Учебно-методическое пособие ПРИЕМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ ПРИ ИГРЕ НА БАЛАЛАЙКЕ
учебно-методическое пособие

Елена Николаевна Первушкина

Методическое пособие «Приемы звукоизвлечения при игре на балалайке» предназначено для преподавателей и учащихся Детских музыкальных школ, Школ искусств, студентов музыкальных колледжей, обучающихся на отделении народных инструментов по классу балалайки.

В пособии подробно описаны основные и красочные (колористические) приемы игры на балалайке, как их исполнять, какие трудности могут возникнуть при исполнении и как их преодолеть. Описаны упражнения для качественного освоения приемов.

Для удобства использования и доступности составителем предложена мультимедийная презентация, где иллюстрируются все приемы и даются практические советы, приведены примеры использования.

Данное методическое пособие рекомендовано педагогическим советом МБУ ДО «ДМШ пос. Воргашор» в качестве учебного пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_priemy_igry_na_balalayke_may_2018.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ВОРГАШОР»





Учебно-методическое пособие на тему:

ПРИЕМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ 

ПРИ ИГРЕ НА БАЛАЛАЙКЕ

Составитель: Елена Николаевна Первушкина,

преподаватель по классу балалайки

г. Воркута

май 2018 г.

Аннотация

Методическое пособие «Приемы звукоизвлечения при игре на балалайке» предназначено для преподавателей и учащихся Детских музыкальных школ, Школ искусств, студентов музыкальных колледжей, обучающихся на отделении народных инструментов по классу балалайки.

В пособии подробно описаны основные и красочные (колористические) приемы игры на балалайке, как их исполнять, какие трудности могут возникнуть при исполнении и как их преодолеть. Описаны упражнения для качественного освоения приемов.

Для удобства использования и доступности составителем предложена мультимедийная презентация, где иллюстрируются все приемы и даются практические советы, приведены примеры использования.

Данное методическое пособие рекомендовано педагогическим советом МБУ ДО «ДМШ пос. Воргашор» в качестве учебного пособия.


Приемы игры — это целесообразное движение рук и пальцев для формирования характера звучания инструмента. Применение того или иного приема игры будет способствовать выявлению музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться выразительного исполнения.

Критерием для всех приемов игры должна быть музыкально - художественная целесообразность применения их, простота и удобство игровых движений, то есть минимальная затрата энергии и достижение максимального эффекта.

Все многообразие приемов игры на балалайке основано на двух способах звукообразования – ударном и щипковом. Удар и щипок различаются между собой скоростью и формой движения руки, способом возбуждения струны и характером звукообразования.

Удар предполагает замах всей руки или какой-либо ее части. К приемам, имеющим ударную природу звукообразования, относятся: бряцание, тремоло, переменные удары, двойное пиццикато, удар большим пальцем правой руки, восходящее пиццикато левой рукой.

Щипок характеризуется зацеплением струны без замаха руки, выведением ее из состояния покоя и мгновенного ее освобождения. К щипковым приемам относятся: пиццикато Б.п., нисходящее пиццикато левой рукой, подцеп, малая и обратная дробь, вибрато Б.п.

Кроме этих, существует еще комбинированный способ звукообразования, который заключает в себе элементы удара и щипка. К нему относятся: гитарные приемы, вибрато указательным пальцем, большая дробь.

Пиццикато Б.п. (П pizz б) – это извлечение звука щипком большого пальца правой руки движением сверху вниз. Большой палец слегка опирается на струну и захватывает струну примерно 1/3 фаланги. Остальные пальцы правой руки опираются подушечками на край корпуса балалайки. Звук извлекается скользящим движением большого пальца по направлению к панцирю.

Извлекать звуки приемом пиццикато можно двумя способами: всей подушечкой большого пальца и ее краем. Эти способы имеют свои характерные особенности, которые выражаются в окраске звука. Причина в том, что подушечка пальца является не только «молоточком», но и своеобразным демпфером. Тронув струну, палец тут же приглушает ее. Чем больше площадь соприкосновения пальца со струной, тем лучше приглушается звук.

Основным приёмом игры на балалайке является бряцание ПV. Он представляет собой равномерно-последовательное ритмизированное чередование ударов ногтевой фаланги указательного пальца правой руки сверху вниз и снизу вверх по всем струнам с участием предплечья и кисти. Такие удары должны быть одинаковые по силе и тембру. Для успешной игры бряцанием, прежде всего, нужно обеспечить рациональное исходное положение правой руки. Плечо должно удобно располагаться на верхнем углу балалайки. Локоть при этом отстает от бедра примерно на ширину ладони. Предплечье располагается так, чтобы кисть в естественно согнутом положении находилась над струнами. Степень сгиба кисти не должна быть крайней. Указательный палец, который несет основную нагрузку, находится в естественном, слегка согнутом положении. Большой палец располагается рядом со второй фалангой указательного пальца. Остальные пальцы слегка поджаты, чтобы во время игры не мешать указательному пальцу извлекать звук (но не прижаты к ладони). Удары по струнам осуществляются ногтевой фалангой указательного пальца: вниз – ногтем, вверх – подушечкой. Сила и плотность звучания при игре бряцанием зависит от глубины погружения указательного пальца в струны, тембр – от места ударов по струне. Ударять по струнам следует в том месте, где образуется наиболее яркий звук, т.е. в пределах 17-22 лада.

Удар вниз должен производиться с небольшим наклоном к первой струне. 

Освоение бряцания следует начинать с беспрерывных движений руки вниз вверх попеременно без фиксированных ее остановок в верхнем и нижнем положениях, сначала без инструмента, а затем перейти к игре по открытым струнам. При ударе сверху указательный палец должен глубоко погружаться в струны и касаться панциря, плоскость его соприкосновения со струной должна быть минимальной. Захват струн при ударе снизу должен быть глубоким, с ощущением скольжения по панцирю. В начальной стадии освоения этого приема, как правило, удары снизу бывают слабее ударов сверху. Поэтому достаточно слегка задевать струны при движении снизу; а все внимание сосредотачивать на освоении свободных движений предплечья и кисти. В дальнейшем необходимо выровнять чередующиеся удары более активного и глубокого подцепа струн.

Арпеджиато – это последовательное извлечение звуков какого-либо созвучия. Арпеджиато можно исполнять различными способами, но чаще всего арпеджиато извлекается скольжением по струнам Б.п. правой руки при мягких вспомогательных движениях предплечья и кисти сверху вниз. Исходное положение руки такое же, как и при игре пиццикато Б.п., с той лишь разницей, что кисть согнута несколько больше и поэтому находится в более высоком положении. Звук извлекается скольжением Б.п. поочередно по всем струнам от III к I с постепенным углублением подушечки пальца в струны, с тенденцией усиления звука к I струне. Скольжение продолжается до тех пор, пока большой палец не коснется панциря ниже I струны.  Палец должен как бы прочувствовать каждую струну.

Тремоло – это извлечение звука путем быстрого чередования ударов указательного пальца правой руки по струнам попеременно вниз и вверх при вращательном движении предплечья и колебательного движения кисти.

Тремоло отличается от бряцанья отсутствием строго определенного количества ударов при извлечении каждого звука. Исходное положение правой руки при тремоло такое же, как и при бряцании, но характер движений руки у этих приемов разный. Если при бряцании используются главным образом сгибательные и разгибательные движения предплечья, то при игре тремоло основным является вращательное движение. Вследствие вращения предплечья полусогнутая кисть приобретает колебательное движение. По сравнению с бряцанием частота ударов увеличивается, а амплитуда движений кисти уменьшается.

Цель тремоло – образовать звучание, которое на слух воспринимается как непрерывно льющееся. Сложность состоит в том, что мышцы, несущие основную нагрузку при тремоло не подготовлены. Работа над тремоло должна начинаться с развития вращательного движения предплечья.

Освоение приема следует начинать с упражнений без инструмента. Сначала в медленном темпе, делая предельные развороты кисти за счет вращательного движения предплечья. Затем постепенно ускоряя, при этом контролировать свободу движения мышц. Упражнения на инструменте должны начинаться также в медленном темпе, в пределах небольшой звучности, piano. Затем увеличить скорость движения, но обязательно следить за свободой мышц. В дальнейшем можно увеличить и динамику. В процессе освоения тремоло необходимо также научиться в непрерывном движении руки чередовать тремоло с бряцанием, чтобы ощутить разницу в режиме движения руки.

После этого следует приступить к освоению продолжительного, с предельной частотой ударов тремоло. Практика подсказывает так называемый метод тренировки на грани усталости руки, при первой же усталости руки следует уменьшить частоту ударов, но продолжать тремолировать. Работая над этим упражнением, необходимо следить за тем, чтобы не произошло переутомление мышц руки. Во время упражнений нужно следить за качеством звука и ровностью удара.

Вибрато – прием игры, при котором осуществляются небольшие звуковысотные колебания струны – повышение и понижение основного тона. Вибрато на балалайке является одним из важнейших средств художественной выразительности. Благодаря вибрато звук приобретает особую тембровую окраску, теплоту, становится певучим и более выразительным. Исполнять вибрато на балалайке можно разными способами, но основным из них является вибрато при извлечении звука указательным пальцем правой руки. Для его осуществления ребро ладони у основания мизинца опирается на стык струны у подставки, создавая руке точку опоры. Большой палец находится между первой и второй фалангами указательного пальца. Все пальцы собраны вместе. Звук извлекается указательным пальцем сверху вниз, в направлении деки. После щипка струны кисть и предплечье как единый рычаг, поворачиваясь вправо с одновременным нажимом на струну за подставкой, осуществляют повышение звука, а при последующем возвращении руки в исходное положение высота звука восстанавливается. После этого предплечье и кисть поворачиваются влево (к деке) с легким нажимом на подставку. При этом дека прогибается, натяжение струны ослабляется и звук понижается. Движения должны быть равномерными и отвечать характеру исполняемой музыки. Рука в момент возбуждения струны не должна останавливать, захват струны осуществляется в темпе колебательного движения.

При втором способе вибрато возбуждение струны осуществляется щипком большого пальца правой руки. Для этого нижняя часть ладони ставится на струну за подставкой. Здесь сочетаются сгибатель-разгибательные движения в кистевом суставе с движением предплечья. Этот способ вибрато создает экспрессивное, насыщенное звучание.

Двойное пиццикато – извлечение звука равномерными ударами по одной струне сверху и снизу поочередно большим пальцем и указательным пальцем правой руки. (обозначается - pizz (2); ПV).

Положение правой руки при двойном пиццикато близко к положению руки при бряцании. Отличительная особенность заключается в следующем: локоть опускается к бедру, кисть располагается над I струной с небольшим разворотом вправо по оси. Сгиб кисти должен быть небольшим, обеспечивающим естественное положение пальцев. Большой палец находится в естественном положении, а указательный палец приобретает крючкообразную форму, необходимую для захвата струны. Остальные пальцы находятся в своем естественном, слегка выпрямленном положении. Во время игры мизинец и безымянный пальцы своими кончиками легко касаются панциря, поддерживая контакт руки с корпусом инструмента, который позволяет регулировать глубину захвата струны и корректировать движения.

Этот штрих исполняется двумя способами:

  1. Когда большой палец находится несколько впереди указательного пальца. При таком положении пальцев легко играть на первой струне и значительно труднее на второй
  2. Когда указательный палец находится впереди большого пальца. Такое положение пальцев обеспечивает одинаковое удобство игры на любой струне.
  3. Штрих «Двойное пиццикато» является основным при исполнении динамически моторных произведений. Главной задачей при освоении двойного пиццикато является выработка ритмичных, равноценных по силе чередующихся ударов.

Переменные удары – извлечение звука равномерным чередованием ударов сверху и снизу указательным пальцем правой руки по одной струне. (обозначается pizz 1; ПV). Этот прием применяется в виртуозной технике, в быстрых темпах, как правило, там, где использование двойного пиццикато в техническом отношении затруднено.

При игре переменными ударами звучание характеризуется подвижностью и легкостью, довольно большим динамическим диапазоном, но по сравнению с двойным пиццикато меньшей плотностью.

Нечепоренко рекомендует в местах динамического напряжения прижимать к указательному пальцу средний и большой («обжать» указательный палец). Остальные пальцы полусогнуты и подобраны, а мизинец своей боковой частью соприкасается с панцирем, создавая опору кисти.

Метод освоения переменных ударов аналогичен методу освоения тремоло. В начальном периоде требуется отработка ударов вниз и вверх в медленном темпе, затем постепенно ускоряя темп.

Тремоло на одной струне – прием производный от одинарного пиццикато. Для него характерна большая частота ударов при очень короткой амплитуде колебания кисти правой руки. Используется в кантиленном одноголосии.

Гитарные приемы: название гитарные приемы для исполнителей на балалайке носит условный характер. Заимствованные из технического арсенала гитаристов, в исполнительстве на балалайке они подверглись значительному видоизменению. Сущность этих приемов заключается в том, что наиболее активная роль в извлечении звука, принадлежит здесь пальцам правой руки, при относительной пассивности кисти и предплечья. При исполнении гитарных приемов все пальцы правой руки, за исключением большого пальца, извлекают звук движением снизу вверх. Запястье приподнято, пальцы находятся при этом под струной.

Гитарные приемы игры бывают двух видов: пиццикато и тремоло.

Гитарное пиццикато – извлечение звуков на одной струне с использованием все пальцев правой руки поочередно. Кисть находится в относительно статичном состоянии, пальцы на расстоянии одно-двух сантиметров от I струны в полусогнутом положении и в состоянии активной собранности. Поочередно подгибаясь, они ударяют по струне подушечками ногтевых фаланг снизу вверх. Для ритмической четкости движений и обеспечения необходимого замаха пальцев нужно, чтобы они не были прижаты друг к другу, чтобы между ними было небольшое расстояние. В зависимости от темпа и динамики характер движения пальцев изменяется. Для извлечения тихого звука нужен меньший замах пальцев, для громкого – больший.

Сложность освоения гитарного пиццикато заключается в координации движений пальцев правой и левой рук и метрической ровности звучания. Изучать гитарное пиццикато надо последовательно, начиная с 1 и 2 пальца, затем подключается большой палец; затем новые комбинации 3-2-1-б; 4-3-2-1-б и другие варианты. Аппликатура правой руки при игре гитарным пиццикато выписывается под нотной строкой.

Гитарное тремоло – извлечение звука частыми равномерными ударами по струнам поочередно большим пальцем, средним, безымянным и указательным пальцами правой руки; причем большой палец извлекает звук на II и III или на всех трех струнах движением сверху вниз, а остальные пальцы извлекают звук на I струне движением снизу вверх.

При игре гитарным тремоло. Пальцы правой руки приобретают еще большую самостоятельность, поэтому движения предплечья исключаются. Особая сложность в овладении этого приема заключается в том, чтобы обеспечить равноценные по силе удары каждого пальца правой руки.

Гитарный перебор – извлечение звука пальцами правой руки поочередно на разных струнах. Этот прием имеет много общего с гитарным пиццикато, отличие состоит в том, что кисть правой руки располагается так, чтобы пальцы оказались над нужными струнами. К гитарным приемам относится также извлечение звука двумя-тремя пальцами правой руки одновременно на 2х или 3х струнах.

Ноты исполняются щипком. Захват струн следует производить подушечками ногтевых фаланг движением пальцев вверх.

Подцеп – извлечение звука щипком указательного пальца или среднего правой руки по одной струне снизу вверх. Подцеп применяется обычно в сочетании с ударами указательного пальца или большого пальца по всем струнам сверху вниз.

Удар Б.п. – удар Б.П. существенно отличается от пиццикато Б.п. При пиццикато Б.п. наиболее активную роль в извлечении звука играет большой палец, при ударе Б.п. – эта роль принадлежит предплечью, а большому пальцу отводится пассивная роль передатчика энергии движения руки. При этом кисть слегка закрепляется в лучезапястном суставе, образуя с предплечьем единый рычаг. Б.п. должен находиться в еще более упругом состоянии, чем при пиццикато. Удар Б.п. входит как основной элемент в некоторые другие приемы: например, большую дробь, двойное пиццикато.

Колористические приемы звукоизвлечения.

Пиццикато пальцами левой руки. Характерная особенность этого прием в том, что возбуждение струны производится пальцами левой руки. Различают 2 вида пиццикато: нисходящее пиццикато (сдергивание) и восходящее пиццикато (восходящее легато). Одиночные звуки на открытых струнах могут извлекаться любым пальцем левой руки, сдергивание Б.п. левой руки возможно лишь на III струне. Сдергивание нужно производить быстрым энергичным движением пальца в сторону и одновременно вниз. В нотах этот прием обозначается крестиком над нотой и лигой, связывающей ее с предыдущей нотой.

Труднее исполнять несколько звуков, когда первый звук извлекается щипком, а последующие сдергиванием пальцев левой руки со струны. Такое извлечение звуков возможно лишь при исполнении нисходящей мелодии.

При восходящем пиццикато – возбуждение струны происходит при помощи энергичного удара – падения пальца левой руки на струну. Удар должен производится подушечкой пальца точно возле ладового порожка. Пальцем правой руки извлекается первый звук, а второй звук образуется от энергичного удара пальцем левой руки по еще колеблющейся струне.

Таким образом переход от сильного звука к более слабому создает звуковой эффект легато. В связи с этим прием называется еще восходящим легато, обозначается лигой и крестиком над второй нотой.

Дробь – это своеобразный, многозвучный форшлаг. Дробь воспроизводится быстрыми последовательными ударами 4х или 5 пальцев правой руки по всем струнам, отчего образуется звучание, несколько напоминающее дробь малого барабана. Выполняется дробь при помощи комбинированных движений кисти и предплечья как единого рычага и пальцев правой руки. Применять дробь нужно с чувством меры, как правило, там, где требуется подчеркнуть сильную долю, синкопу, начало или конец фразы. Существует несколько разновидностей дроби: малая, обратная, большая и беспрерывная.

Малая дробь осуществляется быстрой веерообразной последовательностью ударов четырьмя пальцами по струнам сверху вниз. Начинается малая дробь с удара мизинцем и заканчивается фиксирующим ударом указательного пальца. Последний удар выделяет и основную метроритмическую точку дроби.

Обратная дробь отличается от малой направлением удара снизу вверх. Звукоизвлечение обратной дроби может начинаться с указательного пальца, а так же и с мизинца. Чтобы звучание было густым и определенным, нужно достаточно плотно прижимать подушечки пальцев к струнам. При этом движения предплечья и кисти напоминают движения при гитарном пиццикато.

Большая дробь – это извлечение звука непрерывными ударами по всем струнам пятью пальцами, начиная с мизинца и заканчивая четким ударом большого пальца.

Беспрерывная дробь – это сочетание разновидностей дроби с ударами Ук.п. или Б.п.

Флажолеты: используется два вида, натуральный и искусственный, которые отличаются способом извлечения и характером звучания.

Натуральный флажолет извлекается одновременно щипком струны и легким прикосновением пальца левой руки к колеблющейся струне в определенном месте грифа (это 7, 12, 19 лады). При правильно найденной точке касания флажолет извлекается легко и звучит ярко. Натуральные флажолеты обозначаются кружками над нотами и звучат соответственно нотному обозначению.

Искусственные флажолеты извлекаются на прижатой струне. Левой рукой струна прижимается к грифу, правой серединой ногтевой фаланги указательного пальца слегка прикоснуться к струне в месте, указанном ромбиком, затем, не снимая указательный палец сделать щипок Б.п. правой руки и сразу же отвести указательный палец. В исполнительской практике Нечепоренко применяется и другой способ извлечения звука. В его основе щипок не большим пальцем, а безымянным, что уменьшает призвуки и создает более прозрачное мягкое звучание.

Глиссандо – достигается скольжением пальца левой руки по одной или нескольким струнам вниз или вверх по грифу. Во время скольжения пальцы не ослабляют нажим на струну, а наоборот, плотно прижимают их к грифу. Время и скорость движения руки вдоль грифа при глиссандо зависят от характера произведения. Особую сложность представляет собой нисходящее глиссандо т.к. при скольжении вверх по грифу может сместить балалайку с ее исходного положения и лишить устойчивости. Важным моментом является умение своевременно подойти к завершающим звукам и четко их зафиксировать. Для этого необходимо заранее подготовить пальцы к завершающему аккорду.

Пользоваться этими приемами надо с большой осмотрительностью. Неоправданное и частое их применение может привести к искажению художественного образа музыкального произведения.

Перечень используемых источников:

Литература:

  1. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. - Москва «Музыка», 2017 г.
  2. Илюхин А.С. Самоучитель игры на балалайке. – Москва «Музыка», 2006 г.
  3. Андрошенков Г. Учебное пособие Школа-самоучитель игры на балалайке. – СПб, «Композитор», 2001 г.

Источники:

  1. https://dilibrary.jimdofree.com/ноты-для-балалайки/сборники/ 
  2. http://balalaika.org.ru/index.htm 
  3. http://aperock.ucoz.ru/load/16 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Тактика футбольной игры»

Задачи:Познакомить занимающихся с ударом головой по мячу.Закрепить навыки удара по мячу подъемом.Закрепить навыки остановки мяча стопой.Закрепить навыки ловли мяча вратарями.Совершенствовать тех...

Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

Методическая разработка урока «Знакомство с красочными приемами звукоизвлечения на балалайке»

Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка, превращение обучения в увлечение, обеспечение активного участия ученика в ...

Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"

Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...