Литературные персонажи – «носители» определенных ценностных ориентаций.
методическая разработка по литературе по теме

Ткаченко Виктория Александровна

 

         Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков, а также форм поведения и общения, черт наружности и близкого окружения, мыслей, намерений. И все эти проявления человека в литературном произведении имеют определенную равнодействующую – своего рода центр, который М.М.Бахтин назвал «ядром личности», А.А.Ухтомский – доминантой, определяемой отправными интуициями человека. Для обозначения устойчивого стержня сознания и поведения людей широко используется словосочетание «ценностная ориентация».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Литературные персонажи – «носители» определенных ценностных ориентаций.

        Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков, а также форм поведения и общения, черт наружности и близкого окружения, мыслей, намерений. И все эти проявления человека в литературном произведении имеют определенную равнодействующую – своего рода центр, который М.М.Бахтин назвал «ядром личности», А.А.Ухтомский – доминантой, определяемой отправными интуициями человека. Для обозначения устойчивого стержня сознания и поведения людей широко используется словосочетание «ценностная ориентация».

        «Нет ни одной культуры, - писал Э.Фромм – которая могла бы обойтись без системы ценностных ориентаций или координат». Есть эти ориентации, продолжал ученый, «и у каждого индивидума».

        Итак еще один немаловажный фактор определения глубины человеческой души, ее сути – это моральные ценности человека, то что определяет чистоту человеческой сути. Поэтому рассмотрение этого фактора немаловажно для исследования в нашей работе к чему же стремится «маленький человек»? Каких жизненных высот желает достичь?

        Что есть высшая ценность для героя А.С.Пушкина Самсона Вырина? Она очень проста – главным в его жизни была дочь Дуня, в этом убеждается читатель, когда видит, с какой горечью, страданием он описывает исчезновение дочери. Мы видим огромную отцовскую привязанность  к своему «чаду»: «Уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти, уж ей ли не было житья?» . Его любовь безгранична, верна. Мы убеждаемся в том, что душа у него огромна и все место в ней занимает дочь. Безгранично страдание старика. Очень трагична   сцена,   показывающая,   как   смотритель   все  больше и больше убеждается в том, что он потерял Дуню навсегда. Чтобы более наглядно показать душевные переживания персонажа, писатель дает следующие характеристики его состояния: «Бедный смотритель», «на него нашло ослепление», «сердце его начало ныть, ныть», «беспокойство овладело им», «бедный отец», «пошел домой ни жив ни мертв», «ожидал в мучительном волнении».

        Итак, мы видим, что пушкинский герой не бездушное существо ему присущи ценности, типические для людей вообще, и в этом проявляется особенность пушкинского реализма.

        Н.В.Гоголь в свойственной ему манере переплетая высокое и низкое, комическое и трагическое, в «Шинели» показывает искаженную человеческую сущность, когда «маленький человек» оказывается обезличен, а заместительницей высших духовных ценностей и идеала («подругой жизни») становится вещь – шинель.

        Пушкинское начало присутствует и в данном аспекте произведения «Шинель». В глухой, темной, бессмысленно пустой жизни Башмачкина вдруг вспыхнул живой огонек, родилась цель – «соорудить шинель»! Цель жизни Самсона Вырина – любовь к дочери поддерживала его. Вдруг появившаяся цель в жизни у Акакия Акакиевича преобразила его жизнь. Он перестроил весь прежний распорядок и стал во всем себя ограничивать, уменьшил «обыкновенные издержки»: «изгнал употребление чая по вечерам», не зажигал свечей, реже стал отдавать в стирку белье, приучал себя голодать… Но все эти тяготы было легко переносить Башмачкину, поскольку для него открылись ранее ему неведомые духовные радости; в этом и есть проявление моральной ценности героя: «Но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели …Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил   и   поставил   себе   цель.  С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты»   Всякий человек (и «маленький») стремится к счастью, но понимание его различно.

        Изменение в духовном мире гоголевского героя проявлялось в том, что у него изменилась, а точнее появилась цель в жизни – «соорудить шинель». У С.Вырина была духовная человеческая цель – счастье. Теперь унижение человека достигло предела, забитый режимом человек утрачивал достоинство и личность, и если в нем просыпалась мечта – он мечтал о приобретении  жизненно необходимой вещи. Разница, которая заключается между целью Самсона Вырина и Акакия Акакиевича в предназначении этой цели. Появление жизненной цели у С.Вырина поднимала его к иному, не рабскому существованию, у Акакия Акакиевича все вышло наоборот: появление вещной цели в конечном итоге сгубило его.    

        В произведении «Бедные люди» главным героем является также мелкий чиновник, переписчик Макар Девушкин. Он тоже подвергался издевательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и о своем положении в обществе. М.Девушкин, помогая Вареньке Доброселовой, забирает вперед жалованье, входит в долги, терпит страшную нужду и в лютые минуты отчаяния остается личностью. Но как он деликатен по инстинкту! Благодетельствуя, он лишает себя всего, так сказать обворовывает, грабит самого себя, - до последней крайности обманывает свою Вареньку небывалым  у него капиталом в ломбарде, и если проговаривается об истинном своем положении, то по стариковской болтливости и так простодушно!  Ему не приходит в голову, что он приобрел    право   своими   пожертвованиями   требовать   вознаграждения любовью за любовь, тогда как по тесноте и узкости его понятий он мог бы навязать себя Вареньке в мужья уже по тому естественному  и весьма справедливому убеждению, что никто, как он, не может так любить ее и всего себя принести ей в жертву; но от нее он не потребовал жертвы: он любил ее не для себя, а для ней самой, и жертвовать для ней всем – было для него счастьем. Чем ограниченнее его ум, чем теснее и грубее его понятия, тем, кажется, шире, благороднее и деликатнее его сердце; можно сказать, что у него все умственные способности из головы перешли в сердце. Самым главным доказательством того, что его душа не обмельчала, не исчерпала себя является то, что он все еще способен к самопожертвованию. Прочтя «Шинель» Макар был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит уже был вовсе не ничтожным, а личностью, хотя и был поставлен обществом на низкую ступень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ценностных ориентаций у воспитанников"

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника,его нравственного облика продиктована социальными запросами,предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системеобщеч...

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»

Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и у...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей "емкостью". Потому что он вбирает в себя литературу, живопись, музыку. Театральное действие находится в непрерывном движении, он...