конспект урока по обществознанию. 7 класс
методическая разработка (7 класс)

Комогорцева Валентина Константиновна

Урок- практикум " Зачем людям государство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочная разработка урока

в 7 классе

«ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ГОСУДАРСТВО»

                                                         Учитель истории и обществознания

                                                          МОУ СОШ № 78 В.К.Комогорцева

Цели:

  • Способствовать формированию у учащихся представлений о роли и задачах государства в жизни общества.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Дать учащимся представление о формах государственного устройствах; различиях понятий «поданные» и «граждане».
  • Метапредметные: Развитие умения выполнять познавательные и практические задания; умение сравнивать, анализировать и делать необходимые выводы.
  • Личностные: Понимание роли государства в жизни человека и обществаВоспитание уважения к демократии как к политическому режиму.

 

Познавательные УУД-Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самосостоятельное формулирование целей. Организацию самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности. 

Коммуникативные УУД- обеспечить умение работать в группах, умение слушать, высказывать свою точку зрения,вступать в диалог, участвовать в коллективной работе.

Регулятивные УУД-Обеспечить формирование умений ставить цели обучения, ставить задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

                                              Актуализация знаний

Сегодня я предлагаю Вам попутешествовать. Представьте себе, мы с вами на острове. Жизнь наша на этом острове организована следующим образом. Каждый делает, что хочет. Хочешь – иди купайся. В школу можешь ходить, а можешь не пойти. Но у острова множество проблем – соседние островитяне претендуют на землю, так как тут лучше цветут ирисы. На улицу выйти сложно – здесь царствуют те, кому развлечение – это драка, демонстрация силы. И вообще пошли в кино, а сеанс уже прошел. Решил почитать книгу, а библиотека закрыта. Давайте дадим название такому острову. Хотелось ли Вам пожить на таком острове? Как долго? (Цель учителя подвести учащихся к проблеме – безвластие порождает хаос и для того, чтобы преодолеть этот хаос, необходимо организовать жизнь на острове). Давайте подумаем как можно исправить ситуацию на острове.

  1. На улице беспорядок. Как сделать, чтобы люди чувствовали себя уверенно? (Закон)
  2. На острове среди людей царит хаос. Все делают, что хотят. Что бы вы сделали, чтобы упорядочить жизнь на острове? (Специальные органы)
  3. Те организации, которые существуют на острове, действуют разрозненно. Что бы вы предложили для упорядочения их работы?
  4. Люди, живущие на острове, хотят, чтобы их остров отличался от других островов. Что бы вы им предложили для этого? (Символы)
  5. На остров завозятся товары, некоторые товары производятся непосредственно на острове. Что бы вы предложили для организации обмена этих товаров? (Деньги).
  6. На острове есть группа людей, которая хотела бы на части острова организовать свою самостоятельную общину. Возможно ли это?

Таким образом, мы с Вами установили государственную власть на острове.
Давайте выделим признаки государства

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  1. Государственный суверенитет.
  2. Единство территории.
  3. Аппарат публичной власти.
  4. Сбор налогов.
  5. Издание законов.
  6. Армия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  1. Единство экономического пространства.
  2. Столица.
  3. Государственные символы.
  4. Государственный язык.
  5. Единая денежная система.
  6. Внешняя политика.

  Мы говорим -наша страна Россия, а так же Российское государство.

   В чем же отличие Государства от Страны. Предлагаю посмотреть ролик, который поможет нам понять в чем суть отличия этих понятий.

   ( Смотрят отрывок из видеоурока)

Вопросы к видео.

  1. В чем отличие понятий государство и страна?
  2. Какие теории происхождения государства существуют?

                                             Постановка учебной задачи

 В истории человечества территориальные границы государство всегда были важны для людей. Но в государстве существуют и правовые границы. Они определяют, какие права и какие обязанности есть у живущих на территории государства.

В истории есть немало примеров, когда правитель считал, что его слово – закон. Население таких государств называют «подданные». Они должны выполнять волю главы государства, который действует по своему произволу. Правитель может принимать правильные и мудрый решения, так и быть деспотом или тираном, в любом случае его действия существуют вне закона.

В отличии от «подданных», граждане имеют право участвовать в делах государства. Все граждане государства равны по отношению к закону. Они избирают органы государственной власти, влияют на принятие законов.

Характеристиками государства являются:

  1. Форма правления: характеристика, связанная с количеством лиц, находящихся у власти и способом формирования органов власти.
  2. Форма государственного устройства: характеристика, связанная с количеством субъектов, составляющих государство, с его территориальным делением.
  3. Политический режим: характеристика, связанная с характером осуществления власти в государстве.

   Чтобы более подробно изучить что же такое государство и формы государственного устройства. Это поможет нам ответить на главный вопрос нашего урока- «Зачем людям государство?»

         

 Для этого мы разделимся на группы, каждая получит свое задание. Так же у вас на столах лежат дополнительные материалы, которые помогут вам справиться с заданиями.

      Задания для группы 1.

 Пользуясь учебником и дополнительными материалами, выделите формы правления государства.Раскройте их определение. Результат представьте в виде схемы, таблицы или плана.

ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ:

  1. Монархия (власть передается по наследству): абсолютная, ограниченная – конституционная, парламентская.
  2. Республика (главу государства избирает народ): президентская, парламентская, смешанная.

              Задания для группы 2

 Пользуясь учебником и дополнительными материалами, выделите формы государственного устройства.Раскройте их определение. Результат представьте в виде схемы, таблицы или плана.

ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА:

  1. Унитарное государство - состоит из территориальных единиц, не имеющих своих законов, своей конституции.
  2. Федерация - состоит из территориальных единиц, обладающих своей конституцией и органами власти.
  3. Конфедерация.
  4. Содружество.        

                                         Задания для группы 3

 Пользуясь учебником и дополнительными материалами, дайте определение понятию политический режим. Выделите виды режимов.Раскройте их характерные черты . Результат представьте в виде  таблицы .

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ:

  1. Тоталитаризм - полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; ликвидация прав и свобод; репрессии в отношении оппозиции.
  2. Авторитаризм высокая степень ограничения политических свобод; концентрация власти в руках одного лица.
  3. Демократия источником власти выступает народ; плюрализм, гласность, многопартийность.


         
 Практическая работа в группах. Изучение нового материала

 Выступление групп.

 Как говорил Аристотель:

  « Тот, кто, в силу своей природы живет вне государства, либо животное, либо божество» .

Так удалось нам с вами ответить на наш главный вопрос- « Зачем людям государство?»

-высказывания учащихся.....

                                           Закрепление  материала

Давайте проверим себя. Предлагаю выполнить проверочныйтест.

Вопрос 1

К признакам государства относятся:

  • законы
  • суд
  • армия
  • все выше перечисленное
Вопрос 2

Теория происхождения государства, в основе которой божественное влияние:

  • договорная
  • теория завоеваний
  • религиозная
  • классовая
Вопрос 3

К признакам государства не относится:

  • единый язык и религия
  • единая территория
  • свои законы и нормы
  • налоговая система
Вопрос 4

К внутренним функциям государства относятся:

  • развитие экономических отношений с другими государствами
  • охрану порядка в обществе
  • культурные связи с другими странами
  • развитие обороноспособности страны
Вопрос 5

К внешним функциям государства относятся:

  • укрепление обороны страны
  • развитие образования и медицины в стране
  • борьба с преступностью в стране
  • совершенствование налоговой системы
Вопрос 6

Форма правления, при которой во главе государства стоит один человек и его власть передается по наследству:

  • монархия
  • республика
  • федерация
  • конфедерация
Вопрос 7

 Форма правления, при которой важная роль отводится избираемым на определенный срок высшим органам власти:

  • монархия
  • республика
  • федерация
  • конфедерация
Вопрос 8

Форма территориального устройства, при которой государство делится на отдельные территории, обладающие значимой самостоятельностью:

  • монархия
  • республика
  • федерация
  • конфедерация
Вопрос 9

Российская Федерация по форме правления:

  • монархия
  • республика
  • федерация
  • конфедерация
Вопрос 10

Российская Федерация по форме территориального устройства:

  • монархия
  • республика
  • федерация
  • конфедерация

 Спасибо за урок.

Домашнее задание . Стр. 92.  «В классе и дома» задания 1,2,3. устно.



Предварительный просмотр:

Поурочная разработка  урока

в 5 классе на тему

«В афинских школах и гимнасиях»

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 78 В.К.Комогорцева.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по теме «В афинских школах и гимнасиях»

Цель урока: изучить особенности образования в афинских школах и гимнасиях;

Сравнить древнегреческую школу с современным.

Задачи урока:

Предметные: уметь анализировать данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах и выяснить особенности образования в Древней Греции.

Метапредметные: выделять основные понятия параграфа: стиль, палестра, гимнасия, педагог и раскрыть их суть; владеть смысловым чтением, анализировать, выделять главное, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Личностные: понять, оценить значение и ценность образования в жизни афинского гражданина в прошлом и ценность образования для современного человека.

Познавательные УУД: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение о формулировании познавательной цели.

Коммуникативные УУД:обеспечить умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД:Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная

Новые понятия и термины: 

Педагогв переводе с греческого означает «сопровождающий ребенка» (состарившийся раб не пригодный ни для какой другой работы);

 Красноречиеумение отстаивать свое мнение;

 Стиль –металлическая или костяная палочка с острым концом;

 Палестрагимнастическая школа (от слова «пале» - борьба).

Диптих-деревянная дощечка покрытая воском;

Стиль-палочка для письма.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук и презентация «В афинских школах и гимнасиях», карточки с заданиями для групповой и парной работы, учебник.

План урока:

1.Рабы-педагоги.

2.Занятия в школе.

3.Посещение палестры.

4.В афинских гимнасиях.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! (Проверка готовности к уроку)

Эмоциональный настрой на урок. Давайте создадим друг к другу хорошее настроение – улыбнемся!

2.Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы побывали в городе богини Афины. Предлагаю вам оценить свои знания и умения по этой теме и выполнить тест

Тест .

  1. Рыночная площадь города, центр городской общественной жизни.

     1) Агора

     2) Академия

     3) Акрополь

2.Сосуды с двумя ручками для вина и масла.

  1. амфоры
  2. пифосы
  3. бидоны

  1. Автором бронзовой статуи богини Афины был

      1) Фемистокл

      2) Фидий

      3) Солон

     4.Парфенон является храмом

       1) бога Зевса

       2) богини Афины

      3) богини Ники

     

      5.На Агоре располагался храм бога кузнечного дела

            1) Гефеста

       2) Аполлона

      3)Посейдона

                               

                                    Постановка учебной задачи

       Древнегреческий философ Платон говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле.

-Можно ли согласиться с мнением Платона?(Ответы детей)

-Как вы думаете, была ли в Афинах сильная тяга к знаниям?(Ответы детей)

Если в странах Древнего Востока владеющих письменностью  называли мудрецами, то в Древней Греции почти все мужчины-греки были грамотными.

Мы изучаем древний город Афины, и предположите, какой будет наша сегодняшняя тема урока?

Тема нашего урока «В афинских школах и гимнасиях» (запись в тетрадях). Сегодня мы узнаем, в афинских школах и гимнасиях кого обучали, с какого возраста, чему учили, кто проводил обучение и т.д.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами поработаем в группах. Вам будут даны карточки с заданиями.

.Прежде чем приступить к заданиям на карточках, давайте сначала, узнаем учебные заведения в Афинах (Древней Греции):

Учебные заведения в Афинах

 Школа      Палестра     Гимнасий

Задание для первой группы:

Изучите п.1 и 2 параграфа 38 и выступите с рассказом «Чему учили в афинской школе?». Что вам понравилось, а что нет? Чем древнегреческая школа похожа на современную школу?

Кого обучали? ______________________________________________________

С какого возраста? ___________________________________________________

Чему учили? _______________________________________________________

Кто обучал? _______________________________________________________

Выступление группы.

Закрепление. Задание на экране.

Найдите лишнее:

Школа, гимнасия, институт, стиль, глиняная дощечка, деревянная дощечка

Задание для второй группы:

Изучите п.3 параграфа 38 и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в афинских палестрах?». Каким видам спорта уделялось внимание? Подготовьте «древнегреческую» гимнастику (физминутка).

Кого обучали? ______________________________________________________

С какого возраста? ___________________________________________________

Чему учили? _______________________________________________________

Кто обучал? _______________________________________________________

В палестрах стояли статуи атлетов. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу.Выступление группы.

Закрепление. Задание на экране.

Выберите слова, относящиеся к теме урока:

( Палестра, иститут, розги, стиль, бумажная книга, лекарство, школа,компьютер, мел, педагог, письмо, фломастеры,ручка,тетрадь, красноречие.)

Задание для третьей группы:

Изучите п.4 параграфа 38 и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?».

Кого обучали? ______________________________________________________

С какого возраста? ___________________________________________________

Чему учили? _______________________________________________________

Кто обучал? _______________________________________________________

Выступление групп. Обсуждение.

  1. Закрепление материала
  1. А теперь, давайте, сравним древнегреческую школу и современную школу:

Современная школа

Древнегреческая школа

Кого обучают / обучали

И мальчиков и девочек

Только мальчиков

С какого возраста

С 6,5 лет

С 7 лет

Каникулы

Осенние, зимние, весенние и летние

Весенние

Образование бесплатное или платное

Бесплатное образование

Платное образование

 Итак ребята, мы с вами многое узнали об образовании в Афинах.

Какие же новые слова нам теперь знакомы? ( дети называют слова)

Давайте поработаем в тетрадях и запишем их определение.

( работа в тетрадях)

Педагог – раб, непригодный ни для какой другой работы, сопровождающий ребенка в школу.

Палестра – школа для занятий гимнастикой.

Гимнасий – школа для взрослых афинян

Стиль – металлическая или костяная палочка для письма

Красноречие – умение отстаивать своё мнение.):

Рефлексия: 

На ваших партах лежат смайлики, выберите, тот, что отвечает вашему впечатлению и настроению после урока.

Домашнее задание:

  1. Прочитать параграф 38.

             2.Разгадайте  кроссворд:

  1. Школа для спортивной борьбы и упражнений.
  2. Школа для взрослых.
  3. Специальная палочка с заостренным концом для письма.
  4. Место, где обучались сыновья свободных греков с 7 лет.
  5. В переводе с греческого это слово означает «Сопровождающий ребенка».

  1. П

а

л

е

с

т

р

а

  1. Г

и

м

н

а

с

и

й

  1. С

т

и

л

ь

  1. Ш

к

о

л

а

  1. П

е

д

а

г

о

г

2.Текст с ошибками (для сильных учащихся):

Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством. А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов и ученых, которые излагали свои взгляды по различным наука



Предварительный просмотр:

Конкурс 1

1) О том, что такое смех и что он делает с человеком, было известно еще во времена царя Соломона. «Веселое сердце благотворно, как лекарство, а унылый дух сушит кости» - так написал в своей Книге Премудрости великий правитель древности.

 Заходят два опоздавших.

- Эй вы что тут все собрались? Что происходит-то?

- Вообще -то ,(фамилия) у нас тут квн. А ты как всегда не слышал. Не знал. Не записал. В своем репертуаре…

-Да я.  Я это…

- понятно все с тобой.

-А, как это… команда то наша называется?

-радуга смеха.

-Причем тут радуга и смех???

-Ну потому, что …(фамилия). Смех тоже разный бывает с разными оттенками.

-Вчера например. Вспомни…

Ты решил подшутить над ( фамилия) и убрал стул, когда он садился.

Он упал. А ты смеялся… это не очень хороший смех и шутка.

-Ладно, я больше не буду.

2) Чтобы добрая, приветливая улыбка, так же как и веселый, жизнерадостный смех, сопутствовали нам всегда и всюду, надо учиться радоваться жизни.  Как хорошо живется тому, кто умеет посмеяться над собой! Такой человек - неподходящая мишень для шуток.

3) Тот же, кто лишен чувства юмора, - тот обидчив и раним. Безобидную. Заметье БЕЗОБИДНУЮ!!!шутку он может воспринять как оскорбление. Но я уверен: среди нас таких нет!

4)А, я слышала, что есть даже такая техника смехотерапия. В Китае, Японии давно так лечатся уже.

-как это смехотерапия?

Давайте попробуем..

5) Современные медики говорят, что улыбка повышает гемоглобин в крови, снижает давление. Одна улыбка продлевает жизнь на пять минут. Улыбнулись! Замечательно! Ведь даже царевна Несмеяна, как вы помните, в конце концов улыбнулась.

Так, что смеяться право не грешно! А очень даже полезно для здоровья!

Если вы, нахмурясь, выйдете из дома,

Если вам не в радость солнечный денёк, -

Пусть вам улыбнётся, как своей знакомой,

С вами вовсе не знакомый встречный паренёк.

Припев:

И улыбка, без сомненья,

Вдруг коснётся ваших глаз,

И хорошее настроение

Не покинет больше вас.

Припев песни-улыбайся…

КОНКУРС 2

 Вопросы и ответы конкурса

А у нас на перемене, после ну оооочень трудной контрольной работы класс задумался….

Что будет, если ученики начнут учиться с удовольствием?
 Свой ответ: Учителя пойдут им навстречу и продлят это удовольствие еще на один год!



Что будет, если трасса кросса пройдет через кабинет директора?
 Свой ответ: Полный финиш, где вместо финишной ленточки будет папин ремень!

КОНКУРС 3

  1. Как говорят- « Школьные годы-чудесные».

2)Да, уж, мы в прошлом году пришли в пятый класс и столько на нас чудесного свалилось….

1)Новые предметы, задания и мноого новых учителей.

2)Как все запомнить ?...

1)Да не говори.. У нас некоторые только в 6- м классе поняли, что если  историю и георгафию ведет один учитель-это не один и тот-же предмет.

2) Да еще и дистанционка была..

 

А мне на дистанционном обучении уроки онлайн напоминают спиритический сеанс:

- Миша, ты здесь?
-Миша, ты с нами?..
-Миша, ответь, если ты нас слышишь.

2)Но жизнь и учеба становится легче, если ко всему относиться с юмором!

   В школьной жизни на самом деле очень много смешного…

Предлагаем вам посмотреть реалии школьной жизни..

Сюрприз для папы Учитель: — Вовочка, ты совсем не хочешь учиться! Если ты будешь продолжать в том же духе, у твоего папы скоро появятся седые волосы. Вовочка: — Это будет ему отличным подарком! А то он уже давно лысым ходит.

***

- Марь Иванна, а можно ли наказывать человека за то, чего он не делал?
- Нельзя, Вовочка.
- Марь Иванна, я не сделал домашнее задание!

Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?

Ученик Мешков, встав, долго молчит.

Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?

Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый!
***

Учитель: Собакин, придумай предложение с числительным «три».

Ученик Собакин: Моя мама работает на ТРИкотажной фабрике.

- А сейчас  школьные частушки !!!
ххх

1)По два года в каждом классе

Сидели без желания,

И едва не из-под палки

Получали знания.

2)Зато много накопили

Всяческих премудростей:

Как списать все на контрольных

Без особых трудностей.

3)Мы шпаргалки отвергаем:

Их ведь нужно написать.

Куда проще у соседа

Все до буковки списать



***

Учительница говорит Петрову:

- Вовочка, ты же мне обещал исправить двойку по математике!

- Да, Мария Васильевна.

- Ты свое обещание не выполнил! А я ведь обещала тебе вызвать родителей, если двойка не будет исправлена!

- Да, Мария Васильевна. Но так как я не выполнил свое обещание, вы тоже можете свое не выполнять!

ххх

Вовочка почему тебя в школе вера не было

Я учительнице подарок делал

Какой подарок?

У нее вчера было день рождение, вот я и решил … пусть отдохнет от меня 

    ххх

   ххх

Мать спрашивает сына

Уроков много задали?

Сын со вздохом

Ой тебе сегодня орать и орать.

Так, что ребята, пока мир смеется-жизнь продолжается! И когда есть юмор учеба дается легче!

Мы желаем счастья вам

Счастья в нашей школе большой

Как солнце по утрам

Пусть оно живет с тобой

Мы желаем счастья вам

И оно должно быть таким-

Когда решил ты сам

Дай списать ответ другим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...