Методическая разработка «Использование «немого» картинного диктанта в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку
Из всех видов диктантов, «Немой» картинный диктант больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nemoy_diktant.doc | 913 КБ |
nemoy_kartinnyy_diktant_mmo_3.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование «немого» картинного диктанта в работе
с детьми старшего дошкольного возраста»
разработали учителя-логопеды
Кравченко Ю.В., Шарова Н.В.
г. Москва г. Троицк
2023г.
Актуальность
В логопедии проблема развития восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций.
Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова отмечали, что типичными проявлениями в картине недостаточности у детей с ОНР, является не включаемость внимания и отмечается его повышенная истощаемость.
А.В. Ястребова указывает: «Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания».
По данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с ОНР, являются замедленность, неустойчивость. Отмечаются нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.
Процесс обучения в дошкольном возрасте, основан в большей степени на зрительном восприятии. И чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, мы активно пользуемся наглядными методами. Эффективным методом, оказывающим положительное влияние на развитие памяти, внимания, имеющим практическое подтверждение является диктант.
Диктант – самый распространенный вид упражнения. В основном диктант встречается в школе, но мы заметили, что уже само слово «диктант» привлекает и детей старшего дошкольного возраста. Они любят почувствовать себя в роли учеников.
Из всех видов диктантов, мы выбрали «Немой» картинный диктант, который больше всего, подходит для детей старшего дошкольного возраста.
«Немой» картинный диктант является таким видом работы, который развивает наблюдательность, умение описывать происходящее, а также средством обогащения речи детей.
Используя «немой» картинный диктант в ДОУ, мы решаем следующие задачи:
1. Развитие у детей фонематического слуха и восприятия.
2. Обучение грамоте.
3. Расширение словарного запаса.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения проводить самооценку.
6. Формирование интереса к обучению в школе.
«Немой» картинный диктант можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Рекомендуется использовать для закрепления и повторения изученного материала, а также как оценку знаний в виде диагностического материала.
Нами собраны наработки, по данному направлению, которые могут использовать в своей работе, учителя – логопеды, а также воспитатели и родители. Также возможны и другие варианты картинных диктантов, все зависит от целей, этапа работы, индивидуальных возможностей детей, а также творчества и заинтересованности самого педагога.
Наша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми знаниями, для успешного обучения в школе. Для проведения «немых» картинных диктантов можно использовать разные игровые приёмы и задания.
Игровые приёмы.
РАЗДЕЛ: Интересная фонематика
- «Корзинка слов»
Вариант диктанта (с пройденными буквами) на дифференциацию звуков
«Т - Д»
Цель: дифференциация и закрепление звуков.
Задачи:
- закрепление знания о звуках, их правильной артикуляции;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики;
- развитие внимания и мышления.
Игровой материал: карточки с картинками: таракан, дуб, танк, дым, стол, дом, туча, доски, кот, дорога, тыква и т. д.
Ход игры:
Вариант 1. На столе выкладываются карточки с картинками. Детям предлагается выбрать картинку, определить звук и положить картинку в корзинку.
Вариант 2. На экране доски в хаотичном порядке расположены картинки. Детям предлагается выбрать картинку, определить звук и положить картинку к букве в корзинку с помощью маркера.
Вариант 3. На экране доски в хаотичном порядке расположены картинки. Детям предлагается выбрать картинку, определить звук и положить картинку к букве в корзинку интерактивно.
- «Пассажиры»
Цель: Формирование умения выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове.
Задачи:
- формирование умения определять количество слогов в слове;
- развитие умения различать слово и слог.
Игровой материал:
картинки с разной слоговой структурой, поезд с вагончиками (домики с окошками), рабочие листы, фломастеры.
Ход игры:
Вариант 1. На столе листы с заданиями. Детям предлагается выбрать картинку, определить количество слогов в слове и «посадить» пассажира в нужный вагончик (расселить жильцов в домики).
Вариант 2. На экране доски картинки. Детям предлагается выбрать картинку, определить количество слогов в слове и «посадить» пассажира в нужный вагончик (расселить жильцов в домики) с помощью маркера.
Вариант 3. На экране доски картинки. Детям предлагается выбрать картинку, определить количество слогов в слове и «посадить» пассажира в нужный вагончик (расселить жильцов в домики) интерактивно.
- «Подбери звуковую схему»
Цель: формирование навыков выполнения звукового анализа слова.
Задачи:
- развитие у детей фонематического слуха;
- знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками;
- обучение навыку звукового анализа детей старшего дошкольного возраста;
- подбор схемы слова;
- развитие слухового восприятия, речевого слуха;
- расширение словарного запаса;
- воспитание усидчивости, интереса к игре.
Игровой материал: листы со звуковыми схемами и картинками.
Ход игры:
Вариант 1. На столе выкладываются листы с заданиями. Детям необходимо подобрать к каждой картинке свою звуковую схему с помощью маркера.
Вариант 2. На экране доски звуковые схемы и картинка с изображением предмета. Детям предлагается подобрать к картинке свою звуковую схему.
Начинать игру надо с картинок, названия которых состоят из 3-х звуков, по мере того, как дети осваивают звуковой анализ слова, усложняем игру, используя картинки с 4, 5, затем с 6 звуками. На последнем этапе играем в игру с различным количеством звуков в словах.
- «Подбери картинку»
Цель: развитие умения выделять, называть определенный слог в слове и подбирать на слог картинку.
Задачи:
- совершенствование навыка звукового и слогового анализа слова;
- расширение предметного словаря;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания, логического мышления, зрительного восприятия.
Игровой материал: листы со слогами и картинками.
Ход игры:
Вариант 1. На столе предметные картинки и слог. Задача ребенка, выбрать те картинки, в которых при произнесении он услышит заданный слог.
Можно усложнить задачу, дав сразу два поля с разными слогами.
Вариант 2. На доске картинки на заданный слог, ребенок убирает те картинки, в которых нет заданного слога.
Вариант 3. На экране доски картинки на разные слоги, ребенок должен соединить слог с картинкой.
РАЗДЕЛ: Весёлая нейромоторика
- Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
Эту игру можно использовать в качестве физминутки.
Цель: активизация работы обоих полушарий.
Задачи:
- развитие внимания;
- формирование пространственных представлений;
- формирование быстрого переключения и улучшения реакции.
Игровой материал: картинки с изображением движений.
Ход игры: по сигналу ведущего дети выбирают с помощью игрового круга фишки, внимательно рассматривают и воспроизводят изображенные на них позы или жесты. Ведущий проверяет правильность выполнения задания. Следующий сигнал, ребята по кругу передают фишку по часовой стрелке, и воспроизводят новое движение. В течение игры каждому ребенку попадаются все фишки в игровом круге.
- «Волшебные картинки» Графический диктант.
Цель: развитие графических навыков, необходимых для обучения письму.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики и координации движений руки; ориентации на листе бумаги;
- Развитие зрительного и слухового восприятия;
- Развитие концентрации внимания, памяти, воображения, пространственного мышления.
Игровой материал: листы бумаги в клетку, карандаши.
Все эти навыки готовят ребёнка в школе. Научившись выполнять графический диктант, первокласснику будет проще ориентироваться в тетради, например, когда учитель попросит отступить несколько клеточек сверху или от края.
Начиная выполнять задания, всегда придерживайтесь последовательности – от простых фигур к более сложным. Начинайте работать в тетрадях с крупной клеткой. Предлагайте простые рисунки с небольшим количеством деталей и используйте только основные направления движения – вверх, вниз, вправо, влево.
РАЗДЕЛ: Удивительная грамота
- Анаграммы
Цель: повышение познавательной активности учащихся.
Задачи:
- развитие познавательных процессов;
- расширение лексического запаса;
- развитие фонематического анализа и синтеза слов;
- предупреждение нарушений чтения и письма;
- развитие логического мышления, умения анализировать, память.
Игровой материал: ребусы на карточках.
Ход игры:
Это очень веселая и занимательная игра в виде самых простых ребусов. В игре используются карточки с картинками.
Вариант 1. На столе карточки с заданиями. Задача ребенка, собрать слово по буквам на веревочках и вписать их в окошко.
Вариант 2. На столе карточки с заданиями. Задача ребенка, прочитать букву (слог), соединить с картинкой, чтобы получилось новое слово.
Вариант 3. На столе карточки с заданиями. Задача ребенка, определить первую букву в слове и вписать её в окошко под картинкой.
- «Собери слово»
Цель: развитие умения детей составлять слово из букв.
Задачи:
- закрепление зрительного образа букв;
- развитие навыка чтения;
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного внимания и памяти, концентрации внимания.
Игровой материал: поле с буквами.
Ход игры:
Из букв, рассыпанных по листу, нужно собрать слово.
Чтобы сделать это, надо найти букву со звёздочкой, это и будет начало слова, далее необходимо составить названия предметов.
Подсказка, которая поможет ребенку выполнить конкретное задание, может быть дана в виде картинки.
- «Собери предложение»
Цель: развитие умения детей составлять предложения из разных картинок.
Задачи:
- обогащение словарного запаса детей;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие зрительного внимания;
- обучение умению составлять простые предложения по модели: «Кто? Что делает?»;
- учить расширять объём предложения за счёт введения новых слов;
- учить составлять предложения с предлогами.
Игровой материал: карточки - картинки.
Ход игры:
Вариант 1. На столе предметные картинки. Задача ребенка, составить правильное предложение из этих слов. В получившемся предложении можно посчитать количество слов, составить схему предложения.
- «Собери рассказ»
Цель: формирование умения детей составлять предложения по серии сюжетных картинок.
Задачи:
- систематизация знаний учащихся о предложении;
- закрепление умения составления схемы предложения;
- развитие мелкой моторики;
- обогащение словарного запаса;
- развитие познавательной деятельности.
Игровой материал: карточки – картинки.
Ход игры: ребенку предлагается найти выложить картинки в нужной последовательности (что сначала, что потом, чем все закончилось), а затем составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
РАЗДЕЛ: Занимательная грамматика
- «Построй предложение»
Цель: формирование и развитие связной стороны речи детей.
Задачи:
- обогащение и активизация словарного запаса детей;
- формирование грамматического строя речи;
- обучение умению составлять простые предложения по модели: «Кто? Что делает?»;
- формирование умения распространять простое двусоставное предложение дополнением в форме винительного, дательного и творительного падежей, опираясь на картину.
- Развитие зрительного восприятия, памяти и мышления.
Игровой материал: карточки – схемы с картинками.
Ход игры:
Вариант 1. На столе карточка – схема с предметными картинками. Задача ребенка, опираясь на схему строить предложения: «Папа ест…», «Мама моет…», «У меня нет…»
Вариант 2. На экране доски схема с предметными картинками. Задача ребенка, опираясь на схему строить предложения: «Папа ест…», «Мама моет…», «У меня нет…»
- «Один – много»
Цель: формирование представления о единственном и множественном числе.
Задачи:
- закрепление понятий «один» и «много», тренировка навыка их различения;
- обучение умению правильно употреблять существительные с окончаниями единственного и множественного числа;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- улучшение памяти, мыслительных способностей, концентрации внимания.
Игровой материал: карточки с картинками.
Ход игры:
Вариант 1. На столе карточки с предметными картинками. Задача ребенка, найти один предмет и соединить его с несколькими такими же предметами линией. Затем необходимо назвать то, что он нашёл.
Вариант 2. На экране доски схема с предметными картинками. Задача ребенка, найти один предмет и соединить его с несколькими такими же предметами с помощью маркера. Затем необходимо назвать то, что он нашёл.
- «Фотоаппарат»
Цель: развитие памяти и внимания.
Задачи:
- развитие зрительной и слуховой памяти, объема запоминания;
- развитие зрительного и слухового внимания.
Игровой материал: карточки - картинки.
Ход игры:
Вариант 1. На столе предметные картинки. Задача ребенка, запомнить «сфотографировать» картинки. Картинки убирают, а детям предлагается найти и выложить эти картинки.
Вариант 2. На экране доски картинки, расположенные в ряд, ребенку даётся время для их запоминания. Затем картинки «рассыпаются» и ребенку необходимо пронумеровать картинки, в той же последовательности.
Благодаря «немому» картинному диктанту нам удалось решить много задач. Мы нашли новую интересную форму работы с детьми, с помощью которой удалось не только заинтересовать, но и привлечь внимание детей к занятиям.
Литература
- Ткаченко Т.А. Фонематический слух и звуковой анализ. Добуквенная подготовка дошкольников. -М.: Феникс-Премьер. 2020г.
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – М: Детство-пресс, 2015г.
- В.Г. Дмитриева. Формируем графические навыки. – М: Издательство «Малыш». 2020г.
- С.С. Яворович. Слоговые лабиринты. – Беларусь: ООО Издательство речь. 2021г.
- Логопедические карточки «Я говорю». – Россия: Издательство Малыш и К. 2020г.
- Е. Бортникова. Составляем рассказы по картинкам. - Издательство Литур. 2019г.
- Т.С. Телепень. Играем с падежами: игры для старших дошкольников с ОНР. – М.: Сфера. 2018г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подбери картинку на заданный слог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО КЛУБА «МАЛЫШОК»
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и инт...
Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от...
Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных пережив...
Мастер-класс для родителей: Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста для изучения профессии инженер.
Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста для изучения профессии инженер.Цель: ознакомление и обучение родителей теоретическим и прак...
"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"
Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...