Развитие навыка транспонирования -важное звено в работе концертмейстера
методическая разработка

Петрушина Ольга Васильевна

Транспонирование – одна из форм музыкально-творческой

деятельности концертмейстера  , содействующая развивающему эффекту в обучении,

открывающая благоприятные возможности стимулировать

общемузыкальное развитие  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navyka_transponirovaniya.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

                      Развитие навыка транспонирования  

Транспонирование – одна из форм музыкально-творческой

деятельности концертмейстера  , содействующая развивающему эффекту в обучении,

открывающая благоприятные возможности стимулировать

общемузыкальное развитие.

Проблемой развития у учащихся навыков транспонирования

занимались различные деятели музыкально-педагогической науки: О. В.

Рафалович, Н. В. Шелков, А. Н. Малюков, Г. И. Шахов, М. В. Савельева и

другие. О важности развития данных навыков у музыкантов говорили

также многие выдающиеся педагоги-музыканты прошлого. Они

подчеркивали особо, что транспонирование сложно для всех, кто не

занимается этим регулярно. Так, Й. Гофман писал: «Если вы находите, что транспонирование – дело трудное, то можете утешить себя тем, что это

трудно для всякого» [3, с. 34].

Итак, транспонирование (или транспозиция) – это перенесение

музыкального произведения или его части из одной тональности в другую

[7].

В музыкально-педагогической практике применяется два вида

транспонирования: по слуху и по нотам.

Транспонирование по слуху – это воспроизведение мелодий в разных

тональностях без помощи нот.

В практике начинающего пианиста этот вид транспонирования

возможно и необходимо применять с самого начального этапа обучения музыке. Даже не зная тональностей, ученик уже способен подбирать мелодию по слуху от разных клавиш. Однако следует отметить, что большинство учеников, легко транспонирующих мелодии по слуху, зачастую подбирает ее без активного участия сознания: они не отдают себе отчет ни в направлении движения мелодии, ни в интервальных внутри ее соотношениях звуков. Поэтому на первом этапе обучения транспонированию по слуху главной задачей педагога является направить ученика на осознанное отношение к работе, научить слушать и контролировать то, что он делает.

Транспонирование по нотам – этот вид наиболее сложен, так как

предполагает владение учащимися-пианистами клавиатурой, разными

видами фактуры, а также знание тональностей, строения аккордов.

Транспонирование по нотам возможно осуществлять несколькими

способами:

Во-первых, транспонирование с заменой ключевых знаков. Это

наиболее простой способ, так как переход в другую тональность

осуществляется здесь простой заменой ключевых знаков. Предположим, что нотный текст следует транспонировать на полтона вниз (из Ре мажора в Ре-бемоль мажор). Для подобной перемены тональности достаточно мысленно выставить ключевые знаки, соответствующие новой тональности, и сыграть нотный текст на фортепиано с учетом этих знаков.

Во-вторых, интервальный способ транспонирования. При

транспонировании произведений в новую тональность определяющим

моментом является тот интервал, на который производится перенос

нотного текста. При этом перемена тональности должна осуществляться путем последовательного повышения или понижения каждой ноты произведения, т.е. путем отсчета на определенный интервал. Данный способ транспонирования в принципе вполне применим, однако, занимая много времени для переноса отдельных звуков, он не дает возможность осуществлять быстрый перенос произведения в другую тональность.

Поэтому применение интервального способа транспонирования

ограничивается, в основном, кругом тональностей, находящихся в

секундовом отношении, так как последовательный отсчет интервалов при транспонировании на терцию или кварту представляет значительные трудности.

В третьих, ключевой способ транспонирования. В отличие от

вышеизложенных, данный способ транспонирования основан на

совершенно ином принципе. Дело в том, что одинаковые по написанию ноты (на аналогичной линейке) в разных ключах приобретают и различное значение. Например, в скрипичном ключе на третьей линейке пишется нота си (первой октавы), а в теноровом ключе на этой же линейке помещается нота ля (малой октавы). Отсюда изменение высоты звучания

при перемене ключа и легло в основу ключевого способа

транспонирования. Если, например, нотный текст, записанный в

скрипичном ключе прочитать в теноровом (на октаву выше), то тем самым

произведение будет транспонировано на ступень ниже. При этом не

следует забывать, что в связи с изменением ключа, естественно, будут

происходить и изменения в расположении на линейках нотного стана

ключевых знаков.

В заключение следует отметить, что развитие навыков

транспонирования по слуху и по нотам у учащихся-пианистов необходимо

осуществлять в тесной связи с развитием у них навыков подбора музыки

по слуху и чтения нотного текста с листа. Весьма важным является также

то, что поскольку навыки транспонирования, подбора музыки по слуху,

чтения нот с листа носят творческий характер, и существуют в тесной

взаимосвязи, они имеют большое значение для общемузыкального

развития пианистов и потому начинать развитие этих навыков

необходимо как можно раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные аспекты и специфика работы концертмейстера в условиях работы учреждения дополнительного образованияы

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и эстетические центры.ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучи...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Работа концертмейстера в детском хоре. Особенности работы и основные принципы.

Данная статья  написана  двумя концертмейстерами  хоровых классов ГБОУ СОШ № 235 им. Д.Д.Шостаковича  Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербург  -Гайдарлой А. В. и Ослан Я.Г. ...

Работа концертмейстера в детском хоре.Особенности работы и основные принципы.

Данная статья написана двумя концертмейстерами средней школы №235 им.Д.Д.Шостаковича.В ней идет речь о специфике профессии концертмейстера,о необходимых качествах,которыми должен обладать музыкант-кон...

План – конспект открытого урока концертмейстера "Инновационный подход к работе концертмейстера в детских школах искусств»

Ознакомление и показ присутствующим инновационного подхода к работе концертмейстера с использованием цифровых инструментов в аккомпаниаторской  практике....

Концертмейстер на уроке хореографии «Использование элементов импровизации в работе концертмейстера хореографии» Методическое пособие (фрагмент)

      Специфика концертмейстерской деятельности в хореографическом классе предусматривает, помимо других навыков - обязательную необходимость владения музыкантом приемами импрови...