Совместная деятельность педагога с детьми художественно-эстетического направления «Улыбка»
рабочая программа по теме

 

 

Данная Данная программа, предназначенная для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей детей 5-7 лет, способствует более углублённой подготовке воспитанников к проведению различных праздников, показа спектаклей.

Цель: Содействие формированию эмоционально-нравственного, творческого развития личности ребёнка через приобщение к миру музыкально-театрального искусства.

Задачи:

1. Развитие позитивной эмоциональной сферы детей в психологически комфортной среде.

2. Способствование реализации потенциала личности.

3. Развитие творческой активности воспитанников.

4. Выявление, формирование и развитие у дошкольников потенциальных музыкальных, ритмических и сценических способностей, музыкальных, двигательных навыков, координации движений, пластичности, актёрских способностей, образной выразительности и т. п.

5. Способствование   гармонизации   взаимоотношений   между  детьми   и  детьми   и взрослыми.

6. Формирование нравственных ценностей, духовной культуры детей и художественно-эстетического вкуса.

7. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             

Совместная деятельность педагога с детьми

художественно-эстетического направления

«Улыбка»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Золотая рыбка»

комбинированного вида

Щербакова Елена Юрьевна

музыкальный руководитель

Оленегорск

2011

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

образовательной программы совместной деятельности

педагогов с детьми

1

Направленность

Художественно - эстетическая

2

Вид образовательной деятельности

Музыкально - театрализованная деятельность

3

Название программы

«Улыбка»

4

Сведения об авторе

Щербакова Елена Юрьевна

Музыкальный руководитель, № тел. 50-139

5

Аннотация программы:

1.        Возраст детей.


2.        Срок реализации
программы.


3.        Цель и задачи.






4.        Ожидаемые
результаты.







5.        Кадровое обеспечение
программы.


•        5-7 лет.


•        2 года.



•        Развитие творческих способностей и активности,
уверенности в себе через театрализованные игры.

•        Выявление, формирование сценических и
актёрских способностей, образной
выразительности и т.п.


Приобретение следующих навыков:

•        Раскрывают и передают образы сказочных
персонажей.

•        Владеют полученными умениями, имитировать
характерные движения героев (животных).

•        Участвуют в музыкальных спектаклях, на
утренниках.


Воспитатели старших и подготовительных групп

6

Перечень методических приложений к программе

•        Конспекты занятий

•        Сценарии спектаклей

•        Методические рекомендации

7

Статус программы

Модифицированная, К.С. Станиславский «Воспитание актёра и задачи тренинга», Г.Л. Риасс "Театр", Н.Ф.Сорокина, Л.Г. Миланович, С.И. Мерзлякова, М.В.Ермолаева "Театр - творчество - дети".

Пояснительная записка

Театр - это волшебный край, в котором ребёнок, играя, радуется и познаёт мир. Театральная деятельность учит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх - представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся с их содержанием. Воссоздают конкретные образы, учатся глубоко переживать события, взаимоотношениям между героями.

Игры - представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Работа над спектаклем основывается на анализе содержания, распределении ролей, игровых упражнениях, этюдах, способствующих практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, и завершается постановочной работой над целостным спектаклем.

Старшая и подготовительная группы работают по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией  М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой, в которой говорится о том, что необходимо развивать интерес  к театрализованным играм путём активного вовлечения детей в игровые действия; вызывать у детей желание попробовать себя в разных ролях; усложнять игровой материал за счёт постановки перед детьми всё более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач (« Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль ещё никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем – педагог (воспитатель) является инициатором и участником такой игры.

Организуют с небольшими подгруппами детей игру - драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников. Стимулируют участников к использованию выразительных средств (речи, жестов) при передаче характера исполняемого персонажа. Вместе с детьми воспитатель готовит простые костюмы и декорации к спектаклю.

Данная программа, предназначенная для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей детей 5-7 лет, способствует более углублённой подготовке воспитанников к проведению различных праздников, показа спектаклей.

Цель: Содействие формированию эмоционально-нравственного, творческого развития личности ребёнка через приобщение к миру музыкально-театрального искусства.

Задачи:

1. Развитие позитивной эмоциональной сферы детей в психологически комфортной среде.

2. Способствование реализации потенциала личности.

3. Развитие творческой активности воспитанников.

4. Выявление, формирование и развитие у дошкольников потенциальных музыкальных, ритмических и сценических способностей, музыкальных, двигательных навыков, координации движений, пластичности, актёрских способностей, образной выразительности и т. п.

5. Способствование   гармонизации   взаимоотношений   между  детьми   и  детьми   и взрослыми.

6. Формирование нравственных ценностей, духовной культуры детей и художественно-эстетического вкуса.

7. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.

Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия - 30 минут. Всего занятий - 72.

При успешном обучении формируется поведение детей в различных ситуациях,
расширяется сфера общения, развивается творческий и духовный потенциал. Результатом театрально-музыкальной    деятельности    являются     выступления    детей    на        утренниках, развлечениях, конкурсах, фестивалях, спектаклях.

Выбор форм и методов, подбор репертуара обусловлены следующими моментами:

  1. возрастом ребёнка (5-7 лет);
  2. характером воспитательных мероприятий (праздники календарные и тематические, литературно - музыкальные композиции, конкурсы музыкальные и танцевальные, ярмарки и т. п.);
  3. индивидуальными задачами развития ребенка.

Используемые формы проведения занятий: групповые, фронтальные и индивидуальные.

Основы актёрского мастерства

Требования к освоению знаний и умений

по разделу «основы актерского мастерства»

Должны знать

Должны уметь

5-6 лет

  1. Узнавать по голосам персонажей;


  1. Уметь внимательно слушать и следить за действиями кукольных, драматических героев;


  1. Различать кукольный, настольный, драматический театр;


  1. Знать понятия роль, персонаж, характер и т.п.


  1. Что такое театр;


  1. О работе артистов, режиссеров, театральных художников;


  1. Термины: фойе, антракт, оркестровая яма, кулисы и др.






  1. Выполнять образные движения («идёт медведь», «крадётся кошка» и т.д.);


  1. Разыгрывать небольшие сценки, вести диалог, подражая голосом, жестом, в действиях персонажей;


  1. Следить за действиями игрушек (простых, кукольных);


  1. Эмоционально откликаться на изменение происходящего сюжета.


  1. Инсценировать (совместно с педагогом) песни, хороводы;


  1. Выразительно передавать игровые образы в отдельных эпизодах, сценках;


  1. Проигрывать поведение, характер героев сказок.

6-7 лет

  1. Различать комедию, драму, трагедию, фантастику;


  1. Роль актёра, характер персонажа, главные и второстепенные роли;


  1. Знать о работе гримёра, хормейстера, декоратора, звукооператора и т.д.


  1. Знать известных драматургов;


  1. Знать названия театров (о видах театров);


  1. О профессиях людей, работающих в театре.
  1. Работать с текстом;


  1. Точно передавать движения, мимику, жесты;


  1. Свободно вступать в диалог;


  1. Разыгрывать диалоги, обычные речевые и стихотворные;


  1. Быть активными, инициативными в выборе средств для передачи образа;


  1. Сопоставлять музыкальные и зрительные образы;


  1. Естественно, непринуждённо вести себя на сцене перед зрителями в театральном действии.

                                                 Содержание занятий

Примерная тематика занятий





Репертуар

5-6 лет

1. Знакомство с видами театров, персонажами сказок, пьес.

2. Показ элементов кукольного, настольного, драматического театров для умения различать по обстановке, по внешнему виду игрушек – кукол, атрибутики, вызывая интерес и желание наблюдать за игрушками и самим участвовать в роли, подражая персонажам голосом, действием.


Упражнения, направленные:

- на развитие творческих навыков физического самочувствия;

-на развитие творческих зрительных восприятий.


Подготовка чтения стихотворений, прозы к мероприятию, сценических ролей в спектакле

«Колобок» русская народная сказка,


«Петрушка и его друзья»,


«Репка» русская народная сказка,


«Игрушки в гостях у ребят» А. Барто




«Переходы со стулом», «Хлопки», «Мячики с числами».

«Наблюдательность», «Слепые фотографы», «Путешествие», «Событие в картине».

6-7 лет

Упражнения, направленные:

- на развитие творческих слуховых восприятий и других сенсорных умений;

- на развитие творческой смелости и элементов характерности;

-на развитие организованности, коллективности, законченности действий.


Подготовка второстепенных ролей в спектакле Подготовка ведущих ролей на мероприятиях


«Шумовой квадрат», «Узнай товарища!», «Волшебный графин»

«Действия с воображением предметами», «Разговор по телефону»


«Правда - неправда», «Задание на внешнюю характерность», «Оправдание крика», «Оркестр», «Цирковые представления».

Учебно-тематическое планирование

Срок

Виды детской деятельности

Цель

Содержание

Формы

Приме-

чание

Сентябрь

Организационный месяц.

Подготовка   условий.  

Адаптационный    период   для   детей.

Диагностика.

Октябрь

Художественно-

речевая

деятельность

1. Знакомство                с

сюжетом   новой   для

детей                сказки.


2. Способствовать развитию

артикуляционного аппарата,     развивать

дикцию,    добиваться

разнообразной интонационной гаммы,           уточнить знания      детей      об особенностях, повадках животных.

Чтение сказки

А. Попова,

И. Лагуновой.


скороговорки,

чистоговорки,

стихотворные тексты,

загадки.

Фронтальные занятия

Муз. зал





группа

Театрально-

игровая

деятельность.

Познакомить              с

театром как видом искусства,   рассказать

об его особенностях,     о видах      театра,       о главных волшебниках театра.

Посещение и

просмотр       детского

спектакля в

исполнении   взрослых и детей.

Беседа,

просмотр

спектакля и обсуждение спектакля с детьми.

Театр

Знакомство с героями сказок, с их характеристиками

Разыгрывание отдельных диалогов с использованием

шапочек-масок.

С    малыми подгруппами

Муз. зал

Музыкальная деятельность

Эмоционально

обогатить

представления   детей

 о природе

(о животных,        птицах) через     музыкальный образ

Слушание   музыки    к сказке           «Снежная королева», «Дюймовочка», Золотой         ключик», «Золушка» и др.

Фронтальные занятия

Муз. зал

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-

игровое творчество)

1. Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа.


2. Упражнять    детей    в умении передавать различные чувства.


3. Учить пользоваться мимикой, жестами.


4. Познакомить с внешним  видом героев, событий, времен года, когда они происходят.

Этюды  для   передачи музыкально- образных характеристик животных, птиц.


Этюды  для   передачи различных чувств.

С малыми подгруппами                и

индивидуаль-но

Муз.зал






 группа

Ноябрь

Художественно-речевая деятельность

1. Развивать речь и память   детей.

 

2.Учить пересказывать сказку вначале своими словами, а затем точно следуя   тексту.


 3. Продолжить     работу над       артикуляцией, дикцией.

Разучивание текста  к сказкам, скороговорки, потешки.


Стихотворный      текст отрывков из сказок.

Подгруппами              и индивидуаль-но.

Муз.зал



Группа

Театрально-

игровая деятельность.

1. Знакомить детей с элементами актерского мастерства - что        помогает главным

волшебникам театра рассказывать о событиях, передавать переживания   героев, их чувства.


2. Учить                   детей пересказывать  сказку по ролям (отдельные эпизоды)                    в соответствии              с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица.

Рассказать                об особенностях     жеста, мимики,     интонации.


Показать     на     своем примере     различные образы.




Разыгрывание             с детьми        отдельных диалогов сцен.

Фронтально











подгруппам и,

используя все      виды театрализо-

ванных для разыгрывай для одной и той же сцены.

Муз.зал

Музыкальная деятельность

Учить     детей     петь, чисто    интонируя     и выразительно, в соответствии с характером   песен и спецификой образа.

Разучивание   песен   к сказке       «Буратино», «Золушка» и др.

Фронтально

Муз.зал

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-

игровое творчество)

Упражнять    детей    в самостоятельном подборе      движений для передачи игрового образа, пользуясь     мимикой, жестом.

Импровизационные танцы          различных персонажей.

С группами и

индивидуаль-но.

Муз.зал.

Декабрь

Художественно-речевая деятельность

1. Закрепить         знания детьми   текста   сказок.


2. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую   часть текста сказки.

Пересказывание детьми     сюжета     по ролям.

Фронтальные              в игровой форме.

Группа

Театрально-

игровая деятельность.

1. Учить детей композиционному построению        сцен.


 2. Развивать творческие способности       детей при создании образов к сказке.

Работа над целостной

постановкой

спектакля.

Фронтально,             подгруппами.

Муз.зал.

Музыкальная деятельность

Развивать      активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности.

Продолжать        учить песни,                танцы, музыкальные   игры   к спектаклю.

Фронтально.

Подгруппами              и

индивидуаль-но.

Муз.зал.

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество)

Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа,

естественности, непринужденности   и артистизма  в театрализованном действии.

Творческие     задания

на танцевальное и

музыкально-

игровое

творчество

импровизирован- ного

характера.

Подгруппами              и индивидуаль-но.

Муз.зал.

Конец декабря - начало января

Постановка    музыкальных отрывков   из сказок.

Выступление на новогоднем утреннике, прощание с елкой.

Январь

Художественно-речевая деятельность

1. Закрепить

впечатления детей от выступления.


2. Продолжать развивать       речевой слух,                речевое дыхание, упражнять в четком,     правильном произношении звуков во    фразовой    речи, вырабатывать умение пользоваться   разным темпом,    продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

Провести беседу.

Словесные           игры, скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Фронтально

Группа

Театрально-игровая деятельность.

Развивать творческое содружество  в детском    коллективе, эстетически воспитывать их, развивать воображение, фантазию.

Беседа

Фронтально

Группа, театр

Музыкальная деятельность

1. Работать                над выразительным исполнением песен к спектаклю    хором    и индивидуально.

2. Знакомство  с  новым

музыкальным

произведением

изобразительного

характера.

Повтор





Слушание         музыки «Вьюга»   А.Попова   к сказке «Весна» и др.песен

Фронтально





Фронтально

Муз.зал





Муз.зал

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-

игровое творчество)

Развивать творческую инициативу       детей, учить самостоятель- ности.

Закончить

чистоговорку              и сочинить          самому рифмуя,       придумать мелодию на заданный текст,           придумать танец в соответствии с характером музыки.

Подгруппами             и индивидуаль-но

Группа


Муз.зал.

Февраль

Художественно-речевая деятельность

1. Продолжать работать над                речевым дыханием,           учить менять    силу    звука, темп.  

       

2. Добиваться интонационной выразительности.

Скороговорки, потешки,         загадки, стихи.

Фронтально

Группа

Театрально-

игровая деятельность.

1. Разыгрывать диалоги, обычные   речевые   и стихотворные.


2. Развивать       мимику, жесты,              умение интонационно выразить   удивление, испуг, радость.

Стихи, потешки (с

использованием

различных

театрализованных игр:

настольных,

стендовых,    би-ба-бо,

игр-драматизаций).

Этюды    на    передачу различных чувств.

Подгруппами              и индивидуаль-но

Группа, театр

Музыкальная деятельность

1. Познакомить детей с особым           жанром музыки     -     оперой.

Рассказать       о       ее особенностях. Развивать эмоциональную отзывчивость           на музыку,  побуждать  к активному сопереживанию        в музыке,      осознанно

воспринимать

средства

музыкальной

выразительности.

Слушание

музыкальной     сказки «Красная шапочка».

(несколько занятий)

Фронтально

Муз.зал

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество)

Продолжать

развивать     у    детей

самостоятельность,

инициативу,

творческую

активность в

танцевальной

образно-игровой

деятельности.

Этюды     музыкально-вопросно-ответного характера.   Этюды   на передачу    различных эмоций,           речевые этюды:          придумай частушку, чистоговорку.

Подгруппами и индивидуаль-но

Группа, театр

Март

Художественно-речевая деятельность

Учить                   детей пересказывать сюжет к   сказке   «Весна»   и др.

Стараться, чтобы дети          запоминали развитие         сюжета, последовательность действий.      

Донести основной           смысл сказки     «Как     весна зиму поборола»

Знакомство                 с литературной основой сказки.

Пересказывание детьми.      

Беседа      о смысле сказки.

Фронтально

Театрально-игровая деятельность.

Развивать сценическое творчество     детей, способность самостоятельно выбрать жест, нужную интонацию, выражение лица.

Разучивание отдельных    эпизодов сказки.      Диалоговые этюды   (музыкальные диалоги).

Подгруппами              и индивидуаль-но

Группа, театр

Музыкальная деятельность

1. Работать над чистотой интонирования,     над певческим дыханием, добиваться выразительного пения.  

 

2. Учить петь с музыкальным сопровождением

(с вокальной    строчкой) и без него.

Речитативы. Разучивание       песен для       сольного        и хорового   исполнения в опере.

Фронтально.

Подгруппами              и индивидуаль-но

Муз.зал.

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество)

Предоставлять возможность     детям импровизировать      в танце,     в     игровом действии,     развивать способность               к интонационной импровизации.

Постановка  танцев   и хороводов    и    игр    к сказке.

Подгруппами              и индивидуаль-но.

Муз.зал, театр.

Апрель

Художественно-речевая деятельность

1. Закрепить         знание детьми      текстов      к сказке.


2.Работать  над речитативами, добиваясь          яркой интонационной выразительности.

Повтор текстов.

Подгруппами             и индивидуаль-но

Муз. зал

Театрально-

игровая деятельность.

Учить

композиционному построению сцен.

Работа над целостной постановкой спектакля-оперы        с активным      участием взрослых.

Фронтально.

Муз.зал.

Музыкальная деятельность

Развивать     у     детей способность самостоятельно ориентироваться      

в средствах музыкальной выразительности   при передаче образа.

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-

игровое творчество)

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивать способность к свободному выбору действий, жестов, мимики к передачи игрового образа. Развивать сценическое творчество.





Постановка импровизированных танцев к опере (полностью и частично с фиксированной основой).

Работа над отдельными сценами требующими умение передавать различные чувства.

Например: речитатив "цветы"

Фронтально

подгруппами и

индивидуаль-но

Муз.зал

Середина апреля

Показ детского музыкального спектакля.

 Роли исполняют педагоги и дети.

На спектакль приглашаются родитель, сотрудники учреждения и дети (4-7 лет).

В конце апреля спектакль

можно повторить для детей д/с города.

Май

Художественно-речевая деятельность

Выявление знаний детей о русских народных сказках. Какие они сказки помнят? Какие сказки любимые? Остановиться на сказке "Теремок"

Беседа.

Чтение разных вариантов сказки "Теремок" (варианты народной сказки и сказку С.Я. Маршака)

Фронтально

группа

Театрально-

игровая деятельность.

Подводить детей к умению

самостоятельно в сознании своего варианта сказки

Этюды

импровизирован- ного характера

Подгруппами

Муз. зал

Музыкальная деятельность

1. Слушание

музыкальной сказки "Теремок" (в грамзаписи или в исп. муз. руководителя).


2. Учить детей инсценировать песню, используя образные движения и элементы танца.

Вызвать

эмоциональную отзывчивость на музыку сказочного характера (побеждать, высказываться об эмоционально-образном содержании музыкальной сказки).

Разучивание с детьми игры с пением "Теремок"

Фронтально

Муз. зал

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-

игровое творчество)

Формировать способность к творческой позиции в создании собственного варианта сказки. Закреплять умение детей самостоятельно искать способы действий, движений, к передаче образов, искать свои средства выразительности

Этюды и маленькие постановки детей импровизационного характера (это могут быть - "Теремок"-опера "Теремок"-балет, драматизация, кукольный спектакль (выбор вида театра за детьми).

Подгруппами

Муз. зал

Разные группы детей показывают сказки "Теремок", "Колобок" и т.д. для детей (1.5 - 4 года)

Литература:

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Вместе весело шагать // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №7.
  5. Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 1968.
  6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. - М.: Госиздат, 1955.
  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.
  9. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 1997
  10. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №3.
  11. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  12. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  13. Программа общеобразовательных учреждений «Театр» (ред.-сост. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.) М., «Просвещение», 1995
  14. Соловьева Н. Театр кукол. - М.: Госиздат, 1960.
  15. Соловьева Е. Встреча в гостиной "Театра" // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  16. Сорокина Н.Л., Миланович Л.Г., Мерзлякова С.И., Ермолаева М.В. Театр - творчество - дети // - Дошкольное воспитание. - 1996. - №8.
  17. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Собр. соч.: В 8 т. – М.:          Искусство, 1955.- Т. 2.
  18. Станиславский К.С. «Основы актерского мастерства». М.,1985
  19. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
  20. «Театр Круглый год», выпуск №1, №4, 2004
  21. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, 1999.
  22. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместно-организованная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ "К нам весна шагает быстрыми шагами

Авторская разработка конспекта учителя-дефектолога и воспитателя детей с ОВЗ (стрший возраст , ЗПР)...

Методическая разработка конспекта совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны»

Цель: Создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ. В конспекте описаны методы и приемы, обеспечивающие многократное повторение необходимого педагогу материала, ...

Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления

Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка»

Рабочая программа  по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство» (художественно – эстетическое направление) 5-6 КЛАССЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Декоративно-прикладное искусство»(художественно – эстетическое направление)  5-6 КЛАССЫ...

Организация совместной деятельности педагога с детьми объединения «Экологи».

Показаны возможные методы организации совместной деятельности педагога с детьми различных возрастных категорий, направленной на социальную адаптацию ребенка во взрослой жизни и его профориентацию на п...