"Дифференциация звуков [Ч] - [Ш]"
план-конспект

"Дифференциация звуков [Ч] - [Ш]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дифференциация звуков [Ч] - [Ш]"30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия:

 «Дифференциация звуков Ч-Ш».

Цель: 

1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;

2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;
3. Развивать слуховое и речевое внимание;
4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.

Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.

Ход занятия.

1. Организационный  момент.

- Здравствуй, садись! Настраиваемся на занятие!

      2.   Артикуляционная гимнастика.

- Сейчас мы с вами выполним  следующие упражнения для язычка:
-
«Чашечка»- 5 сек.

«Вкусных мы блинов поели,  выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем!»

- «Грибок»- 5 сек.

«Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!».

- «Вкусное варенье»- 5 раз.

«Мы вареньем, сладким чаем, всех знакомых угощаем!

С губ сотрем следы варенья, угощенья – объеденья!».

- «Лошадка»- 5 раз.

«Причешу лошадке хвостик и на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок, чтоб никто догнать не смог!».

-«Чистим зубки» - 3раза.

«Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый!».

-«Качели» - 5 раз.

«Вот весёлые качели – выше крыши подлетели!

На качелях вверх и вниз, ты качаться не ленись!».

2. Основная часть.

1. Знакомство с темой.

Послушай слова и назови согласный в начале слова.
Слова:
Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба.
Обратите внимание на разницу в их произношении:
При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.
Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается.
Напоминаем:
Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч – мягкий, Ш – твердый.

2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.

• Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.

• Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.

• Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?

буквы Ч и Ш

3. Дифференциация звуков на уровне слога.

a) Чтение слоговых рядов (с доски):
Ча – ша
Чо – шо
Чу – шу
Чи – ши
Аша – ача
Ошо – очо
Уши – учи и т.п.

b) Диктант слогов:
Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.

c) Игра «Эхо».

Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:

Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.

4. Физминутка.

«У жирафа пятна»

     У жирафа пятна, пятнышки везде:

на лбу, на ушах, на шее, на локтях,

 и на ногах, на животах,

 коленях и носках (дети хлопают себя по телу, изображая пятнышки).

5. Дифференциация звуков на уровне слова.

Отбор предметных картинок (с заданными звуками);

Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)

Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш – синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

6. Дифференциация звуков на уровне предложения.

• Прочитать и повторить скороговорку.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.

3. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?
Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...