Доклад
материал

Акулинина Татьяна Александровна

Исследовательская деятельность на уроках биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»

Выступление на МО учителей естественно-математического цикла

на тему

 «Исследовательская деятельность

на уроках биологии»

Подготовила:

 Классный руководитель

Акулинина Т.А.

2021г

В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся. Глобальные процессы неизбежно приводят к информатизации образования, вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности школьника. Это, в свою очередь, определяет перспективы создания глобальной информационной образовательной среды, обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, влияет на  перераспределение ролей между ее участниками.

    Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей.  На  данном этапе становления личности  особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников.

         Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы,  учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников,  способствуют  формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Процесс развития творческих способностей школьников осуществляется успешнее в исследовательской деятельности при условиях реализации личностно - деятельностного подхода и создания комплекса условий, обеспечивающих творческую направленность учебного процесса (организация творческой среды, внедрение исследовательских заданий, стимулирующих творческую активность и поиск нестандартных решений).

        Систематическое использование личностно-деятельностного подхода на уроках биологии и во внеклассной работе создает условия для развития творческих способностей учащихся в ходе овладения навыками исследовательской деятельности.

      Следовательно, в рамках методической системы необходимо создать условия для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности путем развития творческих способностей и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Основные задачи:

  1. формирование биологической культуры на основе исследования основных закономерностей развития жизни;
  2. формирование умений работы с учебной информацией и самоорганизации познавательной деятельности;
  3. развитие комплекса интеллектуальных умений;
  4. развитие опыта исследовательской  деятельности для дальнейшего его развития и применения;
  5. развитие умений защищать свои убеждения и давать нравственную оценку деятельности человека в природе.

Формы организации исследовательской деятельности

  • Проблемное ведение уроков базисного и регионального компонентов учебного плана общеобразовательной школы с использованием творческих заданий.
  • Система интегрированных уроков биологии и информатики.
  • Внеурочная деятельность, которая строится на основе выполнения исследовательских проектов.
  • Участие в конференциях и конкурсах как формы презентации исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира и подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат.

        В ходе учебного исследования школьники не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, используют различные источники информации. Школьные исследования отличаются тематикой, которая определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся реализуется, если:

1) исследовательская деятельность учащегося направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;

2) организация исследовательской деятельности основана

 - на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации;

 - на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

3) формирование исследовательской деятельности строится как поэтапный процесс;

4) для стимулирования исследовательской деятельности последовательно используются действия, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций.

     В настоящее время в педагогике сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, проектную, техническую творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время (5).

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму), проектирование и исследовательская деятельность учащихся, подкрепленная реальными действиями

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя исследовательский  метод, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей  увлеченности  предметом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...