«Картотека дидактических игр нравственного воспитания детей»
картотека

Назипова Замира Изакуловна

Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально – положительного отношения к окружающим. Положительное эмоциональное состояние – это основа доброжелательного отношения к людям, готовность к общению. Отрицательное эмоциональное состояние моет послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.Именно дидактическая является незаменимым    обучения  детей    различных    в  нравственной  деятельности.    и  развивающая   ценность    в  игровой  форме    в  содержании  и    ею на  решение  задач    воспитания - воспитания    отношения  детей  к    окружающей  , к  труду,  взаимоотношения  ; раскрываются  нравственные  , формируется  нравственные .  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_2021.docx313.25 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»

(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B0-%D1%8B%D1%88%D0%B8-43237177.jpg

«Картотека дидактических игр

нравственного воспитания детей»

Составила: Назипова З.И.,

        воспитатель первой кв. категории

Прокопьевск 2021

Содержание:

  1. Введение  ………………………………………………………………………3
  2. Дидактические игры …………………………………………………………4
  3. Заключение ……………………………………………………………… ….11
  4. Список литературы …………………………………………………… …...12

Введение

      Незаменимым средством обучения детей преодолению различных затруднений в нравственной деятельности является дидактическая игра.

      Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности ею на решение задач нравственного воспитания- воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношения людей; раскрываются нравственные черты, формируется нравственные привычки.  

      Однако в практике дидактические игры применяются недостаточно, дети не проявляют к ним устойчивого интереса. Возможно, причиной этого является то, что воспитатели основное внимание уделяют обучающему содержанию лишь на занятиях и мало используют интересную для детей игровую деятельность.

      Таким образом, дидактическая игра в педагогическом процессе детского дома должна являться и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактическая игра должна шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности.

      Для формирования необходимых умений, понимания того или иного поступка, элементарного взаимодействия с людьми, поведения в соответствии с принятыми нормами в данном обществе или группе мною составлена система работы, включающая,  дидактические игры и упражнения, диагностические задания.

      Цель: формирование у детей и воспитателей значимости нравственных ценностей и правового воспитания через дидактические игры.

      Задачи:

1. Выявить уровень сформированности у детей нравственных качеств и поступков;

2. Обогатить предметно-развивающую среду, направленную на нравственное развитие детей;

3.Воспитывать чувство собственного достоинства, комфортного, эмоционального общения с взрослыми и сверстниками;

4. Способствовать переходу нравственных навыков в привычку;

5. Научить детей разрешать конфликтные ситуации.

Дидактические игры

«Рукотворный и нерукотворный мир»

      Цель: упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.

      Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет, не сотворенный человеком, то дети произносят слово «Нерукотворный».

      Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.

«Назови ласково»

      Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

      Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т. д.

      Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

      Оборудование: волшебная палочка.

«Круг желаний»

      Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

      Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.

      Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.).

«Вспомни сказку»

      Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

      Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

      Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

      Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

«Добро – зло»

      Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать     мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

      Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

«Тайный друг»

      Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

      Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.

      Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

      Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

«Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»

      Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

      Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее»

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

      Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат с ссорой, а ссоры делают человека одиноким.

«Обзывалки»

      Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

      Материал: мячик.

      Ход игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того,кому передается мячик: «А ты, Лешка – картошка»«а ты Иришка - редиска» и т. д.Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты Маринка – картинка»«А ты, Антошка – солнышко», т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

      Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

«Нужно - нельзя»

      Цель: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

      Материал: иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома)

      Ход игры: воспитатель спрашивает что нужно делать, например,в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши.,что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации). За правильный ответ участник получает фишку.

«Научи послушанию»

      Цель: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать уверенность в себе.

      Материал: картинки или книжки сказки «Красная Шапочка»«Волк и семеро козлят»«Заинькина избушка» и т. д.

      Ход игры: воспитатель предлагает иллюстрации или книжки,где непослушание привело к беде:

      Вариант 1: ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно.

      Вариант 2: ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.

«Благородные поступки»

      Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

      Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

      Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

      Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

      Материал: сюжетные картинки,на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т

      Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Как я дома помогаю?»

      Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

      Материал: картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

      Ход игры: воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

«Я люблю…»

      Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.

      Ход игры: ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Узнай о ком я говорю»

      Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

      Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают

«Тайный друг»

      Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

      Материал: конверты по количеству детей, детские фотографии.

      Игровые действия: сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Можно нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней дети угадывают, кто был их «тайным другом» и проводится беседа о дружбе.

«Пожалуйста»

      Цель: развитие произвольности, слухового внимания.

Ход игры:

      Вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибшийся выбывает из игры.

      Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ребенок, который ошибся, выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание – любое придуманное ведущим.

      Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе с детьми 4-5 лет.

«Круг желаний»

      Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

      Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.).

      Ход игры: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.

«Ожившие игрушки»

      Воспитатель  (садится  на  ковёр,  рассаживая  детей  вокруг  себя).  Вам, наверное,  рассказывали  или  читали  сказки  о  том,  как  оживают  ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и  представьте свою самую любимую игрушку,  вообразите,  что  она,  проснувшись,  делает  ночью.  Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными  игрушками.  Только  опять-таки  все  наши  действия  выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.  

«Комплименты»

      Сидя  в  кругу,  все  берутся  за  руки.  Глядя  в  глаза  соседу,  надо  сказать  ему несколько  добрых  слов,  за  что-то  похвалить.  Принимающий  комплимент кивает  головой  и  говорит:  «Спасибо,  мне  очень  приятно!».  Затем  он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать  комплимент  или  предложить  сказать  что-то  «вкусное»,  «сладкое», «цветочное».

«Садовники и цветы»

       Группа  делится  на  две  подгруппы  и  воспитатель  объясняет  правила  игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы,  которым  не  надо  воды.  Они  увядают,  если  долго  не  слышат  о  себе добрых  и  вежливых  слов.  Пусть  одна  подгруппа  будет  цветами,  которые завяли,  а  другая  -  садовниками,  которых  вызвали  на  помощь  увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.

«Пирамида любви»

       Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья,  у  кого-то  кукла,  а  некоторым  просто  нравится  мороженое. Предложите  детям  построить  пирамиду  любви.  Взрослый  начинает  её строить, называя то, что он любит и кладёт  руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

 

«Только хорошее»

      Педагог с  мячом стоит перед  детьми,  стоящими  в  ряд,  а  затем  каждому  из них  бросает  мяч.  Дети  ловят  мяч  только  тогда,  когда  произносится  какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они  делают  шаг  в  сторону  педагога. Если  дети  случайно  поймают «плохое качество»  (жадность,  злость,  они  делают  шаг  назад.  Побеждает  тот,  кто первым дойдёт до педагога.  

 

«Копилка добрых дел»

      Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите  ребёнку  положить  в  «копилку»  столько  кружочков,  сколько добрых дел он  сегодня  совершил. Если ребёнок затрудняется,  помогите  ему найти  это  доброе  дело  даже  в  малейших  положительных  поступках.  Такая игра  будет  стимулом  совершать  что-то  хорошее.

Заключение

      В данной работе рассмотрена проблема воспитания нравственно-волевых качеств у воспитанников.

     Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

      Теория и практика нравственного развития является одной из самых актуальных тем современной педагогики и психологии.

      В результате проведенного практического исследования можно заключить следующее.

      Направление, специально посвященное теории игры и ее роли представлено большим количеством теоретических и, что особенно важно, опытных, экспериментальных работ, затрагивающих вопросы общей природы игры, ее видов, функций и механизмов, ее роли в общем психическом развитии.

      Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка.

       Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме.

      Основываясь на проведенных исследованиях коллег разных образовательно – воспитательных сфер, мною было выявлено, что именно в игре можно повысить уровень нравственного развития детей, сформировать основные нравственные нормы. Как показал эксперимент педагогов, для эффективного воздействия на ребенка необходимо соблюдать ряд условий, а также использовать специальные игры.

      Постоянное использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр по нравственному развитию позволяет развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать всесторонне развитую личность.

Список литературы

  1. А.М. Виноградова « Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» М. 1989
  2. Л.С. Выготский « Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» 1966 год № 6
  3. Р.И. Жуковская « Игра и её педагогическое значение» М. 1975 год.
  4. https://pedsovet.su/load/261-1-0-14972
  5. https://znanio.ru/media/kartoteka-igr-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-2664557


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре для мам. «Нерожденные дети хотят жить»

Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние  на нашу личность, формирует наш жизненный опыт, позиции, складывает характер. Нередко нам кажется, что необходимо сейчас пе...

Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...

Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...

Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...