«Организация работы с детьми с КИ по обогащению их жизненного опыта через формирование речевого поведения и использование «слухового» метода.»
статья (8 класс)

Бабий Ольга Антоновна

Не всегда взрослые, принимая решение в пользу имплантации, понимают, что для своего ребенка они выбирают «мир слышащих» или «мир глухих». Известный сурдопедагог Г. Л. Зайцева пишет: «Глухой человек, как и любой другой человек с особенностями в развитии имеет право на максимально возможное для него самовыражение в общественной жизни, образовании, трудовой деятельности, в творчестве. А дело общества: так организовать его медицинское обслуживание, социальную поддержку, воспитание, чтобы он смог, осознанно выбирая свой путь, полностью реализовать себя как своеобразная и самоценная личность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре по теме «Организация работы с детьми  с    КИ  по  обогащению их жизненного опыта  через формирование речевого поведения  и  использование «слухового» метода.»

Воспитатель Бабий Ольга Антоновна

 Не  всегда взрослые, принимая решение в пользу имплантации, понимают, что  для своего ребенка они выбирают «мир слышащих» или «мир глухих». Известный сурдопедагог  Г. Л. Зайцева пишет: «Глухой человек, как и любой другой человек с особенностями в развитии имеет право на максимально возможное для него самовыражение в общественной жизни, образовании, трудовой деятельности, в творчестве. А дело общества:  так организовать его медицинское обслуживание, социальную поддержку, воспитание, чтобы он смог,  осознанно выбирая свой путь, полностью реализовать себя как своеобразная и самоценная личность» И это не частное мнение профессора Зайцевой, это суть Конвенции о правах инвалидов, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. В  мае 2012 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 03. 05. 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Закон предписывает принимать людей с нарушениями слуха как «культурное лингвистическое» меньшинство. Мы, педагоги, готовы к любому выбору родителей.  Но обязаны предупредить их не терять время после имплантации, а начать работу с ребенком под  руководством медиков и сурдопедагогов немедленно.

      Обследуя детей с КИ, благополучно завершивших первоначальный этап реабилитации и вставших на путь естественного развития, выделяем 4 группы.  В первые три   группы попадают дети, которые идут в массовые школы или в речевые классы.  Я не буду останавливаться на характеристике этих групп.  Так как мы работаем с детьми,  относящимся к 4-ой группе. Это дети, развитие которых не приближается к возрастной норме даже при систематической и максимальной специальной помощи.  Возможный образовательный маршрут, рекомендуемый для этих детей, это специальная образовательная среда, ориентированная на слабослышащих детей, то есть детей, находящихся в школе  нашего типа. Обучение в среде слабослышащих детей является оптимальной для дальнейшего развития такого ребенка. Помощь сурдопедагога  необходима для адаптации ребенка к его новым возможностям, его способностям вступить на естественный, нормальный путь коммуникации и спонтанного  речевого развития.   Важно сделать  правильный выбор приемов и методов, соответствующих  способностям и возможностям ребенка  с КИ, проанализировать изменения, происходящие в психическом развитии его  реабилитации.

      С этой целью были  организованы  в школе курсы по теме ««Современные аспекты сурдопедагогики. Реализация адаптированных основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих нарушение слуха», в 2016 году проведен семинар для педагогов, ведущих  индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения «Осуществление  деятельностного и дифференцированного подхода при обучении детей с КИ»  при подготовке к педсовету. В ноябре 2016 года на семинаре в рамках программы  повышения квалификации по теме : «Создание специальных условий в образовательной организации для детей с ОВЗ с различными нарушениями» В отделении слабослышащих детей в прошлом году было 13 обучающихся с КИ. А в этом- 17.   Педагоги, работающие с кохлеарниками,  знают возможности и способности детей. Слуховой возраст, т. е. время подключения процессора незначительный ( от … до … лет  ).

За основу при работе с детьми - кохлеарниками в  отделении слабослышащих детей  взяты материалы И. В.Королевой  (рекомендации и тетради.) Но перед нами встал вопрос, как строить обучение дальше?  Как оценить результаты и те умения, которые приобрел ребенок в процессе обучения?  При работе с такими детьми мы  стали менять методы: постановка звуков идет  больше через  слушание, чем через подражание. Восприятие  речевого материала идет через  понимание  его смысла. Как говорила И. Королева:  «Нам нужны не повторяшки, а понимашки». В результате,  многие дети,  для которых открылись возможности для опоры на слух,  для «жизни в слухе» почувствовали потребность в слушании. Поэтому родителей  убеждаем в том, чтобы они учили  своего ребенка  слушать  и слышать звуки окружающей среды, прежде чем, он начнет понимать речь.   Благодаря этому  у ребенка формируется  непроизвольное и произвольное слуховое внимание к звукам. И ребенок спасет себя, услышав звук приближающейся машины. А в дальнейшем, он будет прислушиваться к речи окружающих. А  научиться слушать, значит и речь его будет развиваться.   На уроках  и во внеурочное время педагоги и воспитатели так же работают над различением звуков и   стараются учить детей  комментировать, что он услышал: шорох листьев на экскурсии, звонок на перемену, падение ложки в столовой. Формируем личностные компетенции детей с КИ через обогащение словарного запаса на внеклассных занятиях.

Идет работа по расширению жизненного опыта детей  через формирование речевого поведения в условиях специально организованных слухоречевых ситуаций.  Создаются речевые ситуации, жизненно необходимые нашим детям:  при инсценировании, при постановке сказок,  развиваем диалогическую речь при встрече с интересными людьми и на  других мероприятиях. Все занятия строятся так, чтобы обучающиеся учились общаться, умели слушать свою речь и речь  окружающих их людей.

      Но  основная работа с такими   детьми  на протяжении всех этапов реабилитации  лежит на родителях.  Прежде всего, у них должно быть понимание того, что успешная операция и хорошо работающий имплант сами по себе еще  не гарантируют перехода ребенка в новый статус.

Зная методику работы с детьми  с КИ,  учителя- сурдопедагоги фиксируют результаты своей работы с ребенком по развитию речевого слуха. Тестируем по  тестам, предложенным Санкт- Петербургским государственным медицинским  университетом имени и. П. Павлова». «Речевая аудиометрия» Марии Юрьевны Бобошко.  Образцы тестов представлены на экране.

Ребенку предлагается послушать неречевые звучания окружающей среды, слова в открытом выборе, закрытом выборе и  незнакомые предложения.

     В карте  «Слухоречевого развития» дан мониторинг по оценке слухоречевого развития детей после кохлеарной имплантации.

Уровни слухоречевого развития:

    1 уровень- оптимальный (85-100%)

2. Сниженный уровень (70-84 %)

3.Ограниченный уровень  ( 50-69%)

4. Резко ограниченный (менее 50 %)

   Так тестирование, проведенное  с Березовской Екатериной, позволило  соотнести результаты ее слухоречевого развития к 3 уровню.

Этот уровень характеризуется ограниченным слуховым опытом. Девочка пользуется речевым процессором с небольшими результатами.. Дисфония (назализация, нестабильность высоты и силы звучания). Девочка воспринимает знакомый материал на расстоянии 3-х метров.. Формируется речевое поведение. Но желание  общаться  с окружающими речью нестабильно.

        Тарлаганов Роман относится к 4 уровню. Резко ограниченный.

Не способен различать речевые и неречевые звуки., звукоподражательные и полные слова на слух.. Отсутствует умение вступать в контакт со слышащими людьми. Не сформировано  речевое поведение. Пользуется для общения невербальными средствами, чаще жестами. Этим и объясняется отсутствие слухового опыта.

На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учащегося педагог определяет   зону актуального и ближайшего  развития, подбирает  адекватные методы и приемы коррекции обучения, развивает речевой слух и формирует произносительную сторону речи, помогающие воспитаннику найти свое поле деятельности и получить возможность социализироваться в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии

Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...

Методическая работа «Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»

Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к ...

Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией

Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое  восприятие текста «Поход», показан 31 октября  2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...

Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.

      Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель  чтения, и у...