми игр и игровых методов обучения позволяет заинтересовать детей, вызвать у них стремление к познавательной деятельности, раскрепощает зажатых и неуверенных в себе детей.

Свое первое занятие мы начали с опроса детей: какие они знают игры, считалки, дразнилки, прибаутки, детские песни. Выяснилось, что ребята хорошо знают и исполняют такие игры с песенными припевами, как «Каравай», «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Горелки», «Бояре»; знают дразнилку «Андрей – воробей», закличку «Дождик, дождик, перестань», приговорку «Божья коровка» и др. В дальнейшем эти образцы детского фольклора мы использовали в качестве игровых упражнений. Использование на начальном этапе обучения хорошо знакомых и близких детям фольклорных образцов, дает возможность показать детям, что игровой фольклор не такой уж экзотический и далекий для них вид народного музыкального творчества, а во многом хорошо знакомый и доступный.

Чтобы научить детей пению, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходима система. В систему вокального воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания (ребенок, каким голосом разговаривает, таким и поет, свободно, легко, без напряжения); ровного и устойчивого звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения. Эти навыки вырабатываются в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим основные его элементы.

Певческая установка. Как известно, перед началом пения дети должны принять непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами; прямое, свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки. Для достижения данного положения мы предлагаем детям упражнение-игру «Мы - птицы» (по методике Т.Д. Крошилиной):

Муз.руководитель: - Вы любите слушать как поют птицы? (да)

- Красиво поют птицы в лесу. Сидит птичка на ветке, едва заметная в зелени листьев, поет-заливается, голос звонкий, сильный и летит он далеко в небо, к солнцу. Вы пришли к нам учиться петь, узнать особые секреты, чтобы петь как птицы. Хотите петь как птицы? (да)

- Для начала вообразим себе крылья как у птиц. Спина у вас прямая, плечи спокойно опущены, живот свободный. Смотрите перед собой вдаль как летящие птицы. Крыльями себе представим свои руки. (муз. руководитель показывает, как надо уложить большие пальцы рук на линию пояса и остальными пальцами обхватить поясницу. Дети выполняют задание. Муз. руководитель помогает им найти верное положение пальцев).

- Теперь помашем крылышками! (Дети легко, без напряжения совершают движения локтями, освобождая плечи, ощущая мышечную свободу).

Для подготовки речевого аппарата к пению мы используем «зарядку» для губ: 

- Верхнюю губу растянуть в улыбке и обнажить верхние зубы;

- Нижнюю губу растянуть в улыбке и обнажить нижние зубы;

- Верхнюю губу натянуть на верхние зубы так, чтобы она загибалась

внутрь;

- Нижнюю губу натянуть на нижние зубы;

- «Пятачок»: собрать губы в трубочку, затем покачать; растянуть в улыбке; повращать.

- «Маленький хомячок»: надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух из одной щеки в другую.

Далее можно предложить «зарядку» для языка: 

- «дразнилка» (высунуть широкий язык до отказа);

- «жало» (узкий язык);

- ходим по «болоту»;

- как «лошадки» (пощелкивания языком);

- 4 раза прикусить зубами кончик языка (повторить 4 раза);

- покусывать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пожевать его;

- круговые движения языком между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении;

- упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть насквозь;

- покусывать нижнюю губу, верхнюю губу.

Дыхание. Певческое дыхание является важным фактором голосообразования. Дыхание требует постепенного развития и для этого нужны систематические тренировки. На своих занятиях мы используем комплекс игровых упражнений на дыхание, в частности, на разные типы выдохов:

1. Воздух плавно вытекает из легких:

- «Греем ладошки» - на звук «Х» согреть ладони теплым выдохом;

- «Пушинки» - легкий выдох, будто сдуваем пушинку;

- Упражнение «Шарик» - при вдохе обращаем внимание на «шарик», образующийся в области живота: «Вот как шарик надуваем, а рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем» (выдох).

- упражнение «Цветок» - медленно вдыхаем аромат цветка, задерживаем дыхание на секунду и активно выдыхаем;

- упражнение «Поезд» - делаем глубокий вдох, и многократно повторяя слог «чух» медленно выдыхаем (кто дальше уедет);

- упражнения на звукоподражания: набираем в легкие воздух, а затем медленно выдыхаем на различных согласных:

- «свестит ветер» – ссссссссссссссс

- «шумит лес» – шшшшшшшшшшш

- «звенит комар» – з’з’з’з’з’з’з’з’з’з’

- «летит пчела» – жжжжжжжжжжж

- «шмель» – ж’ж’ж’ж’ж’ж’ж’ж’ж’ж’

2.Воздух небольшими порциями выходит из легких:

- «чистим щеткой одежду» на звук «ш»;

- «косим траву» на звук «ж», «з» или «с»;

- «мотоцикл» а) заводим – ррр, ррр;

          б) поехали – рррррррррррр;

- «молот» на звук «г» или «к»;

- «пробка» вылетает из бутылки  на звук «б» или «п».

Все эти упражнения способствуют умению управлять своим дыханием.

Процесс формирования певческого голоса труден, так как дети дошкольного возраста еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный.

Звукообразование. Работая над формированием навыков голосообразования, я даю детям такую установку: «пой, как говоришь, а говори нараспев» (по методике Л.Л. Куприяновой). Поскольку в основе исполнения песенно-игрового фольклора лежит выразительное речевое интонирование и соответствующее ему музыкально-речевое мышление, целесообразно начать вокальное занятие с упражнений на полное раскрытие всех качеств речевого голоса детей. Для этого мы многократно проговариваем с детьми слова поочередно, громко, внятно, на опоре, «всей грудью», но без крика. Предлагаем детям поиграть в игру на координацию вдоха в «поясок» (по методике Т.Д. Крошилиной)

«Птичка, как тебя зовут?».

Содержание игры: дети держат руки в позиции «крылышек». Затем по очереди встают и на вопрос педагога – «Птичка, как тебя зовут?» - отвечают протяжно, на певческом дыхании, то есть «раздвинув поясок» коротким вдохом в стороны, свое имя. Дети звонко, но без форсировки, называют свои имена. Муз. руководитель обращает внимание на то, чтобы имена произносились нараспев. При этом ударные гласные немного протягиваются:     Я-а-а  А-а-а-ня

Я-а-а  И-и-и-ра

Я-а-а  Ле-о-о-ня

Для выработки единой звуковой позиции при произнесении гласных я рекомендую использовать декламацию с «протяжкой» ударных. В качестве учебного материала я использую образцы детского фольклора: дразнилки, загадки, фрагменты из песен. Например: «Е-е-е-ля, те-е-е-ля, недоме-е-е-ля, переме-е-е-ля, растете-е-е-ля».

Добиваясь четкой дикции, мы отрабатываем способ произношения слов и отдельных слогов так, как они поются (перенесение согласных с конца слога к следующему слогу). Например: «По-дъе-зжа-ли мы по-дсе-ло, за-и-гра-йду-до-чка, ве-се-ло…». Данное упражнение помогает выработать одновременное произношение согласных всеми детьми.

Правильное, естественное звукообразование и развитие детского голоса строится исключительно на доступном материале и строжайшем следовании принципу последовательного, постепенного продвижения от простого к сложному. Чтобы пение осуществлялось без принуждения, мы предлагаем проводить эту работу на фоне простых игр, при этом попутно решается вопрос о дисциплине.

Например, детям предлагается сыграть в игру, используя для этого скороговорку «Ехал Грека через реку». С этой целью ведущий ставит руку на уровне груди раскрытой ладонью вниз. Все игроки упирают свой указательный палец в ладони ведущего. Ведущий с детьми произносит текст:         Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап!

При слове «Цап!» все играющие быстро убирают свои пальцы, а ведущий, сжимая ладонь, старается их захватить. Чей палец будет схвачен, тот становится новым ведущим. Муз. руководитель во время игры стоит за спиной ведущего, положив свои ладони ему на поясок, и контролирует качество нижнереберного дыхания.

Для тренировки навыков резонативной распевно-скороговорочной речи я использую пословицы-упражнения с протяжными «е», «и», которые содержат большое количество обертонов, стимулирующих головное резонирование и помогающих ощутить голос в передней части верхнего неба. Например, можно предложить детям следующее игровое упражнение: дети сидят на стульях, ноги вместе, руки сложены «крылышками». Муз. руководитель  быстро и бесшумно делает вдох, раздвинув «поясок», и произносит тренировочную фразу. Дети повторяют за ним, затем опускают «крылышки». Словосочетания произносятся на одном дыхании звонко, но без форсировки и нажима. Муз. руководитель контролирует правильность ритмической организации произносимой фразы, уделяя особое внимание распевности речи.

Пословицы:

Где хотенье, там уменье.

Поспешишь – людей насмешишь.

Век живи, век учись.

Не хвались отъездом, хвались приездом.

Затем дети встают попарно. Следуя за показом муз. руководителя, один тренируется в произнесении фразы, другой, находясь за спиной товарища, положив свои ладони ему «на поясок», осуществляет проверку работы его нижних ребер. Последовательность действий: вдох – фиксация раздвинутого положения ребер – произнесение тренировочной фразы – расслабление. В фазе расслабления происходит освобождение от остаточного дыхания посредством «сброса» дыхания, мы предлагаем детям поднести ладонь к лицу и коротко подуть на нее, как бы согревая.

В качестве тренировочных фраз мы используем игровые жанры детского фольклора, попутно знакомя детей с особенностями русской народной игровой культуры. Например, жеребьевые сговорки:

«Коней кормить или печи топить?»

Шуточные (необидные) дразнилки:

«Тили-тили тесто, жених и невеста!»

Особенно нравятся детям считалки:

«Чикинь, выкинь, чики-ви, чикинь, выкинь, выходи!».

Упражнение на использование словосочетаний с йотированными гласными:

«Перепелка перепелят прятала от ребят»

«Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы»

«Андрей-воробей, не гоняй голубей»

Упражнение на соединение двух фраз с использованием приема «добора» дыхания:

Муз. руководитель: - Каждый день при встрече мы говорим друг другу: «Здравствуйте!», «Добрый день!» это – короткие фразы. Мы исполняли с вами на занятиях пословицы, жеребьевки, поговорки. Это тоже короткие фразы. Но часто люди выражают свои мысли и в речи и в пении не одной фразой, а несколькими. Поэтому есть народные песни долгие, протяжные. Их не спеть на одном дыхании, требуется дополнительное. Это похоже на подводное плавание. Когда человек ныряет и долго плывет под водой, ему через несколько секунд необходимо пополнить запас воздуха. Тогда он выныривает из воды, вдыхает и продолжает подводное плавание. В пении мы также дышим сознательно и хороший певец чувствует, когда ему необходимо пополнить запас воздуха. Поэтому мы будем учиться сознательно «добирать» дыхание. Первый вдох мы делаем подготовленный, спокойный, а вот «добор» дыхания, как правило, происходит в середине длинной фразы и, чтобы она сохранила свой темп и форму (не рассыпалась), дыхание надо взять более активно и стремительно, больше ртом. Попробуем потренироваться на исполнении загадок: «Бежит свинка из Питера, вся спинка утыкана».

Звуковысота, на которой пропеваются-произносятся словосочетания, определяется муз. руководителем  индивидуально, для каждого ребенка отдельно, в соответствии с его примарной зоной звучания голоса.

Дикция. Работая над дикцией, нужно учить детей четко и ясно произносить согласные. Это способствует правильному вокальному формированию гласных. Дикционные упражнения способствуют чистоте интонирования, исправлению речевых дефектов, красоте звучания голоса.

Основными упражнениями на дикцию являются скороговорки. На занятиях я часто используем музыкальные скороговорки, которые очень нравятся детям. По мнению врачей, освоение скороговорок не только улучшает речь, но и повышает концентрацию внимания, тренируя нервные связи между мозгом и органами речи. Скороговорки дают положительный эмоциональный настрой. Благодаря своей краткости они быстро запоминаются, и дети видят результат своего труда, это их очень радует. А где радость, там и успех.

Музыкальная скороговорка – это текст, положенный на музыку, то есть песенка. Скороговорки способствуют совершенствованию дикции, постановке певческого дыхания, раскрепощению двигательного аппарата, развитию воображения, выявлению творческих способностей детей. Кроме того, «пение может служить превосходным вспомогательным средством для развития полноценного здорового дыхания».

Особое внимание при групповом исполнении музыкальных скороговорок нужно уделять внятному произношению. Гласные не должны заглушать согласные. Наиболее частое явление у старших дошкольников - торопливость (не путать с быстротой) произношения при которой искажается звук. Этот недостаток легко исправляется, если вначале скороговорку пропевать медленно, а затем уже ускорять.

На начальном этапе обучения мы разучиваем скороговорки простого склада, затем постепенно их усложняем (скороговорки произносятся от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого). Например:

а) Не рад Ларя, что кисель кисел.

б) От топота копыт пыль по полю летит.

в) Карл у Клары украл кораллы.

г) Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.

д) Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.

е) Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

ж) Куры, гуси, да индюшки, наклевалися петрушки, закусили лебедой, побежали за водой.

У детей очень развита фантазия. Необходимо стимулировать развитие творческого воображения детей в музыкальной деятельности, давая возможность самостоятельно создавать инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений элементов танцев. Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. Таким образом, можно сказать, что скороговорки приносят большую пользу и оказывают большое влияние на процесс звукообразования и звуковедения, развивают творческое воображение детей.

 В детский репертуар я вношу небольшие по диапазону игровые песни, прибаутки, дразнилки, считалки, собственно игры.

Основное назначение прибауток – развлечь, рассмешить, развеселить. Народ еще в глубокой древности заметил, что богатая фантазия является показателем умственного развития ребенка, и создал способствующие развитию детской фантазии – прибаутки. Прибаутки лишены нравоучения. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности и немного нелепы:

Как у наших у ворот, муха песенки поет,

Комар подпевает, муха догоняет,

За ним курица кряхтит, и петух пыхтит.

Дети с большим удовольствием поют эту забавную песенку. С помощью прибауток поддерживается бодрое, жизнерадостное настроение у детей, воспитывается чувство юмора, умение мыслить, развивается речь. Ребенок может посмеяться или просто порадоваться, обнаружив нелепость или не соответствие. Таким образом, прибаутки и в наше время несут большую воспитательную роль. 

Основой напевов детских игровых песен являются многократные повторы с ограниченным диапазоном: секундовых, терцовых и квартовых попевок. Они строятся на декламационных интонациях клича, зова, приговора, они отражают естественные повышения и понижения голоса, близкие разговорной речи. Традиционные детские игровые песни развивают у детей не только музыкальный слух, но и певческие навыки, правильное дыхание, голосовой аппарат, так как они поются полным голосом, легко и непринужденно.

Развитие слуха, чувства ритма играет важную роль в коллективном исполнительстве. Игры помогают в решении этой задачи. Например, ритмизация стихотворных текстов. Этот прием позволяет осознанно воспринимать временное соотношение звуков, научиться комбинировать различные длительности. Отправной точкой здесь являются слово и слоговое сочетание. Данный прием способствует развитию фонетического слуха. Приведем несколько примеров:

Игра «Баба сеяла горох»

Программные задачи: Находить движения, адекватные художественному содержанию текста. Осознавать длительности движений: простой шаг (четверть), шаги на полупальцах (восьмые), присед (половинные). Осознание начала и конца фразы.

Содержание: педагог  читает текст, дети стараются прочесть текст в движении. Движения должны быть не произвольными, а опираться на его ритмическую основу. Характер движения подсказывается текстом.

Баба сеяла горох,

Ходьба по кругу простым хороводным шагом. На сильную долю взмах рукой вправо и возвращение ее на пояс.

Шаг четвертными длительностями.

Прыг – скок, прыг – скок!

Дети приплясывают, часто притопывая. Заканчивают приседом на заключительное слово.

Притопывание восьмыми, заключительный присед – четверть.

Обвалился потолок,

Обхватив голову руками, показывают огорчение из – за случившегося (качают головой).

Шаг четвертными длительностями.

Прыг – скок, прыг – скок!

Приплясывают, присед на заключительное слово.

Притопывание восьмыми, присед – четверть.

Баба шла, шла, шла, пирожок нашла.

Идут простым хороводным шагом, приседают на слово нашла.

Шаг четвертными длительностями.

Села, поела,

опять пошла.

Изображают еду ложкой.

Половинные и четвертные длительности.

Баба встала на носки, а потом на пятки.

Двигаются на носках, а потом шагом с пятки на носок.

Шаги восьмыми.

Стала русскую плясать,

 а потом в присядку.

Прыжки двумя ногами вперед.

Четвертными длительностями.

Методические рекомендации: обратить внимание учащихся на смену темпа выполняемых движений в соответствии с длительностями.

Игра «Каравай»

Программные задачи: формирование коллективного духа. Ощущать пульсацию долей (шаги) и внутридолевую пульсацию при исполнении ритма песни.

Содержание: дети становятся в круг, взявшись за руки. На запев движения по кругу в одну и другую стороны простым хороводным шагом и прохлопывание ритма на припевные слова с одновременным выполнением притопа по долям (стоя на месте). При пении куплетов песни хоровод иллюстрирует текст соответствующими движениями.

Методические рекомендации: педагог помогает детям осознать, на какой текст движение совпадает с акцентом и где убыстряется темп шагов. Можно попросить детей выложить ритмическими карточками ритм припева, проговорить его и записать на доске.

Важное место в совместных играх занимают считалки («игровые прелюдии» по Г.С.Виноградову), жеребьевки. Они и поныне довольно часто встречаются в детском репертуаре. Один из характернейших признаков современной считалки – замена традиционного персонажа, чаще всего героями из мультфильмов.

К игровому фольклору также относятся молчанки, которые являются чаще всего зачином или окончанием игры, а иногда выступают самостоятельно. Когда, в процессе работы, дети увлекаясь начинают вести себя слишком шумно, я предлагаю им поигать в молчанку. Например: Крючки-замочки, замкните щечки,

                                  Ничего не говорите, губки бантиком держите;

                                  И не усмехаться, и не улыбаться.

Также я использую учебно-игровые методы в работе с канонами. Общеизвестно, что каноны оказывают огромное влияние на развитие музыкального слуха и формирование творческого мышления. Игровые каноны, предполагают включение детей в различные виды ритмических упражнений, а также использование элементов театрализации.

Особую радость и максимальную пользу приносит пение канонов, когда дети не только слушают свой голос, но воспринимают все смысловые переклички голосов, принимая тему от одних и передавая другим, слыша в их партиях отклик на свои, только что спетые, интонации и одновременно оценивая гармоническую координацию линий.

Пение канонов развивает музыкальную память детей. На занятиях каноны дают хорошую базу для выработки певческого строя и ансамбля, это прекрасный учебно-тренировочный материал. Приведу несколько примеров:

Речевой канон «Колыбельная» (слова народные)

Темой в речевом каноне становится не мелодия, а стихи, которые читаются в определенном ритме:

Кошки спят и мышки спят (хлопки в ладоши или  шаги восьмыми длительностями).

Баю, баю (хлопки по коленям или покачивание на месте с ноги на ногу).

Птицы спят и рыбки спят.

Баю, баю.

Спят слоны и зебры спят.

Баю, баю.

И кроватки ждут ребят.

Баю, баю.

Кстати, исполнение такого варианта в двухголосии может стать красивым танцем: дети взявшись за руки, встают в два круга (каждый из которых соответствует голосу канона). Начинать может внешний круг, затем вступает внутренний. А сопровождением к этому танцу будет тот же канон, только в исполнении на ударных инструментах.

Бесконечный канон «Шорох и шелест» (стихи Э. Мошковской)

 Суть этого канона – в бесконечном повторении темы, конец которой переходит в ее начало и сочетается с ним в одновременном звучании:

Вот пришел бесшумно Шорох, новостей принес он ворох.

И все Шорохи слетелись, и пришел бесшумно Шелест.

Шевельнул рукою Шелест – и все Шелесты слетелись,

И сошлись со всего света, и шушукались до света

За широкой нашей шторой. И шептал им что-то Шорох,

Что-то страшное, чудное, что-то тайное, ночное.

Разошелся, расшептался, а под утро распрощался.

Шорох вышел, Шелест вышел, и шагов никто не слышал.

        Попробуйте сделать с детьми теневой театр или театр рук. Пусть они читают стихи, а другие, с помощью пластики рук, изображают все то, о чем говорится. Можно подключить  импровизацию на ударно-шумовых инструментах или звуковые жесты.

Мимический канон.

Темой мимических канонов становится последовательность гримас, сопровождающихся жестами или возгласами типа: О! А-а! У-у-у! Хи! Р-р-р! и т.д. (ведущий начинает импровизировать гримасы и все по очереди его копируют под веселую музыку. Такая игра невольно вызывает смех. Поэтому победитель тот, кто продержится  до конца и не рассмеется).

Мимические каноны можно использовать как веселые сюрпризы в конце занятия.

Ритмический канон «Во поле береза стояла»

Программные задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма. Осознать особенности исполнения каноном.

Содержание: дети поют песню, прохлопывая ее ритм. Затем педагог предлагает разделиться на группы и исполнить ритм песни одной группе хлопками, а другой косточками пальцев (или тихими топающими шагами). Далее дети проговаривают текст песни и исполняют ее ритм двумя группами одновременно: первая – хлопками, вторая – наоборот, косточками пальцев. Затем исполняют ритм со словами, но с разным вступлением голосов: вторая группа будет запаздывать на одну фразу и вступит тогда, когда первая будет петь: «во поле кудрявая …».

Методические рекомендации: к выстраиванию канона следует переходить только тогда, когда дети легко ориентируются в ритме этой песни. Данное упражнение вводится в работу в форме игры, что помогает детям быть свободными.

Также в своей работе с помощью игры нужно приобщать детей к танцевальному творчеству. В процессе обучения у детей вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка.

 Предпочитаю использовать игры с пением и движением, так как эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ, импровизировать. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети.

Танцевальное творчество детей развивается на основе элементов народной пляски. Для этого я использую игры-хороводы – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия и хореографии. В сюжетах хороводных песен глубоко отражен народный быт («Пошла млада за водой»). Ярко выражено эстетическое восприятие красоты природы («Во поле береза стояла»). На начальном этапе наиболее простой формой является обучение  маленьких певцов стройно ходить в такт хороводной песне. Дети, держась за руки, идут по кругу приставным шагом. Сильную долю напева можно связать с приседанием, а слабую – с подъемом. Затем соединить движение шагом с четвертными долями, а перебежку – с восьмыми и т.п.

Для развития внимания детей, умения его концентрировать целесообразно использовать хороводы, где ведущим является ребенок. Он может менять направление так, как посчитает нужным. Дети должны все повторять за ведущим.

На занятиях дети очень любят играть на разных инструментах (ложках, трещетках, треугольниках, бубнах, коробочках, свистульках…). Использование русских народных инструментов активизирует детскую фантазию. Участие ребенка в музыкальном сопровождении дает возможность глубоко почувствовать данное произведение, учит сопереживать. Очень важно, чтобы все дети участвовали в этом (поочередно). Конечно, не у всех одинаково хорошо получится, так как многое зависит от способности и музыкальной подготовленности. Работу нужно разбить на несколько этапов. Это, конечно, достаточно длительный процесс, но он стоит того, чтобы при исполнении произведения испытать радость.

Большой интерес и творческий стимул для детей дают первые выступления на праздниках. Это придаст им уверенности, разовьет желание к дальнейшему освоению  игрового фольклора.

Подводя итог, следует сказать, что игровой фольклор - это азбука, с которой начинается обучение сложному языку фольклора, средство которое поможет вернуть нам национальное самосознание. Также нужно отметить, что благодаря предложенным простым игровым формам и методам работы обучающиеся становятся более раскрепощёнными, внимательными, с удовольствием работают на занятии. Активно развивается артикуляционный аппарат в соответствии с особенностями каждого ребёнка, что особо важно на первоначальном этапе обучения. Развивается голосовой аппарат, культура певческого вдоха и выдоха, звучание голоса детей постепенно выравнивается, что позволяет им пользоваться при пении разными регистрами. Работа над развитием певческого голоса развивает у детей навыки резонативной (звонкой) разговорной речи.

Исполнение произведений становится более эмоциональным и осознанным, в движениях, сопровождающих пение, появляются синхронность, слаженность, развивается пластика. Развивается чувство темпоритма, музыкальный слух, координация слуха и голоса.

Попутно игра создает благоприятные условия для развития искреннего чувства, необходимого в исполнительстве, раскрывая артистическую свободу, бодрый, жизненный тонус детей. В процессе совместных игр воспитывается дружелюбие, взаимопонимание – качества необходимые для коллективного творчества.

Таким образом, игровой фольклор – это синкретическая, полифункциональная, творческая деятельность, направленная на самопреобразование растущего индивидума, которая может служить исключительно благодатной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического.

И в заключении хочу добавить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека, они образуют фундамент, на котором основывается развитие его нравственных чувств, дают основу для проявления их в творческой деятельности. Все навыки и умения, которые были получены когда-то в процессе игры не исчезают, они остаются на всю жизнь.  

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети! – М.,1988.

2. Аникин В. П. Детский фольклор // Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л. : Просвещение, 1983. – С. 12-16.

3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957. – 200 с.

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой : кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.

5. Бакланова Т. И., Стрельцова Е. Ю. Народная художественная культура : учебник. – М. : МГУКИ, 2000. – 344 с.

6. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – Л., 1992.

7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М. : Просвещение 1968. – 415 с.

8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психики. - М.: Госиздат РСФСР, 1966. – №6 – С. 49-55.

9. Горький А. М. Собрание сочинений в 30-ти томах. – Т.24. – М., 1953.

10. Давлетов К. С. Фольклор, как вид искусства. – М. : Наука, 1966.

11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.

12. Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка. – Т.2. – М.,1955.

13. Домогацкая И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет. М.: Классика XXI век, 2004. – 16с.

14. Русский фольклор в современных образовательных структурах. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 104 с.

15. Затямина Т. А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика: учебно-метод. пособие – М.: Глобус, 2009. – 112 с.

16. Земцовский И. И. Народная музыка и современность. – М.: Музыка, 1977.

17. Котиков Н., Добровольский Б. Песня – душа народа. – Л., 1959.

18. Поплянова Е.М., Уроки господина канона.- Санкт-Петербург: Композитор, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов при обучении математике детей старшего дошкольного возраста.

Практика общения показала:на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала,но и форма подачи....

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от...

Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в...

Методическая разработка «Использование «немого» картинного диктанта в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Из всех видов диктантов,  «Немой» картинный диктант больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста....