Статья на тему: "Использование игровых технологий в обучении истории"
статья на тему
В практике обучения истории на протяжении уже не одного десятка лет большой популярностью пользуются игровые технологии. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета...
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в обучении истории
Е.В.Толкачёва, преподаватель,
Калужская область, Козельский район,
г.Сосенский, ФГБОУ СПО «Сосенский
радиотехнический техникум»
e-mail: elvito@yandex.ru, тел.: 8 (48442) 4-24-04.
В практике обучения истории на протяжении уже не одного десятка лет большой популярностью пользуются игровые технологии. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Актуальность игры в настоящее время повышается, также, и из-за перенасыщенности современного учащегося информацией. Важной задачей обучения становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения и помогает игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время [2, с.7-8]. Наконец, каждый преподаватель желает, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четкой целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в. качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [4].
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
- проводить уроки в нетрадиционной форме;
- раскрывать креативные способности учащихся;
- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- обеспечивать свободный обмен мнениями;
- учитывать возрастные психологические особенности школьников;
- организовывать процесс обучения в форме состязания;
- облегчать решение учебной задачи;
- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
- практически закреплять полученные знания;
- формировать мотивационную сферу учащихся;
- расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности [1].
Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Её основными компонентами являются деятельность (труд, упражнение) и условность (игровое состояние, выражающееся в распределении ролей и установлении правил) [2, с.9-14].
По сущностной игровой основе можно выделить:
- игры с правилами;
- ролевые игры;
- комплексные игровые системы (например, КВН).
По структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры делятся на пять видов:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры-паузы [2, с.23-24].
В своей практике, к примеру, я использую игру «Когда? Зачем? Почему?», которая по указанным классификациям может быть определена как комплексная игровая система и обобщающая игра.
Игра проходит в виде состязания команд, на которые разбивается учебная группа.
1 раунд – «Визитная карточка». Команды выбирают капитана, называют команду, придумывают девиз.
2 раунд – «Вопрос – ответ». Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку.
Примерные вопросы:
- Когда было создано единое древнерусское государство?
- Когда Русь приняла православие?
- Когда Никон провел церковную реформу?
- Когда началась династия Романовых в России?
- Когда Россия стала империей?
- Когда на русском престоле был самозванец?
3 раунд – «Словарик». Каждой команде предлагается в течение 5 минут на листе написать максимальное количество словарных слов по изученным темам.
4 раунд – «Историческое лото» . Команды получают конверт с карточками, из которых необходимо составить «исторический ряд». Например:
1240 - Александр Ярославович – р. Нева – шведы;
1380 - Дмитрий Иванович – р. Дон – Мамай;
1240 – Батый – иго – Киев;
1612 – Минин, Пожарский – Н. Новгород – Москва;
1605-1606 – Лжедмитрий – Польша – престол;
1630-1640 – Анна Иоанновна – бироновщина – Курляндия;
1653 – Никон – реформа – старообрядцы.
5 раунд – «Вопрос сопернику». Команды в течение 5 минут придумывают 3 вопроса, которые затем по очереди задают другой команде.
6 раунд – «Отгадай историческую личность». Ведущий (преподаватель) загадывает историческую личность, команды по очереди задают вопросы. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». Задача команды отгадать задуманного деятеля.
7 раунд – «Занимательные моменты истории». Вопросы задаются командам по очереди, если команда не дает ответ, то право ответа переходит к соперникам. Например:
- В старину на Руси это считалось символом мудрости. «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале 18 века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что это такое? (Борода)
- У Парижа – ладья, у Лондона – крест и меч, у Пскова – рысь. А что у Москвы? (Герб Москвы – всадник Георгий Победоносец)
- Солдат какого вида войск в России называли пионерами? (Саперов)
- Раньше купеческие союзы назывались гильдиями, а как называли в России купца, изгнанного из гильдии? (Разгильдяй)
- В начале 18 века Александр Селкирк рассорился с командой пиратского корабля и был высажен на необитаемом острове. Под каким именем он стал позднее известен всему миру? (Робинзон Крузо. Именно так назвал героя своего произведения знаменитый писатель Д. Дефо)
- Его ввез в Россию Петр Великий. Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Что это? (Картофель)
- Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка? (Большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нем)
- В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Москвичи стали называть их словом, позднее широко распространившимся в России. Как называли посетителей этого заведения? (Лодыри).
8 раунд – Создать рекламный проспект урока истории.
Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности студента, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе.
Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру группы, тип взаимоотношений между студентами, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров.
Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в группе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Банников С.В. Использование игровых технологий в обучении школьников //Справочник классного руководителя», № 2, 2009 г. – С. 54-58
- Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод.пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001. – 160 с.
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
- Педагогика: электронный учебник // Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова: http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html#P6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме «Использование дифференцированного подхода в процессе обучения математике"
В современных условиях важно осознать и принять принципиально новую педагогическую установку- каждый у4ченик может выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного тр...

Статья на тему: "Использование мультимедийных учебников при дистанционном обучении английскому языку "
Статья посвящена использованию неоторых мультимедийных учебников при дистанционном обучении английсому языку. Приводятся описания пособий и приемы работы с ними. Предназначена для педагогов, применяющ...

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"
Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках технологии"
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий" рассказывает о нескольких технологиях, применяемых учителем на практике...

Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку»
Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку» в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Смоле...

Методическая разработка урока на тему "Использование метода игровой технологии на уроке английского языка"
АннотацияВ статье рассматривается использование игровых технологий как эффективного инструмента для повышения успеваемости учащихся на уроках английского языка в среднем образовании. Нами проанализиро...
