Рабочая программа по факультативному курсу «Секреты орфографии»
рабочая программа (6 класс)

Ляхова Татьяна Ивановна

Рабочая программа по факультативному  курсу  «Секреты орфографии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному  курсу  «Секреты орфографии» для 6в класса разработана на основе программы по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. М., Дрофа, 2016 г.

Данный факультатив позволит не только  восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках . Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Цели и задачи изучение предмета:

формирование орфографической грамотности учащихся,  развитие устной и письменной речи учащихся,

обогащение словарного запаса.

Задачи:

 -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

- расширить и углубить полученные ранее знания;

- систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

             Общая характеристика учебного предмета

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Описание  факультативного курса «Секреты орфографии» 

Факультативный курс «Секреты орфографии» рассчитан   на 35 часов  (1 час в неделю), 35 учебных недель  и предназначен   для учащихся 6 класса.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

При изучении данного курса стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке. Задача данного курса – не только вооружить ученика определенным багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки

 

 1. Планируемые результаты изучения курса

 

 Программа обеспечивает достижение обучающимися 6 класса  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на  безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  6. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающими
  7. Овладение   сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  в соответствии с содержанием учебного предмета «_Русский язык».
  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  9. Умение работать в материальной и информационной средств соответствии с содержанием учебного предмета   «Русский язык».

2. Содержание тем учебного процесса

Программа состоит из 3 разделов.   Распределение часов по разделам следующее:

1.Введение – 1час

2.Фонетика.Орфография- 13 часов

3.Словообразование. Морфемы. Орфография. – 14 часов.

3. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата проведения

план

факт

Введение.

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма

1

Фонетика. Орфография.

2.

Орфография как раздел науки о языке. основные принципы русской орфографии.

1

3.

Тайна фонемы.

1

  Смыслоразличительная  роль звуков.

  Образование звуков, определение позиции в слове  (сильная и слабая).

4-5.

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

2

  Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.      

     Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

6-7.

Коварные словарные слова.

2

 Словарная работа со словами. Знакомство со  словом .Составление словосочетаний с данным  словом . Составление предложений с данным  словом  . Нахождение данного  слова  в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного  слова  в тексте).

8

Орфографический словарь –наш главный помощник.

1

Работа со словарем

9.

Проверь себя. Тест №1                                                                  

Словообразование. Морфемы. Орфография.

10.

Опасные согласные.

1

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.

11.

Звонкие и глухие  «двойняшки»

1

Различение звонких-глухих. Тренировочные упражнения.

12.

Старые знакомые Ъ и Ь

1

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

13.

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

1

Работа по карточкам.

14.

15.

16.

Слитно, раздельно, через дефис.

3

     Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

   Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

17-18.

Сколько писать. Одну или две?

2

           Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

19.

Как справиться со сложными словами?

1

Способы образования сложных слов.

20.

Решение орфографических задач

1

21.

Проверь себя. Тест №2.

1

22.

История образования и написания числительных

1

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

23.

Что вместо имени у нас? ( о правописании  местоимений)

1

Сравнение  существительного и местоимения. Работа с текстом

24.

Орфографические головоломки.

1

25-26.

Приставки труженицы  (классификация приставок)

 2

Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).

27-28.

 Приставки- труженицы (классификация приставок)

2

           Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

29.

Кто командует корнями?

1

. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

30.

Проверь себя.Тест №3.

1

31.

Суффиксы- большие молодцы.

1

           Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

32.

Волшебный клубок орфограмм

1

Работа с текстом.

33.

Путешествие в страну русского языка.

1

Систематизировать, обобщить, углубить  знания в игровой форме (конкурсы)

34.

Проверь себя. Тест №4.

1

35.  

Значение орфографии

1

Обобщение принципов орфографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"

Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа факультативного курса "Секреты орфографии"

Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка....

Рабочая программа элективного курса Практическая орфография для 9 класса

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса. Основные цели курса:- обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Орфография и пунктуация» 10 класс

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во все...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» 7 - 8 классы

Рабочая программа  курса внеурочной  деятельности «Орфография» соответствует федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного...