Гармоничное развитие детей.
статья

ЗЕМЦЕВА СНЕЖАНА АНАТОЛЬЕВНА

Влияние развития правого и левого полушария мозга ребенка на его логические и творчиские способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmonichnoe_razvitie_detey.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Гармоничное развитие детей.

    Большинство родителей стремятся, чтобы их дети развивались гармонично. Но часто бывают перекосы либо в интеллектуальную, либо творческую сторону. «От чего это зависит склонность к той или иной деятельности и как развить плохо развитые умения?»-спросите вы.

Природа снабдила человеческий мозг огромным количеством нейронов, составляющих его ядро. Их многообразные связи обеспечивают сознание, мышление, память, координацию и функционирование всего организма. Именно их формирование и обеспечивает развитие мозга.

Активный процесс происходит до трехлетнего возраста ребенка, после которого темп развития значительно снижается. Полное физиологическое формирование завершается к 6-7 годам, когда человек полностью готов к восприятию информации, ее анализу и сознательной мыслительной деятельности. Далее его можно развивать, создавая новые нейронные связи.

  Человеческий мозг состоит из двух полушарий -правого и левого и устроен так, что его полушария наделены разными способностями. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

  Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, изучение иностранных языков, построение планов, логику, аналитику, ориентацию во времени, способность делать выводы, выделять причинно-следственные связи. Помимо анализа и логического мышления, это полушарие обеспечивает контроль движения правой половины тела. Люди с хорошо развитым левым полушарием имеют способности к чтению и письму, математические способности, языковые способности.

  Правое — связано с творчеством, музыкой, пространственным ориентированием, фантазией, воображением, способностью обрабатывать информацию из разных источников. У людей с развитым правым полушарием хорошая:

-Пространственная ориентация. Правое полушарие позволяет не только ориентироваться на местности, но и складывать мозаику, собирать конструктор и т.п.

-Музыкальные способности. В этом полушарии обеспечивается восприятие музыки, но само музыкальное образование получается за счет левого полушария.

-Понимание метафор и чужого воображения, фантазий.

-Развитие собственных фантазий, мечтание.

-Художественные способности.

-Эмоциональность.

-Мистика и религиозность.

По сути, правое полушарие обеспечивает параллельную обработку информации на основе интуиции, образов, символов, не связывая со словами и буквами. Оно помогает распознавать лица. Кроме того, полушарие контролирует движения левой половины тела. Из таких людей получаются хорошие писатели, художники, музыканты.

  Школьная система большее внимание уделяет левому полушарию. А кружковая деятельность больше развивает творческое направление у ребенка- правое полушарие мозга.

  Есть дети более склонные к логическому мышлению, есть прирожденные гуманитарии, художники и музыканты. Но независимо от того, какое полушарие является доминирующим, психологи советуют задействовать одновременно и левое, и правое. Это необходимо для гармоничного развития ребенка.

Как развить левое полушарие?

  •  Ежедневное решение математических задач с элементами логики. Они составляются с учетом возраста ребенка. Можно привести пример простой задачи. Две собаки получили по миске с 10 костями. Одина из них съела из своей миски немного костей, а все остальные в ней съела вторая. Вопрос: сколько костей осталось у них на двоих. Ответ –10 шт.
  • Черчение и письмо правой рукой улучшают работу левой части мозга. Особенно интересно и полезно это упражнение для левшей.
  • Разгадывание ребусов, решение головоломок и кроссвордов тоже тренирует логическую сторону.
  • Скороговорки и чистоговорки связаны с логической областью. Эти упражнения используют в школах актерского мастерства, но можно заниматься ими и дома.
  • Физические упражнения. Приоритет делается на движение правых конечностей и нагружение всех видов мышц, расположенных на правой стороне тела.
  • Массаж. Выявлены точки, стимулирующие функционирование мозжечка. Помогает массаж точки, расположенной у основания большого пальца на стопе правой ноги.

Как развить правое полушарие?

  • Включайте музыку — не стоит ограничиваться только детскими песнями или современной музыкой. Музыка нужна разная: пусть ребёнок слушает классику, народные мелодии, романсы.
  • Игра на музыкальных инструментах и посещение уроков вокала для детей тоже способствует тренировке творческих областей мозга.
  • Рисование — один из лучших способов стимулировать творческие участки. А в современных художественных школах преподают правополушарное рисование, направленное именно на отключение логики и погружение в творческий процесс.
  • Играйте в сравнения и метафоры. Задача подобрать конкретному предмету образное и яркое сравнение.
  • Визуализация образа. Надо расслабиться и представить перед собой лист белой бумаги. Для начало силой воображения он окрашивается в какой-либо любимый цвет. На листе мысленно рисуется любой абстрактный рисунок. Такой тренинг следует проводить ежедневно, меняя сюжет, переходя от простых изображений к сложным картинам, насыщенным цветам.
  • Игра на музыкальном инструменте. Хорошо подходит гитара. Совсем не обязательно уметь играть на ней. Достаточно слегка перебирать струны, пытаясь воспроизвести какую-либо мелодию, и вообразить, что затея удалась. Если ребенок владеет музыкальным инструментом, то играть на нем следует ежедневно.
  • «Колечко». Упражнение выполняется очень просто. Не глядя на руку, надо поочередно касаться кончиками пальцев левой руки большого пальца, формируя кольцо. В течение дня упражнение делается многократно.

 Развивать правое полушария позволяют упражнения с загрузкой левой половины тела. Аналогично вышеописанной методики можно производить массаж основания большого пальца стопы левой ноги.  

Педагоги и психологи рекомендуют соблюдать гармонию и одновременно заниматься тренировкой обоих полушарий, а также давать детям задания на улучшение межполушарного взаимодействия. Например, зеркальное рисование (одновременно рисовать одну и ту же фигуру двумя руками), кинезиологические упражнения.

Например:

  • левая рука ложится на правое плечо, голова поворачивается направо, а взгляд направляется на определенный предмет. Затем голова медленно поворачивается налево для того, чтобы взглянуть через левое плечо. Упражнение повторяется аналогично для правой руки и левого плеча.
  • Одна рука сжимается в кулак, а ладонь другой полностью распрямляется. Затем, движения рук меняются. Цикл «кулак-ладонь» вначале проводится медленно, а затем темп ускоряется.
  • Пальцы правой руки касаются носа, а левой рукой достается правое ухо. Затем, следует хлопок в ладоши, и руки меняются местами.
  • Правая рука подносится к виску («под козырек»), а левая – показывает характерный жест «Классно!». Затем руки меняются местами.
  • На одной руке пальцами изображается буква V, а на другой – О. Руки периодически меняются местами.
  • Пальцами одной руки надо показать «ножки», а другой руки – «рожки», периодически меняя руки.

Тренировка детского мозга помогает улучшить навыки чтения и письма, стимулировать речевое развитие ребенка, «прокачать» смекалку, раскрыть художественные и музыкальные таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие гармонично развитой личности

Как правильно воспитать гармонично развитую личность....

«Игра с песком, как способ гармоничного развития детей дошкольного возраста».

Цель: расширение  знаний педагогов о нетрадиционных способах  гармоничного развития детей с использованием игр с песком....

Подвижные игры, как средство гармоничного развития детей.

Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразны...

Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности.

Социально-позитивная деятельность  обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченн...

«Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности»

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учрежден...