Семинар по психологии (СЭВ) "Солнечный зайчик"
план-конспект

Елена Евгеньевна Сергиенко

Психологический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _solnechnyy_zaychik_sev.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Шкуринской

Тема: «Солнечный зайчик»

 ( профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

25 марта 2019г

               

   

     Весна – не просто одно из времен года, это новая жизнь, это «утро года». Волшебная пора, когда оживает природа, греет ласковое солнце, поют радостно птицы на ветках, все вокруг зеленеет, цветет, благоухает. Время прекрасного настроения, улыбок, счастья, любви. Но весна – это еще некоторое смятение чувств, сомнений, разочарований, надежд….

Я мечтала о морях и кораллах.
Я поесть хотела суп черепаший.
Я шагнула на корабль,
A кораблик оказался из газеты вчерашней.

То одна зима идет, то другая.
И метели за окном завывают.
Только в клетках говорят попугаи,
а в лесу они язык забывают.

У подножья стали горы - громады.
Я к подножию щекой припадаю.
Но не выросла еще та ромашка,
на которой я себе погадаю. 

А весною я в несчастье не верю,
И капели не боюсь моросящей.
А весной линяют разные звери.
Не линяет только солнечный зайчик.

Новелла Матвеева

Весна - расслабление и порыв!

И нет ни вредней ее, ни полезней.

Она - обостренье всех чувств людских

И, к сожаленью, вещей иных,

Она - обострение всех болезней...

Эдуард Асадов

     Сегодня мы погреемся в лучах солнечного зайчика, будем холить, лелеять себя, зарядимся позитивом. Сейчас это нам просто необходимо. Ведь сейчас мы особенно нуждаемся в разрядке, некотором тайм-ауте перед последним рывком. Еще немного-и конец учебного года, долгожданный отпуск… Но силы, кажется, на исходе. Каждый из нас, наверняка испытывал:

-чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-рассеянность, раздражительность;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

-ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

-сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

-дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

Тема: «Солнечный зайчик»

Цели: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и укрепления психологического здоровья педагогов

Задачи:

-обучать педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния;

-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, слайдовая презентация, цветные карандаши,  раздаточный материал  (бусинки),

Семинар «Солнечный зайчик» ориентирован на педагогов специальной (коррекционной) школы.

Количество участников: 25-30 человек.

Данная система включает в себя несколько направлений:

- игры и упражнения;

- арт-терапевтические техники ( вокалотерапия, библиотерапия, изотерапия);

- релаксационные методики

Это  в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.

1.Игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

2.Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.

3.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию

Структура семинара:

Этап I.  Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

Этап II. Упражнения:

- «Солнечный зайчик»;

-Работа  с именем  «Что в имени тебе моем…»;

-техника «Подарок себе, любимой»;

-вокалотерапия;

-песенное ассорти

Этап III. Рефлексия семинара. Позитивные аффирмации

Ход семинара:

Этап I.  Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

  Специалисты сферы образования в большей степени подвержены риску эмоционального выгорания в связи  с использованием в работе с людьми ресурсов своей психики.

           В практической деятельности таких специалистов возникает проблема профессиональной деформации, более известная как «Синдром эмоционального выгорания» (далее – СЭВ).

«Синдром эмоционального выгорания»:

-это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека;

-этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

В основе возникновения эмоционального выгорания лежит ряд основных причин:

1. Личностные, т.е. некая предрасположенность личности к эмоциональному выгоранию – заниженная самооценка, пессимизм, трудоголизм, перфекционизм и пр.

2. Организационные, связанные с условиями труда специалиста, ритмом работы и технологиями ее выполнения.

3. Ролевые, связаны с необоснованно предъявленными требованиями к специалисту, неопределенностью его роли и статуса в коллективе и пр.

При этом, учитывая вышесказанное важно отметить, что специалист с эмоциональным выгоранием может «передать» свое состояние коллегам и даже детям, с которыми он непосредственно работает.

Однако на эмоциональное выгорание можно посмотреть как на особый механизм психологической защиты, проявляющийся в форме некого исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие. В таком случае выгорание носит конструктивный характер, поскольку позволяет педагогу контролировать свои эмоции и экономно расходовать энергию своей психики.

Симптомы появления СЭВ:

-чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-рассеянность, раздражительность;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

-ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

-сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

-дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

Профилактика профессионального выгорания:

1.Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

2.Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Способы саморегуляции:

-смех, улыбка, юмор;

-размышления о хорошем, приятном- отвлечение;

-различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физические нагрузки переключают эмоции ;

-рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

-мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

-«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

-вдыхание свежего воздуха;

-чтение стихов или молитв;

-высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

            Эмоциональное выгорание, как и любые другие проблемы, лучше предотвратить,  чем бороться с их последствиями.  Поскольку мы имеем дело с эмоциями, то одним из прекрасных средств профилактики эмоционального выгорания является метод арт-терапии. Но самое главное-позитивное мышление, умение находить позитивные моменты в различных ситуациях. Сегодня мы будем позитивно мыслить, релаксировать, восполнять собственные ресурсы позитивным мировосприятием, любить, холить, лелеять себя. Купаться в лучах солнечного зайчика.

 Этап II. Упражнения:

    1) «Солнечный зайчик  в моем имени» Возьмите зайчика. Передавая зайчика друг другу,  нужно подбирать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д.

2) Работа  с именем  «Что в имени тебе моем…»;

«Работа с именем»

«С рождения у каждого из нас есть неизменный спутник – наше имя. Подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Загадочна и необъяснима власть нашего имени. В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молятся, и проклинают через произнесение имени. Нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Силы, заложенные в имени человека, помогают преодолевать трудности и распознавать истоки радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста.

Имена, которые записаны в документах, отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме «официального» имени» человек несет детские и «особенные» имена. Те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.

Давайте и мы поразмышляем над скрытым смыслом наших имен.

-Кто Вас назвал? В честь кого?

-Как Вас называли в детстве?

-Было ли у Вас прозвище?

- Какие у Вас сейчас есть прозвища или ласкательные имена?

- Как Вы себя чувствуете с вашим именем среди других?

- Если бы Вы выбирали себе имя заново,  Вы оставили бы себе прежнее имя или выбрали бы новое?

- Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для Вас в разные периоды жизни?

-Ваши знаменитые тезки?

-Какого цвета Ваше имя?

3) Техника «Подарок себе, любимой»;

В современном мире, характеризующимся научным и техническим прогрессом, обереги не утратили актуальности.  Используя защитные обереги, человек старается оградить себя и близких от отрицательного внешнего воздействия.

Талисманы уберегают владельца от сглаза и другого негатива, привносят в его жизнь массу позитивных моментов. Довольно популярными считаются обереги в виде браслетов. Сегодня мы изготовим позитивный браслет себе-любимой.

3)Техника вокалотерапия;

          Вокалотерапия – это метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. Особенно эффективна вокалотерапия при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно - сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера.

         Методы вокалотерапии  активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.

  Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия. 

         Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии, то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

          Гласные звуки (кроме звуков <Е> и <Ё>):

<А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

<И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

<О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

<У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

<Ы> – лечит уши, улучшает дыхание;

<Э> – улучшает работу головного мозга.

          Звукосочетания:

<ОМ> – снижает кровяное давление;

<АЙ>,< ПА> – снижают боли в сердце;

<АП>,< АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> – исправляют дефекты речи;

<УХ>,< ОХ>, <АХ> – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

          Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть):

<В>,< Н>, <М> – улучшают работу головного мозга;

К>,< Щ> – лечат уши;

<Х> – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

<Ч> – улучшает дыхание;

<С> – лечит кишечник, сердце, легкие;

 М> – лечит сердечные заболевания;    <Ш> – лечит печень.

          Алгоритм занятий:

1.    Упражнения на снятие напряжения и расслабление мышц лица, шеи, туловища (3-5 минут.)

2.    Дыхательная гимнастика (7 – 10  минут).

3.    Вокальные упражнения (10 - 15 минут).

          Заключительный раздел вокалотренинга – творческое задание

          В результате  регулярных занятий (не реже двух раз в неделю) уже через 4 - 5 недель можно наблюдать повышение жизненного тонуса и выносливости, стабилизацию психоэмоционального состояния, артериального давления, улучшение общего самочувствия и настроения.

4) Песенное ассорти

Этап III. Рефлексия семинара. Притча «Так будет не всегда». Позитивные аффирмации

Однажды один человек, прогуливаясь по улице, увидел сидящего на краю дороги старичка.
— Старик, ты мудрый, скажи мне, вот я не старый и сильный мужчина, но нигде не могу найти работу, у меня сын — бездельник, дочь гуляет, а жена ничего не делает по дому. Как все исправить?
Старик отвечает:
— Повесь у себя на двери табличку и напиши на ней: «Так будет не всегда»
Через некоторое время его сын занялся своим делом, дочь вышла замуж и стала хорошей женой, и заботливой супругой своей он стал очень доволен, да и сам устроился на хорошую работу. Однажды, проезжая на своём автомобиле, он вдруг повстречал того самого старика на дороге.
— Ну что, старикашка, всё сидишь? А у меня всё наладилось. И что ты мне сейчас посоветуешь?
Старик посмотрел на него и сказал:
— Табличку ту, не снимай

      Желаю вам «не снимать табличку» позитива, верить в свои силы, в солнечного зайчика,  видеть хорошее, позитивное в окружающем.

      Желаю вам здоровья, успехов, стремления не поддаваться профессиональным рискам и эмоциональному выгоранию. Носите всегда с собой смех, радость и улыбку, позитивно смотрите на мир, своевременно восполняйте  свои ресурсы. Любите себя!

Спасибо за внимание. Благодарю всех за работу!

                               Выбрать и озвучить позитивную аффирмацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для психологов "Конфликт"

Информация для проведения семинара...

"Солнечные зайчики" выступление из опыта работы

Выступление из опыта работы  в методическом объединении музыкальных руковадителей...

Программа кружковой работы "Солнечные зайчики" по развитию устной речи и творческих способностей

Цель программы — развитие устной речи и творческих способностей детей сред­ствами театрального искусства. Задачи - Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих ...

Программа дополнительного образования "Солнечные зайчики"

Ритмика с элементами пластики и хореографии...

Сценарий игровой программы "Солнечные зайчики"

Сценарий игровой программы "Солнечные зайчики"...

Работа в мастерской по изготовлению кукол под руководством Моисеенко Т.С. и Дмитриевой Н.В. Тема: Изготовление кукол для спектакля «Солнечный зайчик».

Данный материал описывает методы и последовательность работы по изготовлению кукол для кукольного спектакля...

Конспект занятия в сенсорной комнате с обучающимися начальной школы с легкой умственной отсталостью «Солнечные зайчики»

Цель: формирование навыков саморегуляции, развитие воображения у обучающихся с ОВЗ.Задачи: - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;- закреплять умен...