«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».
статья по краеведению по теме

Богомолова Оксана Валерьевна

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курдюкова О. В. – автор программы

по духовно-нравственному воспитанию

«Я и мое Отечество».

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах

духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская

общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.

В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить своё место во вновь возникшей системе общественных координат. С учетом огромной роли Русской Православной Церкви в процессе историко-культурного развития и становления духовно-нравственного потенциала России в течение ряда лет строится и развивается сотрудничество Управления образования Администрации поселка Серебряные Пруды и Серебряно-Прудским Благочинием.

Беря во внимание все эти жизненные аспекты, я решила, что работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся нужно проводить по специально планированной программе. Так появилась программа «Я и мое Отечество». Приоритетные задачи этой программы решаются по направлениям:

  1. Я - патриот
  2. Я и планета Земля,
  3. Я и школа,
  4. Я и семья,

5.Я и искусство.

Воспитание верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности и любви к Отечеству, готовности к защите ее свободы и независимости, осуществляется в школе в рамках программы "Я и мое Отечество", одного из ее направлений "Я - патриот". Мы принимаем участие в делах благотворительности, помощи больным и престарелым, в общественно-полезном труде в восстановлении исторических и церковных объектов, святынь русского народа.

Теплом и заботой окружены ветераны Великой Отечественной войны. Ребята оказывают им посильную помощь, приглашают на классные часы, общешкольные праздники. Участвуют в традиционных акциях "Забота", "Красная гвоздика", "Салют, ветеран", "Память". Каждый классный коллектив ведет поисково-экспедиционную деятельность, результаты которой отражены в экспозициях школьного музея.

Доброй традицией в школе стали "Дни гражданина России", когда подросткам вручаются паспорта.

Воспитание гражданина России невозможно представить без подготовки ее защитников. В клубе "Патриот", в спортивных секциях, в секциях рукопашного боя занимаются учащиеся школы. Наши выпускники служили и

служат в Армии, воевали в горячих точках и имеют награды, обучаются в военных заведениях.

Юные граждане успешно защищают честь школы во всех городских, областных, всероссийских конкурсах патриотического направления.

В нашей школе созданы оптимальные условия для воспитания обучающихся: два спортивных зала, прекрасный актовый зал, оснащенная всеми техническими средствами библиотека, музей, выставочные витрины, уголки природы, уголок прав ребенка. В школе ведут работу кружки и спортивные секции различных направлений, с учетом возрастных особенностей учащихся и их желаний.

Педагогический коллектив школы осуществляет духовно-нравственное воспитание обучающихся через уроки, классные и клубные часы, внеклассные мероприятия, походы и экскурсии. Частыми гостями в нашу школу являются священнослужители.

С первого сентября 2006 года для обучающихся введено преподавание предмета «Духовное краеведение Подмосковья», который изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства.

В муниципальном образовательном учреждении «Серебряно-Прудская школа им. В. И. Чуйкова» в течение девяти лет ведется курс «Основы православной культуры».

Опыт реализации программы изучения православной культуры показал её жизненность и востребованность в школе.

Вместе с тем работа над выполнением мероприятий программы «Изучение основ православной культуры» выявила и ряд проблем. Прежде всего -недостаточную вовлеченность в процесс реализации программы родителей, общественности. Институт семьи не обеспечивает полноценное духовно-нравственное воспитание детей, семья утратила контроль за свободным временем детей и подростков, проигрывает во влиянии на личность другим факторам социализации. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Остаются высокими показатели социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.

Работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся ведется по Программе для 5-11 классов общеобразовательных школ, составленная Протоиереем Виктором Дорофеевым.

Основной целью этой программы является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия.

Главной содержательной линией курса является Личность Иисуса Христа и Его вероучение.

Изложение курса начинается с раздела «Мироведение», в котором излагается православная точка зрения на происхождение Вселенной, на мир духовный и материальный, что позволяет подготовить учащихся к восприятию последующего материала курса.

Приоритетные задачи этой программы решаются по направлениям:

  1. История русской Православной Церкви.
  2. Общая история Церкви.
  3. Православные богослужения, таинства.
  4. Православные храмы, святыни, церковное искусство.

Ведущая роль в приобщении обучающихся к духовно-нравственным ценностям принадлежит школьному музею (руководитель Чудакова Т. И.). Подготовлена лекторская группа и проводятся экскурсии по выставочному залу, в том числе для учащихся других школ и участников областных семинаров. Традиционно на базе музея школы проводится научно-исследовательская работа.

Классными руководителями широко используется воспитательный потенциал видеоцикла «Уроки нравственности». Уроки «Милосердие», «Порядочность», «Сила воли», «Пытливость», «Совестливость», «Искренность», «Терпимость» способствуют формированию морально-нравственных установок, расширению культурного кругозора обучающихся, не оставляют детей равнодушными.

По другим направлениям программы «Я и мое Отечество» тоже ведется плодотворная работа: один раз в четверть проводятся выставки художественного и прикладного творчества, в прошлом учебном году учащиеся нашей школы выступали на районной конференции «Роль Православия в защите Отечества», в школе был проведен семинар для учителей истории, русского языка и классных руководителей «Просветительские традиции святых Кирилла и Мефодия», принимаем участие в проведении христианских праздников поселка и района, в патриотических акциях, посвященных годовщине освобождения Серебряных Прудов от фашистских захватчиков, учителя проводят выездные экскурсии родителей и учителей в святые места и монастыри, тематические вечера духовно-эстетической направленности.

Классные руководители провели Православный лекторий для старшеклассников «Возрождение духовности в Серебряно-Прудском районе».

Намечено проведение очередного педагогического совета школы с привлечением духовенства района на тему «Семья в современном мире»,

конкурс сочинений на тему: «Как возродить духовное наследие наших предков?». Проводятся беседы с Благочинными района с элементами диалога

  • Нам счастья не сулит обида чья-то
  • Маленькое дело лучше большого безделья
  • Самолюб никому не люб
  • В классе радость на всех одна

В результате осуществления Программы ожидается повышение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения нашего поселка, его патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровня знаний отечественной истории и культуры, потому как чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Подходы к решению проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики".

Проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики....

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Системный подход в решении учебных задач

Системные связи в языке положены в основу русской грамматики, однако в практической учебной литературе они не рассматриваются, следовательно, разрушена логика предмета, утеряны внутрипредметные связи....

Системный подход в решении учебных задач

Системные связи в языке положены в основу русской грамматики, однако в практической учебной литературе они не рассматриваются, следовательно, разрушена логика предмета, утеряны внутрипредметные связи....

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»...

Выступление на педсовете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

тема: «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»цель: Воспитание у обучающихся ценностного отношения к России, своему народу, своему ...