Игровая обучающая ситуация: наблюдение за красноухой черепахой с литературным персонажем Незнайкой.
методическая разработка

Ларичкина Людмила Анатольевна

Цель: Наблюдение и расширение представления детей о жизни черепахи через обучающую ситуацию.

Задачи:

Познавательные:

Дать детям знания о черепахе как живом существе, об её характерных признаках внешнего вида и особенностях поведения.

Дать представление о разнообразном питании краснухой черепахи.

Развивающие:

Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; Развивать умение планировать свою деятельность;

Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к черепахам, желание заботиться о них; Воспитывать желание помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.ekologiya_otkrytoe.docx195.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая обучающая ситуация:

наблюдение за красноухой черепахой с литературным персонажем Незнайкой.

Цель: Наблюдение и расширение представления детей о жизни черепахи через обучающую ситуацию.

Задачи:

Познавательные:

Дать детям знания о черепахе как живом существе, об её характерных признаках внешнего вида и особенностях поведения.

Дать представление о разнообразном питании краснухой черепахи.

Развивающие:

Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; Развивать умение планировать свою деятельность;

Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к черепахам, желание заботиться о них; Воспитывать желание помогать друг другу.

Предварительная работа Прослушивание вместе с детьми первой главы книги «Львенок и Черепаха» С. Козлова. Просмотр документальных фильмов о черепахах. Рассматривание картинок, энциклопедий с изображением черепах.

Беседа с детьми об их встречах с черепахами в живой природе и домашних условиях. Где видели? Чем кормили?

Оборудование и материалы: персонаж Незнайка, живая черепаха, игрушечная черепаха. Картинки с изображением черепах, проектор.

Корм для черепахи: капустный лист, кусочек яблока, кусочек мяса, специальный корм для черепах

½ синего, жёлтого картона, пластилин, стеки, кофейные зёрна, яичная скорлупа, макароны.

1 Игровая ситуация: Дети играют.

Воспитатель обращает внимание детей на черепаху в группе.

-Ребята, посмотрите, кто это? Откуда она взялась.

Вбегает Незнайка

Незнайка смотрит на черепаху: Ах вот она где.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Что случилось?

Незнайка: От меня сбежала моя черепаха Нюра, мне подарили её на день рождение, а она сбежала.

Воспитатель: Почему же она от тебя сбежала?

Незнайка: Я не знаю

- Ребята, ка вы думаете, почему сбежала черепаха от Незнайки. (ответы детей)

-Может быть ты плохо за ней ухаживал?

Незнайка: А что за ней ухаживать: я её кормил, что сам ел, играл с ней. Вот у вас тоже есть черепаха. (обращает внимание на черепаху-игрушку в группе)

Воспитатель: Ты что, Незнайка, это не такая черепаха, как у тебя.

Незнайка: Почему не такая, совсем такая. (сравнивает две черепахи)

Воспитатель: Ребята, чем же эти черепахи отличаются, (одна игрушечная-с ней можно играть, другая черепаха-живая, с ней играть нельзя)

-Незнайка: Откуда вы знаете, что одна черепаха живая, другая –нет.

Ответы детей (Черепаха двигается)

Воспитатель дает нескольким детям подержать живую черепаху в руках.

-Ребята, а можно играть с живой черепахой, как говорит Незнайка. (ответы детей).

Воспитатель: Присаживайся, Незнайка, мы тебе сейчас всё о черепахах расскажем и ты узнаешь чем живая черепаха отличается от игрушечной.

Воспитатель напоминает, что: Нельзя шуметь и кричать, пугать животных и наносить им вред. Нужно следить, чтобы животное чувствовало себя спокойно и уверенно. 

Дети вместе с воспитателем и Незнайкой рассматривают черепаху, наблюдают за ней.

-Черепахи очень древние существа. В какой-то степени они являются потомками некоторых видов динозавров. Существует множество различных видов.

-Эту черепаху называют красноухой. Как вы думаете, почему? Слайд 1

Красноухой её назвали потому, что по бокам головы у этой черепахи два красных пятна. На этих местах у черепахе находятся слуховые отверстия.

-Ты знал об этом, Незнайка?

Помимо красных пятен, у них ещё есть красивые жёлто-зелёные разводы на голове, шее и лапах.

-Что же есть у черепахи? Слайд 2

Дети: Голова, панцирь, хвост, лапы, глаза, нос, когти.

- А зачем черепахе панцирь? (Он от врагов защищает. Никто не сможет прокусить. Если она упадет, то ей не больно. Она может в нем спрятаться, убрать голову, лапы и хвост внутрь. Притворится камнем. Может лежать без движения, и никто ее не заметит.)

-Да, панцирь твёрдый, прочный. Он служит черепахам надежной защитой от нападения другими животными. 

- Панцирь, чаще всего тёмно-зелёный или желтовато-бурый, а снизу жёлтый с темноватыми пятнами.

-Молодые черепахи имеют окраску панциря очень яркого, зеленого цвета, но с возрастом он темнеет. С возрастом темнеют и пятна на панцире, а красная полоса на голове бледнеет. Слайд 4

- Погладьте черепаху по панцирю, но потихоньку, потому что панцирь чувствителен к прикосновениям, так как через него проходят нервы. 

-Какой он?

Дети: Неровный, шероховатый.

Воспитатель: Чем покрыта голова? Хвост?

Дети: Чешуёй, шея в складках. Слайд 5

-Какие глаза у черепахи? (маленькие, круглые).Как вы думаете черепаха видит?

- У красноухой черепахи хорошо развиты органы чувств, особенно зрение и обоняние. Они могут различать цвета как в воде, так и над ней.

Перед черепахой водят карандашом влево-вправо. Делается вывод, что раз черепаха поворачивает шею в сторону предмета, значит она его видит.

Отлично замечают движение, на расстоянии до 40 метров, неважно жертва это или хищник. Также у них хороший нюх, помогающий найти корм. А вот слух у красноухой черепахи не очень хороший, ее уши закрыты кожей и ощущают только глухие звуки и вибрацию. (Давайте понаблюдаем) Из звуков она может издавать шипение, фырканье или же короткие звуки наподобие писка. Черепахи не дышат под водой, они поднимаются к поверхности за кислородом! Слайд 6

Так как красноухая черепаха — это водный вид, то большую часть времени она проводит в воде.

-Незнайка: Черепахи, что все в воде живут?

-Ребята, давайте подскажем Незнайке.(ответы детей)

- Какие бывают черепахи.

Черепахи бывают морскими и наземныеЧерепахи которые живут в море называются - морские, у них вместо лап ласты

-Например: кожистая черепаха ( панциря нет, конечности не могут втягиваться в панцирь).Головастая черепаха. Слайд 7

Зелёная морская черепаха  (питаются морскими травами, водорослями) Слайд 8

Наземные черепахи в основном растительноядные, но их рацион должен включать и пищу животного происхождения.

 Слоновые черепахи - самые большие из сухопутных черепах. Вес до 400 кг, Живут в жарких странах, если им становится жарко, охлаждают тело под землёй. Слайд 9

Пресноводные черепахи: болотная, лесная черепаха (ведёт в основном наземный образ жизни) Слайд 10

-А  черепашка Нюра-воднаяЧерепахи очень любят тепло. Сухопутные черепахи зимой засыпают в норках, т. е. впадают в спячку до весны.

Продолжают наблюдение.

- Сколько лап у черепахи? (4)

-Давайте с вами подумаем, а почему черепаха ползает?

Дети: Лапы короткие, панцирь тяжелый.

-Что есть на лапах? (когти).Слайд 3

-Зачем когти? (отталкиваться, рыть).

-На что похож рот черепахи?(на клюв)

 У черепах нет зубов. Поэтому они отрывают пищу своими роговыми челюстями. 

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что любят кушать черепахи?

Дети: (высказываются).

Воспитатель: Красноухие черепахи всеядные, питающиеся разнообразными видами корма. Разнообразие важно, так как поддерживает здоровье черепахи. Чем кормить красноухую черепаху? Кормить можно: Кормить черепаху рекомендуется мясом, рыбой, кальмаром, давать растительную пищу. Можно использовать готовые корма для водных черепах. С возрастом, черепахи отказываются от мяса, рыбы и предпочтение отдают моркови, яблокам. Для хорошего развития черепахи важно правильно ее кормить

Воспитатель: Ребята, я покормлю черепаху, а вы посмотрите, как она будет кушать. (Кормлю).

-А игрушечную черепаху можно накормить, Незнайка? (можно, конечно. Ой, наверное, она испугалась и не хочет есть

-Ребята, давайте подскажем Незнайке? (игрушечную черепаху можно покормить, но не по-настоящему)

Черепаха – это частица живой природы, о которой нужно заботиться и оберегать.За черепахой необходим каждодневный уход, бережное отношение и конечно же наша любовь.

-Ну что же, Незнайка, ты теперь много знаешь о черепахах и чем отличается игрушечная черепаха от живой.

-Ребята, давайте повторим для Незнайки.

Воспитатель: Незнайка, мы тебе про черепах всё рассказали. Хотим тебе рассказать, как ухаживать за черепахами.

Рассказывают дети.

Где должна жить домашняя черепаха?

В аквариуме должен быть обязательно фильтр для очитски воды.

Незнайка: А где его взять? (в зоомагазине)

В аквариуме воду нужно менять.(1 раз в неделю)

Заливать можно водой, которая постояла около 2-х дней.

Необходимо, чтобы в аквариуме был островок для отдыха.

Вода в аквариуме должна быть всегда тёплой, поэтому в аквариуме должен быть нагреватель, который погружается в воду и термометр

Незнайка: Да я всё понял. Вы такие, молодцы! У вас тут очень хорошо. А я вам оставлю свою Нюру погостить у вас.

-Воспитатель: Мы будем рады поухаживать за твоей Нюрой.

 -У нас в детском саду есть «живой» уголок и там стоит акватеррариум.

Мы часто туда ходим, чтобы ухаживать за обитателями уголка. Видео

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

-Ребята, давайте, чтобы Незнайке не было грустно, пока Нюра гостит у нас, слепим для Незнайки друзей черепашек.

Пальчиковая игра"Черепашка"
Черепашка, черепашка в панцире живет (поочерёдно стучим кулачками левой и правой руки по коврику или по столу)
Высунет головку и обратно уберёт (из кулачков высовываем указательные пальчики и убираем обратно в кулачок)
Черепашка, черепашка медленно ползёт,
очень вкусный лист капустный на обед жуёт. (поочерёдно сжимаем и расжимаем кулачок обеих рук, выпрямляем левую ладошку, а правой гладим ладонь собирая пальцы вместе).
Черепашка, черепашка в панцире живёт, высунет головку и обратно уберёт(те же движения)

 Этапы выполнения работ.

1. Скатать шарик из коричневого пластилина, положить его на картонную основу, надавить сверху и растянуть края, сделать большую лепешку – панцирь.

2. Скатать шарик из пластилина зеленного цвета, с одной стороны вытянуть шею. Голову черепахи положить шеей к панцирю, прижать пальчиками к основе.

3. От оставшегося куска пластилина зеленого цвета отщипнуть маленький кусочек и отложить его на время в сторону, а из большей части скатать толстую колбаску. Стекой разделить ее на две части и каждую часть еще пополам, это будут ноги. Каждую колбаску ногу слегка сплющить с одного конца, широкой стороной положить к панцирю: две спереди, рядом с головой, две сзади, по обе стороны от панциря. На каждой ноге нарисовать полоски – коготки.

4. Из оставшегося кусочка пластилина скатать очень маленькую морковку-хвост и прикрепить его сзади панциря.

5. Острым концом стеки сделать две симметрично расположенные точки на месте носа. Положить две половинки горошин на месте глаз по бокам головы.

6. Стекой нарисовать сначала полоски вдоль панциря (от головы до хвостика, а затем поперек, чтобы получился узор из клеточек.

7. Нашей черепашке можно выложить узор на панцире (из кофейных зерен, макарон, скорлупы ореха и т.д.) Возьмите столько зернышек, сколько считаете нужным и украсьте её.

Вот и готовы ваши черепашки. Дарят Незнайке. Незнайка благодарит, прощается и уходит

https://www.maam.ru/upload/blogs/493ef63732a8649ae98a90eeda9822e7.jpg.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Космос»

города Балашова Саратовской области»

Конспект

игровой обучающей ситуации:

наблюдение за красноухой черепахой

с литературным персонажем

в группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР (ОНР) «Капелька» (5-7 лет).

Подготовила и провела

Ларичкина Л.А

2020-21 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по теме:"Литературные персонажи детских английских произведений"

Урок проводился во 2 классе по учебнику авторов М. З. Биболетовой,О. А. Денисенко "Английский с удовольствием". Одним из спосов создания устойчивой мотивации к изучению иностранного языка у младшего ш...

Литературные персонажи популярных детских книг. Формирование навыков чтения

Конспект урока по формироыванию навыка чтения на примере работы со сказкой W/. Ga\'g "Millions of Cats"....

Литературные персонажи – «носители» определенных ценностных ориентаций.

Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков, а также форм поведения и общения, черт наружности и близкого окружения, мыслей, на...

Литературная игра "Незнайка и все-все-все"

Игра для обучающихся 4-5 классов, посященная 100-летию Н. Носова....

Литературные персонажи в геометрии.

Литературные персонажи в геометрии....