Организация совместной деятельности педагога с детьми объединения «Экологи».
статья

Наталья Александровна Чернова

Показаны возможные методы организации совместной деятельности педагога с детьми различных возрастных категорий, направленной на социальную адаптацию ребенка во взрослой жизни и его профориентацию на примере объединения «Экологи» ЦДТ «Ирбис».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности педагога с детьми объединения «Экологи».

Чернова Наталья Александровна, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара

Л. С. Выготский в своих исследованиях подчеркивал, что главной задачей обучения является обеспечение условий комфортных для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Здоровье и образование детей являются предметами первоочередной важности в любом обществе вне зависимости от социально-экономических и политических ситуаций. От этого зависит будущее государства, генофонд, научный и социально-экономический потенциал общества.

Для развития и самореализации любого ребенка необходимо обеспечение сквозного непрерывного здоровьесберегающего дополнительного образования в течение всего процесса становления личности: от дошкольного до старшего подросткового. И здесь очень важна готовность педагога к работе с детьми и родителями обучающихся, ориентированная на укрепление позиции ребенка в семье, на повышение родительской активности, направленной на поддержку ребенка в образовательном процессе. Неоценима роль педагога, умеющего правильно выстраивать общение с родителями, вовлекать их в процесс воспитания, в грамотно построенную совместную деятельность с детьми.

Цель работы – показать возможные методы организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жизни и профориентацию на примере объединения «Экологи» ЦДТ «Ирбис».

Задачи: - выявить особенности работы педагога с родителями и обучающимися разных возрастных категорий; - понять, как сказываются взаимоотношения в семье на эмоционально-психическом и физическом здоровье ребенка; - выявить формы и методы работы педагога, направленные на здоровьесбережение всей семьи; - дать рекомендации педагогу и родителям по организации совместной деятельности с детьми разных возрастных категорий, направленной на решение вопросов семейного здоровьесбережения социальной адаптации ребенка во взрослой жизни и профориентацию.

В объединении «Экологи» Центра детского творчества «Ирбис» городского округа Самара реализуются дополнительные общеразвивающие программы экологической и туристско-краеведческой направленности: «Юные исследователи природы» - для детей 5 – 7 лет; «Экология. Зеленый мир вокруг нас» - для детей 7 – 12 лет и «Химия и экология» - для подростков 13 – 16 лет. Понятия «экология», «туризм», «краеведение» сами по себе уже предполагают здоровый образ жизни. И тем более ответственной является роль педагога в формировании сознательного отношения к здоровью не только его воспитанников, но и семьи каждого из них. По сути, вся жизнь человека – это преодоление трудностей и самопреодоление. Важно для каждого человека научиться самоанализу, самоконтролю, самоопределению, саморазвитию. Такие качества нужно воспитывать у ребенка с раннего детства и учить этому надо непрерывно. Поэтому, необходимо тесное продуктивное взаимодействие педагогов с семьей. В работе педагога применяется система консультаций для детей, родителей и родителей вместе с детьми, регулярно проводятся родительские собрания, различные мероприятия, подготовку которых и непосредственное участие в них осуществляют родители.

Очень важно педагогу выстраивать доверительные отношения с родителями обучающихся. Этому способствуют рассказы педагога на родительских собраниях историй из опыта работы, ситуаций, связанных с воспитанием в своей семье, предложением родителям поделиться своим опытом; приглашение на собрание психолога. Очень охотно родители помогают в оформлении выставок детских рисунков и поделок из природного материала, который собирают вместе с детьми на прогулке в парке; в организации совместного с детьми чаепития с лекарственными растениями. Сплочению детей, родителей и педагога способствуют совместное посещение музеев; экскурсии в лес, в парк, в заповедник и другие уголки природы; совместные игры на свежем воздухе. Это сплотит не только детей в группе, но и семью. Прекрасная атмосфера природы, свежий воздух, друзья и папа с мамой, - что для ребенка может быть лучше! Видя счастливые лица детей, родители, в свою очередь, получают положительные эмоции и заряд бодрости. А это существенная поддержка психического и физического здоровья.

Организация педагогом совместной деятельности родителей и детей младшего школьного возраста должна быть направлена на укрепление взаимопонимания в семье, продуктивного общения. К ранее перечисленным формам и методам работы педагога с родителями добавляется организация совместной деятельности детей и родителей по реализации мини-проектов. Это проекты по созданию гербария растений родного края, презентации летней помощи ребенка родителям, бабушкам и дедушкам на даче или в деревне, небольшие исследовательские проекты, фотовыставка объектов флоры и фауны, совместное сочинение экологической сказки. Младшие школьники обучаются навыкам учебного сотрудничества. Общение оказывает значимое влияние на волевое развитие человека, его эмоциональную сферу, формирование чувств. Большую помощь при организации совместных просмотров детьми и родителями фильмов, видеороликов, учебных и научно-популярных передач и последующее обсуждение их оказывает подборка педагогом тематических Интернет-ресурсов. Младшие школьники с удовольствием ходят в совместные с родителями походы и участвуют в экологических акциях по посадке деревьев, распространению «зеленых листовок» с призывами о помощи природе, развешивают скворечники и кормушки для птиц. Родители и педагоги в систематической совместной деятельности оказывают неоценимую поддержку правильного развития и укрепления физического и психического здоровья маленького человека.

Организация совместной деятельности педагога с родителями и обучающимися-подростками. Подростку важно правильно организовать свое время. В программах объединения «Экологи» предусмотрено составление обучающимися режима дня по правилам и нормам здорового образа жизни. Родители его корректируют и контролируют. Широко используются интеллектуальные игры типа брейн-ринг, диспуты, беседы, обсуждения. Например, диспут на тему «Что такое вредные привычки и как от них избавиться». Очень полезны совместные с родителями походы выходного дня, связанные с темой краеведения. Опытные педагоги рассказывают об истории родного края, учат правильно разводить костер и утилизировать отходы, правилам поведения в разных уголках природы. Проектная деятельность подростков носит более серьезный характер. Они выступают на конференциях и форумах, участвуют и побеждают в конкурсах экологической и краеведческой направленностей различного уровня. Задача педагога – тщательно продумать тематику проекта обучающегося и вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми. Так, например, тема «Послевоенное детство моей бабушки», предложенная педагогом, помогла трем поколениям в семье – сыну, маме и бабушке включиться в увлекательный творческий процесс. Совместный труд дал отличный результат – победу в конкурсе литературных публикаций «Природа и судьбы людей» Всероссийского экологического форума «Зеленая планета - 2020».

Правильно организованная педагогом непрерывная совместная деятельность детей и родителей, вовлекая, естественным образом, всю семью в полезные для физического и психического здоровья социально значимые мероприятия, дела и поступки, помогает ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем и его сбережением, правильному выбору профессии и социально адаптироваться во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность педагога с детьми художественно-эстетического направления «Улыбка»

Данная Данная программа, предназначенная для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей детей 5-7 лет, способствует более углублённой подготовке воспитанников к...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

Методическая разработка конспекта совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны»

Цель: Создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ. В конспекте описаны методы и приемы, обеспечивающие многократное повторение необходимого педагогу материала, ...

Методы обучения как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.Классифицировать методы обучения можно по различным кр...

Методы обучения как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.Классифицировать методы обучения можно по различн...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в условиях пришкольного интерната

При организации совместного творчества воспитателя, воспитанников и их родителей в процессе совместной деятельности у всех сторон происходит формирование положительной установки на совместное творчест...