Разработка и проведение интегративных уроков в курсе изучения «ОРКСЭ»
план-конспект урока

Интегрированный урок "ОРКСЭ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок40.9 КБ

Предварительный просмотр:

2.1 Разработка и проведение интегративных уроков в курсе изучения «ОРКСЭ»

Преподавание курса «ОРКСЭ» в начальной школе формируется  на следующих нормах законодательства РФ:

1.Конституции Российской Федерации;

2.Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Закон «об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

4. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

       В статье  13, 14  говорится, что конституция, а также Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»  предоставляет выбор одного из шести модулей курса. Так же, это  является исключительным правом родителей и учащихся начальной школы.

Изучив нормативно – правовую базу, можно сказать следующее, что целью данного курса является помочь учащимся начальной школы быть высоконравственными, ответственными, воспитанными духовно – нравственно.

Опираясь на Стандарт НОО, перед каждым учителем, разрабатывающим и преподающим один из модулей «ОРКСЭ» стоит цель:

  1. Вызвать интерес к новому курсу;
  2. Научить сопереживать и научить мыслить.

Вопросом интегрированных курсов занимались такие исследователи в области педагогики как, В.И. Загвязинский, Г.Н. Сериков, Л.Д. Федотова, И.Я Курамшин, Т.Л.Рамзаева, Г.Н.Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В.Бельтюкова.

         В.И. Загвязинский сформировал ключевые  факторы для успешного проведения интегрированных уроков. 

  Г.Н  Сериков разработал  концепцию интеграции.  Автор, указывает что, большую роль играют образовательные процессы, предполагающие деятельность преподавателя  и обучения. 

 Н. С. Светловская понимает понятие  интеграция так, что это «создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности и т. д.), а затем приспособление этих элементов и частей в несуществовавший ранее монолог особого качества».  Автор считает, главным фактором в  интеграции является подчинение  единой цели и функции в ряде предметов и в методике.

Л. Н. Бахарева,  изучив данный вопрос пришла к выводу, что это  «процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации».

     Мы согласны с точкой зрения  Ю. М. Колягина,  он считает, что понятие «интеграция  может принимать два значения: «во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения) ; во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения)».

На наш взгляд  И.Ю.Алексашина точно сформулировала свои идеи.  Она рассматривает интеграцию, как мотивирующую  составляющую Автор говорит, что под интегративными  уроками подразумевается ,  одна тема но освещается с помощью разных наук.

Еще один автор Л.И.Гриценко изучавший термин « интеграция» предложил, что интеграция это не   набор элементов , но и изучение определенной темы через разные предметы.

           Л.Д. Федотовой описаны ключевые моменты  концепции интегративного содержания начального профессионального образования. Исследователь обозначил  основные позиции при формировании  интегративного подхода в начальном  образовании.

Т.Л.Рамзаева,  Г.Н.Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В.Бельтюкова так же изучили вопрсы  межпредметных  и  внутрипредметных связей  в  младших классах.

Говоря о вопросе интеграции,  нужно отметить,  что огромное влияние оказала  Н.И.Попова,  создала  общество«Кружок Московских городских учительниц» (1910-1915  гг.) 

Педагоги разработали  программу , которая объединяла другие предметные курсы.

            Таким образом, можно сказать, что  все исследователи едины во мнение, что  интегративный урок выходит за рамки одного предмета. Интегративный урок  направлен на расширение информативного поля он помогает  углубить понимание определенной темы и систематизировать материал

При организации и разработке интегративных уроков в начальной школе в курсе «ОРКСЭ» нужно учитывать, что продолжительность урока варьируется. Как правило, это – два или три урока объеденных в один урок.

   Разрабатывая урок по оному из модулей «ОРКСЭ»  учитель может интегрировать,    цели, принципы, содержание, методы и средства обучения  Например, интегрируем  содержание  то,  для интегрирования в нем мы можем  выделить  любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы.  Объединяя разные дисциплины, учитель начальных классов может интегрировать  интеллектуальные и практические навыки и умения.  Все это приводит к систематизации знаний у учащихся начальной школы.

     Для того что бы правильно с интегрировать урок необходимо учесть все педагогические, объединяемые компоненты .  

     При подготовке интегрированного урока «ОРКСЭ» учитель должен определить следующие этапы:      

  -  определить свои мотивы, определить цель интегрированного урока;

  -  какие компоненты педагог будет интегрировать;

  -  определить  главный компонент и  вспомогательные компоненты;

  -  какая форма будет применена для интегрирования;

  -  какие связи между интегрированными предметами;

     -  выстраивание структуры урока и материала;

     -  определить методы  и приемы для подачи материала;

     - методы и приемы для восприятия нового материала учащимися нового материала;

     -  наглядность подаваемого материала;

     - методы  оценивания результативности урока;

     - формы контроля   учащихся на интегрированном уроке.  

      Охарактеризуем некоторые этапы,  при которых учитель «ОРКСЭ» готовится к интегрированному уроку.

            При разработке урока учитель должен для себя определить мотивы, побудившие его реализовать интегрированный урок .  Задать себе вопрос, а зачем он будет проводить, а какие недопонимания у детей вызовет тема, какие пути будет искать учитель для правильного выстраивания образовательного процесса.  Практикующий учитель учитывает все недостатки и понимает, что все противоречия являются недостатком в обучении.  Например, учащиеся, не обладающие предметными знаниями не способны анализировать материал, выдвигать гипотезы. Все недостатки приводят конфронтации  учебно-воспитательного  процесса. Учебно – воспитательный процесс заключается в том, что педагог и учащиеся совместно работают на уроке.  Определив свои мотивы, учитель на следующем этапе ставит цель урока. Допустим, что целью станет систематизация знаний, обобщение знаний, углубление и изучение новых понятий при этом педагог будет пользоваться терминологией из разных предметных областей.      

После постановки целей учитель, переходит к анализу и отбору материала , который будет из разных предметных областей.  Отметим, что учителю начальных классов проще интегрировать предмет. Педагог должен отобрать, проанализировать, учебные темы, которые составят содержательную часть интегрированного урока.

Далее учитель начальных классов, разрабатывая  урок, анализирует отобранный  материал, распределяет его на основной, который будет систематизирующим  и вспомогательный, который  будет дополнять тему. Системообразующей станет та часть, перед которой стоит цель. Делаем вывод, что одним из компонентов  могут быть  отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Важно сформулировать главный  компонент потому что, он и определит материал для интегрирования.

     Перед учителем «ОРКСЭ» стоит еще один  важный вопрос, это вопрос  определения формы  интегрирования урока. Ниже обозначим  формы, которые применяются при разработке интегрированного урока.

     - предметно- образная,  применяется при изучении всего предмета;

     - понятийная,  его применяют при анализе материала , увеличивая понятийный  аппарат  учащихся;

     - мировоззренческая,  когда  формулируется  духовно-нравственное понятие;

     - деятельностная, обобщение материала;

     - концептуальная,  учащие строят свои гипотезы, идеи.

   Важную   роль при подготовке  к уроку является компетентность учителя.  Так же, как мы сказали выше,  для  успешного проведения урока  важна подготовка и развитие учащихся  начальных классах.

       Когда все этапы сформулированы  перед учителем возникает еще одна задача.  Она заключается  в изучение связей  между интегрируемыми блоками знаний.

В образовательном процессе при разработке интегрированных уроков применяют следующие связи:

     - связи происхождения;

     - связи порождения;

     - связи построения;

     - связи управления.

    

 Рассмотрим каждый компонент подробно и его роль при разработке интегрированного урока.

Первая связь происхождения, она подразумевает выявление причинно-следственных связей.  Такая связь помогает при разработке межпредметных дисциплин.  Например, «Окружающий мир», «Основы православной культуры», «Основы Светской Этики» и так далее.  По такому же принципу выстраивается интегративный урок.   Подводя итог, выделим, что  при разработке урока  существует  главная связь и второстепенная.

       Вторая связь происхождения она помогает сформировать позицию,

выявить причину, следствие, изучаемое в другом учебном курсе. Связь происхождения помогает выйти за пределы одного предмета, и связать его с другими.  

     С помощью связи происхождения хорошо строится интегративные уроки по «ОРКСЭ», связывая религиозные мировоззрения с последствиями их влияния на культуру народов.  Это могут быть уроки, интегрирующие знания из истории религий, истории, чтения, окружающего мира, технологий.  Таким  образом, религия  и ее понятия изучаются  как факторы.     

Третья связь построения  она связывает  все компоненты, они в свою очередь все равны и взаимодействуют  между собой в ситуации, задаваемой главным предметом.  На таких уроках  каждый компонент играет роль   формы  предъявления  изучаемого явления.  На таком интегративном уроке учащиеся учатся связывать, искать аналогии, переносить  полученные знания из одной знаковой формы в другую.

            Четвертая связь управления помогает при изучении понятии и их переносе в другой предмет. Ее применяют при повторении пройденного материала. 

Делаем вывод, что связи в педагогическом процессе помогают  определять  возможности  развития мышления, что в свою очередь приводит нас к конечной цели обучения. Без изучения связей и их структурирования  интегративный урок не получится.

Основой  интеграции как  педагогического процесса являются именно связи. В первую очередь перед учителем стоит задача обозначить связи внутри материала, предмета, затем  связывать с другими курсами  в контексте урока.  При интеграции важно учитывать последовательность изучения  материала  через установление внутрипредметных, межпредметных и транспредметных связей.

Интегративный урок может быть составлен  по-разному. Например, как целый урок, разбитый на мини уроки, сформированных  на материале других предметов. Или один урок,  разработанный с помощью структуры.      

 Таким образом, разработка структуры интегративного урока очень важна. Отметим, что он совмещает в себе разный материал,   разнопредметные методы обучения.  Для педагога важно продумать, как выстроить весь материал.

     Интегрированные  уроки  в начальной школе требуют от учителя высокой подготовки. Процесс формирования личности представляет собой образование сложного интегрального продукта, задачу создания которого нельзя решить средствами только одного какого – либо предмета. Мы все сегодня понимаем, что необходимо выстроить целостную педагогическую систему, способную объединить усилия учителя начальных классов  по реализации интегративного подхода. Тем более, что в Концепции модернизации Российского образования   подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. Специалист, готовясь к уроку должен учитывать: цель урока, объект, нахождение основания для  обобщения информации, создание новой структуры, создание новых связей. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционных методик, а на уровне интеграционных знаний по предметам и освоения новой технологией обучения. Вследствие этого, важную роль играет межпредметная интеграция,  как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младшего школьника. Именно поэтому возникает вопрос об интегративном подходе в  обучении, который формирует новые знания, показывает школьнику общие и разные предметы. Кроме того, для успеха в дальнейшем необходимы и практические знания. Отсюда возникает необходимость уделять больше времени и практическим навыкам, которые позволяют приобщать к исследовательской  деятельности.

Таким образом, регулярное проведение интегрированного урока по курсу «ОРКСЭ» помогает повысить уровень знаний по изучаемому уроку. Сформировать умения устанавливать связи между предметами, явлениями и процессами окружающего мира. 

Следуя логике диссертационного исследования, мы провели апробацию интегративного  урока в  школе центрального района № 620 «РОСТОК». Ниже покажем  технологическую карту, по которой разработали интегративный урок.  

Технологическая  карта по ОРКСЭ  4 класс

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ  № 620

Учитель: Федорова Д.С.

Дата: 15.05.2021

Целевой блок

Тема урока: «Тимур и его команда» 

Цель урока: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

 - формировать уважительное отношение к другому  мнению;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

 - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм

Познавательные УУД:

- уметь извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.  

Регулятивные УУД:

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные УУД:

 - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

-  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Инструментальный блок:

Задачи урока:

Образовательные: развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками взаимодействия с окружающими.

Развивающие: расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств.

Воспитательные: формирование нравственно ориентированных взаимоотношений учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому.

Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение:

 учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур и светской этики.

Организационно – Деятельностный  блок:

Основные понятия : этка поступков, этика, нравственный выбор.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, искусство. 

ХОД УРОКА: урок освоения новых знаний

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивация к уроку.

- Приветствие

- Сегодня мы с вами объединим два предмета - ОРКиСЭ и Литературное чтение.

- Предлагает ребятам посмотреть отрывок кинофильма «Тимур и его команда». Мы с вами уже изучили это произведение, сегодня закрепим и сделаем выводы.

- Просит предположить ключевые слова тему урока.

- Приветствие

- Смотрят отрывок фильма

- Высказывают предположения темы урока

(Команда, группа, дружба, поступки ребят)

Регулятивные : уметь понимать и формулировать цель урока с помощью учителя 

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата;

2.

Актуализация знаний и умений.

Целеполагание.

- Каким общим понятием можно объединить слова, которые вы предложили?

- Как по другому можно назвать группу людей, объединенных совместной деятельностью, заботой друг о друге, решением общих задач?

- Кто может предположить тему урока?

-Как вы думаете, можно ли назвать коллективом ребят Тимура и Квакина? Почему?

- Мы с вами встретились с затруднением, значит нужно найти правильное решение.

- Давайте поставим цели к уроку.

- Высказывают свои предположения.

- Коллектив

- Что такое коллектив.

- Ребята высказывают свои мнения, спорят, доказывают.

(И команду Квакина и команду Тимура можно считать коллективом, только одни отрицательный коллектив, другой положительный)

- Научиться определять, что такое коллектив.

- Применить свои новые знания.

- Определить, можно ли считать наш класс коллективом.

Личностные:

Формирование уважительного отношения к другому мнению

Коммуникативные: излагать свое мнение, высказывать свое мнение

3.

Открытие нового знания.

4.

Практическая работа с взаимопроверкой по эталону

- Какие коллективы вам известны? Назовите их.

- Какие общие признаки у коллективов, которые вы назвали?

- Давайте проверим ваши предположения по учебнику Прочитайте определение на странице 64

- Все ли в нашем классе получается именно так?

- Выполните письменно задание на странице учебника 65.

- Сверьте свой вывод с учебником на стр 65 (курсивом)

 - Можно ли наш класс назвать коллективом? А можно ли утверждать, что наш коллектив сплоченный?

- Объединитесь в группы по 4.

- Распределите в 2 группы (положительные и отрицательные) качества для жизни в коллективе.

Учебник стр 66.

- Поменяйтесь работами с другой группой, поверьте по эталону, дополните при необходимости.

- Учебный, спортивный, рабочий, семейный.

- У группы, коллектива есть свои общие правила, интересы, традиции, совместно выработанные требования уважения друг к другу, защищенность каждого в коллективе

-группа людей объединяемая общим делом, интересами, увлечениями.

- Сравнивают свои выводы с учебником

- Ответы обучающихся

- Выполняют задание, записывают и зачитывают вслух свои выводы.

- Выполняют задание

- Высказывают свои предположения и убеждения.

- Дети объединяются в группы по 4 (по соседним партам)

- Выполняют работу в группе

- Выполняют взаимопроверку

Познавательные:

Умение осознано строить предложения, слушать и понимать речь других. Формулировать проблему

Комунникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме

Регулятивные : уметь понимать и формулировать цель урока с помощью учителя 

5.

Составление алгоритма

- Поменяйте группу

- Придумайте правила поведения для дружного сплоченного коллектива

- Прочитайте правила, дополните свои.

- Пересаживаются, меняя ряд

- Выполняют работу в группах

- Первая группа читает правила, которые написали, остальные группы дополняют своими правилами, которых не озвучили.

Коммуникативные:

 - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

-  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

6.

 Включение в систему знаний

- На карточках у вас отрывки из произведения А. Гайдара «Тимур и его команда»

Прочитайте отрывки, воспользуйтесь записями с уроков «Литературное чтение».

Дайте определение группам ребят- Тимура и Квакина. Какую группу можно назвать коллективом, почему.

- Ребята читают отрывки, подчеркивают ключевые слова, выписывают необходимые фразы из записей с уроков литературного чтения.

- Составляют характеристики групп ребят.

- Защищают свои работы.

Регулятивные :

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные:

 - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

-  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Смогли мы достичь целей?

- Прочитайте свои записи, какой коллектив можно считать дружным и сплоченным?

- Мы узнали, что такое коллектив.

- Смогли определить, что Тимур и его команда – это коллектив, а ребята группы Квакина – это шайка хулиганов.

- Определили, какие качества сплоченного коллектива есть в нашем классе и что нужно улучшить.

Личностные:

 -формировать уважительное отношение к другому  мнению;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

 - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм

Познаватель

- уметь извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.  

Регулятивные :

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; Коммуникативные:

 - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

-  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

8.

Домашнее задание

- Предлагаю вам красочно и творчески оформить правила для нашего класса, чтобы он стал дружным и сплоченным коллективом.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока" для учителей общеобразовательных школ

В презентации рассматриваются отличительные особенности и принципы здоровьесберегающих образовательных технологий....

Статья"Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока"

Здоровьесберегающий урок должен:- воспитывать;- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;- показывать им , что жизнь- это прекрасно...

Задания для проведения зачетного урока по курсу географии, 8 класс

Данные задания могут быть использованы для проведения зачета по окончании изучения региональной части курса географии в 8 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения открытого урока с кадетами 2 курса по физической подготовке. ТЕМА Комплексное занятие

В целях повышения общей физической подготовленности кадет с ними проводятся комплексные занятия. Они включают упражнения, приемы и действия из различных разделов физической подготовки....

Методическая разработка к проведению открытого урока по теме: "You are the best friend of our world"

Формирование коммуникативной компетенции; развитие речевых способностей, памяти, мышления, воображения; формирование целостного представления о мире, приобщение к другим культурам; воспитание ли...