Русская духовная музыка. Методическая разработка.
методическая разработка

Лопатина Наталья Валерьевна

Почему о духовной музыке надо говорить? Разве недос­таточно просто слушать или просто петь? И кому нужно это пение? Давайте поговорим об этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_duhovnaya_muzyka.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Русская духовная музыка

Методическая разработка

для уроков в ДШИ

Почему о духовной музыке надо говорить? Разве недостаточно просто слушать или просто петь? И кому нужно это пение? Понятно, например, для чего существуют песни колыбельные – чтобы успокоить плачущее дитя, помочь заснуть; военные песни – чтобы укрепить мужество воинов, вселить
в них необходимость и уверенность в победе  над врагом; песни лирические – чтобы смягчить сердце, соединить друзей, воспламенить любовь к Родине,
к земле, к людям; песни о строителях, лётчиках, пожарных и многих других – чтобы вселить бодрость, облегчить труд, сделать его радостным и плодо-творным.

А духовное пение? Что оно рождает в нас?

В последнее время сильно возрос интерес к религиозно-духовной музыке. Она стала часто звучать в концертах, по радио, телевидению и в интернете.  Началось возрождение колоссального пласта русской культуры, имеющего десятивековой период развития, начиная с 988 года – принятия христианства на Руси.

С принятием христианства русская церковь получила от Византии богослужебный ритуал, тексты церковных песнопений в славянском переводе, систему осмогласия (распев текстов на восемь различных гласов с чередованием их по неделям), приемы развития распевов отдельных песно-пений. Русские певчие учились у греческих певцов, приехавших на Русь. Но в русской православной церкви был создан свой вариант песнопений. Песнопения эти были одноголосными и записывались особыми знаками, которые назывались знаменами, или крюками. Отсюда возникло и название этих песнопений – знаменный распев.

Знаки записывались над текстами и скорее напоминали певчим известные им распевы. Знаменная запись не давала точного звуковысотного и ритмического обозначения. Мелодия и ритм знаменного распева были основаны на мерной, спокойной декламации текста в двухдольном размере с замедлением в конце напевов. Мелодический рисунок был основан на плавном поступенном  движении. Знаменное пение развивалось до середины XVII века, сохраняя традиции исключительно мужского пения.

Важной вехой в развитии знаменного пения стало введение киноварных помет (середина XVI века), писавшихся красной краской – киноварью. Пометы указывали на точную высоту звучания.

В середине XVII века на Русь было завезено многоголосие (4-голосие), так называемое партесное пение. Верхние голоса исполняли мальчики.
Их обучали в специальных певческих школах. Известной была школа
на Украине, в городе Глухово, где учились петь известные в будущем русские композиторы Березовский, Бортнянский. В настоящее время открыто много воскресных школ при церквах, и дети, которые там занимаются, обязательно поют в хоре.

Русское партесное пение было а' капельным и тематически и интона-ционно связано со знаменным пением и системой осмогласия. Для записи партесного пения потребовалась пятилинейная нотация, получившая назва-ние «киевское письмо»,  в котором ноты имели квадратную форму.

Для партесного пения характерен 4-голосный аккордово-гармони-ческий склад, четкая ладовая и метроритмическая организованность, яркие контрасты между разделами формы: контраст образный, тематический, контраст темпа и динамики, фактуры, полифонического и гармонического изложения.

В партесном пении зарождается новый жанр – духовный концерт, которые представляет собой торжественные, праздничные композиции,  отличающиеся пышностью и эффектностью звучания. В этом жанре работали многие композиторы конца XVII–XX веков: Дилецкий, Титов, Ведель, Березовский, Бортнянский, Архангельский, Кастальский и другие.

Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура – величайшее художественное наследие русского народа. В области религиозно-духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами – Бортнянским, Березовским, Чайковским, Гречаниновым, Чесноковым, Кастальским, так и безымянными авторами. Их произведения выражают глубокие философские мысли о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной.

Есть в духовной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная для исполнения небольшим церковным хором и даже прихо-жанами.

Когда-то церковная музыка исполнялась и в домашнем быту. Многие напевы переходили из поколения в поколение. «Детский альбом» Чайковского помогает ориентировать детей на исконно русские патриар-хальные традиции бытовой культуры, знакомит учеников с молитвой –особым жанром, имеющим своё определённое образное и музыкальное содержание. Композитор в фортепианном цикле показывает, чем был наполнен день ребёнка дворянского сословия второй половины XIX века. День начинался и заканчивался молитвой.  «Утренняя молитва» – это первая пьеса, а последняя – «В церкви». Иx объединяет возвышенное, сосредоточенное звучание, направляющее человека на размышление, раздумье.

Спокойный, размеренный ритм, сдержанная, как бы говорящая мело-дия. «Утренняя молитва» – светлая, пронизанная чувством тихой радости ожидания  нового дня. Вечерняя же молитва – немного печальная, грустная, но, как и первая, возвышенная и вдумчивая. «В церкви»... Само название говорит о том, что ребёнок вместе со взрослыми пошёл на вечернюю службу.

Чайковский использовал подлинный церковный напев «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» на 6 глас. Интересно сравнить звучание этого напева с оригинальным изложением и в обработке Чайковского. Изменения совсем небольшие. Во второй половине пьесы как бы подчерк-нуты глухие, сдержанные удары колокольного звона.

В чем отличительные особенности духовной музыки?

Во-первых, особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Никакoй фальши, лицемерия, недосказанности.

Во-вторых, духовная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности, никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, она настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Церковная музыка от светской отличается тем, что она является частью Богослужения, в основе ее лежит строго канонический текст (молитвы, псалмы), её исполнение должно раскрывать смысл Слова, а не преследовать чисто музыкальные задачи. Православная музыка всегда хоровая, исполняется а`капелла. Основными жанрами религиозно-духовной музыки являются Всенощная и Литургия – главные церковные службы. Они строятся на чередовании чтения молитв, фрагментов из Евангелия и отрывков из других священных книг и разного рода пения: псалмодии – чтения нараспев, хоровой речитации и развернутого хорового и, возможно, сольного пения.

В церковных произведениях текст является неизменным, каноническим. Поэтому различных произведений на один текст очень много.

Всенощное бдение – вечерняя служба. Её смысл – в спасении человечества в ветхозаветные времена (до рождения Иисуса Христа) через веру в грядущего Мессию – Спасителя.

Всенощная открывается колокольным звоном – благовестом. Благовест – равномерные звон в один колокол (радостная весть о начале богослужения). Собственно звоном называется такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:

трезвон – звон вo все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он заканчивает благовест перед Всенощной, завершает праздничные службы;

двузвон – звон во все колокола дважды;

перезвон – звон поочередно в каждый колокол, начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на Литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великой Субботы и в день Воздвиженья Креста. Перезвон бывает и во время таинства Рукоположения;

перебор – медленный звон поочередно в каждый колокол, от малого до самого большого и затем во все сразу. Перебор иначе называют похоронным (погребальным) звоном, он выражает скорбь об усопшем. Но перебор всегда завешается трезвоном как символом христианской радостной вести
о воскресении мертвых.

Существует также всполошный  (набатный) звон – тревожный сигнал о бедствии (пожар, наводнение, нашествие врага мятеж и т.д.),  частые удары в большой колокол.

Русские композиторы часто вводили колокольные звоны в свои произ-ведения (Глинка. «Иван Сусанин», Бородин. «Князь Игорь», Мусоргский. «Борис Годунов»).

Всенощная объединяет в ceбе: Великую Вечерю с литией и благо-словением хлебов, утреню и первый час. Во время службы обязательно прославляется Святая Троица.

Одни из первых больших номеров – «Благослови, душе моя, Господа» на текст 103-го псалма. Это рассказ о создании Богом мира, прославление Творца всего земного и небесного. Это торжественная радостная песня о гармонии мироздания. Следующий важный хор – «Блажен муж» на текст
1-го псалма. В нем повествуется о жизни ветхозаветных праведников, которые в мире бесчестия продолжали надеяться на приход Спасителя.

Несколько раз во время службы звучат ектении (слово греческое – «протяжная») – усердное, долгое моление, прошение о нуждах и помощи всем прихожанам. Различаются четыре вида ектении:

 - великая – 12 прошений;

 - малая  – 2 прошения;

- сугубая – 8 прошений;

 - просительная.

Хор «Свете тихий» Дворецкого – следующий этап в развитии повест- вования о пришествии на землю Христа и благодатном свете христианского   учения, несущего человеку свет и разум. Лития – моление всех священно-служителей в притворе храма. Моление усиливается многократным пением кора краткой молитвы «Господи, помилуй».

«Ныне отпущаеши» Архангельского. Этот хор поётся от лица последнего ветхозаветного праведника Симеона Богоприимца, это его молитва. По пророчеству Всевышнего, его смерть должна наступить только тогда, когда он увидит ниспосланного Богом на землю Спасителя. С именем Симеона Богоприимца связан один из христианских: праздников – Сретение. Этот праздник символизирует встречу старого мира и нового, ветхозаветного и новозаветного.

После прославления Святой Троицы («Трисвятое»), молитвы «Отче наш»  хор исполняет тропарь «Богородице Дево, радуйся» (обиход, глас 4).

Тропарь – церковная песнь, в которой выражается сущность праздника; он может быть посвящен Господу, Богоматери, святому или священному событию.

Тропарь «Богородице Дево, радуйся» – это радостная песнь в честь Девы Марии. Архангел Гавриил и праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи, приветствуют Богородицу в день Благовещения.

Утреня – вторая часть Всенощного бдения. Она начинается песнью «Слава в вышних Богу».

После чтения шестопсалмия (шесть псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142) следует caмая торжественная часть утрени – полиелей (по гречески – обилие масла, елея). Хор поёт хвалебную песнь «Хвалите имя Господне».

После чтения Евангелия и пения хора «Воскресение Христово видевши» (обиход, глас 6) читается канон в честь какого-либо cвятого
и праздника данного Богослужения. Слово «канон» означает «правило». Канон состоит из девяти частей, называемых «песнями». Каждая песнь канона состоит из нескольких кратких молитв, называемых тропарями.

Перед песнью 9-го канона дьякон призывает возвеличить пением Богородицу, и xоp поет песнь «Величит душа моя Господа». Эта песнь – от лица Богородицы, собственное славословие Марии, сказанное при встрече с праведной Елисаветой.

Литургия – главная служба, которая совершается утром. Она продол-жает Всенощную, в ней выражается всеобщее благодарение Богу за спасение человеческого рода от греха, благодарение Иисусу Христу, принесшего себя в жертву на кресте. Как и во Всенощной, в Литургии звучит много хорового пения: тропари, кондаки. Как и тропарь, кондак – тоже праздничная церков-ная песнь; тропарь содержит в себе вероучительный смысл, а кондак – исторический.

В различных ектениях (великой, малой, сугубой, просительной) верующие просят о мире, здравии, щедротах, милости, благословении.
Хор поёт «Трисвятую песнь», хвалебные гимны «Аллилуйя».

Одно из  главных песнопений в честь троицы – «Херувимская песнь» – отличается особым возвышенным лирическим звучанием. «Верую», или иначе «Символ веры» – это ещё  одно песнопение, которое поётся на Литургии всем народом. Его мелодия чаще всего традиционна, она легко запоминается на слух и передается из поколения в поколение.

Центральная часть Литургии – «Милость мира», во время которой происходит одновременное моление священника, хора и прихожан. Этот эпизод символизирует Тайную вечерю. По представлению верующих проис-ходит схождение Cвятого Духа, и тогда хлеб с вином превращается в Тело и Кровь Христа.

Завершается «Милость мира» торжественным         хором в честь Богороди-цы «Достойно есть». После пения всеми присутствующими молитвы «Отче наш»» совершается Причастие и завершается служба. Литургия и Всенощная
и в настоящие время являются основными церковными службами.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Мартынов В.И. История Богослужебного пения РИОФА. М.: 1994.
  2. Рукова С.А. Беседы о церковном пении. Издательство Московской Патриархии.1999.
  3. Кошмина. Духовная музыка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская духовная музыка в детском хоре.

История, исследования, анализ....

"Святитель Игнатий Брянчанинов и русская духовная музыка 19-20 веков"

В этой работе подробно рассказывается о влиянии Святителя Игнатия Брянчанинова на композиторов русской школы, в частности на М. Глинку, а через него на Мусоргского, Чайковского, Рахманинова и т.д...

Влияние творчества А.Л.Веделя на развитие русской духовной музыки

Краткий обзор творчества композитора, значение церкви в музыкальной культуре, краткая аннотация произведения  "Покаяния отверзи ми двери"А.Л.Веделя....

Русская духовная музыка

Русская духовная музыка...

Истоки русской духовной музыки

Данный материал может быть использован как сценарий внеклассного мероприятия или урока музыки по теме "Русская духовная музыка".Основная цель – приобщение к многовековой духовной культуре русского нар...

История русской духовной музыки XX века.

Материал рекомендуется для использования во внеурочной работе, на уроке музыки с целью приобщения школьников к шедеврам русской духовной музыки. В конспекте рассказывается о судьбе хорового искус...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ "РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ"

Предлагаю  методическую разработку урока в 6 классе по программе Критской, Сергеевой....