Статья « ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ»
статья

Воронкова Марина Александровна

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни один из видов деятельности человека не позволяет ему демонстрировать такое самозабвение, искренность, непринужденность, и не позволяет обнажить свои психофизиологические и интеллектуальные ресурсы так, как это делает игра. В игре человек полностью погружается в отведенную ему роль и раскрывает все свои потенциальные возможности. Именно поэтому игре придается большое значение в системе профессиональной подготовки людей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lobanova_m_a.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

« ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ»

Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Это непрерывный труд и довольно сложное дело. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку родители большую часть своего времени проводят на работе, не имея при этом возможности уделять достаточно времени воспитанию своих чад. Следовательно, дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи школы и педагогов.

Современная система образования нацеливает педагогов на использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Национальная стратегия  в области воспитания признает вариативность  и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий. Изменения в системе образования приводят к использованию новых технологий: компьютерных, технологий проблемного обучения, игровых технологий.

Игровые технологии обладают большими воспитательными возможностями.  [23] В психолого-педагогической науке проблема использования игры в воспитательном процессе исследована достаточно широко. Проблемы детской игры интересовали педагогов различных времен. Внимание ученых привлекало использование игры в учебно-воспитательном процессе на различных возрастных этапах. На каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни один из видов деятельности человека не позволяет ему демонстрировать такое самозабвение, искренность, непринужденность, и не позволяет обнажить свои психофизиологические и интеллектуальные ресурсы так, как это делает игра. В игре человек полностью погружается в отведенную ему роль и раскрывает все свои потенциальные возможности. Именно поэтому игре придается большое значение в системе профессиональной подготовки людей.  

Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А.С. Макаренко, один из самых знаменитых педагогов России: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» [5 ]

Советский педагог В.А. Сухомлинский  подчеркивал, что « игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»  [ 10 ]

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

С помощью игры ребенок приучается к труду и продолжению дела старшего поколения. Игра развивает в ребенке способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. В игре он реализует себя, демонстрируя свои способности и индивидуальность. В игре лучше всего можно разглядеть характер, личностные качества и особенности поведения ребенка.

Использование игровых технологий в образовательном процессе имеет огромный воспитательный потенциал. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Это обусловило выбор темы моего исследования.  

Тема исследования -  «Игровые технологии в обучении и воспитании».

Объект исследования – современный образовательный процесс.

Предмет исследования– игровые технологии в воспитании и обучении.

Целью исследования  является научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе обучения и воспитания.

  Задачи исследования:

  • изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
  • проанализировать особенности применения игровых технологий в обучении и воспитании;

- выделить особенности использования игровых технологий в современном образовательном процессе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы  применения игровых технологий в современном образовательном процессе

1.1 Игра как педагогическая категория.

Еще в древности люди использовали игру в обучении молодого поколения. Однако современный образовательный процесс рассматривается как очень серьезный, обязательный и тяжелый труд, и в принципе он не должен быть развлекательным. Игра рассматривается как досуговая деятельность. В то же время, в связи с необходимостью усвоения большого объема информации, расширением диалога культур появляется потребность в неких педагогических технологиях, обучающих умению воспринимать и запоминать информацию, видеть и решать проблемы, а так же развивать творческие способности. Сегодня одной из таких технологий может стать игровая технология, которая способна развить умения и навыки самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

Игра – это естественный для ребенка способ усвоения информации и довольно эффективная форма обучения.[21] Она является важной частью жизненного опыта ребенка. Итак, передавая знания с помощью игры, педагог учитывает будущие интересы школьника и организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

В истории педагогики и психологии теорию игры разрабатывали многие педагогические деятели. Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

  1. Теория избытка нервных сил.

Игра - это результат активности ребенка, который не может быть реализован посредством другой деятельности. При отсутствии мобилизации сил, у человека появляется избыток сил, и из-за недоступности других средств, ребенок реализует этот избыток в игре. Это проявление инстинктов. Авторами этой теории являются Г. Спенсер и Г. Шурц.

  1. Теория инстинктивности и функции упражнения в игре. 

Игра – это способ подготовки к будущей трудовой деятельности. Это естественное средство воспитания и самовоспитания. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних условий.

   3.    Теория функционального удовольствия.

Игра – это средство выражения собственных чувств и эмоций, и является источником удовольствия и самоутверждения. Игра так же может быть средством реализации скрытых бессознательных желаний, которые могут иметь эротическую окраску и проявляются в ролевых играх.

  1. Теория отдыха в игре.

В игре, как ни в какой другой деятельности, ребенок имеет возможность одновременно отдохнуть и восстановить силы физически, эмоционально и интеллектуально.

  1. Теория духовного развития ребенка в игре.

Игра может использоваться как средство воспитания и подготовки к трудовой деятельности. Именно в игре ребенок учится взаимодействовать с окружающими и упражняется в нравственном поведении.

  1. Теория воздействия на мир через игру.

Игра для ребенка осмысленная деятельность, в которой он реализует свои способности, и поэтому у него формируется потребность воздействия на мир.

  1. Теория связи игры с искусством и эстетической культурой.

Игра в себе соединяет различные виды искусств и воспринимается как нечто прекрасное. Через игру происходит художественно-эстетическое воспитание ребенка. Игра – это художественное творчество детей.

  1. Труд как источник появления игры. Связь игры и труда.

По мнению Г.В. Плеханова [11] труд предшествовал игре. С научно-техническим прогрессом трудовые операции для детей стали недоступны и в результате появились уменьшенные орудия труда, т.е. игрушки.

  1. Теория абсолютизации культурного значения игры.

Игра – средство демонстрации ценностей культуры в обществе. Посредством игры ребенок выражает свое отношение к культурным явлениям.

Мы рассмотрели различные теории происхождения игры и сделали вывод, что игра – это не только развлечение и веселое времяпровождение, но так же и достаточно эффективный способ влияния на личностные качества ребенка. Следовательно, она самым активным образом должна быть включена в учебно-воспитательный процесс и должна всесторонне применяться на уроках.

В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственный правильный путь в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела.

В конце XIX века появились первые научные теории игры. Игра стала предметом систематического научного изучения с различных позиций.

Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры.

Для рассмотрения игры как педагогической технологии следует    обратиться к соответствующим научным подходам:

-процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А.Валлон, П.Ф.Каптерев и др.);

-деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д. Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.);

      -технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая           деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности     учащихся» (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров и др.).[12 ]

Существуют различные критерии классификаций педагогических игр.

  1. Классификация по виду деятельности:
  2. Классификация по характеру педагогического процесса
  3. Классификация по методике преподавания
  4. Классификация по среде или окружению, в котором применяются игры.
  5. Классификация по аналогии школьных предметов.
  6. Классификация по возрастному критерию.
  7. Классификация  по целевым ориентациям.

В процессе обучения и воспитания игры классифицируются в зависимости от поставленных целей, которых педагог стремиться достичь в результате игровой деятельности.

Функции игры:

Эмоциогенная функция: игра меняет эмоциональное состояние, поднимает настроение, пробуждает интерес. Это и удовольствие, и чувство гордости от достигнутых результатов, чувство страха перед неизведанным.

Диагностическая функция:  игра раскрывает личностные качества ребенка. В игре участник демонстрирует максимальные способности (физическую силу, интеллект, творческие способности). При внимательном наблюдении можно многое узнать об игроках по их поведению.

Релаксационная функция: в процессе игры снимается физическое и интеллектуальное напряжение, восстанавливаются силы и душевное равновесие.

Компенсаторная функция: в игре человек получает то, чего ему не хватает в реальности. Взрослый человек «пробует» и «переживает» свои неиспользованные возможности. Ребенок же «примеряет» еще не доступные возможности.

Коммуникативная функция: игра, будучи более широким фактором общения, чем речь, вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений и выводит его на подлинное сотрудничество.

Функция самореализации: игра позволяет участнику самореализовываться, так как является уникальным средством для применения и проверки накопленного опыта.

Социокультурная функция: игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка.

Терапевтическая функция: практика показывает, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. В психотерапии применяют игры для решения жизненных проблем.

1.2 Игровые технологии в современном образовательном процессе.

Современные технологии образования, как никогда ранее, опираются на психологию. Обучение игрой в полной мере соответствует не только психологии школьников. Играть любят все: и взрослые, и дети.[22] Игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период возрастного развития. На следующих стадиях игра не исчезает, а дополняет ведущие виды деятельности взрослеющего ребенка, подростка, юноши.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии  [23]в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению высоких результатов обучения. Можно сказать, что игровая технология представляет собой модель деятельности педагога и обучаемого. Цель совместной деятельности – проектирование, организация и реализация учебного процесса посредством игры. В настоящее время игровые формы обучения популярны не только в дошкольном и школьном образовании, но и в высшем профессиональном образовании, а также в обучении специалистов различных областей, в бизнесе. Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения. Так, игровая технология «деловая игра» может использоваться как самостоятельная технология в освоении учебного материала.

 В другом случае, игровые технологии могут стать элементами более обширной образовательной технологии (например, технология коллективного способа обучения). Кроме того, распространен вариант применения как формы учебного или воспитательного процесса.

Игровые технологии в обучении основаны на особенностях игровой деятельности. Как и любая деятельность, игра имеет свою структуру: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

 Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Спектр целевых ориентаций.

•   Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

•   Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий.

•   Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

•   Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

•   Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

•   В возрастной периодизации детей  особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.

Особенности игровых технологий.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты[23]:

  • Мотивационный  компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре.
  • Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.
  • Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
  • Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности.
  • Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой  деятельности с целью игры и рефлексию собственной деятельности.

Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры.

  Современные игровые технологии в обучении активно используют многоплановость игровой деятельности, которая позволяет выделить группы обучающих игр: имитационные игры, сюжетно-ролевые игры, инновационные игры и другие.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве элементов более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Выводы по главе 1.

Об учебных и воспитательных возможностях игры человечеству известно давно. В этом мы убедились в процессе изучения теоретического материала и анализа научно-методической литературы по теме исследования.

Игра – это уникальный феномен человеческой деятельности, которая помогает ребенку в становлении личности, в приобретении необходимого жизненного опыта. Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из эффективных средств обучения и воспитания.

В результате теоретического изучения материала, нам удалось дать теоретическое определение игре, проследить историю происхождения игры, найти наиболее распространенные критерии классификации игровой деятельности, а так же понять функции и значения игры в педагогическом процессе.

Обобщая все выше сказанное, мы пришли к выводу, что применение игровых технологий в процессе обучения и воспитания, могут значительно увеличить эффективность образовательной деятельности. Помогут сделать педагогический процесс менее утомительным, и сделают его более привлекательным и интересным.

Мы так же пришли к выводу, что для эффективного применения игровых технологий на уроках должны учитываться такие факторы, как возрастные и психологические особенности и потребности школьников.

ГЛАВА 2. Игровые технологии в обучении и воспитании.

  1. Игровые технологии в обучении.

Игровые технологии в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению высоких результатов  обучения. Можно сказать, что игровая технология представляет модель деятельности педагога и обучаемого. Цель совместной деятельности – проектирование, организация и реализация учебного процесса посредством игры. Современные игровые технологии в обучении активно используют многоплановость игровой деятельности, которая позволяет выделить группу обучающих игр: имитационные, сюжетно-ролевые, инновационные и другие.

Игровая деятельность формируется с учетом возрастных особенностей.  [19]  Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются  не имитационные игры.

                В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

                 Ребята действуют по игровым правилам [17] (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

                Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.

Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

 В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, [8]способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

               Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

               Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.[17]

               В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.

Период с 11-12 до 15-16 лет называется подростковым, [4] и он выпадает на период обучения в старших классах. Главная отличительная черта этого периода – это попытка отчуждения от взрослых. У подростков проявляется стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок.

               Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

           

Отрочество – это период с 11 до 13 лет, когда у детей бурно и плодотворно развиваются познавательные процессы. Ведущей потребностью этого периода, которая и влияет на развитие личности, является самоутверждение и общение со сверстниками. Именно тогда им на помощь приходят сюжетно-ролевые игры, организованных в коллективе, в рамках которых они, как правило, осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность. Сюжеты для игр они берут из фильмов.

Индивидуальные интересы к различным играм у подростков приобретают известную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители подвижных или комнатных настольных игр, футболисты или волейболисты, шахматисты и т. д.

Некоторым подросткам больше нравятся игры строительные, например, конструирование.[13]

Однако эти содержательные игры не исчерпывают всех воспитательных возможностей игровой деятельности, которые могут быть использованы в работе с подростками.

Спортивные игры тоже занимают большое место в жизни подростков. Они привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и  боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а также силу воли.

Юношество – период с 15 до 16-17 лет, возраст, когда основной содержательной характеристикой эмоций и чувств является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего.

Для подростков юношеского периода более привлекательны игры-тренинги – система игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.

Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в своей личности, для них можно организовывать «психологические игры». [15] Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.

Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников 7-20 человек. Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даёт результатов:

  • высокая доброжелательность и доверие друг к другу;
  • при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а её деятельность и способы общения;
  • впечатление о степени удовлетворенности игрой участники должны доводить до руководителя сразу.

Успешность «психологических игр» полностью зависит от степени взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем игры и её участниками.  

  В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр.

            Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

2.2. Игровые технологии в воспитании.

Важным средством и эффективной технологией воспитания является игра- воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.[6]

Чтобы управлять процессом воспитания, надо отслеживать продвижение школьников в их нравственно-волевом развитии, что требует соответствующих диагностических программ, методик и технологий. В процессе образования личности игра сможет стимулировать :

- осознание собственного роста, продвижение в познании мира;

- радость овладения более совершенными способами деятельности;

- удовольствие от процесса познавательной деятельности;

- чувство собственного достоинства;

- гордость за успех товарища.

Применительно к воспитательному процессу говорят о коллективных играх[4] (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых и др.),которые в большей степени ориентированы на формирование личности ребенка. Главный педагогический смысл коллективных игр- создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:

  • активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или поиск затруднен объективными обстоятельствами;
  • преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;
  • активизация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;
  • проявление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременно включения  их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;
  • замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;
  • совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Игра как средство воспитания имеет свои особенности.[7] Так, в ней помимо взаимоотношений , которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают  другого рода отношения- не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений ( игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.

Процесс включения в игру может разворачиваться по различным схемам в зависимости от той  позиции, которую занимает той или иной участник по отношению к игре в целом.

Развитие готовности к игре предполагает :

  • развитие внешнего интереса к игре в целом (название игры, ее участника, приз);
  • развитие интереса внутреннего (содержательная сторона игры (с кем, как, сколько взаимодействовать);
  • предварительный поиск способов выполнения игровой задачи и прогнозирование своих возможностей их осуществить;
  • формирование и принятие решения о вступлении в игру.

Все это необходимо учитывать педагогу при организации игры в учебном процессе.

Игровые технологии в воспитании детей среднего и старшего школьного возраста отличаются качественным своеобразием.[13]

  • Психофизиологическое обоснование.

      В  поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом , стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

  • Педагогический принцип.

Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.

  • Решение педагогических задач.

Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических  задач: усвоение нового и старого материала, формирование общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п.

Игровые технологии в воспитании подростков  способствует развитию зрелых социальных установок подростка, с другой – способствует компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

Использование педагогом игровых технологий  в процессе воспитания помогает участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия.

                             

                     Вывод  по главе 2 .

Изучив психологические, физиологические особенности и потребности младших школьников и старшеклассников, рассмотрев различие интересов и мотиваций, мы пришли к выводу, что игровые интересы и предпочтения у детей разных возрастов отличаются во многом.

Игра для младших школьников является средством познания окружающего мира, формирования личности и приобретения определенных навыков. В то время как для старшеклассников игра является средством для самоутверждения и формирования межличностных отношений.

Однако проведенные исследования доказали, что независимо от возраста учащихся, игра является неотъемлемой частью деятельности ребенка. Игра является не только развлечением, но и оказывает благотворное влияние на формирование личностных качеств и адекватного мировоззрения.

И так, игровые технологии способствуют воспитанию достойного человека и значительно увеличивают мотивацию ребенка к обучению, делая образовательный процесс более привлекательным и ненавязчивым.

В ходе проведенного эксперимента мы пришли к выводу, что детям очень нравится играть на уроках, самостоятельно находить выход и сложной ситуации, и демонстрировать свои умения и навыки. Мы доказали, что при грамотно организованной работе игровые технологии могу послужить ценным средством для выполнения педагогической работы.

Заключение.

Неоспорим тот факт, что игра является очень мощным средством воздействия на личность ребенка. Очевидна важная воспитательная роль игры в жизни человека. Игра имеет очень большое влияние на развитие творческого воображения, которое очень необходимо для дальнейшей трудовой деятельности.

Игра формирует положительные качества для межличностных отношений. Ребенок в игре овладевает нравственными нормами и правилами поведения.

Игра так же является довольно эффективным средством для обучения. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.

Таким образом, образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями, подтвердилась с помощью решения задач, которые были поставлены для достижения  целей.

Список литературы

  1. Книги
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1987.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: «Смысл», «Эксмо», 2006. («Библиотека всемирной психологии»).
  3. Гоноболин. Ф.Н. Психология. – М.: «Просвещение», 1973.
  4. . Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.

5. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. – Кострома, 1991.

          6.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и кл. рук-лей. М., «Просвещение»,1976.

7.Макаренко А.С. Игра. Соч. - М., 1957. Т.IV.

8.Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», 1987

9.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2004.

10.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

11.Плеханов Г. В.  Избранные философские произведения в пяти томах. М., 1956—1958.

12.     Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

13.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

14.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова и В.В. Зинченко. - М., 1989.

15.Эльконин Д.Б Психологические игры. - М.: Просвещение, 1978.

16.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

           17. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974.

  1. Интернет-ресурсы.

18/Беззубенко И.А., Игровая деятельность детей младшего

  школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.

 http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=584549# 

19.    Библиотека лекционного материала. Лекциопедия.

http://lektsiopedia.org/lek-15418.html                             

20.Васильева С.В., Голованая О.В., Ермолаева М.Г., Ткаченко М.В  

Игротека. http://igra.effective-it.ru

21.Осыка Н. Л., Игровая деятельность как основной фактор развития

ребенка  http://osyka.ru/igrovaya

22.Психологическое исследование детей школьного возраста.

 http://xn--d1aigtgr.xn--p1ai/?p=1238

               23. Игровые технологии

 http://fb.ru/article/3243/igrovyie-tehnologii-v-obuchenii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация статьи: "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ" по материалам V Международной НПК «ИНФОРМАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ГРАНИЦЫ КОММУНИКАЦИЙ» INFO\'13

Ключевые слова: Игра, мотивация, коммуникация, общение, диалог, монолог.Key words: Playing, motivation, communication, dialogue, monologue....

Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие интелектуальных способностей детей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти...

Статья "Игровые технологии в обучении иностранному языку младших школьников"

Использование  разного  рода  игр  на  уроках  иностранного  языка...

Статья "Игровые технологии как активная форма обучения на уроках географии"

Игровые технологии, как активная форма обучения в последнее время получила широкое распространение. В нашей жизни игры имеют весьма разнообразное значение. Особое значение приобретают они в учебн...

Аннотация статьи:" ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (участие в 4 Международной педагогической конференции,Образовательный портал "Академия Интеллектуального Развития")

Аннотация статьи:" ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (участие в 4 Международной педагогической конференции: Обучение и воспитание: методика и практика 2...

Статья на тему: "Использование игровых технологий в обучении истории"

В практике обучения истории на протяжении уже не одного десятка лет большой популярностью пользуются  игровые технологии. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания ...