Воспитательный потенциал народной культуры в системе ОДО
статья

Пирта Татьяна Ивановна

В статье идет речь о возрастании  социальной роли личности как носителя национальных традиций, художественной культуры, при ограниченном времени изучения искусств в школе и об актуальности  художественно-эстетического развития детей на базе учреждений дополнительного образования,   в связи с  возросшим значением нравственно-эстетического воспитания детей в условиях духовного кризиса современного российского общества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ УДО

«Самым высоким видом искусства,

      самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство, то есть то,

что запечатлено народом, сохранено,

что народ пронес через столетия»

                                                                                М.И.Калинин

        История нашего Отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, православные праздники, а предметы народных ремесел заменили сувенирами, предметами промышленной штамповки. В настоящее время не надо доказывать трагичность сложившейся ситуации, и многие убеждены, что надо воскресить прерванную связь, народу надо вернуть его культуру, генетическую память.              

        Мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.

        В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций, художественной культуры, при ограниченном времени изучения искусств в школе, важнейшей задачей является повышение эффективности художественно-эстетического образования детей.

        В системе дополнительного образования, в отличие от школьной, есть прекрасная возможность уделить достаточно внимания учащимся, то есть вести индивидуальную, дифференцированную работу с детьми по изучению народных традиций.

        Актуальность художественно-эстетического развития детей на базе учреждения дополнительного образования обусловлена возросшим значением нравственно-эстетического воспитания детей в условиях духовного кризиса современного российского общества.

        Система  развития детей в учреждениях дополнительного образования  нацелена на формирование у ребенка потребности в постоянном саморазвитии в сфере нравственной и

художественно-эстетической культуры.

        Важным средством развития личности является коллективная творческая деятельность и профессиональная ориентация. В ее основе – самодеятельность и свобода выбора. Такой характер деятельности не только формирует творческое отношение к работе, но и содействует развитию здорового самосознания, адекватной самооценки. В объединении  создаются благоприятные условия, чтобы ребенок мог попробовать себя в разного рода деятельности, активно искал свое дело в жизни, которое будет отвечать его личностным интересам и способностям.

        Обучение детей  в системе УДО  по программам художественной направленности  создает необходимые условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Одной из таких программ и является  авторская программа «Бисероплетение», а также программа «Жемчужинка»,  адресованная детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

          Целью программы является: создание благоприятных условий для  формирования  у детей устойчивого  интереса  к декоративно-прикладному творчеству и систематической  потребности  к саморазвитию, самосовершенствованию и творческому росту в процессе познаний истории, культуры и традиций бисерного искусства.

         Творческая деятельность побуждает учащихся активно получать новые знания необходимые для осуществления творческих замыслов. Особые условия взаимодействия в объединении: психологический комфорт, свобода, самодеятельность, становление своего творческого «Я», позволяют детям добиваться больших творческих успехов (дипломы победителей:  Всероссийский творческий  конкурс  «Пасхальный сувенир» - Зубенко Виктория ,Всероссийский творческий конкурс «Раскрась пасхальное яйцо»  - Колесников Вячеслав,  краевой  смотр - конкурс  «Адрес детства – Кубань» - Зубенко Виктория,     зональный смотр – конкурс «Пасхальный перезвон»  - Зубенко Виктория, Костыря Элина, Ярославцева Елизавета, Мищинская Анна  , зональный этап краевого конкурса «Молодые дарования Кубани» - Зубенко Виктория,  Костыря Элина, зональный смотр – конкурс «Весенний дебют» - Колесников Вячеслав, муниципальный этап краевого  смотра – конкурса «Моя семья» - Зубенко Виктория, муниципальный этап краевого  смотра – конкурса «Светлый праздник – Рождество Христово» -  Зубенко Виктория).

         Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса – один из очень интересных видов народного творчества. Бисерное рукоделие пришло к нам из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение. История украшения неразрывно связана с историей культуры и развития человечества. Через украшение человек выражал свое понимание мира.

        Программа «Бисероплетение»  носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения, поэтому выполнение практических заданий занимает до 80 % от общего количества учебных часов. Приобретение практических знаний  - процесс сложный и длительный, требующий повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия. Преодолеть возникающие в ходе обучения трудности, помогают влюбленность в свое дело, гордость за первые успехи.

          Программа предоставляет обучающимся условия и среду для активного освоения учебного материала, самовыражения, пробы себя и своих сил, достойного завершения творческих поисков в виде реально осязаемого результата, свободного проявления изобретательности, фантазии и творчества.

        Важным аспектом учебно-воспитательного процесса является индивидуальный подход, удовлетворяющий требования познавательной деятельности ребенка. На занятиях учащиеся получают знания, умения и навыки бисерного рукоделия, знакомятся с историей возникновения бисероплетения, народными традициями. 

        Сфера дополнительного образования – самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития учащихся. Процесс развития личности ребенка целенаправлен и осуществляется в ходе различных видов деятельности  с приоритетом диалогических методов обучения, совместной деятельности педагога и учащихся, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу.

        Индивидуально-личностная основа деятельности, позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, учащиеся, как правило, приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде деятельности – бисероплетении.

        По определению многих источников, развитие личности происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и в организации разнообразной и интересной жизни любого детского коллектива, в работе объединений по интересам, в свободном общении растущего человека. Актуальность данной программы заключается также в том, что в общеобразовательной школе на изучение декоративно-прикладного творчества и народной культуры отводится ограниченное количество часов, в то время как в учреждениях дополнительного образования для этих же целей отводится количество часов в десятки раз превышающие эту цифру. В программе прослеживается системный подход к формированию личности ребенка, стремление побудить учащихся к активной творческой деятельности                      Учебный план программ «Бисероплетение» и «Жемчужинка  включает в себя выполнение творческих работ различной степени сложности  с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, разработку творческих проектов – «Пасхальное яйцо», «Очелье», «Гердан».

          Выполнение творческого проекта (метод проектов) позволяет учащимся приобрести навык в выборе необходимых источников информации, а также возможность претворить в жизнь творческие идеи. Творческий проект предусматривает самостоятельное выполнение и использование необходимых схем, применение на практике, полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков. Технико- экономическая оценка результата проектной деятельности дает детям возможность приобщения к элементарной экономике. Творческий проект – обеспечение обратной связи в процессе обучения: контроль, оценка, корректировка, закрепление знаний и умений.

           Ребята из объединения  принимают активное  участие в выставках и конкурсах различного уровня: «Светлый праздник – Рождество Христово», «Пасха в кубанской семье», «Молодые дарования Кубани», «Адрес детства – Кубань»  и т.п.

        Программа позволяет учащимся выбирать и создавать среду и круг общения, формировать чувство принадлежности к общечеловеческим ценностям. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё разрешение в процессе реализации программы.

        Апробация программы в течение нескольких лет показывает, что не все дети одинаково осваивают программу, поэтому возникает необходимость дифференцировать задания и предметную деятельность по степени сложности, что и характеризует личностно-ориентированный уровневый подход к обучению детей. Дифференцированный подход, формирующий знания и умения воспитанников, позволяет создать условия для выбора учащимися деятельности в соответствии со своими возможностями для получения удовлетворения от достигнутых результатов, что напрямую связано с развитием личностных качеств учащихся. 

        Вариативность и гибкость программы позволяет создать ту среду, которая делает личность каждого ребенка уникальный, что является основным условием его свободного саморазвития и самоопределения.

        Главное педагогическое достижение данной программы заключается в том, что разумно организованная система контроля и оценки результатов деятельности детей в объединении дает возможность определить степень освоения каждым учащимся образовательной программы, выявить наиболее способных и одаренных детей, а также проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную поддержку и внимание

        Понимая глубинный воспитательный  потенциал  народной  этнокультуры, приходишь к выводу, что необходимо возродить в ребенке генетическую память, которая восстановит на уровне коллективного бессознательного прерванную связь поколений, поэтому система художественно-эстетического воспитания  детей  в  учреждениях дополнительного образования  нацелена на формирование у ребенка потребности в постоянном саморазвитии и формировании его  нравственной, эстетической  и духовной культуры.

        Чтобы душа ребенка раскрылась и отозвалась на народную эстетику, важно  познакомить его с этнокультурными традициями и обрядами своего народа. Ребенок должен получить сведения о том, как в этнокультуре относились к труду, человеку труженику, какое место занимал труд в жизненном цикле каждого человека и мог гордиться своими достижениями. Наша задача, чтобы каждый человек ощутил себя частью могучего народа, частью завещанной нам культуры дедов и прадедов, которую надо беречь ради своего будущего и будущего своих потомков.

Ценностные приоритеты военно – патриотического воспитания учащихся  средствами  дополнительного образования

Что представляет собой военно – патриотическое воспитание? Это процесс формирование у подрастающего поколения важнейших духовно – нравственных качеств: любви к Родине,  уважение к законности и правопорядку, ответственности за выполнение конституционного долга  и обязанности по защите Отечества.

А кто такой патриот? У С. Ожегова следующая трактовка: «человек – преданный своему Отечеству, своему народу, Родине». Из этого определения можно сделать вывод о том, что патриотизм проявляется в конкретных поступках и в деятельности человека.

Мир, в котором сегодня живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере морально – нравственных принципов, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Модель повышения воспитательного потенциала школьной культуры

Материал можно использовать на общешкольных родительских собраниях...

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РОЛИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Воспитательный потенциал учебного предмета « История и культура Санкт – Петербурга»

Научная статья посвящена проблеме нравственного воспитания в современном обществе....

"Воспитательный потенциал в системе современного дополнительного образования"

В презентации рассматриваются вопросы воспитательного потенциала в системе дополнительного образования: направления воспитания, условия создания воспитательного пространства, воспитывающая структура (...

Воспитательный потенциал использования социальных сетей в системе Интернет

Как известно, среди разнообразных социальных факторов, определяющих социализацию индивида, таких как семья, образование, группа сверстников, средства массовой информации, всемирная сеть Интернет стано...

Костюмерная «Тайна образа» как форма реализации воспитательного потенциала в системе внеурочной деятельности школьников

Программа предназначена для реализации в группе воспитанников Аскизского пришкольного интерната, обучающихся 10 класса.Направление программы: общекультурное.Форма реализации программы: кружок.Срок реа...

Воспитательный потенциал и система оценки качества воспитания ценностных ориентаций подростков ДОО экологической направленности «Зелёная планета»

Основой стратегии управления воспитательным пространством лицея № 87 является выполнение социального заказа государства и социального заказа обучающихся и их семей. Социальный заказ государства: форми...