Доклад "Коррекционная направленность процесса обучения"
материал

Елена Евгеньевна Сергиенко

"Коррекционная направленность процесса обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_napravlennost_protsessa_obucheniya.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность процесса обучения.

         В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

         Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

       Коррекция недостатков психического и физического развития УОШ – исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития таких детей к уровню развития нормальных школьников. Эффективность коррекции зависит от правильной постановки учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.

       Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, влияющие на исправление свойственных учащимся коррекционных школ недостатков и способствующих интеллектуальному и физическому развитию и становлению личности, называют коррекционно-направленным. Система особых педагогических приемов используется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. Не существует отдельной программы коррекционной работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием конкретного учебного предмета.

Таким образом, коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным, но между ними существуют различия в целях, педагогических приемах и результатах обучения.

      Целью учебно-воспитательной работы является вооружение учащихся знаниями и навыками в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания.

      Цель коррекционной работы - исправление присущих УОД недостатков психофизического развития.

       Педагогические приемы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы развития УОД и позволяют формировать у них новые положительные качества. В результате учебно-воспитательной работы учащиеся овладевают определенным объемом знаний конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у них формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Результаты учебно-воспитательной и коррекционной работы отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся конкретным умениям, знаниям и навыкам происходит гораздо быстрее, чем исправление недостатков их развития.

      Физиологической основой коррекции недостатков психического и физического развития УОД является учение о пластичности функций ЦНС и компенсации дефектов. Компенсация представляет собой одну из форм приспособляемости организма при нарушении функции. При развитии компенсаторной приспособляемости в случае необратимого повреждения происходит возмещение функции по типу иного способа действия. В условиях специального обучения и воспитания под влиянием целенаправленного педагогического воздействия возникают качественные изменения познавательной деятельности, причем не сразу, а постепенно.

      Психологической основой коррекции дефектов УОД являются положения о возможностях их развития и о единстве законов развития нормального и  УОР, впервые выдвинутые Л.С.Выготским и подтвержденные в работах выдающихся психологов: Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, И.М.Соловьева и др. Л.С.Выготский подчеркивал, что УОР прежде всего ребенок, и, следовательно, способен к развитию, хотя у него этот процесс отличается своеобразием. По его словам, в развитии УОД, как и в развитии всякого ребенка, существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, и в процессе активного приспособления к среде вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки.

        Л.С.Выготский показал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные виды психической деятельности («высшие психические функции»).

Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения и развития, Л.С.Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой. При этом были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», под которыми подразумевалась такая подготовка ученика, которая дает ему в первом случае возможность действовать самостоятельно, во втором - возможность выполнять с помощью учителя то, что самостоятельно сделать пока не удается.

       В коррекционной работе различают общую коррекцию, направленную на исправление дефектов, присущих всем УОД, и индивидуальную, направленную на исправление дефектов, характерных для отдельных учеников и их групп.  

       Известно, что основной дефект УОД заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности:

-мышление: трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования; инертность мышления, застревание на привычных шаблонных действиях, трудности при разрешении даже простых ситуаций. Поэтому общая коррекционная работа со всеми учащимися заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня УОШ, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне.

-восприятие: специальная организация наблюдений учащихся на уроках при изучении любого учебного материала, причем, прежде всего нужно добиваться целенаправленности, осуществляемой учениками деятельности. Объекты наблюдения должны быть четкими, дифференцированными, доступными для ученика данного класса.

-речь: необходимо приучать пользоваться речью, повторять за учителем объяснение, сопровождать речью предметные действия, давать отчет о выполненном задании.

       Таким образом, система учебных занятий с учащимися в младших классах должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий (с использованием их практического, наглядно-действенного мышления). Учащихся нужно постепенно подводить к выполнению учебных заданий на основе словесно-логического мышления.

       Следующий этап – организация умственной деятельности учащихся без опоры на наглядно данные образы, в чисто словесном плане. Развитие процессов словесно-логического мышления учащихся осуществляется на всех уроках. Основным приемом, которым пользуется учитель для решения данной задачи, является показ действия с предметами, сопровождаемый объяснениями .ети повторяют не только движения учителя, но и его слова, что помогает раскрыть основной смысл действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией.

       При дифференцированном подходе общая коррекционная работа дополняется индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных групп учащихся. Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся отдельных психофизических функций: у УОД, помимо пострадавших функций, имеются относительно сохранные функции. Кроме того, те или иные стороны психики УОД развиваются разными темпами (гетерохрония). В связи с этим в практике обучения учащихся коррекционных школ наблюдается большая неравномерность в овладении знаниями, умениями и навыками, особенно заметная на уроках родного языка и математики. В пределах содержания одного и того же предмета один и тот же ученик может показывать разные результаты в обучении. Например, он может овладеть фонетически правильным письмом, но испытывает значительные трудности в применении правил правописания. Выявление причин затруднений при овладении учащимися учебным материалом помогает точнее определить направленность индивидуальной коррекции и найти соответствующие приемы обучения. (например, медлительность может быть связана с нарушениями моторики, с истощаемостью, со значительным уровнем интеллектуального снижения). Поэтому меры индивидуальной коррекции разрабатываются, исходя из причин выявленных нарушений: уменьшается объем заданий, устраивают кратковременные перерывы в работе с переключением на другой вид деятельности, дополнительно объясняют и показывают в замедленном темпе ход выполнения задания.

        Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только выраженных недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т.е. различных сторон психики УОШ

        Кроме коррекционной работы на уроках, связанной с содержанием каждого учебного предмета, предусмотрены специальные коррекционные занятия по исправлению недостатков речи(логопедические занятия), нарушений двигательной сферы(лечебная физкультура),психомоторики и сенсорных процессов; а также  СБО, ритмика, «Человековедение», «Я и мир», занятия с психологом.

       Итак, принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ является одним из основных дефектологических принципов. Кроме данного принципа, немаловажными являются следующие принципы: дифференциация образовательного процесса детей, индивидуализация коррекционно-педагогического процесса в зависимости от клинических форм патологии, структурно-функциональных нарушений в развитии детей

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике

В процессе обучения физике выделяют следующие направления использования ЭОР: •  в условиях традиционного обучения: при подготовке учителя к уроку; непосредственно учителем на уроке; как основа с...

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физикеАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.В процессе обучения физи...

Важнейшие направления в интеграционном процессе обучения на уроках ритмики в коррекционной школе- интернате 7 вида.

Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и примен...

Модель реализации коррекционно-развивающей направленности процесса обучения в школе 4 вида

В данной статье приведены цели, задачи, направления коррекционно-развивающего сопровождения  слепых и слабовидящих школьников в процессе обучения....

Коммуникативная направленность процесса обучения английскому языку

На протяжении последних нескольких десятков лет кардинально изменились представления о методиках преподавания английского языка. «Старая школа», основами которой были механическое овладение вокабуляро...

Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую  актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей, поступающих в  первый класс, свыше 60%...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государст...