Программа дополнительного образования "Солнечные зайчики"
рабочая программа на тему

Делендик Виалетта Георгиевна

Ритмика с элементами пластики и хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по ритмике159 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

      Музыкально-ритмические движения являются синтетическим  видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

      Основная направленность данной образовательной программы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

      Ритмика – музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи выдающегося швейцарского музыканта-педагога, композитора, пианиста и дирижёра, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака-Далькроза. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий – не столько «Я знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения». Эта система стала известна во многих странах Европы и в России по названием «метода ритмической гимнастики».

 Современность и актуальность этой методики,  прежде всего в том, что музыкально-ритмические упражнения являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По мнению Э. Далькроза, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом он считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

      В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

      Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер и др. ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н.Г.Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила её в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д. она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчёркивала также и оздоровительное значение занятий ритмикой.

   Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н.Г.Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где разрабатывались учебные программы (для школ, техникумов, консерваторий) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, систематизировали практический материал.

      Члены Московской ассоциации ритмистов (Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, Ю.А.Двоскина, Е.В.Конорова и др.) справедливо считали, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.

      Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей легли в основу занятий по ритмике. Данная  программа занятий построена на практическом материале, методических разработках и рекомендациях таких выдающихся педагогов как Е.В.Конорова, И.Ф.Лифиц, Г.С.Франио, И.В.Заводина, Л.В.Богомолова, А.И.Буренина и др., и адаптирована к условиям общеобразовательной школы.

      Новизна данной образовательной программы:

     Для создания целостного музыкального образа используется в качестве музыкального сопровождения, целое произведений – в записи или в «живом» исполнении, а не отрывки по 8, 16 тактов,  как это принято в традиционных музыкально-ритмических  упражнениях.

     Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков, ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

      Ритмика как предмет представляет собой единство интуитивной и осознанной реакции движения на музыку. Сознательное отношение к ритму приводит ученика к более живому и полному восприятию не только музыки, но и искусства вообще.

      Программное содержание курса включает работу над музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения, очень тесно друг с другом соприкасающимися, разделение которых носит условный характер и даётся в учебных целях.

   Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят учащихся к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метро-ритмические особенности через движение, анализировать форму произведений. Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными. Они заимствуются из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения с предметами и без них, построения и перестроения), танца (элементы народных и бальных танцев, движения характерного танца, отдельные элементы современных танцев), из области сюжетно-образной драматизации. Самое серьёзное внимание в работе над навыками выразительного движения уделяется взаимосвязи движения и музыки.

    Значительное место отводится заданиям, развивающим художественно-творческие способности учащихся, воображение, инициативу, самостоятельность.

           Учитывая специфику предмета, работа по программе курса ритмики строится по концентрическому методу (по спирали). Все разделы вначале изучаются на более простом музыкальном материале, в дальнейшем происходит возврат к этим разделам, используя более сложные музыкальные произведения, работая над музыкально-ритмическими упражнениями, композиционно более развёрнутыми, отличающимися большим разнообразием движений. Таким образом, соблюдается основной дидактический принцип – идти от простого к сложному. Благодаря концентрическому методу уроки ритмики носят комплексный характер и включают материал разных разделов, поэтому указанное общее количество представляет собой время, затрачиваемое на тему в течение всего года.

   Общепедагогические задачи осуществляются всей постановкой учебного процесса. Проведение занятий на основе высокохудожественной музыки позволяет не только достигать законченности исполнения, тем самым, приучая детей к требовательному отношению к своим достижениям, но и воспитывает хороший музыкальный вкус.

   Коллективное построение многих ритмических игр и упражнений, соревнования групп и отдельных учащихся при выполнении отдельных заданий воспитывает у детей чувство товарищества и дружбы. Беседы об исполняемой на занятиях народной, русской, зарубежной музыке, разучивание народных танцев вызывает интерес и любовь к родному искусству.

   Ритмика помогает зазвучать уникальному музыкальному инструменту – человеческому телу. «Раскрепостить» ребёнка двигательно – значит снять «зажимы» и с психики. Чувство свободы, рождённое как гармония между слуховым и телесным воплощением, приносит огромную радость, возбуждает волю и укрепляет веру в собственные возможности.

      К ряду тем и понятий в программе даны краткие пояснения. Более подробную информацию можно получить в специальных учебно-методических пособиях.

   Исходя из выше сказанного, цели и задачи настоящей образовательной программы формулируются следующим образом.

               Цели:

  •  активизация музыкального восприятия через осознание драматургии  музыкального произведения;
  • воспитание интереса и  желания к передаче музыкальных образов средствами ритмомопластики;
  •  формирование средствами музыки и ритмических движений                        разнообразных умений, способностей, качеств личности.

      Задачи.

  1. Развитие  музыкальности:
  2. Развитие двигательных качеств и умении.
  3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.
  4. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.
  5. Развитие и тренировка психических процессов:
  6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

Предполагаемые результаты обучения и способы их проверки.

       

1.Развитие музыкальности:

  • у ребёнка должна сформироваться потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения, умение высказываться о музыке, умение двигаться под музыку;
  • уметь  выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и тонкие нюансы: изящество, тревожность, грусть, безмятежность и восторг и т.д.
  • уметь различать и выражать в движении основные средства музыкальной выразительности: темп (разнообразный, а также ускорения и замедления), динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); ритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с мало-контрастными по характеру частями), а также другие структуры музыкальных сочинений - вариации, рондо;
  • развить способность различать жанр музыкального произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец), песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш (разный по характеру) – и выражать это в соответствующих движениях, в словесных описаниях; использовать элементарные музыкальные термины и понятия (например: «мелодия», «аккомпанемент», «регистр» и др.).

2.Развитие двигательных качеств и умений.

Развить способность передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
  • бег – легкий, ритмичный, передающий различные образы; широкий, острый, с остановками, пружинящий бег;
  • прыжковые движения – разнообразные сочетания прыжков на одной и на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, различные виды галопа, поскоков («лёгкий» и «сильный»), на скакалке и др..

    Освоить:

  • общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, с предметами и без них;
  • имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях);
  • плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, танцевальные упражнения, включающие асимметрию (из современных ритмических танцев), а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с каблучка, вальсовый шаг и др.

3.Развитие умений ориентироваться в пространстве.

         Уметь самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения и уметь их моделировать на плоскости листа бумаги, доске и т.д.

4.Развитие творческих способностей:

  • уметь описывать словами музыкальный образ и содержание музыкального произведения;
  • уметь сочинять несложные плясовые движения и их комбинации, обосновывая логику построения композиции;
  • сформировать умение исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развить воображение, фантазию, умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, уметь оценивать свои творческие проявления и давать обоснованную оценку другим детям.

5.Развитие и тренировка психических процессов:

  • развить волю, произвольное внимание, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию в соответствии с тонкими нюансами звучания музыки;
  • развить эмоциональную сферу и умение выражать свои эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, тревогу, насмешку, сочувствие и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения;
  • научится тренировать подвижность нервных процессов: умения быстро менять направление и характер движения, мгновенно реагируя на различный темп, динамику, ритм и форму музыкального произведения;
  • развить музыкальную и двигательную память, мышление (умение сравнивать, анализировать характер мелодии, движения, выражая это в суждениях и т.д.).

6.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • развить умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным-персонажам песен, музыкальных пьес и других произведений;
  • воспитать умение вести себя в группе во время движения со сверстниками и с детьми младшего возраста; сформировать чувство такта;
  • воспитать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам – уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Показатели уровня развития детей:

  • выразительность, легкость и точность исполнения движений под музыку;
  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, правильно называть их;
  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;
  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений, сочинение танцев для праздников и др.;
  • освоение сложных видов движений: шаг на припадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы движений современных детских бальных танцев.

Организация обучения.

 

     Программа по ритмике рассчитана на 4 года обучения.

     Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1ч.

     Вид учебной группы - в основном это постоянный состав в количестве 10-15 человек. Желательно учебную группу набирать из детей одного возраста (6-11 лет).    

      Основная форма проведения занятий – игровая, также важной формой работы является активное слушание и импровизация, используются этюдные и репетиционные формы работы. При возникновении интересных творческих работ (что не является ни основной задачей, ни непременным условием обучения), они используются для показа родителям и широкой школьной аудитории.

      Занятия лучше проводить в просторном, хорошо проветренном, убранном помещении. Стулья и скамейки ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.

      Необходим аккомпаниатор либо наличие аппаратуры, позволяющей вести занятия под фонограмму.

       Наличие инвентаря для занятий: мячи, размера теннисных (по одному на ребёнка); обыкновенные  детские мячи (по одному на 2-х детей), скакалки, ленты, легкие гимнастические палочки, флажки, гимнастические скамейки и пр., который подготавливается непосредственно перед занятием.

      Одежда детей должна быть удобной, не стесняющей их движений и не вызывающей перегрева, обувь – мягкой и хорошо укреплённой на ногах.

      Каждое занятие включает в себя организационные моменты и здоровье сберегающие технологии (короткие перерывы, режим проветривания и др.)

      Педагог должен иметь сведения о состоянии здоровья детей, исходя из которых, определяется степень загруженности каждого ребёнка на занятии. Дети, которым противопоказаны движения, могут исполнять в играх посильные для них роли, не требующие активных действий.

      Важно помнить, что музыка не просто сопровождает движения, а дети, прослушав музыкальное произведение, должны передать ритм и характер музыки движениями.

           

       Так как данная образовательная программа является развивающей, она не предполагает зачётно-экзаменационной системы контроля за результатами обучения. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий, для этого используются такие формы как: открытые занятия, концерты, праздничные вечера, творческие отчёты и т.п.

II. Учебно-тематический план.

п\п

Название темы

Кол-во

часов

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

1

Организационная работа

Т

-

П

1

Т

-

П

1

Т

-

П

1

Т

-

П

1

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

-

1

-

1

-

1

-

2

Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, регистровой окраски).

2

16

2

16

1

10

1

10

3

Гимнастические комплексы. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы музыкального произведения.

2

12

2

12

1

13

1

12

4

Метроритм и его выразительное значение и отражение в разнообразных движениях.

2

6

2

6

1

4

1

4

5

Танцевальные элементы. Ритмический этюд. Танцевальная композиция.

2

14

2

14

1

16

1

18

6

Сюжетно-образная драматизация. Музыкальные игры.

2

6

2

6

1

6

1

6

7

Самостоятельное музыкально-ритмическое творчество, импровизация, этюды.

-

-

-

-

2

6

1

6

8

Подготовка к творческим показам и праздничным вечерам.

-

8

-

8

-

10

-

10

9

Итоговое занятие

-

1

-

1

-

1

-

1

Всего

11

63

11

63

8

66

7

67

Итого

74

74

74

74

III. Содержание курса.

      Все темы программы не изучаются последовательно, а входят в виде упражнений и заданий в каждое занятие. Работа преподавателя заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем и все интересны тебе».

   

1.Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, регистровой окраски).

      В основе ритмики лежит музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки – к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Самыми доступными движениями как для детей, так и для взрослых являются естественные, или основные, движения: Различные виды ходьбы, бега, подскоков, пружинных движений ног. При помощи этих несложных движений легко усваиваются на первых порах представления о ритмике как предмете музыкального цикла, тесно взаимосвязанного с музыкой.

      Воспринимая музыку, слушатели, прежде всего, чувствуют её общий характер, улавливают её настроение. Одни пьесы могут звучать весело, радостно, игриво, задорно, лукаво, озорно, блестяще, бойко, празднично, а другие – мягко, спокойно, плавно, нежно, безмятежно, простодушно, задумчиво и т.д. Музыка сообщает движениям определённый характер, придаёт им соответствующую эмоциональную окраску. Изменение характера музыки, появление каких-то новых оттенков, интонаций в том же характере непременно влечёт за собой и изменение характера движений. В зависимости от музыки движения выполняются то плавно, то отрывисто; то спокойно, то энергично, подъёмно; с разной силой, объёмом, амплитудой, степенью эмоциональной насыщенности.

      При слушании музыкального произведения очень быстро улавливается его темп. Темп всегда обусловлен содержанием и характером музыки. Если резко изменить темп исполняемого произведения, музыка сразу же теряет свою характерность, искажается авторский замысел.

      В практике музыкально-ритмической работы чаще всего применяются темпы: умеренный, довольно быстрый, быстрый, неторопливый, медленный.

      Первый этап работы над темпом – это следование темпу музыкального произведения (темп, как правило, обозначает композитор). Необходимо научить детей воспринимать и передавать в движении различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Надо помочь найти такой объём (размах, величину, амплитуду) движений, такую степень мышечного напряжения, чтобы двигаться в данном темпе удобно, естественно и целесообразно.

      Другая задача – научить переключаться из одного темпа в другой, изменять темп в соответствии с изменением темпа музыки. Переход из одного темпа в другой может быть внезапным или постепенным.

      Одним из важных средств  музыкальной выразительности является динамика (громкость звучания). Динамические оттенки, своеобразные для каждого музыкального произведения, усиливают выразительность музыки, ярче очерчивают музыкальные образы. Звучность может постепенно возрастать или ослабевать, доходя до полного затухания, может происходить контрастная смена динамики, возникать внезапные вспышки звучности, подчёркивающие отдельные места мелодии, - всё это нарушает равномерность течения музыкальной мысли, сообщает музыке движение.

      Общий уровень динамики обычно связан с образно-художественным содержанием музыкального произведения. Так, колыбельная песня исполняется тихо, а марш – торжественно, громко и т.д. Поначалу динамика изучается в контрастах, на таких музыкальных произведениях имеющих яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Контрастная смена динамики должна приводить к резкой смене движений (от лёгких движений к тяжёлым или, наоборот, от плавных – к отрывистым и т.д.).

      Затем идёт знакомство с музыкальными примерами, отличающимися постепенным усилением или ослаблением силы звучания музыки. С развитием динамичной линии увеличивается мускульная нагрузка, изменяется объём движения и его амплитуда. Ребёнок учится хорошо владеть своим телом.

      Ещё одним средством выразительности характера музыки является регистровая окраска. Это проявляется в большей степени в образных упражнениях и играх, где отдельным персонажам соответствуют определённые регистры (птичкам, зайчикам – верхние; лисичкам, белочкам – средние; волкам, медведям – нижние и т.д.). В не программной музыке отдельные фрагменты могут быть написаны в разных регистрах. И это надо учитывать, подбирая соответствующий двигательный отклик. Взлёт мелодии вверх можно подчеркнуть подъёмом на носки, высокими взмахами рук, подъёмом головы и т.д.

      Работа над передачей в движении характера музыки (темпа, динамических оттенков, регистровой окраски) проводится в тесном единстве, т.к. средства выразительности между собой взаимосвязаны, нельзя отделять одно от другого. Акцентируя внимание на одном из них необходимо всё время подчёркивать, что музыкальное произведение воспринимается целостно во всей совокупности его выразительных средств.(так, на характер музыки оказывает влияние и метроритмические особенности, и гармонические сочетания, ладовая окраска, мелодическая линия, фактурные особенности и т. д.).

2. Гимнастические комплексы. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы музыкального произведения.

      Одной из важнейших задач ритмики является выработка умения ориентироваться в структуре пьес, правильно воспринимать форму музыкального произведения, различать в них более крупные и мелкие подразделения.

     В упражнениях данного раздела особое внимание нужно уделять точному началу движений с началом звучания музыки и чёткой остановке с её окончанием. Если в музыке есть вступление, оно используется как момент подготовки к движению.

      Упражнения строятся таким образом, чтобы повторяющиеся части музыки были связаны с одним и тем же движением или движениями, тесно объединёнными каким-то общим признаком. Постепенно учащиеся подводятся к различению контрастности или повторяемости более мелких подразделений: периодов, предложений, музыкальных фраз, осознанию симметрии или асимметрии построения музыкального произведения.

      Взаимосвязь движений с формой музыкального произведения прекрасно прослеживается в гимнастических комплексах. Разучивая гимнастические комплексы, необходимо добиваться осознанного отношения к своим действиям, чтобы ребёнок научился следить за структурными построениями музыкальных пьес, т.к. смена или повторяемость движений находятся в прямой зависимости от частей музыкальных фраз, отдельных мотивов. Музыка здесь не является лишь сопровождением, фоном для того или иного движения, она – первооснова, её выразительные средства диктуют большое разнообразие движений, новые оттенки в их исполнении.

      Комплексы гимнастических упражнений включают в работу основные группы мышц: мышцы верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы, мышцы ног.

      Гимнастические комплексы, как правило, разучиваются в первой части урока ритмики. Если комплекс достаточно сложен, то осваивается в несколько приёмов. В течение года можно повторять, чередуя, тот или иной комплекс упражнений.

      Упражнения с предметами – мячами, скакалками, бубнами, лентами и др. – могут проводиться в конце занятий. Они придают особую эмоциональность заключительной части занятий.

      Благотворно влияют на развитие психики у детей упражнения и игры с мячами. Игры с мелкими мячами развивают мелкую мускулатуру рук, цепкость пальцев (мелкая моторика положительно влияет на развитие психических процессов). С помощью больших мячей можно научить выполнять точный бросок через круг, удары в пол, перебрасывать мяч рядом стоящему.

      В играх с мячами учащиеся более обострённо ощущают сильные и слабые доли в двух- и трёхдольном размерах. В соответствии с этими долями производится бросок или ловля мяча. Надо точно рассчитать свои движения, быть внимательным и ловким.

      С самых первых уроков внимание учащихся привлекается к разнообразным  построениям и перестроениям, таким как колонна, колонна парами, шеренга, круг, цепочки, змейки и т.д.

3. Метроритм и его выразительное значение, и отражение в разнообразных движениях.

      Данный раздел в наибольшей степени отражает специфику предмета и подчёркивает его отличие от хореографии, аэробики и других двигательных дисциплин.

      Понятие метр – греческого происхождения (означает «мера»). Метр – непрерывное чередование опорных – сильных (акцентируемых) и не опорных – слабых (без акцентных) звуков.

      Основной ячейкой музыкального метра служит такт – минимальный отрезок музыкального произведения, заключённый между двумя сильными долями. Метр тесно связан и с темпом произведения. Если за основную единицу движения принимается четверть, которая является наиболее характерной для данного музыкального произведения, то мы имеем дело с размерами 2/4, 3/4, 4/4. Размер 2/4 характерен для польки – легкой и подвижной. Размер 3/4 – для вальса, плавного и изящного, менуэта – элегантного и грациозного с мягкими, пластичными изгибами рук, а также для мазурки – удалой, стремительной с острыми ритмическими фигурами. Размер 4/4 – для марша – четкого, бодрого, энергичного.

      Таким образом, в некоторых произведениях, особенно в танцевальных и маршевых, выпуклее проявляется чередование сильных и слабых долей, в других произведениях оно менее заметно, но всегда ощутимо.

      Ритм – чередование звуков различной длительности в их последовательности, образующих тот или иной рисунок (от греческого – «соразмерность»). Ритм один из основных элементов выразительности мелодии (наряду со звуковысотными соотношениями), вне ритма мелодия не существует. В музыкальной речи звуки организуются в различные сочетания коротких и длинных звуков, которые составляют ритмические рисунки мелодии. Любое неточное исполнение ритмического рисунка приводит к искажению самой мелодии даже при соблюдении её звуковысотной линии.

      Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны. Единство метра и ритма подчеркивается понятием метроритм. Развитие чувства метроритма протекает как процесс «впитывания» всем телом, мышцами определенных временных последовательностей.

      Благодаря системе музыкально-ритмических упражнений и игр учащиеся глубже осмысливают теорию, «пропускают» через себя отдельные особенности музыкального языка, связанные с временными соотношениями. Чтобы выполнить определенные двигательные задания, необходимо внимательно и вдумчиво вслушиваться в музыку, следить за её развитием.

      Работа с метроритмом начинается с определения размеров музыкальных произведений. Вначале это простые размеры – 2/4 и 3/4, имеющие только одну ударную или сильную долю. Размер 4/4 – сложный, т.к. состоит как бы из соединения двух групп 2/4. На занятиях ритмикой учащиеся знакомятся и осваивают схемы дирижёрских жестов на 2/4. 3/4, 4/4 – тактирование. Это позволяет в короткий срок осваивать изучаемые размеры.

4. Танцевальные элементы. Ритмический этюд. Танцевальная компзиция.

      На занятиях ритмикой определённое место занимает изучение танцевальных элементов и несложных танцев, под танцем здесь подразумеваются ритмические этюды и танцевальные композиции созданные на основе народного, бального, современного танца. Танцевальные движения могут включаться и в отдельные упражнения, игры и даже гимнастические комплексы.

      Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной для них форме ученики постепенно приобщаются к миру прекрасного. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус.

      Приобретая знания и навыки в области танца, ученики начинают понимать, что каждый танец имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности. Систематические занятия танцами очень полезны и для физического развития, улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациознее двигаться, становиться раскованными, приобретают свободу, координированность, выразительность движений. Всё это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

      Обучение танцам расширяет кругозор. Ученики знакомятся с разными видами танцев, учатся различать их особенности.

5. Сюжетно-образная драматизация. Музыкальные игры.

      Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают весёлое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования – кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.

      Дети вживаются в разнотипные образы, проявляя своеобразный артистизм, изображая повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей разных профессий, движение различного транспорта – автомобиля, поезда, парение самолёта и т.д.

      В сюжетно-образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, т.е. соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности.

6. Самостоятельное музыкально-ритмическое

 творчество (импровизации), этюды.

      Большое место в работе по ритмике занимает развитие детского творчества. Дети в движении должны уметь передать своё отношение к прослушанному произведению. Использование разнообразных движений, умение согласовать их с характером музыки развивает творческую инициативу и фантазию детей.

      Определённое место в творческом развитии детей должно быть отведено этюдам. Это небольшие сюжетные и несюжетные действия, исполняемые группой детей или индивидуально. Они представляют наиболее законченный вид ритмических упражнений, в которых суммируются двигательные навыки. В этюдах дети самостоятельно находят нужные движения (ходьбу, бег, подскоки, кружение и т.д.) и сочетания их.

IV. Методика и технология обучения.

      Вся работа по ритмике строится как на коллективных, так и на индивидуальных действиях, которые расширяют возможности воспитательного воздействия, повышают организованность, развивают чувство товарищества, дружелюбие. Вместе с тем, занятия по ритмике должны быть так построены, чтобы каждый ученик имел возможность проявить личностные качества, поскольку акцент лишь на  сугубо коллективных действиях сковывает индивидуальность ребёнка и не способствует подлинно творческому его развитию.

      Особое внимание с самого начала следует уделять воспитанию двигательных навыков: чем лучше ребёнок будет владеть телом, тем точнее, ярче и свободнее он выразит свои музыкальные ощущения, поэтому работа по ритмике ведётся в двух направлениях:

  1. Формирование музыкально-слуховых представлений. Сюда относятся следующие темы: восприятие характера музыки, темпа, динамики, регистровой окраски, метроритма и структуры музыкальных произведений (что не исключает работы над целостным восприятием музыкального произведения).
  2. Работа над совершенствованием движений. На занятиях используются: упражнения с музыкально-ритмическими и двигательными задачами, гимнастические упражнения, музыкально-ритмические игры, танцевальные элементы, танцы, этюды, импровизации.

      В зависимости от задач, поставленных педагогом, подбирается соответствующий музыкальный материал.

      Материал изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, уроки строятся комплексно.

      Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном примере.

      На первом году обучения в течение примерно 2-3 месяцев подробно изучаются три первых основных раздела на более простом музыкальном материале. На первых этапах работы дети интуитивно воспринимают и передают в движении характер, темп, динамику, метро-ритмические особенности произведения в различных игровых и творческих упражнениях.

      Например, ощущая сильную долю, дети отмечают её хлопками, наклоном корпуса, броском мяча и т.д. (что в дальнейшем поможет им в определении размера), выполняя простейшие ритмические рисунки, они не имеют ещё понятия о длительностях. После ряда заданий, выполняемых интуитивно, педагог постепенно знакомит детей с элементами музыкальной речи, подводя их к сознательному освоению музыкальной грамоты.

      В последующем возвращаемся к тем же разделам, планируя более сложные упражнения, включая музыкальные задания повышенной степени трудности, предлагая более развёрнутые пьесы, музыкальные образы которых даются в развитии. Таким образом, всё обучение идёт по спирали. Одновременно с освоением музыкально-ритмических навыков, связанных с восприятием характера музыки и средств музыкальной выразительности, (темпа, динамики, регистровой окраски), формы музыкального произведения, метроритмических особенностей, идёт работа над выразительными движениями, в основе которых лежит своя логика последовательности упражнений, т.к. одни движения составляют основу для других. Так, например, упражнение на музыку М.Б.Мусоргского «Гопак» включает движение «пружинки», которые подготавливают двигательный аппарат к исполнению пружинистого шага. Пружинящий шаг, затем высокий шаг и бег подготавливают к выполнению подскоков. Приставной шаг предшествует боковому галопу и т.д. Как уже говорилось выше, в течение 2-3 месяцев занятия ритмикой носят, в основном, тематический характер. Это делается в целях более глубокого проникновения в средства музыкальной выразительности и установления более полной и органической взаимосвязи музыки и движения. Кроме того, первые три темы строятся на более простых движениях: основных, гимнастических без предметов и с предметами, несложных танцевальных элементах и отдельных упражнениях из области хореографии. В последующем занятия ритмикой будут комплексными, состоять из материалов разных разделов, а их двигательная основа становится сложнее и разнообразнее. Упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, изучение позиций ног и рук, отдельных танцевальных элементов также включаются в любой урок ритмики независимо от его темы.

     Педагогу следует с большей ответственностью подходить к подбору музыкальных произведений и их исполнению. Произведения должны быть высокохудожественны, разнообразны, ясны по форме и содержанию, доступны для выполнения движений.

  Примерное построение занятия.

      Маршировка, чаще всего с определёнными музыкально-ритмическими заданиями. Марш может перемежаться бегом, прыжками на обеих ногах, подскоками с ноги на ногу, спокойным шагом, ходьбой на носках, перестроением на гимнастические упражнения. Затем начинается работа над музыкально-ритмическими упражнениями, требующими от детей особенного внимания, сообразительности. Почти на каждом занятии должны даваться музыкально-ритмические игры, с сюжетом или без. Упражнения с предметами, работа над элементами танцевальных движений, разучивание танцев проводятся к концу занятия.

V. Список используемой литературы.

  1. .Богомолова Л.В. Художественная ритмика. Программа для 1-3х классов. Москва.1991г.
  2. Буренина А.И, Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Санкт-Петербург.2000г.
  3. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Санкт-Петербург. «Музыкальная палитра» 2004г.
  4. Далькроз Э. Жак. Ритм // Театр и искусство. – 1922г.
  5. Заводина И.В. Методическое пособие по ритмике. Москва.«Музыка». 1999г.
  6. Иванова О.А., Шарабарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. Москва. «Советский спорт» 1988г.
  7. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Выпуск 1. «Музыка» 1972г.
  8. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Выпуск 2. «Музыка» 1973г.
  9. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. Москва. «Советский спорт» 1988г.
  10. Лифиц И.Ф. Ритмика. Москва. «AСADEMA» 1999г.
  11. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. - М.,1993.
  12. Ритмика и танец. Программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств. Москва 1984г.
  13. Россихина В.П. Н.Г. Александрова и ритмика Далькроза в нашей стране. //Из прошлого   советской музыкальной культуры.- Вып.3 – М., 1982г.
  14. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе. Москва «ПРЕСС-СОЛО» 1997г.
  15. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Методическое пособие.     Москва. «Дрофа» 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...