Система оценивания образовательных достижений
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения и оценивания знаний учащихся по бурятскому языку и литературе, также во внеурочной деятельности. Начиная работу на любом уровне обучения, учителю необходимо прогнозировать его возможные результаты. Учителю необходимо правильно организовать учебную деятельность, когда, с одной стороны, каждый учащийся движется по индивидуальной образовательной траектории, а, с другой стороны, осознанно и целенаправленно достигает поставленной цели, т.е. необходимого результата. Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Э. О. Цыренова

Структура оценивания

учащихся на уроках бурятского языка и литературы

Особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения и оценивания знаний учащихся по бурятскому языку и литературе, также во внеурочной деятельности. Начиная работу на любом уровне обучения, учителю необходимо прогнозировать его возможные результаты. Учителю необходимо правильно организовать учебную деятельность, когда, с одной стороны, каждый учащийся движется по индивидуальной образовательной траектории, а, с другой стороны, осознанно и целенаправленно достигает поставленной цели, т.е. необходимого результата. Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.

Предлагаю структуру оценивания по предмету «Бурятский язык, как родной» в 5 – 9 классах.

1.Оценивания устных ответов учащихся на уроках бурятского языка

1.1.Оценивание устных ответов учащихся по языковым темам

1.2.Критерии оценивания говорения

2. Критерии оценивания письма

2.1. Оценивание диктанта

2.2. Комплексная контрольная работа

2.3. Оценивание сочинения

2.4. Оценивание изложения

2.5. Оценивание письменных работ

2.6. Оценивание контрольных работ

3. Оценивание чтения

3.1.Виды чтения

3.2. Оценивание умений по чтению

5. Выставление итоговой оценки

         Эффективной формой оценивания считаю навыки выполнения учащимися тестовых работ. Она позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала и дают показатели успешности школьников, объективно оценивать свои знания, развивает углубленный интерес к изучению предмета, в данном случае в интерактивном режиме.

         Для обучения учащихся бурятскому языку, как родному мною разработан сборник тестовых заданий по бурятскому языку «Буряад хэлэеэ хүгжөөе!» за курс 9 класса и напечатан издательством «Бэлиг» г. Улан – Удэ. В дальнейшем сборник тестов был переведен в ЭОР и назван электронный учебник «Буряад хэлэеэ хүгжѳѳе!»

Что отличает электронный учебник «Буряад хэлэеэ хүгжѳѳе!» от других? 

Основной особенностью данного учебника, отличающей его от многих существующих на рынке учебников, является его нацеленность на широкую аудиторию как изучающих бурятский язык, как родной, так и для тех, кто только начинает знакомиться с ним. Интерактивный режим позволяет ученикам самим контролировать скорость изучения материала.  

Каких целей можно достичь с помощью данного учебника?  

  • развитие языковой компетенции;  
  • развитие лингвистической компетенции;    
  • развитие формирования учебной деятельности;  
  • развитие информационной культуры;

Из чего состоит учебник?  

ЭОР «Буряад хэлэеэ хүгжѳѳе!» состоит из 3 разделов: введение, теория и тесты. В разделе «Теория» представлен теоретический материал по курсу 9 класса. В разделе «Тесты» даны 22 теста.  

         Типами проектирования тестовых заданий являются задания исключения лишнего и проблема угадывания правильного ответа.

Система   оценивания планируемых результатов освоения программы по родной (бурятской) литературе основной школы, в частности, предполагает:

  1. Включение учащихся в контрольно  - оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
  2. Использование критериальной системы оценивания;
  3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
  • как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
  • субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;
  • интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения;
  • оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;
  • разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.  

Устный опрос является одним из основных форм оценивания знаний учащихся по родной  (бурятской) литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке устных ответов руководствуюсь следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно - художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико - литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
  6. Умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии:

Оценка 

Критерии 

«5»

ставится за ответ, который обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

«4»

ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 1-2 неточности в ответе.

«3»

оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно

свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

«2»

ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение основных героев и роль важнейших художест

раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

и характеры венных средств в

Оценка («5», «4», «3») может ставится не только за единовременный

ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

        Уроки литературы дают тот богатый материал, на котором происходит формирование нравственных ценностей и ориентиров учащихся. Урок литературы – это именно то пространство, где учащиеся имеют возможность обсудить прочитанный текст, высказать свое суждение, обменяться мнениями. Тогда на уроки бурятской литературы по решению поставленных задач могут прийти «маршрутные листы», которыми активно пользуюсь.

1 – дэхи бүлгэмэй асуудалнууд:

  1. Аламжа Мэргэн хүбүүн Агуу Гоохон дүүхэй хоёрой түрэһэн саг ба дэлхэй дээрэ түрэлгыень хөөрэгты.
  2. Аламжа Мэргэн ангуушан гү, али малшан гү?
  3. Геройн ажабайдалай хүгжэлтын ажаябуулга тухай хөөрэгты.
  4. Аламжа Мэргэн хоёр абгатай. Хара Зутан ба Шара Зутан. Эдэ хоёр тухай юун гэжэ хөөрэхэбта?

2 – дохи бүлгэмэй асуудалнууд:

  1. Аламжа Мэргэнэй мангадхайн орон руу аяншалга тухай хөөрэгты.
  2. Агуу Гоохон эгэшэнь ахаяа шэнги бар хүсэтэй ба оюун ухаатай гэжэ хөөрэгты.
  3. Үльгэр соо ямар персонажнууд бииб гэжэ хөөрэгты.
  4. Үльгэр соохи зооморфно персонажнууд тухай юу хэлэхэбта?

Тест дүүргэгты. Харюугай үгын удха тайлбарилагты.

  1. Загал улаан ________
  2. ___________ олон хүнэй

үгытэй байха сагта

  1. Далан хүлэр ___________
  2. Эржэгэр сагаан шулуугаар

________ хэжэ бүтээбэ.

  1. Эреэн саарһан захяае

________ түргэн эльгээбэ

  1. Хорин зүйлэй _________

Хундага дүүрэн бариба

Алтан хара арзые

Аяга дүүрэн бариба.

  1. Эжымни орондо

__________________ ,

Эсэгымни орондо

Хайрлажа ябаха ахамни.

Тест сэгнэхэ эрилтэнүд:

7 балл – сэгнэлтэ”5”

5-6 балл – сэгнэлтэ “4”

3-4 балл – сэгнэлтэ “3”

0-2 балл – сэгнэлтэ”2”

Тест дүүргэгты. Харюугай үгын удха тайлбарилагты.

  1. Загал улаан ________
  2. ___________ олон хүнэй

үгытэй байха сагта

  1. Далан хүлэр ___________
  2. Эржэгэр сагаан шулуугаар

________ хэжэ бүтээбэ.

  1. Эреэн саарһан захяае

________ түргэн эльгээбэ

  1. Хорин зүйлэй _________

Хундага дүүрэн бариба

Алтан хара арзые

Аяга дүүрэн бариба.

  1. Эжымни орондо

__________________ ,

Эсэгымни орондо

Хайрлажа ябаха ахамни.

Тест сэгнэхэ эрилтэнүд:

7 балл – сэгнэлтэ”5”

5-6 балл – сэгнэлтэ “4”

3-4 балл – сэгнэлтэ “3”

0-2 балл – сэгнэлтэ”2”

Бүлгэмүүд өөһэдыгөө сэгнэхэ заршам. 2- дохи бүлгэм

Шатанууд

Уран гоеор хөөрэхэ

Дүүрэн харюу

Дүн

1 – дэхи асуудал

2 – дохи асуудал

3- дахи асуудал

4 – дохи асуудал

Сэгнэлтэ: “5” – дээдэ зэргээр уран гоеор хөөрэхэ, дүүрэн харюу.

“4” – дунда зэргээр уран гоеор хөөрэхэ, дүүрэн харюу.

Бүлгэмүүд өөһэдыгөө сэгнэхэ заршам. 2- дохи бүлгэм

Шатанууд

Уран гоеор хөөрэхэ

Дүүрэн харюу

Дүн

1 – дэхи асуудал

2 – дохи асуудал

3- дахи асуудал

4 – дохи асуудал

Сэгнэлтэ: “5” – дээдэ зэргээр уран гоеор хөөрэхэ, дүүрэн харюу.

“4” – дунда зэргээр уран гоеор хөөрэхэ, дүүрэн харюу.

Маршрутна саарһан 1- дэхи бүлгэм

Фамили нэрэ

Асуудалда харюу

Тест дүүргэлгэ

Малгайханууд

Дүн

1

Цыренова Гуля

2

Баторова Даша

3

Эрдыниев Рома

4

Доржиева Таня

5

Эрдыниева Кристина

Маршрутна саарһан 2-- дохи бүлгэм

Фамили нэрэ

Асуудалда харюу

Тест дүүргэлгэ

Малгайханууд

Дүн

1

Бадмаев Батор

2

Ламожапова Алена

3

Раднаева Лена

4

Цыренов Володя

5

Чойнжурова Радмила

Планируемые результаты освоения образовательной авторской программы: «Народная культура– многовековая педагогическая мудрость».

Личностные результаты:

– любовь и уважение к культуре народов и своего народа;

– положительная ориентация в системе нравственных норм и ценностей, их присвоение;

– положительное принятие своего этноса;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цели исследования внеурочной деятельности;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения внеурочной деятельности;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– самостоятельно изучать всю литературу по фольклору;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с друзьями, с жителями села;

– уметь работать в дискуссии;

Предметные результаты:

– осознанно работать с фольклорными текстами различных жанров;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– осуществлять самостоятельную проектно - исследовательскую деятельность по фольклору бурятского народа и оформлять её результаты в разных жанрах (работа исследовательского характера, реферат, проект, сценарий, интервью и т.д.).

различать литературные жанры от местного фольклора, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;

– выделять нравственную проблематику фольклорных жанров как основу развития представлений о нравственном идеале бурятского народа;

- уметь исследовать фольклорный материал жителей своего села;

– использовать малые фольклорные жанры в устных и письменных высказываниях;

- уметь понимать содержание народных игр разных народов и интерпретировать в национальные игры;

- уметь вовлекаться в национальные игры бурятского народа;

Формы оценивания по внеурочной деятельности

Название темы

Формы оценивания

Что изучает фольклор? Из истории народных традиций различных народов.

Доклады

Мир традиций бурят.

Самостоятельная работа над литературой и ЭР.

Бурятский фольклор

Самостоятельная работа над литературой; создание электронных ресурсов.

Фольклор моего села

Встречи, беседы.  Создание исследовательских проектов.

Мир детства

Конкурсы, состязания

Юность и молодость, зрелость и старость

Самостоятельная работа над литературой и создание проектов.

Сезонные трудовые праздники и обряды бурят.

Поисково - экспедиционная работа.

Традиционный быт бурят.

Поисково-экспедиционная работа

Этнография и  фольклор

Поисково-экспедиционная работа

Страницы истории

Самостоятельная работа над литературой и в ЭР

Итоговая форма

Проведение научно-практической конференции

                      Рекомендуемая литература для учителей по курсу

«Народная культура - многовековая педагогическая мудрость»

1. Бабуев С. Д., Бальжинимаева Ц. Ц. Буряад зоной урданай hуудал байдалай толи  Улаан- Удэ «Бэлиг», 2004.        

2. Бадмаева Р.Д.   Бурятский народный костюм - Бурятский филиал СО АН СССР 1987.

3. Балдаев С.II. Бурятские свадебные обряды-Улан- Удэ 1959.

4. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят - Новосибирск 1980.

5. Дамдинов Д. Г. О земледельческой терминологии бурятского языка - Улан- Удэ, 1963.

6. Дугаров Н. Б. Заметка о животноводческой терминологии бурятского языка. Улан- Удэ, 1963.

7. Традиционный фольклор бурят- Улан-Удэ 1980-АН СССР СО БФ

8. Уланов А.И. Древний фольклор бурят - Улан- Удэ, 1974.

9. Хамаганов В. Ж. Аман зохёол 4 - 8- дахи классуудта үзэлгэ - Улаан-Удэ, 1983

10. Цырендоржиева  Б-Х. Ж. Хγн болохо багаhаа - Улаан- Удэ Бэлиг, 2000.

11. Чимитдоржиев  III.Б. Буряадай түүхэ бэшэгүүд -  Улаан- Удэ 1992.

12. Ярневский И.З. «Устный рассказ как жанр фольклора» Улан- Удэ 1969

Рекомендуемая литература по фольклору для школьников.

Основная:

1. Бабуев С. Д., Бальжинимаева Ц. Ц. Буряад зоной урданай hуудал байдалай тайлбари толи

2. Бабуев С.Д. «Yреэл тогтохо болтогой» Улааи- Удэ 1990.

3. Баторов В. Ц. Бархан. Улан- Удэ, 1999 г.

4. Буряад хэлэнэй тобшо тайлбари толи.- Улаан- Удэ,1992.

5. Потхоев СУ. «Мы из Баргузинской долины». Улан- Удэ, 1992.

Дополнительная:

1. «ИП» № 2 2006г. Страница « Традиции».

2. «Буряад Yнэн» газетын суглуулбаринууд.

3. «Угай зам» газетын суглуулбаринууд.

4. Байгал журнал 2005, 2006 июль - август

5. Бүгэдэ Буряадай үндэhэн соёлой эблэл

6. Буряадай ниитын эрдэмэй институт «Абай Гэсэр Богдо хаан» Буряадай морин үльгэр

7. Замбалова Т. Д. «Табан хушуун мал» Улаан-Удэ, 2003.

8. Махатов В.Б. « Усть- Ордагай уран үгэ» Улаан-Удэ « Бэлиг» хэблэл 2004.

9. Махачкеева С.Ц. «Сэбэрх эн сэнхир яас». Дуунууд. Улаан- Удэ, 2004.

10. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. « Бурятский героический эпос Аламжи Мэргэн» Новосибирск «Наука» Сибирское отделение, 1991 Улаан-Удэ, 1995 он.

11. Цыдынжапов Г., Бадуева И. «Бурятская кухня» Улан- Удэ, 1991.

12. Шерхунаев Р.А. «Бурятские народные сказители». Часть II. Улан-Удэ. 2004.

13. Болор тунгалаг дэлхэй. Э.О.Цыренова 2010 год

    Таким образом, практика показывает, что формы, подходы, приемы оценивания и фиксирования детских достижений очень разнообразны, по-своему эффективны в разных видах деятельности и направлениях педагогической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...