Мастер-класс " От простого к сложному"
методическая разработка

Бельгибаева Ботагоз Сатвалдиновна

Мастер- класс" От простого к сложному"  по преодолению типичных ошибок при подготовке к ВПР и ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_mk_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ореховская СШ» Одесского района Омской области

План-конспект мастер-класса
«От простого к сложному»,

представленного на муниципальный конкурс мастер-классов по преодолению типичных ошибок при подготовке к ВПР и к ГИА

Выполнила:

Учитель математики

1 квалификационной категории
Бельгибаева Ботагоз Сатвалдиновна

Орехово 2022

Место проведения  кабинет матетики.

Время проведения 15 минут.

Участвуют 10-12 человек

Тема

От простого к сложному

Цель

устранение типичных ошибок при подготовке к ВПР и ГИА путем развития познавательных процессов мозга с использованием нестандартных приёмов

Задачи

1. создать условия для обмена профессиональным опытом;

2. рассмотреть некоторые типичные ошибки, которые допускают учащиеся на ВПР и ГИА;

3. показать на примерах применение нестандартных быстрых способов вычисления;

4. создать условия для развития познавательных процессов мозга и расширения математического кругозора;

5. доказать эффективность использования нестандартных приемов подготовки к ВПР, ГИА;

6. расширить знания о педагогических технологиях;

Ресурсы

раздаточный материал: геометрические фигуры, игра для развития логики, готовые оригами, заготовки для создания оригами, карандаши, линейка-самоделка для быстрого счета, бумага

ноутбук, проектор

слайд-презентация

доска

демонстрационные материалы (иллюстративные материалы в виде учебных плакатов)

Методы и приемы

- беседа;

- объяснительно-иллюстративный;

- моделирование;

- игра;

- групповая работа;

- активное вовлечение участников мастер-класса в процесс

- использование иллюстративных материалов в виде учебных плакатов

Используемые технологии

В мастер-классе представлено объединение нескольких педагогических технологий:

Информационно – коммуникационная технология использована для повышения наглядности материала, а также с целью демонстрации опыта создания интерактивных презентаций.

Технология проблемного обучения отчасти задана тематикой конкурса, но в мастер-классе использована с целью развития мыслительных способностей.

Игровые технологии позволяют провести мастер-класс более свободно, психологически раскрепощённо, интересно, с активным вовлечением всех участников процесса. Также данная технология была применена с целью демонстрации опыта использования игр на уроках математики.

Технология творческих мастерских позволила продемонстрировать опыт вовлечения учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.

Технология интегрированного обучения – активно используется на моих уроках, поэтому в мастер-классе с целью демонстрации опыта показана интеграция со смежными областями – литература, музыка, психология, биология, декоративно-прикладное искусство, МХК.

Также данную технологию отражает то, что представленные методы коррекции типичных ошибок могут быть использованы на других предметах.

План мастер-класса

  1. Подготовительный этап (организация участников, мотивация)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 На данном мастер-классе « От простого к сложному» хочу поделиться с вами своим опытом подготовки учеников к ГИА и ВПР нестандартными способами, а также продемонстрировать используемые на уроках математики педагогические технологии.

В условиях временных ограничений не стану останавливаться на цели, задачи, они представлены на слайде.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

(Выслушивает ответы участников мастер-класса, направляет к правильному ответу – разговор о математике).

Посмотрите пожалуйста на этот слайд: что вы видите? (на экране картинка сказки «Репка»)

Всем знакомая народная сказка «Репка». Как она ассоциируется с математикой?

(Выслушивает ответы участников мастер-класса, направляет к правильному ответу. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку и тд).

В математика также, все взаимосвязано! Пробелы в одной теме не дают нам хорошо усваивать следующие!

Почему ребенку так трудно дается математика?

Дело в том, что математика – это гимнастика для ума! И после озвучивания типичных ошибок учеников и методов коррекции их вы в этом убедитесь.

2.Технологический этап

С математикой мы встречаемся каждый день в нашей повседневной жизни. Можете назвать примеры? (Выслушивает ответы участников мастер-класса, направляет к правильному ответу – считаем расходы/доходы, высчитываем пропорции для приготовления блюд, планируем строительство, ремонт и т.д.)

Регулярные занятия математикой «прокачивают» мозг, а значит развивают интеллект ребенка.

Вы знаете, из-за чего чаще всего допускают ошибки на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ?

Не потому, что не знают материал или забыли какую-то тему.

А из-за банальной невнимательности! Забыли поставить минус у числа, неправильно прочитали условие задачи, написали не ту цифру в бланке ответов и все, потеряли балл, возможно, и не один. Невнимательность — это настоящая проблема не только на математике, но и на других предметах, как раз из-за снижения всех познавательных процессов мозга! Согласны?

На слайде список типичных ошибок учеников на ВПР и ГИА по математике

1.Невнимательность

2.Ошибки в простых вычислениях

3.Неправильная работа с минусом

4.Уверенность в том, что красивый ответ- всегда правильный

5.Ориентир на свой глазомер в задачах по геометрии

Как не допустить, такой поворот событий? Как раз тренировкой! Развитием внимательности, памяти, логики – и это все можно делать в рамках уроков математики.

Давайте сделаем несколько упражнений, которые я использую с детьми для развития внимательности.

1 задание: вам нужно по порядку назвать цвета слов, не обращая внимание, на то, что там написано. Легко? Попробуйте.

2 задание: найти цифры. Зафиксируйте взгляд на цифре посередине. Затем найдите по порядку все цифры от 1 до 25. Нашли? А теперь найдите в обратном порядке? (ориентироваться по времени, возможно, цифры от 1 до 10).

Кроме развития мозга, эти упражнения научат внимательнее относится к словам и цифрам в условиях заданий на экзамене!

Сначала тяжело, но в процессе тренировки можно и квадратные уравнения в уме решать, и войну и мир наизусть пересказать.

Также во время ВПР и ГИА нужно уметь очень быстро вычитать и складывать, чтобы не терять времени.

В своей практике я использую несколько способов, которые доказали свою эффективность: например, в сентябре ученики 5 класса умеют считать только столбиком и на устный счет в каждом уроке приходится отводить минут 7-8. А в процессе развития устного счета и внимательности нестандартными методами в декабре на это я уже отвожу всего 2-3 минуты при том же объеме задач.

Я поделюсь с Вами простыми способами легкого счета и вы сможете обучить этому детей. Но в рамках ограниченности времени покажу лишь по 1 примеру.

1.   Линейка – самоделка (сложение и вычитание в пределах 10, состав числа).

У каждого на столе она представлена.

2. Устный счет (примеры на доске) на вычитание.

3. Таблица умножения: на 9 - пальцы рук, на 11, 111 -следует раздвинуть цифры числа, умножаемого на 11, в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр.

62*11=682, 62*111=6882

4. Квадрат чисел: 15,25,35,45… «Возведение в квадрат двузначных чисел, оканчивающих на 5». К числу, стоящему в разряде десятков прибавить единицу, полученный результат умножить на это число и в конце приписать двадцать пять.

352=1225

5. Деление на 5 с числами, оканчивающимися на 0. 130:5=13*2=26

Мозг - самый ленивый орган нашего организма, его нужно всегда тренировать.

Кто умеет заставлять свой мозг активно решать логические задачи, становятся выдающимися умами человечества.

Существуют логические задачи, решение которых никоем образом не связано с вашими знаниями или математическими умениями.

 Итак, предлагаю вам решить логическую задачу (задача с числами в коробочках).

По трем коробочкам распределены числа от 0 до 14- согласно некоторому принципу. В первой коробке-числа 6,9,8,3,0.Во второй -1,14,7,4,11.В третьей-10,12,5,2,13.Ваша задача состоит в том, чтобы понять принцип и поместить следующие три числа -15,16,17 в нужные коробочки.

(Ответ: Числа 15,16 должны оказаться в коробке 3,а число 17- в коробке 2. Числа в коробке 1 все написаны с использованием только кривых линий, а в коробке 2- только прямых линий. В начертаниях чисел, собранных в коробке3, есть как прямые, так и кривые линии.)

С внимательностью, быстрым счетом и логикой поработали, теперь потренируем память в игровой форме и добавим немного волшебства!!!

Посмотрите на плакат и запомните любое число. Назовите всего лишь в каких рядах находится данное число, и я назову ваше число.

А сейчас поработаем с геометрическими фигурами (оригами, делаем бабочку, затем показываем более сложные)

Среди фигур найдите четырехугольники

Теперь найдите с прямыми углами

Найдите теперь квадраты

Выберите больший квадрат.

Работа с квадратом

А теперь используя инструкцию поработайте с ним и попробуйте сделать бабочку в технике оригами.( музыка включается в презентации)

Пока делают оригами: восточная мудрость «Красота есть во всем, но не всем дано это увидеть». Рассказать притчу, что все в наших руках.

3.Заключительный этап

Изучать любой предмет нужно с увлечением,

А математика поможет в жизни всем.

Прибыль посчитать и сбережения

Всё это мы сможем без проблем!

Развивает логику отличную,

Память укрепляет на года:

скажу фразу, может быть обычную:

"Математика нужна всем и всегда"!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Батик - это просто!" для обучающихся 5-6 лет

Мастер-класс "Батик - это просто!". представлена разработка мастер- класса для обучающихся 5-6 лет. в разработке подробно представлена последовательность мастер-класса: мини-выставка "Осенняя сказка",...

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».

Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».

Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...

Мастер-класс для родителей " Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе!"

Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе"...

Мастер – класс для родителей "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе" (старшая группа)

Мастер – классдля родителей«Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе»(старшая группа)...

Мастер – класс Тема: Изготовление простейшего планера

Знакомство педагогов с основными этапами работы на занятиях авиамодельного кружка на примере выполнения практической работы «Технология изготовления простейшего планера».  Создание ус...

Мастер - класс «Ответы в простых истинах!»

Мастер -класс представлен на городском (2020г.) и окружном (2021г.) конкурсе "Учитель года"....