Воспитательный потенциал и система оценки качества воспитания ценностных ориентаций подростков ДОО экологической направленности «Зелёная планета»
статья по экологии

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Основой стратегии управления воспитательным пространством лицея № 87 является выполнение социального заказа государства и социального заказа обучающихся и их семей. Социальный заказ государства: формирование у обучающихся современной научной картины мира, воспитание национального самосознания, гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе. Социальный заказ обучающихся и их семей: качественное жизненное самоопределение на основе «персональной» траектории непрерывного самообразования и саморазвития.

Лицей № 87 с 2008 года носит имя академика Людмилы Ивановны Новиковой – автора теории воспитательных систем. Под ее руководством и при непосредственном участии создавалась гуманистическая воспитательная система современного лицея. Воспитательный потенциал ДОО «Зелёная планета» - это часть воспитательной системы лицея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»

(МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»)

XIII городские педагогические чтения,

посвящённые году педагога и наставника,

200-летию Константина Дмитриевича Ушинского

Секция:  Детские и молодёжные общественные объединения. Социальный лифт как инструмент становления гражданственности учащихся.

Д О К Л А Д

на тему: Воспитательный потенциал и система оценки качества воспитания ценностных ориентаций подростков ДОО экологической направленности «Зелёная планета»

Автор: 

Бирюкова Светлана Валерьевна

   учитель  биологии  

телефон: 89159528200

Нижний Новгород, 2023 г.

Указом Президента РФ № 809 от 9.11.2022. утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. К традиционным ценностям относятся жизнь, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,  созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России.

В статье 3 Федерального закона от 29.12.2012. № 273-ФЗ (ред. От 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2023) говорится об основных принципах  государственной политики в сфере образования, в частности о воспитании трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования у современных подростков.

Основой стратегии управления воспитательным пространством лицея № 87 является выполнение социального заказа государства и социального заказа обучающихся и их семей. Социальный заказ государства: формирование у обучающихся современной научной картины мира, воспитание национального самосознания, гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе. Социальный заказ обучающихся и их семей: качественное жизненное самоопределение на основе «персональной» траектории непрерывного самообразования и саморазвития.

Лицей № 87 с 2008 года носит имя академика Людмилы Ивановны Новиковой – автора теории воспитательных систем. Под ее руководством и при непосредственном участии создавалась гуманистическая воспитательная система современного лицея. Воспитательный потенциал ДОО «Зелёная планета» - это часть воспитательной системы лицея.

Я разделяю ценности государства и принципы  государственной политики в сфере образования, поэтому целью ДОО «Зелёная планета» является создание условий для реализации потребности учащихся в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым в формировании благоприятной почвы  для проявления мотивации к углублению своих знаний в области экологии и биологии.

Задачи   ДОО «Зелёная планета»:

• Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком.

• Воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.

• Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями. Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.

• Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.

• Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия.

• Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Принципы работы ДОО «Зелёная планета» основываются на связи обучения с жизнью. Основными мотивами деятельности детей в ДОО является самоактуализация и самореализация личности ребенка.

Структура воспитательного потенциала ДОО содержит следующие компоненты: социальная активность, самореализация личности и позитивно направленная деятельность детей и подростков. Осознание того, что является ценностью, становится одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

Воспитательный потенциал детского общественного объединения «Зелёная планета» реализуется в результате:

а) целенаправленного обеспечения в процессе руководства многообразия видов и форм коллективной деятельности, создающего содержательное и ролевое пространство самореализации личности;

б) организации совместной деятельности школьников как экологически ориентированной субкультурной микросреды;

в) позиционирования через формы социального признания общественно полезного характера экологической деятельности школьников, стимулирующего мотивацию участия.

Развитие личности учащихся осуществляется через личностно- ориентированный подход к проведению занятий с помощью методических приемов обучения, которые:

-стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

-способствуют развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

-обеспечивают развитие исследовательских навыков и умений; основ проектного мышления учащихся;

-вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность.

Системно-деятельностный характер  ДОО обеспечивается основными формами и методами работы с детьми, которые подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как  дискуссия, экологическая беседа. На практических занятиях ребята  занимаются изучением флоры и фауны своей местности, проводят экологические рейды по наведению порядка на территории лицея и района.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы, семинары, обобщающие занятия, занятия-путешествия, выступление агитбригад и др.

Виды деятельности:

Игровая деятельность реализуется через самостоятельную  работу  с информацией при подготовке детей к викторинам, играм-конкурсам;

Проектная деятельность осуществляется путем реализации учебных или социально значимых целей;

Научная деятельность осуществляется совместно с научным обществом учащихся и выражается в написании научно-исследовательских работ, проектов, рефератов по темам эколого-биологической направленности;

Досуговая деятельность реализуется через проведение праздников, связанных с основными экологическими датами;

Олимпиадная деятельность реализуется через программу подготовки к олимпиадам по экологии и биологии.

Развитие личности учащихся осуществляется через личностно – ориентированный подход к проведению занятий: самостоятельная подготовка к играм, конкурсам; презентация деятельности ДОО «Зелёная планета», проведение дискуссий, круглых столов, конференций, экскурсий, викторин, конкурсов, защита проектов и научно-исследовательских работ,  публикации детских работ, участие в олимпиадах различного уровня с помощью методических приемов обучения, которые:

-стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно - ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);

-способствуют развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

-обеспечивают формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;

-обеспечивают развитие исследовательских навыков и умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход  к изучению отдельных явлений);

-вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний  - листовки, газеты, видеоролики, лекции.)

Принимая участие во всероссийской уборке «Сделаем!», осуществляется трудовое воспитание участников ДОО, которое является неотъемлемой частью экологического образования и воспитания, и может быть представлено практической деятельностью детей, направленной на охрану природы родного края. Одновременно с трудовым воспитанием происходит воспитание экологического сознания среди школьников, которые под руководством учителя сажают свое дерево, возможно, первое в жизни. Экологическое воспитание ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Этому способствуют экологические акции «ПЕРЕрождение отходов», «Сдай батарейку – спаси планету!», фестивали экологических агитбригад «Наш дом – Нижний Новгород», Всероссийский конкурс «Мой город — моя забота»,  «Наша Левинка», конкурс социальной рекламы «Живи городом», Городские Королёвские чтения, Грантовый конкурс экологических проектов  En+Group “Мир со знаком +», XVII Региональная естественнонаучная конференция «Школа юного исследователя» конкурс учебно-исследовательских работ школьников и творческий конкурс «Очарование науки», сбор макулатуры в рамках всероссийской акции «Субботка–переработка», организатором которой является Движение ЭКА, экологические уроки в рамках Общероссийской программы с международным участием «Зеленые Школы России» и ЭКОКЛАСС.РФ.

Целью эстетического воспитания в ДОО является развитие эстетического отношения к действительности. Например, участвуя в конкурсе рисунков «Животные Красной книги», дети рисовали своих любимых животных, нуждающихся в охране и защите.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в ДОО «Зелёная планета» осуществляется через Единые дни действий и акции «Птицы в городе» по изготовлению кормушек, ”Большая помощь маленькому другу по сбору кормов для приюта "Верные друзья".

В рамках ДОО «Зелёная планета» интеллектуальное воспитание осуществляется активным участием ребят в областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодёжный мониторинг природных объектов», городском конкурсе экологических научно–исследовательских проектов «Наш дом - Нижний Новгород», областном конкурсе учебно-исследовательских работ школьников «Юный исследователь» ННГУ им. Лобачевского, городской конференции школьников «Экология и здоровье», городской конференции НОУ «Эврика».

Уже  8 лет подряд участники ДОО «Зелёная планета» принимают участие в летней экологической экспедиции на базе учебно-исследовательского полевого стационара «Сережа» в селе Пустынь Арзамасского района Нижегородской области, осваивая навыки экологических полевых исследований и получая знания о природе и экологии животных и растений Нижегородского края. Исследовательская работа в природе поднимает экологическое образование и воспитание на более высокий уровень, способствует закреплению полученных знаний, формированию субъектного, нравственно-эмоционального отношения к природе.

Актуальность моего доклада заключается в соответствии времени с позиции государственного заказа - позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические и экологические знания учащихся, и с позиции социального заказа - дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе, способны делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Практическая значимость доклада в том, что представленный опыт возможен для использования в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности, в общеобразовательной школе во внеклассной работ. Адресная направленность опыта: заместители директора по ВВР, учителя экологии и биологии, педагоги дополнительного образования, педагоги – организаторы.

Наше ДОО «Зелёная планета» входит в состав районного и городского совета детских общественных объединений г. Н. Новгорода «Надежда». Мы активно принимаем участие в реализации городского мегапроекта «Мы вместе» на базе МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества им.В.П. Чкалова». Ежегодно учащиеся ДОО «Зелёная планета» участвуют в городской акции "Неделя защиты животных", городском фестивале экологических агитбригад «Наш дом Нижний Новгород», городском конкурсе по внутреннему озеленению школ «Несущие радость», городском конкурсе социальных экологических проектов «Наш дом - Нижний Новгород», городской конференции НОУ, городской конференциия школьников "Экология и здоровье", городских акциях «Я открываю мир природы», «Я природу берегу», «Экогород».

Критериальная база оценки воспитательных ресурсов ДОО и личностного роста участников складываются из:

-динамики личностного роста каждого ученика (наличие достижений, наград, усложнения обязанностей, уровня самостоятельности, уровня ответственности, масштаба социальной инициативы, инициирования проектов и др.);

-критерия качества организации социального партнёрства (вхождение ДОО в Межригиональную общественную организацию Зелёного движения России «ЭКА» и программы «Зелёные школы России» - федеральная партнёрская общественная программа с международным участием; публикации о ДОО в СМИ, на сайте лицея № 87 https://lyceum87.nnov.ru/; https://vk.com/lyceum_87; https://eco.na5bal.ru/eco/572/index.html;                 https://pandia.ru/text/80/563/1892.php.

-критерия качества условий развития и различных видов поддержки ДОО со стороны образовательной организации (система поощрений – грамоты, подарки, использование материально-технической базы лицея – компьютеров, интернета, научно-методическое сопровождение деятельности ДОО – выступление на семинарах, педагогических чтениях, наличие документов, определяющих деятельность ДОО – программы, паспорта ДОО.) Результатом воспитания учащихся в ДОО с позиции наболюдения является формирование у них личностных универсальных учебных действий:

  • бережного и ответственного отношения к объектам окружающей среды;
  •  восприятия природы как объекта охраны и защиты;
  • выработку гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения;
  • адекватную самооценку учебной и социально значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей.

За 2021/2022 г. мы внедрили 2 социально-значимых проекта: «Действуем в защиту Левинки: участие школьников в восстановлении городской реки» при поддержке Фонда президентских грантов: сажали деревья и кустарники на берегу реки Левинки рядом с ул. Люкина. Три участка берега реки Левинки были благоустроены на основе трех лучших мини-проектов учащихся лицея № 87; проект экологического этнографического парка «На Левинке», который был отправлен на Всероссийский конкурс «Мой город - моя забота» в номинации «Культура планирования использования территории», проект «Школьная страна». Мы приняли участие в Общественном образовательном проекте «Нижний Новгород - экологическая столица»,  движении «Поможем реке», входим в состав «Попечительского Совета реки Левинки», акциях по уборке мусора на Левинке и др.

Приложение

Результаты за 2021-2022 учебный год

Районный фестиваль авторской туристической песни «Круг друзей» - 3 место

Всероссийский конкурс «Мой город — моя забота», номинация «Культура планирования использования территорий», Мошенцова Алина победитель заочного этапа

Фестиваль экологических агитбригад «Наш дом — Нижний Новгород» - 1 место в районном конкурсе

Конкурс «Наша Левинка» номинация «Дизайн-проект реки», 1 место

номинация «Рисунок» - 3 победителя

Районный этап городской акции «Неделя защиты животных», конкурс рисунков «Морские животные России», 2 место

Городской конкурс социальной рекламы «Живи городом», номинация «Здоровый образ жизни», участие

Городские Королёвские чтения, 4 участника, из них 3 человека — 2 место, 1 — 3 место

IV Всероссийская научно-практическая конференция школьников «Мой шаг в будущее» МОУ «Гимназия № 56 Люберцы Московской области», участие Бурыгина Алиса 10 класс

Региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», 2 участника, из них 1 - Павлов Тимофей 9 класс — 1 место

Всероссийский конкурс «Хранители птиц», изготовление и развешивание кормушек, участие

Грантовый конкурс экологических проектов  En+Group “Мир со знаком +» номинация «Экологическая тропа», участие проект «Экологическая тропа «Левинка» автор Мошенцова Алина 9 класс

XVII Региональная естественнонаучная конференция «Школа юного исследователя» 31.03.-1.04.22. ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики РАН» конкурс учебно-исследовательских работ школьников и творческий конкурс «Очарование науки», 3 участника

Городской этап международного  конкурса творческих работ «Юный художник и автор» номинация рисунок, 2 участника, 1 человек — 2 место

Городская акция «Я открываю мир природы» конкурс «Экогород», интерактивный конкурс слоганов «Раздельный сбор мусора», 11 участников

XXVI Региональная научно-практическая конференция учащихся «Творчество юных» секция «Экология» МИЭТ Национальный исследовательский университет, 1 призёр заочного этапа и участник очного этапа Павлов Тимофей, 1 призёр очного этапа Мошенцова Алина

Городская конференция школьников «Экология и здоровье» НГПУ, 4 участника: 1 место — 2 человека, 3 место — 2 человека

Областной конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь 2022», 3 участников заочного этапа, 1 призёр очного этапа — 2 место Визгалова Алина 9 класс

12 областная научно-практическая конференция школьников по экологии НИРО и «Строчковская средняя школа», 3 участника заочного этапа, 1 победитель очного этапа Визгалова Алина 9 класс

        Публикации

Статья «Конкурс «Бережливая инициатива», Учительская газета №51 от 21.12.21.

Статья о Левинке «Река, рядом с которой мы живём». Газета День города № 1 от 12–18 января 2022.

Участие в конкурсах

1. Открытый конкурс на вручение памятного знака общественного признания за участие в развитии добровольческого движения в Нижегородской области «Меняющие мир 2021». Диплом участника.

2. XIV Международный смотр-конкурс городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить» за организацию ДОО экологической направленности «Зеленая планета». Диплом призёра.

3. Конкурс «Наша Левинка» номинация «Урок о реке Левинке», 1 место.

4. Всероссийский конкурс школьных экопроектов «Моя зелёная школа», проект «Наша школьная страна», финалист конкурса Бирюкова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Ценностные ориентации подростков

Дипломная работа. Актуальность исследования ценностных ориентаций подростков на современном этапе развития российского общества определяется кардинальными социально-экономическими изменениями в Р...

Экологическое воспитание учащихся на примере детского общественного объединения природоохранной направленности «Зелёная планета».

Цель ДОО «Зелёная планета»: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления...

ценностные ориентации подростков

Настоятельно рекамендую прочитать всем данную статью ,работу не только работников в сфере оброзования а настоятельно прошу рекомендовать Родителям ваших детей.Именно такими статьями , и подобными рабо...

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Основные направления воспитания ценностного отношения подростков к здоровью на уроках географии.

В своем докладе я расскажу вам об учебно-воспитательной работе, а именно, об использовании здоровьесберегающих технологиях на уроках географии.       В создавшейся ...