Коста-борец за свободу.
статья (11 класс)

В статье рассматриваются самые известные стихи Коста, где он воспевает борьбу за свободу своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Коста-борец за свободу". 27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Коста-борец за свободу.

Коста Хетагуров,  получив первоначальное образование в Нарской школе,в1872 году поступил во Владикавказское реальное училище, а через год-в Ставропольскую гимназию. К этому времени относятся его первые стихотворения. В 1879 году поступил в Петербургскую Академию художеств, но тяжелая нужда заставила Коста оставить в 1883г.учебу.

С 1884 по 1891гг.Коста работает во Владикавказе, сотрудничая в местных газетах и журналах; одновременно принимает самое активное участие в общественной жизни, примыкая к леволиберальным группировкам с определенным оттенком националистических настроений.

Этим объясняется его кратковременная связь с дворянской частью осетинской интеллигенции, с которой он вскоре окончательно порвал.

В летние месяцы Коста отправляется в горы, где глубже знакомится с настроениями и бытом осетинского народа. К этому времени относится и появление его стихотворений на осетинском языке, которые распространялись в списках и которыми зачитывалась учащаяся молодежь Осетии и ее разночинная интеллигенция. Эти произведения, проникнутые боевыми настроениями, изображавшие приниженное положение осетин под гнетом русского царизма в эпоху колонизации Кавказа, стали проникать в гущу народа.

Важнейшим фактом жизни Коста в 80-х годах следует признать его выступление со стихотворением, посвященным Лермонтову в день открытия его памятника в Пятигорске в 1889 г. Поэту не была дана возможность до конца дочитать свои стихи. В них говорилось «о вековых невзгодах дорогой отчизны», о «предвестнике желанной свободы», но «не той свободы зла, насилия и слез» ,жертвой которых стали народы Кавказа ,а «свободы труда и поэтических грез».

На передовую часть русского общества выступление Коста произвело огромное впечатление.  В 90-х годах после ряда столкновений с представителями власти Коста был выслан из пределов Терской области как политически неблагонадежный. Он выехал в Ставрополь, где принимал самое активное участие в работе газеты «Северный Кавказ», освещая на ее страницах вопросы жизни горцев. В то же время Коста опротестовал решение выславшего его генерала Коханова перед Сенатом. И действия начальника Терской области в отношении поэта были признаны неправильными.

Однако полицейские преследования на этом не закончились: Коста снова высылают за пределы Кавказа, и только в 1900 г. он получает возможность вернуться на родину. Весть о запрещении в 1897г. сборника «Ирон фандыр» и последующие годы ссылки в Херсоне подорвали здоровье поэта. Он заболел тяжелой болезнью, от которой уже не оправился.

Революционно настроенный народник, Коста в своих произведениях стремится отразить чувства и настроения народа, пережившего эпоху родового быта и занимающегося преимущественно скотоводством и земледелием. Звуки песен осетинского народа печальны: чужая сила вторглась в судьбы людей, являясь источником всех бед. Лучшая часть земель горцев отнималась у них и передавалась казакам и новоявленным феодалам.

В стихах Коста не раз говорится о том, как «отняли у нас землю», «крепкими цепями сковали нам руки».

Старая религия родовой эпохи вытесняется колонизаторами, которые оскверняют все, что было свято для народа, все его религиозно-этические представления: «попирают светлые священные места», «издеваются над нашими покойниками». Поэт изображает зажиточного «сильного» человека и рядом с ней жизнь бедняка-батрака, порой лишенного всяких средств к существованию. Вся поэзия Коста проникнута глубоким сочувствием к доле «униженных и оскобленных».

Бичуя «пришлых насильников», Коста не забывал о местном дворянстве. Во всех своих произведениях он изображает себя одетым в простую домотканую одежду. «Я не товарищ сытым горцам», заявляет Коста в своем стихе «Ныфс». «Не спрашивай о моем роде, я не знатен»,-отвечает он в стихе «Чи да?».

Все творчество Коста отличается острой социальной направленностью. Этим и объясняется тот факт, что все его стихи усвоены крестьянскими низами и почти все переложены на музыку. С его песнями выступали восставшие осетины в 1905 г., его стихи сослужили большую службу в 1917 г. Каждый осетин знает и любит «Песнь солдата» и «Додой.»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наркотики- это свобода или зависимость? (классный час)

Разработка тематического классного часа о вреде наркотиков...

Материалы урока "Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом инквизиторе" (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы")

Данный урок представляет собой заключительное занятие по изучению творчества Ф.М.. Достоевского в десятом классе (программа В.Г. Маранцмана). Тема достаточно сложна для подростков, но необходима для...

"Свобода урока физкультуры"

Модернизация процесса физического вос­питания вынуждает  нас, учителей с боль­шим опытом и стажем работы, отходить от старых привычек, разнообразить методы обу­чения, решаться н...

Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)

цель урока:Раскрыть:1). Сущность политических режимов;2). Права и свободы личности в различных политических режимах....

Мои - права, моя - свобода

методическая разработка классного часа...

Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».

Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». ...

Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.

11 класс Урок-исследование по обществознанию....