программа НОУ " Я-исследователь"
рабочая программа (11 класс)
Данная рабочая программа научного общества учащихся « Я-исследователь» для учащихся 10-11 класса муниципального образовательного автономного учреждения разработана на основе авторской программы Т.А. Бурченковой в соответствии с ФГОС ООП ООО и ФК ГОС ООП СОО и учебным планом утверждённый приказом директора школы
На работу научного общества отводится 3 часа в неделю
Количество часов в год- 102
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nou_ya-_issledovatel.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
научного общества учащихся
« Я-исследователь»
для 10-11 класса
педагог дополнительного образования : Кузьмина О.В.
Могот 2019
Пояснительная записка
Данная рабочая программа научного общества учащихся « Я-исследователь» для учащихся 10-11 класса муниципального образовательного автономного учреждения разработана на основе авторской программы Т.А. Бурченковой в соответствии с ФГОС ООП ООО и ФК ГОС ООП СОО и учебным планом утверждённый приказом директора школы
На работу научного общества отводится 3 часа в неделю
Количество часов в год- 102
Цель программы:
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи НОУ:
Обучающие:
- дать учащимся системные знания об экологическом мониторинге в соответствии с их возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания.
- Научить учащихся основам исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
- Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
- Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
- Принцип ориентации на успех.
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
- Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
- Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
- Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Программа ориентирована на ребят 15-16 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Предложенные темы практических работ имеют региональную направленность. Практические занятия предлагается проводить в условиях кабинета, а так же и в полевых условиях
Программа рассчитана на два года обучения, при недельной нагрузке 4 часа, с учетом индивидуальной работы учащихся во втором полугодии.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | ||||
Всего | лекции | практика | выезды | семинары | ||
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Наука и научное мировозрение | 25 | 9 | 16 | ||
3 | Экологический мониторинг: общие понятия и формы организации. | 3 | 2 | 1 | ||
4 | Загрязнение окружающей среды | 22 | 15 | 1 | 2 | 4 |
5 | Мониторинг состояния окружающей среды | 40 | 12 | 28 | ||
6 | Мониторинг состояния почв | 10 | 3 | 3 | 3 | 1 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |||
Итого за год | 102 | 43 | 48 | 5 | 6 |
Содержание программы
|
| |||
|
|
Введение – 1 час
1. Исторические факты о научных открытиях. Особенности исследовательской работы по выбранному направлению.
Тема 1. Наука и научное мировоззрение
Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего исследования. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Объект исследования, "поле” научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные этапы исследования. Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования. Понятие о структурировании исследовательского материала. Требования к оформлению исследовательских работ
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования
1 Практическое занятие. Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования.
2. Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта исследования.
3.Практическое занятие. Обоснование основных путей решения исследовательской проблемы.
4Практическое занятие. Создание модели исследуемого процесса. Составление программы поиска.
5.Практическое занятие. Отбор необходимых сведений.
6.Практическое занятие. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании.
7.Практическое занятие. Распечатка текста. Оформление цитирования, ссылок, сносок.
8. Практическое занятие.Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования
Тема. 2 Экологический мониторинг: общие понятия и формы организации.
Основные понятия и термины: экологический мониторинг, экологический контроль, окружающая среда, природная и техногенная среда, рекреационная нагрузка. Понятие об экологической опасности, экологическом риске, ущербе окружающей среде. Виды и общая характеристика объектов окружающей среды. Фоновый мониторинг.
Метеорологические наблюдения. Мониторинг глобальный, региональный и локальный.
Тема 3. Загрязнения окружающей среды.
Окружающая среда и экология. Экология как предмет. Цели и задачи экологии . экологический мониторинг и его виды. Виды загрязнений окружающей среды. Количественная оценка уровня загрязнений. Понятия погрешности анализа. Нормативы качества окружающей среды. Общие понятия о суммации вредных воздействий и кумулятивном эффекте.
Миграция и рассеивание загрязнений окружающей среды. Глобальное распространение загрязнений, дальний атмосферный и трансграничный перенос.
Понятие об экологическом законодательстве. Чрезвычайные экологические ситуации.
Полевая практика.
Визуальная оценка загрязнения окрестностей поселения Могот
Тема 4. Мониторинг состояния окружающей среды.
Фоновый состав атмосферы. Основные загрязнители воздушной среды и их источники. Кислотные загрязнители атмосферы. Твердые атмосферные выпадения и пыль, состав, свойства экологическая опасность. Средства контроля загрязненности воздушной среды. Естественные природные воды и их состав Понятие о качестве питьевой воды Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Основные источники химического загрязнения. Поведение загрязнителей в водоеме. Атмосферные осадки. Кислотные дожди. Методы отбора вод, дождя, снега. Загрязнение водоема патогенными микробами
Полевая практика и практические занятия.
1.автотранспорт – основной загрязнитель воздушной среды. Определение загруженности улиц автотранспортом
2. оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта..
3. определение площади листьев у древесных растений в загрязненной и чистой зонах.
4. определение сравнительной устойчивости древесных растений к выхлопным газам автотранспорта.
5. лихеноиндикаци
6. Определение органолептических свойств воды
7. Определение активной реакции
8. Определение сухого остатка
9. Определение общей жесткости
10. Определение рн
11. Определение хлоридов
Тема 5. Мониторинг состояние почв.
Почва и ее экологическое значение. Нарушение почвы. Деградация почв.
Компоненты и общие физические свойства почвы. Засоление почв. Структура и характеристика загрязненности почвенного покрова города. Тяжелые металлы и их подвижность. Загрязнение почвы транспортом. Меры по восстановлению нарушений почвы.
Полевая практика и практические занятия.
- Определение структуры почв.
- Определение свинца в почвах.
- Определение содержания сероводорода.
- Определение меди.
- Определение нитратов.
- Влияние автотранспорта на почвы.
Требования к уровню освоения программы.
Учащие должны знать:
- Основные виды мониторинга способы мониторинга
- Виды загрязнений окружающей среды, способы их устранения, основные виды источников. Виды мониторинга воздуха, почв, воды, рабочих и жилых помещений.
- Основные виды последствий от загрязнения окружающей среды. Методику проведения мониторинга воздуха, почв, вод.
- Способы взятия проб.
Учащиеся должны уметь:
- Производить взятие проб
- Проводить основные виды мониторинга воздуха, почв, воды.
- Проводить комплексную оценку состояния окружающей среды.
- Делать анализы и выводы по результатам исследований.
- Проводить биоиндикацию.
Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий:
- активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.
- расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
- опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
- организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.
- создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)
- тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).
- взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев).
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
- постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
- доступность Интернета;
- многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности, мажор и тонус в работе;
Обеспечение программы.
НОУ располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
- методико – дидактическое обеспечение;
- пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
- фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
- набор учебных плакатов по экологии;
- проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
- пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
технические средства обучения:
микроскоп. магнитофон, видеодвойка;
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
- открытые занятия в игровой форме;
- участие в конкурсах различного уровня
Список литературы:
Для педагога:
- Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
- Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
- Биология «Первое сентября» газеты.
- Биология в школе (журналы).
- Юннатский вестник на Амуре (журналы)
- Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований. Омск, 1998
- Боголюбов. В.А. «Экологические исследования школьников» М, Экосистема (учебно-методические фильмы)
- Боголюбов В.А. «Как организовать полевой практикум) М, Экосистема (методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования)
- Федорова А.И. «Практикум по экологии и охране окружающей среды» М. Владос, 2000г
Литература для учащихся.
- А.И. Федорова «Практикум по экологии и охране окружающей среды» М. Владос, 2000г
- А. Н. Захлебный «Книга для чтения по охране природы» М., Просвещение, 1986
- Л.П. Анастасова «Человек и окружающая среда» М, Просвещение,1997
- А.И. Воронцов «Охрана природы» М, Агропромиздат,
Календарно-тематическое планирование
научного общества учащихся « Я-исследователь»
№ | Тема занятия | Дата проведения | |||
1 | Введение. Исторические факты о научных открытиях. Особенности исследовательской работы по выбранному направлению. | 3.09 | |||
2 | Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего исследования. | 4.09 | |||
3 | Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. | 4.09 | |||
4 | Обоснование актуальности выбора темы исследования. Объект исследования, "поле” научных поисков. | 10.09 | |||
5 | Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные этапы исследования. | 11.09 | |||
6 | Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы. | 11.09 | |||
7 | Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.. | 17.09 | |||
8 | Понятие о структурировании исследовательского материала | 18.09 | |||
9 | Требования к оформлению исследовательских работ Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал. Цитирование и ссылки | 18.09 | |||
10 | Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования | 24.09 | |||
11 | Практическое занятие. Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования | 25.09 | |||
12 | Практическое занятие. Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования. | 25.09 | |||
13 | Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта исследования. | 1.10 | |||
14 | Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта исследования. | 2.10 | |||
15 | Практическое занятие. Обоснование основных путей решения исследовательской проблемы. | 2.10 | |||
16 | Практическое занятие. Обоснование основных путей решения исследовательской проблемы. | 8.10 | |||
17 | Практическое занятие. Создание модели исследуемого процесса. Составление программы поиска. | 9.10 | |||
18 | Практическое занятие. Создание модели исследуемого процесса. Составление программы поиска. | 9.10 | |||
19 | Практическое занятие. Отбор необходимых сведений. | 15.10 | |||
20 | Практическое занятие. Отбор необходимых сведений. | 16.10 | |||
21 | Практическое занятие. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании. | 16.10 | |||
22 | Практическое занятие. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании. | 22.10 | |||
23 | Практическое занятие. Библиографический список | 23.10 | |||
24 | Практическое занятие. Оформление цитирования, ссылок, сносок. | 23.10 | |||
25 | Практическое занятие .Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования | 29.10 | |||
26 | Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования | 30.10 | |||
27 | Основные понятия и термины: экологический мониторинг, экологический контроль, окружающая среда, природная и техногенная среда, рекреационная нагрузка. | 30.10 | |||
28 | Понятие об экологической опасности, экологическом риске, ущербе окружающей среде. Виды и общая характеристика объектов окружающей среды. Фоновый мониторинг. | 12.11 | |||
29 | Семинар по теме : Метеорологические наблюдения. Мониторинг глобальный, региональный и локальный. | 13.11 | |||
30 | Окружающая среда и экология. | 13.11 | |||
31 | Экология как предмет. Цели и задачи экологии | 19.11 | |||
32 | экологический мониторинг и его виды. | 20.11 | |||
33 | экологический мониторинг и его виды. | 20.11 | |||
34 | Виды загрязнений окружающей среды. | 26.11 | |||
35 | Виды загрязнений окружающей среды. | 27.11 | |||
36 | Количественная оценка уровня загрязнений. Понятия погрешности анализа. | 27.11 | |||
37 | Количественная оценка уровня загрязнений. Понятия погрешности анализа. | 3.12 | |||
38 | Нормативы качества окружающей среды. | 4.12 | |||
39 | Нормативы качества окружающей среды. | 4.12 | |||
40 | Общие понятия о суммации вредных воздействий и кумулятивном эффекте. | 10.12 | |||
41 | Общие понятия о суммации вредных воздействий и кумулятивном эффекте. | 11.12 | |||
42 | Миграция и рассеивание загрязнений окружающей среды. | 11.12 | |||
43 | Миграция и рассеивание загрязнений окружающей среды. | 17.12 | |||
44 | Глобальное распространение загрязнений, дальний атмосферный и трансграничный перенос. | 18.12 | |||
45 | Глобальное распространение загрязнений, дальний атмосферный и трансграничный перенос. | 18.12 | |||
46 | Чрезвычайные экологические ситуации | 24.12 | |||
47 | Чрезвычайные экологические ситуации | 25.12 | |||
48 | Полевая практика Визуальная оценка загрязнения окружающей среды поселения Могот | 25.12 | |||
49 | Полевая практика Визуальная оценка загрязнения окружающей среды поселения Могот | 14.01 | |||
50 | Оформление результатов полевой практики | 15.01 | |||
51 | Защита результатов полевой практики | 15.01 | |||
52 | Фоновый состав атмосферы | 21.01 | |||
53 | Основные загрязнители воздушной среды и их источники | 22.01 | |||
54 | Кислотные загрязнители атмосферы | 22.01 | |||
55 | Твердые атмосферные выпадения и пыль | 28.01 | |||
56 | Средства контроля загрязненности воздушной среды | 29.01 | |||
57 | Методика выполнения измерений | 29.01 | |||
58 | Определение загруженности улиц автотранспортом №1 | 4.02 | |||
59 | Определение загруженности улиц автотранспортом №1 | 5.02 | |||
60 | Определение загруженности улиц автотранспортом №1 | 5.02 | |||
61 | Оценка загрязнения воздуха отработанными газами№2 | 11.02 | |||
62 | Оценка загрязнения воздуха отработанными газами№2 | 12.02 | |||
63 | Оценка загрязнения воздуха отработанными газами№2 | 12.02 | |||
64 | Определение площади листьев в чистой и загрязненной зоне №3 | 18.02 | |||
65 | Определение площади листьев в чистой и загрязненной зоне №3 | 19.02 | |||
66 | Определение площади листьев в чистой и загрязненной зоне №3 | 19.02 | |||
67 | Определение сравнительной устойчивости деревьев к выхлопным газам№4 | 25.02 | |||
68 | Определение сравнительной устойчивости деревьев к выхлопным газам№4 | 26.02 | |||
69 | Определение сравнительной устойчивости деревьев к выхлопным газам№4 | 26.02 | |||
70 | Лихеноиндикация№5 | 3.03 | |||
71 | Лихеноиндикация№5 | 4.03 | |||
72 | Лихеноиндикация№5 | 4.03 | |||
73 | Естественные природные воды и их состав Понятие о качестве питьевой воды Виды и характеристика загрязнений водных объектов | 10.03 | |||
74 | Основные источники химического загрязнения | 11.03 | |||
75 | Поведение загрязнителей в водоеме | 11.03 | |||
76 | Атмосферные осадки. Кислотные дожди | 17.03 | |||
77 | Методы отбора вод, дождя, снега | 18.03 | |||
78 | Загрязнение водоема патогенными микробами | 18.03 | |||
79 | Определение органолептических свойств воды №6 | 31.03 | |||
80 | Определение органолептических свойств воды №6 | 1.04 | |||
81 | Определение органолептических свойств воды №6 | 1.04 | |||
82 | Определение активной реакции№7 | 8.04 | |||
83 | Определение активной реакции№7 | 8.04 | |||
84 | Определение сухого остатка№8 | 14.04 | |||
85 | Определение сухого остатка№8 | 15.04 | |||
86 | Определение общей жесткости№9 | 15.04 | |||
87 | Определение общей жесткости№9 | 21.04 | |||
88 | Определение рн№10 | 22.04 | |||
89 | Определение рн№10 | 22.04 | |||
90 | Определение хлоридов№11 | 28.04 | |||
91 | Определение хлоридов№11 | 29.04 | |||
92 | Почва и ее экологическое значение Деградация почв Нарушение почв Компоненты и общие физические свойства почв Засоление почв | 29.04 | |||
93 | Структура и характеристика загрязненности почвенного покрова городов | 6.05 | |||
94 | Тяжелые металлы Меры по восстановлению нарушений почвы | 7.05 | |||
95 | Определение структуры почвы№12 | 7.05 | |||
96 | Определение сероводорода№13 | 13.05 | |||
97 | Определение свинца№14 | 14.05 | |||
98 | Определение нитратов№16 | 14.05 | |||
99 | Влияние автотранспорта на почвы№17 | 20.05 | |||
100 | Влияние автотранспорта на почвы№17 | 21.05 | |||
101 | Влияние автотранспорта на почвы№17 | 21.05 | |||
102 | Итоговое занятие | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа химического кружка «Исследователи»
Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...
Программа кружка "Юный исследователь "
Программа кружка эколого-географического направления ....
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка входит в Программу работы летнего лагеря "Юный исследователь", где ученики в летнее время проходят обучение по написания исследовательской работы в течение 10 дней....
Образовательная программа кружка "Юный исследователь"
Образовательная программа кружка направлена на привлечение учащихся к исследовательской деятельности, расширению и углублению знаний по биологии, экологии и географии, способствует работе учащихся по ...
Программа кружка "Юный исследователь"
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе...
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся.Данная программа рассчитана на то, что поможет:- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика в обучении;- а...
Образовательная программа кружка "Юный исследователь"
Образовательная программа "Юный исследователь" рекомендуется для организации работы кружка экологической направленности в учреждениях дополнительного образования для детей среднего школьного...