Выжигание по дереву
статья

Дерево – всегда было одним из наиболее популярных и легких в эксплуатации материалов, дающим широкую возможность для творческой реализации своих идей и создания оригинальных декоративно-прикладных изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyzhiganie_po_derevu.docx272.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выжигание по дереву

Пирография («рисование огнём») — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.

Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до нашей эры и обнаружены в Перу.

Далее выжигание становится неизменным этническим атрибутом народных промыслов, при помощи которого на одежду, предметы домашней утвари и элементы жилища наносились различные культовые символы. При этом собственно выжигание по дереву было всего лишь своеобразной ветвью целого художественного направления (включающего в себя и выжигание по коже, а также - шелку).

Начиная со средних веков, выжигание по дереву делает серьезный шаг от сугубо народных промыслов в сторону высокого искусства. Именно тогда многие именитые мастера живописи начинают применять эту технику в своем творчестве в качестве художественного приема. Им занимались такие художники как Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго.

В Европе выжигание по дереву превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества, а в России пирография продолжила развиваться как один из его видов. В XVІІ веке в городе Сергиев Посад с помощью пирографии украшали деревянные игрушки, ложки и братины (сосуды для питья), а в конце XІX века там же наладилось производство матрешек, обрамленных выжиганием.

В начале XX века выжженными узорами стали декорировать стаканы, солонки, ковшики, шкатулки, коробки и др. Все узоры того времени были посвящены тематике старого русского быта и древнерусской архитектуры. В 1917 году количество выпускаемой продукции, украшенной с помощью пирографии, было сокращено. Примерно в тот же период в селе Полоховский Майдан Нижегородской области появилось токарное производство, на основе которого мастера стал декорировать токарные изделия выжиганием.

В 1964 году в Башкирии было налажено производство предметов из древесины липы, которые также украшали выжженными узорами. Мастера создавали ковши с крышками, солонки, челяки для хранения меда, фигурки людей в национальных костюмах и другие предметы.

Сегодня выжигание по дереву доступно практически всем, желающим освоить эту увлекательную технику, условно разделяющуюся пирографию и пиротипию. Пиротипия является своеобразным клеймением деревянной поверхности, наиболее характерным для массового декора различных изделий из дерева. А пирографией называется непосредственное выжигание по дереву в виде рисунка, производимое вручную.

Инструменты и материал для выжигания по дереву

Для пирографии использовались котел, печь и кочерги разных размеров. Поэтому выжигание было довольно трудоемким процессом.

В Англии в конце Викторианской эпохи выжигательные аппараты стали усовершенствовать. Рисование также проводилось при помощи кочерги, но на ее конце был платиновый наконечник. Так же умельцы приспособились выжигать газовой смесью, которая подавалась по трубке.

В начале прошлого столетия изобрели выжигательный аппарат, прародитель современного. Он напоминал паяльник и имел некоторые недостатки, например, сильно нагревался при работе.

Несмотря на то, что этот пирографический прибор довольно громоздкий, он и по сей день используется мастерами-любителями. Более усовершенствованный прибор для выжигания по дереву был изобретен в 1962 году Роем Чайлдом.

В 70-х годах прошлого столетия аппарат был усовершенствован, стал удобнее, перестал нагреваться. Начался промышленный выпуск пирографов с проволочными наконечниками.

В 80-х годах пирограф стал очень удобным, появились различные легко заменяемые наконечники различных форм и размеров.  

На данный момент существует несколько типов пирографии, в каждом типе используется свой инструмент.

  1. Контактная пирография

Современные выжигательные приборы для контактной пирографии бывают двух видов:

  • Трансформаторные с нихромовой насадкой и регулировкой температуры.
  • Паяльникового типа с латунными насадками (в основном бывают без регулятора температуры, но встречаются модели и с регулировкой. Иногда мастера пирографии самостоятельно дорабатывают паяльниковые выжигатели, подключая к ним диммеры.)

Выжигатель состоит из корпуса - 1, соединительных проводов - 2, нагревательного наконечника (пера) - 4, закрепленного в пластмассовой ручке - 3. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя - 5 (рис. 1).

C:\Users\User\Desktop\!2.jpg

Рис. 1. Электровыжигатель

Его рабочая часть (перо или штифт) закреплена в пластмассовой ручке. Проволочные штифты делают из нихромовой и вехралевой проволоки, которая при прохождении по ней электрического тока накаляется. В комплекте выжигателя часто имеется набор переменных наконечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 2).

C:\Users\User\Desktop\!3.jpg

Рис. 2. Сменные нагревательные наконечники

Кроме проволочных выжигателей, при массовом производстве одинаковых изделий широко используют стержневые выжигатели (рис. 3, а). Они имеют набор переменных штампов (стержневых насадок, рис. 3, б), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 3, в).

C:\Users\User\Desktop\!4.jpg

Рис. 3 а, б, в

  1. Тоновая пирография (огненная кисть)

Выжигать по дереву можно струёй пламени, для этого используется баллончик с газом с надетой на него газовой горелкой, например, с пьезо поджигом. При определённой сноровке можно выжигать не только чёрный фон, но и оттенки.

Кроме того, существует новосибирская тоновая пирография, при работе в этой технике, вместо раскаленной иглы, используется специальный прибор, изобретённый Николаем Гладенко.

Этот прибор представляет собой духовую горелку в форме пистолета со сменными соплами разного диаметра, и с тонким шлангом, по которому пирографист пускает воздух в камеру нагревания непосредственно дуя в шланг ртом, или подключив его к компрессору (рис. 4). Такой бесконтактный выжигательный прибор позволяет выжигать по дереву струёй горячего воздуха, как кистью.

C:\Users\User\Desktop\9lpgPJpINz8.jpg

Рис 4. Огненная кисть

  1. Солнечная пирография

Пирографию можно выполнять с помощью собирающей линзы. Это делается в солнечную погоду.

Для выжигания линза располагается таким образом, чтобы солнечные лучи сфокусировались на обрабатываемой поверхности. Затем линзу передвигают так, чтобы яркое пятно перемещалось по поверхности, оставляя линии (рис 5). Необходимый размер линзы зависит от облачности и высоты нахождения солнца над горизонтом — чем больше линза, тем сильнее она выжигает. Обычно годится линза диаметром от 5 сантиметров. Но слишком большая неудобна, потому что может привести к возгоранию поверхности. Таким типом пирографии занимается филиппинский художник Джордан Манг-Осан .

C:\Users\User\Desktop\jordanmangosan_5.jpg

Рис 5. Линза

Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты).

Не всякое дерево годится для этой цели. Лучше всего взять липу, ольху, тополь или каштан. Эти породы светлые, мелкопористые и имеют однородное строение. Древесина должна быть достаточно сухой, без сучков и других пороков.

Перед выжиганием поверхность циклюют и зачищают наждачной шкуркой, затем шлифуют порошком мела с водой. После шлифовки древесину покрывают светлым мебельным лаком и еще раз шлифуют.

Чтобы уберечь работу от загрязнения, нужно на поверхность дощечки наклеить лист папиросной бумаги с нанесенным на него рисунком. Затем можно приступить к выжиганию. По мере того, как выжигают отдельные части рисунка, снимают наклеенную бумагу. Таким образом загрязнения удаляются вместе с бумагой.

После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.

Восковая отделка придает рисунку матовый шелковистый блеск и сохраняет натуральный цвет дерева, вощение совершенно не затрагивает красочный слой, положенный цвет сохраняет свой тон и насыщенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины

Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, спосо...

Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины

Целью данной разратотки является приобретение и закрепление навыков работы выжигательным апппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Закрепление понятий о свойствах древесины, спосо...

Презентация "Декоративное выжигание по дереву. ПАСХА"

Данная презентация разработана к проведению уроков технологии в 5 классе по разделу "Художественная обработка древесины"...

Выжигание по дереву

Материал содержит слайды для урока предшествующего практической работе в материале....

Художественное выжигание по дереву

сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой,вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоратив...

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...